YaBB - Yet another Bulletin Board
   YaBB - Yet another Bulletin Board  



Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация
 

  ГлавнаяСправкаПоискВходРегистрация Закладки  
 
Органы управления (Прочитано 8944 раз)
Хboct
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 5756
Москва
Пол: male
Органы управления
22.12.06 :: 19:17:48
 
Наверное сколько людей и самолетов, столько и мнений, но все же.
Существуют разные виды решений как ручки, так и педалей. В частности сейчас вопрос по педалям: качающиеся педали более компактные и простые, но тем не менее преимущественно используются параллелограмные с поступательным движением.
В автомобилях  качающиеся педали и возможно привычнее моторика перемещения.
Кто сможет чем поделиться по теме? Хочется поставить качающиеся и пытаюсь понять подводные камни.
Наверх
 
 
IP записан
 
455
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 1004
Москва
Пол: male
Re: Органы управления
Ответ #1 - 22.12.06 :: 22:50:04
 
педали ?
Наверх
« Крайняя редакция: 23.12.06 :: 00:20:09 от 455 »  
 
IP записан
 
testpilot
Junior Member
**
Вне Форума


Я люблю этот Форум!

Сообщений: 92
ЛИИ им. М. М. Громова
Re: Органы управления
Ответ #2 - 24.12.06 :: 15:30:51
 
2 Хвост:
Я считаю, что во многом тип педалей зависит от компоновки  и габаритов кабины. Целесообразнее в каждом конкретном случае подбирать их на макете кабины.  Особенно важно подобрать  диапазон регулировки педалей под рост летчика. И чтобы делать это можно было сидя в кабине, а не до посадки в неё. Если педали все-таки делаются неподвижными (хотя мне представляется, что лучше их делать регулируемыми), то регулироваться в большом диапазоне должно кресло.
Конструктивная реализация педалей конкретного типа это, на мой взгляд, на самом деле очень серьезная проблема для  легких самолетов.
Наверх
 

01001, полосу освободил.
WWW | ICQ  
IP записан
 
Хboct
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 5756
Москва
Пол: male
Re: Органы управления
Ответ #3 - 24.12.06 :: 15:42:49
 
Спасибо, testpilot.
Вот сижу я в макете кабины под свой рост испытывая несравнимое чувство удобства  Лечу. Вообще в реальных аппаратах для меня вечные траблы с комфортным размещением. По башке
По конструкции и компоновке идеально вписываются КАЧАЮЩИЕСЯ педали с нижней осью. Возможно их разместить на площадке, которая будет иметь возможность регулировки.
Но вот вместо меня сядет настоящий и опытный пилот и скажет: да ты чего ? Ужас Для нормального самолета и реакций летчика нужно что бы была возможность двигать ногами, а не ступнями. Или это вовсе не принципиально  Озадачен Круглые глаза
Наверх
 
 
IP записан
 
testpilot
Junior Member
**
Вне Форума


Я люблю этот Форум!

Сообщений: 92
ЛИИ им. М. М. Громова
Re: Органы управления
Ответ #4 - 24.12.06 :: 16:02:20
 
Цитата:
Спасибо, testpilot.
Вот сижу я в макете кабины под свой рост испытывая несравнимое чувство удобства  Лечу. Вообще в реальных аппаратах для меня вечные траблы с комфортным размещением. По башке
По конструкции и компоновке идеально вписываются КАЧАЮЩИЕСЯ педали с нижней осью. Возможно их разместить на площадке, которая будет иметь возможность регулировки.
Но вот вместо меня сядет настоящий и опытный пилот и скажет: да ты чего ? Ужас Для нормального самолета и реакций летчика нужно что бы была возможность двигать ногами, а не ступнями. Или это вовсе не принципиально  Озадачен Круглые глаза


Да, есть еще важный момент-это высота кресла. Если  кресло "настроено" под Ваш рост и Вы для себя все прекрасно подобрали, то пришел Ваш товарищ немного длиннее или короче Вас... Ему неудобно будет все. Диапазон роста надо все равно надо закладывать.

Ему покажется неудобно, по крайней мере относительно Ваших настроек.
Если кресло у Вас нерегулируемое, и придет человек других габаритов, тем более, что Важен не только рост, но и пропорции... Очень довольный
В частности, в нормах на компоновку кабин самолетов-истребителей 1964 года был заложен минимальный рост 153 см, но при этом впервую очередь надо смотреть пропорции. Если интересно могу сбросить подробности. Подмигивание

Также на конструкцию педалей может влиять, где установлено управление тормозами основных колес: на ручке управления (Як-52) или на педалях (как на Вильге)...

