На ГЛОНАСС надейся, а GPS настраивай

P

pilot29

На ГЛОНАСС надейся, а GPS настраивай
26.12.2007 10:01 | Независимая газета
Российские спутниковые навигаторы пока работают от американских космических аппаратов

В минувший понедельник, открывая заседание кабинета министров, президент поинтересовался у первого вице-премьера Сергея Иванова, каковы успехи отечественной космической навигационной системы ГЛОНАСС. И когда он сможет «купить такой аппарат, чтобы оборудовать свою собаку Кони, чтобы она далеко не убегала». Вице-премьер спокойно обещал, что ошейник с навигатором собачка получит в середине 2008 года.

Кирпич на шею

С такой же легкостью Сергей Иванов мог бы посоветовать повесить Кони на шею кирпич. Во-первых, лабрадор с ним точно далеко не убежит. Во-вторых, если за полгода отечественные приборостроители и соорудят собачий навигатор, то размером, весом и навигационными свойствами он будет подобен кирпичу. Такие аппараты устанавливают сейчас на мусоровозах и других машинах коммунальных служб, чтобы диспетчер мог отследить их передвижение. Но работают они не в системе ГЛОНАСС, а в американской GPS.

Еще в начале месяца глава Роскосмоса Анатолий Перминов пообещал президенту, что "тысячу штук навигаторов забросят в магазины в 20-х числах декабря". Сотрудники "НГ" обзвонили крупнейшие торговые сети: "Белый ветер", "Эльдорадо", "М-Видео" и другие, но нигде обещанных ГЛОНАСС-приемников не обнаружили. Пришлось обратиться к производителю – НИИ космического приборостроения. Заместитель генерального директора Института космического приборостроения Александр Четыркин сообщил, что ГЛОНАСС-навигатор для автомобилистов должен поступить в продажу в начале января. Предприятие уже заключило договор с магазином "ИОН".

Российский навигатор с нерусским названием Glospace – двухсистемный. То есть работает не только в системе ГЛОНАСС, но и в GPS, что гарантирует надежность определения координат. Снабжен цветным дисплеем производства Южной Кореи. Отпускная цена производителя – 15–18 тыс. руб. Пока не идет речи о выпуске так называемых наладонников – индивидуальных навигаторов. Видимо, это слишком наукоемкая продукция: снизить размеры прибора до карманного затруднительно.

На 25 декабря использовалось по назначению 13 космических аппаратов ГЛОНАСС. Еще три временно выведены на техобслуживание, а два – на этапе вывода из системы, то есть скоро сгорят в атмосфере. При этом два спутника из находящихся на обслуживании были запущены еще в 2001 и 2002 годах. Это значит, что они выработали ресурс. Если прибавить к ним три новых аппарата, которые должны были запустить вчера с Байконура, можно рапортовать об успешном завершении года: количество спутников системы ГЛОНАСС превысило 20! А для навигационного покрытия территории России, по утверждению вице-премьера Иванова, требуется всего 18.

Сейчас 13 действующих спутников покрывают менее 50% территории России. При этом не всегда в зоне видимости оказываются минимально необходимые три аппарата. Иногда их появления приходится ждать более двух часов. За это время любая собака может убежать невесть куда. Нужно прямо сказать: ГЛОНАСС не работает сейчас и не будет работать нормально ни к середине, ни к концу 2008 года. Запущенные спутники у нас месяцами вводятся в эксплуатацию, а потом почти сразу могут оказаться снова выведены на обслуживание. Так что пусть лабрадор Кони отдыхает.

На обочине прогресса

По информации Роскосмоса, три новых спутника войдут в строй в феврале и тогда покрытие навигационным сигналом территории России составит 95%. Звучит многообещающе, но не хватает одного слова – "круглосуточно". И пояснения, что пользоваться сигналом смогут в основном экипажи самолетов. А на земле приему будут мешать здания, бугры, откосы оврагов и т.п. Оказался один из спутников низко к горизонту – и у части потребителей сигнал пропадает.

Пока что мы видим не успехи ГЛОНАСС, а возрождение советской традиции брать повышенные обязательства, рапортовать о перевыполнении и разводить показуху. Никто не хочет говорить правду, никто не решается вслух сравнить ГЛОНАСС и GPS, чтобы хотя бы обозначить, какими параметрами должна обладать космическая группировка. Российские спутники, например, располагаются в трех орбитальных плоскостях, а американские – в шести. В чем разница? Точность российской космической навигации – 10 метров, американской – 1 метр.

