Вакуумная инфузия (Vacuum Infusion)

Tigra

Я люблю этот Форум!
Откуда
Питер
Доброго времени!

А сталкивался ли кто-нить с технологией вакуумной пропитки стекломатериалов? И какова она применительно к самолетостроению?

Что радует:
- Высокое качество пропитки стекломатериалов. Обещают заметно более лучшее соотношение веса смолы/стекла по сравнению даже с традиционным вакуумированием.
- Заметно меньше контакт человека со смолой.
- Заметное снижение трудозатрат. В смысле что многие операции теперь можно делать вообще одному... А если приглашать помошника, то можно даже жену или ребенка - ведь весь стекломатериал укладывается "по-сухому" и контакта с химией практически нет.

Для меня это самые существенные benefits...

Что НЕ радует:
- Высокие требования к смоле - должна быть СИЛЬНО жидкая и долговставаемая...
- Требуется набить руку в технологии, так как это несколько сложнее простого вакуумирования... Требуется грамотно прокладывать каналы для вакуума и эпоксидки...
- Более высокие требования к вспомогательным материалам... Типа peel-ply и какой-то сетки которая поверх кладется и помогает высасывать воздух и равномерно распределяться смоле в ламинате... В общем на первый взгляд ничего криминального, но факт остается фактом...
- Более высокие требования к надежности оборудования... Не мне объяснять чем закончится поломка вакуумного насоса (кстати, в этом случае старый добрый холодильник уже не поможет, думаю) на пол-пути "процесса"... :)

Вот здесь мужик самостоятельно строит большой тримаран в подвале. Куча фоток и видео процесса:
http://www.fram.nl/

Возвращаясь в нашу действительность... Кто работал с эпиталовскими смолами... как они по вязкости, подойдут? Как думаете? Вязкость нужна - "почти вода" :(
 

SKR

Я люблю этот Форум!
Откуда
Москва
Я работал и работаю с продкуцией Эпитал. Какую надо, такую и сделают, главное, чтобы ты сам смог определиться с параметрами смолы, которая тебе нужна.
 

Tigra

Я люблю этот Форум!
Откуда
Питер
Я работал и работаю с продкуцией Эпитал. Какую надо, такую и сделают, главное, чтобы ты сам смог определиться с параметрами смолы, которая тебе нужна.
Хм, скорее всего Вы правы... :) Сомневаюсь только что они будут заморачиваться с составом только для того чтоб я мог попробовать "как оно"... :) Я имел в виду их готовые компаунды...

И еще, Вы не пробовали эту самую инфузию? На сколько она более/менее трудоемка по сравнению с обычным вакуумированием... интересует именно личный опыт... потому как в описании можно расхвалить до бесконечности, а потом сидеть и разгребать грабли...

Спасибо!
 

merz

Я люблю строить самолеты!
Инфузион очень удобно применять в ламинировании больших плоскостей, которыми и могут являться плоскость крыла или фюзеляж.
 

Вложения

Tigra

Я люблю этот Форум!
Откуда
Питер
Инфузион очень удобно применять в ламинировании больших плоскостей, которыми и могут являться плоскость крыла или фюзеляж.
Вобщем-то на это и рассчитывал... Единственное что смутило в Вашей фотографии - как я понимаю фюз формуется в матрице? Хм.. у водоплавающих понравилось что корпус выгибается из пены по реечным направляющим собранным на простейшем стапеле... Никакой тебе матрицы...

И технология довольно интересная.... Набранную из пены корку сначала оклеивают изнутри, потом собирают обе половинки, и оклеивают собранную из двух половинок конструкцию уже целиком и за один заход...
 

merz

Я люблю строить самолеты!
Инфузион очень удобно применять в ламинировании больших плоскостей, которыми и могут являться плоскость крыла или фюзеляж.
Вобщем-то на это и рассчитывал... Единственное что смутило в Вашей фотографии - как я понимаю фюз формуется в матрице? Хм.. у водоплавающих понравилось что корпус выгибается из пены по реечным направляющим собранным на простейшем стапеле... Никакой тебе матрицы...