Наверх
 

01001, полосу освободил.
WWW | ICQ  
IP записан
 
Хboct
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 5756
Москва
Пол: male
Re: Органы управления
Ответ #5 - 24.12.06 :: 16:15:59
 
На всех не угодить  Улыбка Буду считать, свои габариты максимально оптимальными  Подмигивание
Но конкретно для подобного аппаратика есть особенности в разнице конструкции педалей и влиянии на управляемость и устойчивоть.
Наверх
 

gbkjn.jpg (43 KB | )
gbkjn.jpg
 
IP записан
 
Владимир Раппана  vvr
Старейший участник
*****
Вне Форума


Я люблю этот Форум!

Сообщений: 737
москва
Пол: male
Re: Органы управления
Ответ #6 - 24.12.06 :: 17:43:16
 
Цитата:
На всех не угодить  Улыбка Буду считать, свои габариты максимально оптимальными  Подмигивание
Но конкретно для подобного аппаратика есть особенности в разнице конструкции педалей и влиянии на управляемость и устойчивоть.


На мой зашоренный взгляд машиностроителя, если рядная посадка - лучше качающиеся. Если одноместный или тандем - по фигу.
На длинных или коротких проще в своем, уникальном самолете сделать регулируемую спинку. Сидушку крепить жестко, а спинку двигать или под спинку что-либо подкладывать, или иметть формованный вкладыш. И не париться с регулировкой педалей. А если ты САМ катать кого то будешь - так зачем ему педали топтать? Пусть ручку держит - и все.
Наверх
 

Да здравствует легкая авиация!&&
WWW  
IP записан
 
Хboct
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 5756
Москва
Пол: male
Re: Органы управления
Ответ #7 - 24.12.06 :: 18:23:04
 
И все же наверное вопрос более не к машиностроителям  Смех , а пилотам. Существуют ли особенности в управлении на разных педалях или это несущественный момент, никак не влияющий на повадку аппарата.
Наверх
 
 
IP записан
 
Владимир Раппана  vvr
Старейший участник
*****
Вне Форума


Я люблю этот Форум!

Сообщений: 737
москва
Пол: male
Re: Органы управления
Ответ #8 - 24.12.06 :: 20:09:41
 
Цитата:
или это несущественный момент, никак не влияющий на повадку аппарата.


Ну сам-то подумай, какая может быть разница в поведении аппарата? К рулю направления приходят 2 троса. Откуда рулю направления знать, какая у тебя педальная система?

еще вот что подумал:
При системе "коромысло" при больших ходах трос больше перемещается в горизонтальной плоскости (может ногу задевать), тогда как при вертикальной качалке - качается вдоль борта и его не видно, не слышно. Скорей всего в твоей компоновке троса пойдут по борту - значит лучше вертикальная качалка, тем более, чтосразу можно предусмотреть не одно , а 2 места присоединения троса - на разном расстоянии от оси. потом пригодится.
Наверх
 

Да здравствует легкая авиация!&&
WWW  
IP записан
 
Владимир Раппана  vvr
Старейший участник
*****
Вне Форума


Я люблю этот Форум!

Сообщений: 737
москва
Пол: male
Re: Органы управления
Ответ #9 - 24.12.06 :: 20:21:46
 
Цитата:
И все же наверное вопрос более не к машиностроителям  Смех , а пилотам. .


Пардон, я пока только начинающий. Но уже
самостоятельно
Лечу!
Наверх
 

Да здравствует легкая авиация!&&
WWW  
IP записан
 
Хboct
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 5756
Москва
Пол: male
Re: Органы управления
Ответ #10 - 24.12.06 :: 20:29:11
 
Цитата:
Ну сам-то подумай, какая может быть разница в поведении аппарата? К рулю направления приходят 2 троса. Откуда рулю направления знать, какая у тебя педальная система?

