Понимаю ,сейчас полетят камни в меня,,, все это показывает насколько мы отстали ,смотрю эти ролики с рогалло ,круто , но это 20 годы!!!развитие авиации в мире ! а тут в наши 80 годы
До 1979 года весь "цивилизованный мир" собственно летал на вариациях крыла "Рогалло". И вот французы ,на очередном чемпионате мира , произвели фурор! Фирма Ля Мойет привезла новый дельтаплан "ATLAS",который на многие,многие годы стал ЭТАЛОНОМ в дельтапланеростроении.
А вообще ....Тут речь о другом,совсем о другом.
Пожалуй единственным,доступным для полетов местом в Хабаровске был и остается до сих пор это обрыв на реку Амур. Но! Не для первоначального обучения... К великому сожалению. Вероятно по этой причине и выродился со временем дельтапланеризм в Хабаровске , как таковой. Парапланеристы же, совершенно другое поколение, с энтузиазмом освоили это место,где можно парить часами.
У нас тоже выродился, почти, хотя кругом сплошные горы. Наверное причина в чем то другом.
А парнушники, как и у вас, процветают со страшной силой, аж завидно!
Алма-Ата Ушкунур 1986 год, кажись.
Уж простите, влез в вашу тему со своими картинками из прошлого.
Рогальное начало я не застал, попал в бурную середину. Прочел ваши воспоминание и чета нахлынули свои....
История дельтапланеризма у нас почти такая же как и у вас, но с восточным колоритом.
Жаль что не умею так здорово писать как вы, а плохо не хочется.
В середине 80-х из основной массы летающих ,парящих ,выделилась команда "отщепенцев". В муках технического творчества,приспосабливая лодочные моторы, мотопомпы,мотоциклетные двигатели рожали первые дельталеты.
Вы спросите,почему же при отсутствии таких гор,как в Алма-Ате,ну или более менее подходящих для полетов в термиках, мы не воспользовались простой лебедкой,буксировочной тележкой,для затяжки на высоту где можно подхватить термик ? Ведь стоило один раз "понюхать" его,покрутиться в спиралях,улететь на несколько киллометров,и все! Ты заражен! Причин можно назвать много,но как я не перестою повторять: " Не очень хочется-не очень получается!" Тех,кто летал уверенно,для полетов "выходного дня" вполне устраивал обрыв на Амур,его несомненное преимущество -шаговая доступность . Не частые поездки в село Лазарево . У друзей в Николаевске-на-Амуре,в шикарном и в те времена пожалуй лучшем на Дальнем Востоке дельтапланерном клубе "Бумеранг", была лебедка на базе мотоцикла "Урал". Вот не помню,хоть убей,восторженных отзывов.Постоянно что-то выходило из строя... А уж об обучении страждущих и речи быть не могло!
Дай бог памяти ! Всесоюзные сборы по безопасности полетов в Ростове -на -Дону , год эдак 1982. Лето. Народу понаехало со всего Союза! Ростовчане были необыкновенно радушны , пригласили в клуб,провели экскурсию,продемонстрировали полноразмерный плаз для раскройки крыла " АТЛАСА". У них такое крыло уже было,фирменное...
Неким сюрпизом был демонстрационный фильм о тренажере для обучения дельтапланеристов . Хотя... Пожалуй еще большим сюрпризом был фильм ,отснятый красноярцами и осторожно анонсированный ими , как " Моторный тренажер для аэродинамических испытаний крыла дельтаплана". Поскольку в ДОСААФ, начальство , с трудом переваривающее взаимоотношения с дельтапланеристами,про дельтапланы с мотором знать категорически не желало,была выбрана тактика постепенного приручения. На экране,по полю, залихватски носилась трехколесная телега с мотором без крыла,а когда у уставшего от просмотров начальства,замылился глаз,на телеге чудесным образом образовалось дельтапланерное крыло... Вся дельтанутая публика затаила дыхание... Но! До полетов дело не дошло. Не рискнули парни пленочку прокрутить дальше! А теперь о другом , не менее замечательном тренажере . Тренажер был изначально придуман конструктором планеров , знаменитым Бронисом Ошкинисом , но предназначался для планеров,основная мачта ,на которой размещался планер ,была не высокой,не больше метра от земли.Ребята из Каунаса творчески переработали и привезли чертежи и информацию по новому тренажеру. Я не мог упустить такой случай,познакомились,обговорили детали . В те времена еще не все покупалось и продавалось ! Была идея через ДОСААФ разместить заказ на Хабаровском заводе "ПРОМСВЯЗЬ" на изготовление опытной партии . Один даже построили, сам принимал непосредственное участие в изготовлении. Установили на аэродроме АСК в Хабаровске. Сам испытывал.