Беда еще в том, что у ГЛОНАСС нет хозяина. Спутниковую группировку опекают Космические войска и Роскосмос, а наземный компонент никому не нужен. А ведь именно в нем смысл спутниковой навигации – в приемниках и контенте. Крупнейшие электронные корпорации мира вкладывают миллионы в разработку GPS-модулей (чипсетов). Это микросхемы, которые расшифровывают спутниковые сигналы, вычисляют координаты. Их стоимость снижена уже до 10–15 долл. В 2008 году почти все фото- и видеокамеры крупных производителей будут иметь встроенные GPS-навигаторы, фиксирующие координаты места съемки. На очереди мобильные телефоны, ноутбуки, электронные игры, аудиоплееры. Про ошейники для собак и кошек говорить нечего – уже имеется широкий ассортимент.

В России нет программы развития наземных компонентов ГЛОНАСС, никто за это не отвечает. Только начался перевод в электронный формат карт России, которые будут загружаться в навигаторы ГЛОНАСС. Но если вы думаете, что российские геокешеры (есть уже такой спорт – геокешинг, ориентирование на местности с помощью GPS-навигаторов) ходят и ездят вслепую, то заблуждаетесь. Из интернета можно скачать электронные карты, оцифрованные за рубежом.

По мнению экспертов, в 2008 году будет продано 240 млн. мобильных телефонов со встроенным GPS-модулем, доход от этих продаж составит 50 млрд. долл. В уходящем 2007 году, по неполным данным, в мире продано примерно 180 млн. различных мобильных устройств с встроенным GPS-навигатором.

На этом фоне вполне логичны создание европейской системы космической навигации Galileo и разработка китайской Compass из 30 спутников. При такой конкуренции США озаботились дальнейшим ускоренным развитием GPS. Планируется мощное обновление системы. Главная задача – увеличить примерно в 500 раз мощность спутникового сигнала для преодоления различных помех. Начата разработка спутников нового поколения GPS III. Сейчас запускаются аппараты серии GPS IIR-M. Пятый из общей серии в восемь аппаратов был запущен совсем недавно – 20 декабря.

Дорогих охотничьих собак в лес без GPS-ошейника уже не водят, чтобы не потерять. Хозяину достаточно нажать кнопку, и на мобильном устройстве он увидит карту местности и свою собачку. Но эту возможность обеспечивает ему не столько NASA, сколько производители электронных гаджетов. Роскосмос и вице-премьер Иванов при всем желании не наладят бизнес в сфере средств спутниковой навигации. Нужна государственная политика, а не показуха.

Сравнительные характеристики навигационных систем GPS и ГЛОНАСС

Система GPS ГЛОНАСС Число спутников на 25.12.2007, шт. 30 18 (13 действуют) Географическое покрытие Вся планета 47,3% территории РФ Средний срок службы спутников, лет 7,5 -10 не более 5 Базовая точность определения координат, м 30-70 30-70 Точность определения координат с наземной коррекцией, м менее 1 Менее 10 Средняя стоимость гражданских навигаторов, долл. США 200 500-800 (2008 год) Ожидаемый объем рынка оборудования в 2008 году, млрд. долл. США 15 –

Виктор Мясников

Независимая газета
http://www.rambler.ru/news/events/mobile/551041754.html
 
P

pilot29

Где летают спутники ГЛОНАСС и сколько их, можно увидеть по этой ссылке:

http://www.glonass-ianc.rsa.ru/pls/htmldb/f?p=201:20:12818524058329700375::NO
 
P

pilot29

http://top.rbc.ru/politics/23/01/2008/135417.shtml

С.Иванов раскритиковал реализацию ГЛОНАСС

Первый вице-премьер РФ Сергей Иванов предупредил руководство Федерального космического агентства (Роскосмос) о персональной ответственности за невыполнение задач по ГЛОНАСС.

Как сообщил С.Иванов на заседании коллегии Роскосмоса, в деятельности агентства имеется ряд проблем. В частности, несмотря на прилагаемые усилия, многие задачи по обеспечению развертывания национальной глобальной навигационной системы ГЛОНАСС и организации ее применения решаются крайне сложно.

"Причем это касается как координации всей деятельности в рамках программы, за которую отвечает Роскосмос, так и конкретных участков работы", - сказал С.Иванов. Он отметил, что в настоящее время в недостаточной мере происходит наращивание мощностей предприятий - изготовителей космических аппаратов ГЛОНАСС. Кроме того, не достигнут необходимый уровень надежности элементов бортовой аппаратуры космических аппаратов, точностные характеристики спутников еще не соответствуют современным требованиям.