Дык я собственно про моторику управления ногами-ступнями добиваюсь. Не летчик я, не испытатель. Полагаю, что у педалей, типа автомобильных, ход будет поменьше рычажного параллелограма. А как это может отразиться на поведение аппарата и чуственность пилот одному РН знать  Улыбка
По автомобильному опыту можно "играть" педалями филигранно. Но насколько подобное сравнение легитивно в ЛА не знаю, оттого и спрашиваю.   Не лечу
Как трос, тягу или боуден провести разберемся по месту.
Наверх
 
 
IP записан
 
Владимир Раппана  vvr
Старейший участник
*****
Вне Форума


Я люблю этот Форум!

Сообщений: 737
москва
Пол: male
Re: Органы управления
Ответ #11 - 24.12.06 :: 21:04:16
 
Цитата:
Цитата:
Ну сам-то подумай, какая может быть разница в поведении аппарата? К рулю направления приходят 2 троса. Откуда рулю направления знать, какая у тебя педальная система?

Дык я собственно про моторику управления ногами-ступнями добиваюсь. Не летчик я, не испытатель. Полагаю, что у педалей, типа автомобильных, ход будет поменьше рычажного параллелограма. А как это может отразиться на поведение аппарата и чуственность пилот одному РН знать  Улыбка
По автомобильному опыту можно "играть" педалями филигранно. Но насколько подобное сравнение легитивно в ЛА не знаю, оттого и спрашиваю.   Не лечу
Как трос, тягу или боуден провести разберемся по месту.


На 52-м полетай - сразу по педалям определишься. Считай что 52 - это будет недостижимый эталон.
А в простых полетах, неглубоких виражах педали-то практически не нужны - пофиг всякая моторика.
А филигранно-нефилигранно - зависит от скорости и больше неот чего (при данной конструкции и площадях рулей). Если в крейсере чутт коснуться, то на посадке, на минимальной скорости будешь их двигать по полной.
Наверх
 

Да здравствует легкая авиация!&&
WWW  
IP записан
 
КБ Альбатрос
Старейший участник
Строитель ВС
*****
Вне Форума


РП15"Каяк",РП25,РП2OO,РП201

Сообщений: 3661
Пол: male
Re: Органы управления
Ответ #12 - 24.12.06 :: 22:48:50
 
На аппаратах до 600 кг вполне достаточно работы стопы при упёртой пятке,проверено на себе,т.е на РП200.И вообще,при нормальном статич.моменте ВО,ножное упр. носит вспомогат.характер...
Наверх
 

Cмешалось всё и кони-люди,и поп с кадилом,и шампань на блюде!
 
IP записан
 
testpilot
Junior Member
**
Вне Форума


Я люблю этот Форум!

Сообщений: 92
ЛИИ им. М. М. Громова
Re: Органы управления
Ответ #13 - 25.12.06 :: 05:58:17
 
2 ХВОСТ:

На поведение аппарата в большей степени влияет в первую очередь его аэродинамическая компоновка.
Можно поставить суперпедали, но вот если не подобрано соотношение геометрических размеров аппарата и не настроена система управления самолетом по всем трем каналам, то никакая моторика Вам не поможет...  Не лечу

Мне очень понравилась формулировка vvr: "Откуда рулю направления знать, какая у тебя педальная система? "  Улыбка

Если уж говорить о координации движений рычагами управления, то управление только одними педалями рассматривать нельзя.
Тут кто-то из присутствующих в теме говорил о развороте на одной ручке. Будет выработан вредный навык и еще хуже стереотип. А потом, у Вас что аппарат рассчитан на максимально-допустимый крен 30 градусов? Ужас
Виражи с креном 45 и 60 самолетик делать то должен уметь.  А вот тут педальки-то и потребуются. Лечу









Наверх
 

01001, полосу освободил.
WWW | ICQ  
IP записан
 
Хboct
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 5756
Москва
Пол: male
Re: Органы управления
Ответ #14 - 25.12.06 :: 18:41:13
 
Итого выходит, что собственно ступней или ногой двигать - однофигственно. При прочих равных.
Это радует  Очень довольный
Цитата:
Мне очень понравилась формулировка vvr: "Откуда рулю направления знать, какая у тебя педальная система? "   

Если будет велосипедная педальная система, то РН еще очень много новых слов узнает  Улыбка
Наверх
 
 
IP записан
 
LeXa
Старейший участник
*****
Вне Форума


Это всего лишь моё скромное мнение

Сообщений: 593
Одесса
Пол: male
Re: Органы управления
Ответ #15 - 25.12.06 :: 22:44:51
 
Тут есть ещё один немаловажный момент-в параллеллограмных педалях сложнее обеспечить равномерное натяжение обеих тросов проводки.