Крыло поставили SK 2. Впечатления получили сразу, и в полном объеме! При ветре около 10 метров, руки "отваливались" минут через 20. Абсолютно все эволюции, как в настоящем полете ,но в концентрированном виде. Небольшая инертность нагруженной стрелы заставляла работать на упреждение. Задача состояла в том,чтобы удержать аппарат на определенной высоте и на курсе. Как только стрела с крылом поднималась на максимальную высоту ,силы уравновешивались и начинался разворот стрелы и дельтаплана с креном. Трапецию следовало быстро прибрать и парировать крен. И так постоянно . Безопасность полная,обязательно кто-то страховал. Для первоначального обучения -лучше не придумаешь! Для нашей местности ,при почти полном отсутствии хорошего учебного склона,тренажер оказался весьма кстати.Жаль простоял он не долго,попросили убрать,якобы представлял некую угрозу для парашютистов,хотя и стоял черт знает где,рядом с кордодромом и 5 метровым забором . Такой же тренажер был изготовлен и в Николаевске-на -Амуре, в дельтапланерном клубе "БУМЕРАНГ". Имело место и коммерческое применение аж нескольких таких устройств,но уже в середине 90-х на левом берегу Амура,где народ отдыхал.В качестве аттракциона . К сожалению не сохранилось фотографий да и самих тренажеров,как впрочем и завода "ПРОМСВЯЗЬ". Не раз ,кстати посещала мысль построить тренажер,благо ничего сложного нет. Для развлечения и возможно для желающих вновь начать свободные полеты. Представленная фотография не нашего тренажера и к сожалению в обрезанном виде.Не видно основную мачту,которая стоит на земле и загруженную корзину с противовесом. У нас,кстати ,вся стрела была прямой и без изгибов на конце.
В этом году исполнилось 28 лет перелету Берингова пролива на дельталетах. Вдохновителем и организатором этого международного проекта был Евгений Генадьевич Ананьин дельтапланерист, руководитель дельтаклуба "ДАЛЬНИЙ ВОСТОК" из Владивостока, к сожалению ныне покойный. В проекте принимали участие пилоты из Чехии,Украины,Ижевска,Хабаровска,спасатель и доктор из Магадана.Вот имена участников этого перелетаЧешская команда) Иржи Зитка, Иржи Черны, оператор Михай Чорны. Пилоты из Украины: Сергей Зозуля, Анатолий Коркач. Пилоты из Ижевска: Евгений Попов,Владимир Малышев. Хабаровчанин Климкин Владимир Степанович. Доктор Аркадий Максимов и спасатель Александр Сарычев из Магадана. Кто у нас помнит об этом?
Было и такое ... Совершенно фантастическое событие в истории хабаровского дельтапланеризма! К сожалению не смог принять прямое участие в перелете,но в подготовке поучаствовать пришлось.
Порой происходят самые неожиданные события. Вот вроде просмотрены все архивные кинопленки,переписаны и оцифрованы, и вдруг совершенно случайно обнаруживается фрагмент кинохроники о котором часто вспоминаем,но найти никто у себя не может.
Весна 1987 года,апрель месяц ,тепло как летом. Обрыв на реку Амур. Лед у берега уже основательно подтаял,скоро ледоход. Обычный выезд на полеты,обучаем посадкам в контрсклон,старту с обрыва в почти полное безветрие. Дообучались ,матьчесная... Ничего не предвещало беды,как говорится . И за каким лешим его туда понесло? Вроде и береговая полоса достаточно широкая для посадки,но нет же ,решил умоститься на лед. Как сразу не провалился одному богу известно! А весь народ то на верху! Только и могли для начала проорать всей толпой,мол сиди на месте,не двигайся! Пока спустились,пока нашли на берегу какие то обломки досок ржавых листов кровельных ,неведома как туда попавших, пилот стал проявлять беспокойство и орать,что замерз . Конечно пришлось лезть в воду,по еле живым льдинам ,перекидывая доски добираться до страдальца и вытаскивать вместе с дельтапланом. А глубина в этом месте не меньше 3 метров ... В то время мы были тощими,молодыми и бесстрашными, сами себе МЧС ! На видео ,которое еще кто то умудрялся снимать, все выглядит как то просто и совсем не зрелищно . Обошлось и в этот раз.
Умер ли дельтапланеризм в Хабаровске? Пожалуй окончательно нет. Пока хоть один человек находит возможность,время и деньги ,а главное -желание летать именно в
свободном полете,дело, начатое моими друзьями , будет жить. Как- то плавно плавно и естественно перетек в парапланеризм.
Всех друзей -дельтапланеристов,дельталетчиков,парапланеристов,паралетчиков,авиаторов и всех кому посчастливилось "понюхать" неба! В России и за пределами Родины! С Новым Годом 2021! Всем- здоровья телу и покоя душе! Вот такой привет от Дедушки Мороза из прошлого века!Посмотреть вложение 458379