Помимо этого, С.Иванов заметил, что на российском рынке так и не появилась в свободной продаже конкурентоспособная российская навигационная аппаратура и не создана необходимая инфраструктура для массового коммерческого использования услуг ГЛОНАСС.

В связи с этим первый вице-премьер обратил внимание руководства Роскосмоса как ведомства - координатора работ по ГЛОНАСС на недопустимость невыполнения поставленных задач. "Речь идет о персональной ответственности руководителей за развитие как отдельных компонентов ГЛОНАСС, так и системы в целом", - заключил С.Иванов.

Первый вице-премьер РФ высказал замечания руководству Роскосмоса в связи со срывом срока запуска южноафриканского спутника и возникновением проблем с Казахстаном по поводу строительства нового стартового комплекса на Байконуре.

По его словам, преимущества, которые дает использование космических технологий, уже по достоинству оценили не только ведущие государства мира, но и многие развивающиеся страны. "Нам же такое сотрудничество, с одной стороны, приносит экономическую выгоду и способствует повышению качества выпускаемой на кооперационной основе продукции, а с другой стороны - позволяет получать существенные внешнеполитические дивиденды", - сказал С.Иванов.

Однако, по его мнению, так происходит лишь в том случае, если соглашения, которые заключаются Роскосмосом, выверены, а принимаемые по ним обязательства гарантированно выполняются. "Поэтому мы не вправе допускать неприятных инцидентов, подобных срыву срока запуска южноафриканского спутника или возникновения проблем с Республикой Казахстан по поводу строительства нового стартового комплекса на Байконуре", - отметил С.Иванов. Кроме этого он сказал, что количество зарубежных контактов не может идти в ущерб их качеству и одновременно никоим образом не должно влиять на деятельность в интересах российских потребителей космических услуг.

В связи с этим С.Иванов напомнил, что среди основных критериев развития космической отрасли РФ являются обеспечение национальной безопасности, конкретная экономическая выгода и возможность решения серьезных научных задач. Вице-премьер в этой связи отметил, что "освоение околоземного пространства и ближайших планет - это не самоцель для России". "Заниматься столь масштабными и затратными проектами просто так, для удовлетворения собственных амбиций или для достижения каких-то призрачных целей, мы просто не имеем права", - подчеркнул вице-премьер.

Кроме этого, С.Иванов отметил, что в условиях обостряющейся конкурентной борьбы за растущие рынки космических услуг в России навигационный спектр к 2015г. будет составлять около 60 млрд долл. Вместе с тем он сказал, что наряду с достижениями в российской ракетной технике в целом в космической деятельности сложился определенный перекос.

"Сегодня Роскосмос зарабатывает деньги в основном за счет вывода на орбиту иностранных спутников. Однако зачастую потом информацию, поступающую с этих же аппаратов, наши государственные организации и граждане вынуждены приобретать за значительно более высокую цену", - сказал С.Иванов, отметив, что подобное положение дел нужно срочно менять.

В рамках решения данной проблемы вице-премьер предложил эффективно использовать имеющийся в России задел, с тем чтобы форсировать процесс создания наукоемких продуктов и выработку коммерческих предложений с использованием космических технологий. "А уже потом, опираясь на них, предлагать потребителям наши собственные комплексы услуг, которые пользовались бы устойчивым спросом не только в России, но и за ее пределами. Если мы не сделаем этого, то постепенно превратимся в "космического извозчика", который будет лишь обслуживать иностранных господ", - заключил он.

В числе поставленных перед Роскосмосом на 2008г. задач С.Иванов одной из ключевых назвал создание нового космодрома "Восточный", который предстоит построить в Приамурье. По словам С.Иванова, там предстоит построить не просто специальные объекты, а самый настоящий новый город, и речь идет не только о новых заводах и инфраструктурных проектах, но и о самых современных архитектурных решениях при строительстве жилья. Он напомнил, что к 2016г. новый космодром должен быть готов для запуска ракет-носителей любого типа, а в 2018г. планируется осуществлять с него и пилотируемые полеты. С.Иванов указал, что до конца текущего года должны быть подготовлены все условия для развертывания крупномасштабных опытно-конструкторских работ по строительству космодрома.

Первый вице-премьер также отметил, что в текущем году необходимо заметно увеличить интенсивность запусков ракет-носителей. Так, по его словам, в 2006г. было 26 запусков, в 2007г. - уже 45.


23 января 2008г.
 
http://top.rbc.ru/politics/23/01/2008/135417.shtml

С.Иванов раскритиковал реализацию ГЛОНАСС

Первый вице-премьер РФ Сергей Иванов предупредил руководство Федерального космического агентства (Роскосмос) о персональной ответственности за невыполнение задач по ГЛОНАСС.