Проиллюстрирую примером (сам с этим столкнулся)
Короче, если мы нажимаем, допустим, правую педаль, правый тросик натягивается, и продвигается в своём канале, к примеру, на 5см.
Правая сторона рычага на руле направления сдвигается вперёд на те же самые 5см.
Руль поворота поворачивается, допустим, на 15 градусов.
Левая сторона рычага сдвигается, допустим, на те же самые 5 см только назад (Если линия, соединяющая точки закрепления тросов на рычаге управления проходит строго через ось поворота руля).
То есть, левый трос натянулся на те же самые 5 см.
И вот тут опять очень важный нюанс: Чтобы трос не прослаб, или не натянулся сверх меры, нужно, чтобы и ТОЧКА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТРОСИКА УПРАВЛЕНИЯ на левой педали  сдвинулась вперёд ровно на те же самые 5 см.
То есть, опять же, ЛИНИЯ СОЕДИНЯЮЩАЯ ТОЧКИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТРОСИКОВ УПРАВЛЕНИЯ на педалях, должна проходить через ось поворота педалей.

Если вычертите схему системы управления в разных положениях, то Вы сами убедитесь в спаведливости моих рассуждений (сам спотыкался на этом Подмигивание)  В общем, моё мнение-не заморачивайтесь, и ставьте качающиеся педали. Меньше будет потом мороки с доводкой системы "До ума"
Удачи Вам!
Наверх
 

Мне бы в небо, мне бы в небо-здесь я был, а там я не был.
WWW | ICQ  
IP записан
 
LeXa
Старейший участник
*****
Вне Форума


Это всего лишь моё скромное мнение

Сообщений: 593
Одесса
Пол: male
Re: Органы управления
Ответ #16 - 25.12.06 :: 22:47:44
 
Поправочка
/И вот тут опять очень важный нюанс: Чтобы трос не прослаб, или не натянулся сверх меры, нужно, чтобы и ТОЧКА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТРОСИКА УПРАВЛЕНИЯ на левой педали  сдвинулась вперёд ровно на те же самые 5 см.
/
Конечно же, назад, "на лётчика", прошу прощения за оговорку
Наверх
 

Мне бы в небо, мне бы в небо-здесь я был, а там я не был.
WWW | ICQ  
IP записан
 
LeXa
Старейший участник
*****
Вне Форума


Это всего лишь моё скромное мнение

Сообщений: 593
Одесса
Пол: male
Re: Органы управления
Ответ #17 - 25.12.06 :: 22:58:34
 
2 ХВОСТ
А, пардон, позвольте полюбопытствовать-если на рисунке gbkjn.jpg   проектируемый Вами самолёт, то где, собственно будут находиться ноги лётчика, если вся передняя часть кабины занята двигателем? Озадачен Озадачен Озадачен
Кстати, а Вы не думали, что при такой компоновке, может быть, удобно было бы забираться в кабину через дверь-как на "Аэрокобре"? Было бы интересно...
Наверх
 

Мне бы в небо, мне бы в небо-здесь я был, а там я не был.
WWW | ICQ  
IP записан
 
Hind
Global Moderator
*****
Вне Форума


Sailplanes my love

Сообщений: 2046
Москва
Пол: male
Re: Органы управления
Ответ #18 - 26.12.06 :: 18:05:35
 
Для меня было бы принципиально иметь побольше ход педалей. А это можно и на качающихся. Напр. Бланик имеет вполне "длинноходные" педали, при этом они качающиеся с длинными рычагами и нижней осью НАМНОГО НИЖЕ ПОЛА. В маленькой кабине не имеющей "подпола" я бы сделал с длинными рычагами и верхней осью чуть ли не на уровне верхнего щитка приборки.
Наверх
 

Композиты фарэва!
Федерация планеристов.  Заходи к нам в Фейсбучек!
 
IP записан
 
Хboct
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 5756
Москва
Пол: male
Re: Органы управления
Ответ #19 - 26.12.06 :: 19:48:14
 
Hind писал(а) 26.12.06 :: 18:05:35:
Для меня было бы принципиально иметь побольше ход педалей. А это можно и на качающихся. Напр. Бланик имеет вполне "длинноходные" педали, при этом они качающиеся с длинными рычагами и нижней осью НАМНОГО НИЖЕ ПОЛА. В маленькой кабине не имеющей "подпола" я бы сделал с длинными рычагами и верхней осью чуть ли не на уровне верхнего щитка приборки.