И технология довольно интересная.... Набранную из пены корку сначала оклеивают изнутри, потом собирают обе половинки, и оклеивают собранную из двух половинок конструкцию уже целиком и за один заход...
Вариантов много, но не забывайте, что при этом методе ламинирования используется вакуум и не имея довольно прочной позитивной или негативной формы( в моём случае негатиная), фюзеляж может просто повести.
К тому же, завернуть герметично целый фюзеляж в вакуумную пленку будет сложновато.
 

carbon

Я люблю строить самолеты!
ребята, здравствуйте. вот почитал тему. Появился недавно в Москве кит для вакуумного формования, о котором вы как раз и говорите. Там всё просто, в комплект входит всё необходимое, кроме смолы и наполнителя, для иготовления композита. Даже видео есть. также можно, при использовании подходящей смолы, клеить карбон (углепластик). Очень высокое качество изделия, сам пробовал.

Конечно, если использовать к этой технологии автоклав, то можно делать невесомые изделия. Но мой друг на маленьких детальках воспроизводил автоклав просто физическим давлением. получалось круто!

Вот ссылка: http://www.carbon-info.ru/vacuum/ там еще описания всякие есть.
 

SKR

Я люблю этот Форум!
Откуда
Москва
Tigra

Проблем нет, есть уже разработанные составы и могут сделать под твои требования. Вопрос только в одном, в серьёзности заказчика и его намерений.
Если надо, то помогу с контактами.
 
Откуда
Москва
Попробовав кучу разных вариантов смол и отвердителей могу сказать: с никаким эпиталовским отвердителем ничего путного по такой технологии не сделать.
Хотя смолу жидкую, сейчас она у них называется 247, вполне можно юзать. Очень бюджетная и достаточно жидкая в сравнении с буржуинскими. Но только не отвердители.
Наиболее подходящий комплект, из того что мне попало в руки - смола LF из R-G и отвердитель Sika ( кажется CH 80-2) от БМП кемикал. Но смола дорогущая. Потому комбинация 247 с Sika вполне жидка и доступна. Дольше  встает, в отличиии от отвердителя LF1 Aero.  Дешевле за кг и в пропорциях требуется меньше (еще экономия :) ) И цвет почти прозрачный, с легким желтоватым оттенком.
 

CS

One World — One Peace — One Love
Откуда
Moscow
Попробовав кучу разных вариантов смол и отвердителей могу сказать: с никаким эпиталовским отвердителем ничего путного по такой технологии не сделать.
Хотя смолу жидкую, сейчас она у них называется 247, вполне можно юзать. Очень бюджетная и достаточно жидкая в сравнении с буржуинскими. Но только не отвердители.
Наиболее подходящий комплект, из того что мне попало в руки - смола LF из R-G и отвердитель Sika ( кажется CH 80-2) от БМП кемикал. Но смола дорогущая. Потому комбинация 247 с Sika вполне жидка и доступна. Дольше  встает, в отличиии от отвердителя LF1 Aero.  Дешевле за кг и в пропорциях требуется меньше (еще экономия :) ) И цвет почти прозрачный, с легким желтоватым оттенком.
Какая вязкость 247 смолы? Есть цифра?
 

CS

One World — One Peace — One Love
Откуда
Moscow
...и сколько на неё идёт 80-го отвердителя...
Вязкость компаунда хочу прикинуть.
 
Откуда
Москва
Есть, но я им так же не верю  ;). По описанию двух отвердителей читаю и держу две прозрачные бутылки в руках. На бумаге коричневый более жидкий, а на практике - желтый. Многократно перечитал сам, попросил перечитать и перепроверить других. Нет, мы не идиоты, но не сходится. Т.ч. с Эпиталом только методом научного тыка в конкретную партию.
Все сравнительные эксперементы особенно наглядно проявляются при пропитывании ткани. Чем более жидкий компауд, тем быстрее и как бы само все получается. И все излишкиубираются сами по себе. С жидкими составами вообще не понятно  :eek:. Взвешиваешь ткань, точно расчитываешь нужную массу смолы и отвердителя для получения ламината 50х50 и смола в итоге остается в банке  :-/
А под вакуумом и еще выдавливается. Вот такое безобразие  ;D
С Эд 20 такое возможно, если ты успеешь феном разогреть её градусов до 60, а она не успеет встать колом.  :IMHO
Сика 30 х 100, но очень жидкий отвердитель :) Я так понимаю. что не зависимо от смолы, пропорции отвердителя одни и те же. Во всяком случае я исхожу из этого.
 

MAXIKOT

РАБОТАТЬ И ещё раз работать!
Подскажите, а есть литература по инфузии? Вдруг даже на русском, хотя навряд ли.
 

betonbomber

Грачи... налетели
А сталкивался ли кто-нить с технологией вакуумной пропитки стекломатериалов? И какова она применительно к самолетостроению?
Коллега, а сколько сотен ну или десятков изделий в месяц вы хотите клеить? Или вы "для души" это затеваиете? Исходя из экономики - процес дороже и требует более сложной оснастки чем процесс вакумирования. Ну и определённая  "сноровка- тренировка" необходимы. Ксожалению сей процесс знаю только в теории, а подводных камней там не мало. Написал об этом не потому чтоб поумничать а исключительно лиш с точки зрения экономии средств и нервов. Неужели так необходима эта технология?
 

виталя

Я люблю строить самолеты!
Доброго времени!

А сталкивался ли кто-нить с технологией вакуумной пропитки стекломатериалов? И какова она применительно к самолетостроению?

Что радует:
- Высокое качество пропитки стекломатериалов. Обещают заметно более лучшее соотношение веса смолы/стекла по сравнению даже с традиционным вакуумированием.
- Заметно меньше контакт человека со смолой.
- Заметное снижение трудозатрат. В смысле что многие операции теперь можно делать вообще одному... А если приглашать помошника, то можно даже жену или ребенка - ведь весь стекломатериал укладывается "по-сухому" и контакта с химией практически нет.

Для меня это самые существенные benefits...

Что НЕ радует:
- Высокие требования к смоле - должна быть СИЛЬНО жидкая и долговставаемая...
- Требуется набить руку в технологии, так как это несколько сложнее простого вакуумирования... Требуется грамотно прокладывать каналы для вакуума и эпоксидки...
- Более высокие требования к вспомогательным материалам... Типа peel-ply и какой-то сетки которая поверх кладется и помогает высасывать воздух и равномерно распределяться смоле в ламинате... В общем на первый взгляд ничего криминального, но факт остается фактом...
- Более высокие требования к надежности оборудования... Не мне объяснять чем закончится поломка вакуумного насоса (кстати, в этом случае старый добрый холодильник уже не поможет, думаю) на пол-пути "процесса"... :)

Вот здесь мужик самостоятельно строит большой тримаран в подвале. Куча фоток и видео процесса:
http://www.fram.nl/

Возвращаясь в нашу действительность... Кто работал с эпиталовскими смолами... как они по вязкости, подойдут? Как думаете? Вязкость нужна - "почти вода" :(
 

CS

One World — One Peace — One Love
Откуда
Moscow
Возвращаясь в нашу действительность... Кто работал с эпиталовскими смолами... как они по вязкости, подойдут? Как думаете? Вязкость нужна - "почти вода" :(
Инжекционные смолы можно зацепить, например в BMP-CHEM. Зайдите на их сайт и скачайте брошюру по материалам Sika-tooling. Вот прямая ссылка на брошюру:
http://www.bmp-chem.ru/files/sika.pdf
...на 14-й странице.