Убедил  Улыбка
А сверху дествительно место имеется. Бум далее макетировать.
Наверх
 
 
IP записан
 
LeXa
Старейший участник
*****
Вне Форума


Это всего лишь моё скромное мнение

Сообщений: 593
Одесса
Пол: male
Re: Органы управления
Ответ #20 - 26.12.06 :: 19:51:25
 
2 HIND
/Для меня было бы принципиально иметь побольше ход педалей/
А почему бы не сделать больше рычаг на РН?
Наверх
 

Мне бы в небо, мне бы в небо-здесь я был, а там я не был.
WWW | ICQ  
IP записан
 
Хboct
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 5756
Москва
Пол: male
Re: Органы управления
Ответ #21 - 26.12.06 :: 19:58:15
 
LeXa писал(а) 25.12.06 :: 22:58:34:
2 ХВОСТ
А, пардон, позвольте полюбопытствовать-если на рисунке gbkjn.jpg   проектируемый Вами самолёт, то где, собственно будут находиться ноги лётчика, если вся передняя часть кабины занята двигателем? Озадачен Озадачен Озадачен
Кстати, а Вы не думали, что при такой компоновке, может быть, удобно было бы забираться в кабину через дверь-как на "Аэрокобре"? Было бы интересно...


Двигателя в ногах нет! Он за спиной прячется  Смех
Про дверь упорно думаю, т.к. влезать сверху с опорой на подножку то можно, но с дверью значительнее приятнее и удобнее. Проверял на себе Класс. Только дело в том, что нет уверенности, что оставшаяся часть фюза после образования двери будет успешно работать в этом сечении. Т.ч. лучшее, как говориться, ... пока отложим на потом. Но все же в этой ветке и теме другие вопросы. Давайте будем корректны и последовательны  IMHO
Наверх
 
 
IP записан
 
Hind
Global Moderator
*****
Вне Форума


Sailplanes my love

Сообщений: 2046
Москва
Пол: male
Re: Органы управления
Ответ #22 - 28.12.06 :: 01:17:12
 
LeXa писал(а) 26.12.06 :: 19:51:25:
2 HIND
/Для меня было бы принципиально иметь побольше ход педалей/
А почему бы не сделать больше рычаг на РН?


Дык, дело-то не в усилиях, на ультралайтах педали "легкие". Дело в точности движений. Ноги орган такой... сильный, но неаккуратныйУлыбка При большом ходе меньше риск "передавить" педаль случайно. А то шурование педалями может даже к штопору приводить. Не лечу На планере (а Володя - ХВОСТ именно планер строит, я не знаю что за самолет на картинке выше) качество планирования в спирали существенно зависит от оптимальной работы педалями. Лечу
Наверх
 

Композиты фарэва!
Федерация планеристов.  Заходи к нам в Фейсбучек!
 
IP записан
 
LeXa
Старейший участник
*****
Вне Форума


Это всего лишь моё скромное мнение

Сообщений: 593
Одесса
Пол: male
Re: Органы управления
Ответ #23 - 28.12.06 :: 10:30:02
 
Так правильно!
IMHO при большем рычаге на РН (на самих педалях, соответственно, меньшем) для отклонения РН на тот же угол, нужно будет большее отклонение педали
Наверх
 

Мне бы в небо, мне бы в небо-здесь я был, а там я не был.
WWW | ICQ  
IP записан
 
Хboct
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 5756
Москва
Пол: male
Re: Органы управления
Ответ #24 - 28.12.06 :: 15:49:30
 
Не Леха, что то не логично.
Есть углы, на которые РН должен вертеться, есть ход ноги. Отсюда и редукция рычагов.
Если рычаг на РН будет больше, предельные углы его отклонения пропорционально уменьшатся. Ноги уже не хватит в вираже.
Hind. У меня почта заработала  Очень довольный, но мобильник потерялся с концами и телефонами. По башке
Наверх
 
 
IP записан
 
romanovl
Новичок на форуме
*
Вне Форума


Я люблю строить самолеты!

Сообщений: 5
Re: Органы управления
Ответ #25 - 23.07.11 :: 22:30:14
 
Тут же у каждого своя технология и спорить не приходится. у каждого идей хоть отбавляй!
___________________________________
авиация аренда самолета
Наверх
 
 
IP записан