Затем заходите на сайт SIKA-TOOLING и смотрите TDS-ы уже конкретно по продуктам. Обратите внимание на вязкость композиций после смешивания, время жизни и термостойкость.
http://www.sika-tooling.com/tooling/tooling-tds/tooling-tds-alpha.htm

Если есть желание отработать технологию, лучше сразу возьмите правильные продукты, а потом уже ищите пути нахождения русских аналогов — вот мой совет.

А "возвращаясь в реальность" — если не стоит задача серийно производить очень крутые и дорогие изделия в количестве хотя бы десятков штук, с вакуумной инфузией лучше не развозиться. Очень и очень муторно и затратно.

Дальше, с Вашего позволения, немного комментариев:

>Обещают заметно более лучшее соотношение веса смолы/стекла по сравнению даже с традиционным вакуумированием.

   Мало ли что обещают ))) Хотя... намного более лучшее?..  ;)

> Заметно меньше контакт человека со смолой.

   Гы ) Это ж не полиэфирка )) Вряд ли на что-то повлияет, если сильно токсичные компоненты использовать не собираетесь.

> Заметное снижение трудозатрат. В смысле что многие операции теперь можно делать вообще одному... А если приглашать помошника, то можно даже жену или ребенка - ведь весь стекломатериал укладывается "по-сухому" и контакта с химией практически нет.

   "Заметное снижение трудозатрат"... Гы-гы )) Я бы выразился, насколько БОЛЬШЕЕ, но правила форума не позволяют...  :) А привлекать жену или ребёнка на укладку стекла — это чистый садизм  :IMHO

> Высокие требования к смоле - должна быть СИЛЬНО жидкая и долговставаемая...

   Не проблема.

> Требуется набить руку в технологии, так как это несколько сложнее простого вакуумирования... Требуется грамотно прокладывать каналы для вакуума и эпоксидки...

   Это долго, трудно, затратно.


> Более высокие требования к вспомогательным материалам... Типа peel-ply и какой-то сетки которая поверх кладется и помогает высасывать воздух и равномерно распределяться смоле в ламинате... В общем на первый взгляд ничего криминального, но факт остается фактом...

   А на второй взгляд — это просто ахтунг, т.к. опять затраты на продукты, которые только из-за границы, да ещё как-то привезти и растаможить надо. Сколько времени на это уйдёт? А сколько за это время уже изделий можно заколбасить, если взять правильные материалы?. Да ещё если и без вакуума? Ну пусть больше смолы уйдёт... уж прям звездетс как сильно больше-то?..  ;)

- Более высокие требования к надежности оборудования... Не мне объяснять чем закончится поломка вакуумного насоса (кстати, в этом случае старый добрый холодильник уже не поможет, думаю) на пол-пути "процесса"...

   При том масштабе затрат, которых требует процесс, это не самая большая проблема. Ну потеряете изделие — да и фиг с ним ) Новое можно сделать.

   Это я всё к тому, что может не надо?..  ;) Может, просто взять нормальные материалы и сделать всё без вакуума? Или, если это уж прям совсем сильно актуально, то вакуумным формованием?..
 

Serchio2000

Я хочу летать!!!
Сегодня склеили инфузией две детали - правда на автомобиль - одна из базальта(плотность близка к стеклу), другая - из угля. Может быть это дороже, сложнее, только результат - при условии того, что обе детали "отжаты", масса ощутимо отличается (размеры деталей около 1200*200), так добавить смолу при простом пропитывании - её там раз наверно в 5-7 больше.
Если честно, в постройке самолётов я полный ноль, но если тут важен вес - поверьте - оно того стоит! :~)
А насчет китов - можно сильно съэкономить пользуясь заменителями  - качество не упадет! 
А с эталом шутки плохи - забудьте про него - нестабильность - его второе имя, да и густой он очень, и температура размягчения градусов 60. а в конторе вам расскажут какие компаунды они могут намешать - не первый год слушаем!
 
Вверх