Как сообщил С.Иванов на заседании коллегии Роскосмоса, в деятельности агентства имеется ряд проблем. В частности, несмотря на прилагаемые усилия, многие задачи по обеспечению развертывания национальной глобальной навигационной системы ГЛОНАСС и организации ее применения решаются крайне сложно.

"Причем это касается как координации всей деятельности в рамках программы, за которую отвечает Роскосмос, так и конкретных участков работы", - сказал С.Иванов. Он отметил, что в настоящее время в недостаточной мере происходит наращивание мощностей предприятий - изготовителей космических аппаратов ГЛОНАСС. Кроме того, не достигнут необходимый уровень надежности элементов бортовой аппаратуры космических аппаратов, точностные характеристики спутников еще не соответствуют современным требованиям.

Помимо этого, С.Иванов заметил, что на российском рынке так и не появилась в свободной продаже конкурентоспособная российская навигационная аппаратура и не создана необходимая инфраструктура для массового коммерческого использования услуг ГЛОНАСС.

В связи с этим первый вице-премьер обратил внимание руководства Роскосмоса как ведомства - координатора работ по ГЛОНАСС на недопустимость невыполнения поставленных задач. "Речь идет о персональной ответственности руководителей за развитие как отдельных компонентов ГЛОНАСС, так и системы в целом", - заключил С.Иванов.

Первый вице-премьер РФ высказал замечания руководству Роскосмоса в связи со срывом срока запуска южноафриканского спутника и возникновением проблем с Казахстаном по поводу строительства нового стартового комплекса на Байконуре.

По его словам, преимущества, которые дает использование космических технологий, уже по достоинству оценили не только ведущие государства мира, но и многие развивающиеся страны. "Нам же такое сотрудничество, с одной стороны, приносит экономическую выгоду и способствует повышению качества выпускаемой на кооперационной основе продукции, а с другой стороны - позволяет получать существенные внешнеполитические дивиденды", - сказал С.Иванов.

Однако, по его мнению, так происходит лишь в том случае, если соглашения, которые заключаются Роскосмосом, выверены, а принимаемые по ним обязательства гарантированно выполняются. "Поэтому мы не вправе допускать неприятных инцидентов, подобных срыву срока запуска южноафриканского спутника или возникновения проблем с Республикой Казахстан по поводу строительства нового стартового комплекса на Байконуре", - отметил С.Иванов. Кроме этого он сказал, что количество зарубежных контактов не может идти в ущерб их качеству и одновременно никоим образом не должно влиять на деятельность в интересах российских потребителей космических услуг.

В связи с этим С.Иванов напомнил, что среди основных критериев развития космической отрасли РФ являются обеспечение национальной безопасности, конкретная экономическая выгода и возможность решения серьезных научных задач. Вице-премьер в этой связи отметил, что "освоение околоземного пространства и ближайших планет - это не самоцель для России". "Заниматься столь масштабными и затратными проектами просто так, для удовлетворения собственных амбиций или для достижения каких-то призрачных целей, мы просто не имеем права", - подчеркнул вице-премьер.

Кроме этого, С.Иванов отметил, что в условиях обостряющейся конкурентной борьбы за растущие рынки космических услуг в России навигационный спектр к 2015г. будет составлять около 60 млрд долл. Вместе с тем он сказал, что наряду с достижениями в российской ракетной технике в целом в космической деятельности сложился определенный перекос.

"Сегодня Роскосмос зарабатывает деньги в основном за счет вывода на орбиту иностранных спутников. Однако зачастую потом информацию, поступающую с этих же аппаратов, наши государственные организации и граждане вынуждены приобретать за значительно более высокую цену", - сказал С.Иванов, отметив, что подобное положение дел нужно срочно менять.

В рамках решения данной проблемы вице-премьер предложил эффективно использовать имеющийся в России задел, с тем чтобы форсировать процесс создания наукоемких продуктов и выработку коммерческих предложений с использованием космических технологий. "А уже потом, опираясь на них, предлагать потребителям наши собственные комплексы услуг, которые пользовались бы устойчивым спросом не только в России, но и за ее пределами. Если мы не сделаем этого, то постепенно превратимся в "космического извозчика", который будет лишь обслуживать иностранных господ", - заключил он.

В числе поставленных перед Роскосмосом на 2008г. задач С.Иванов одной из ключевых назвал создание нового космодрома "Восточный", который предстоит построить в Приамурье. По словам С.Иванова, там предстоит построить не просто специальные объекты, а самый настоящий новый город, и речь идет не только о новых заводах и инфраструктурных проектах, но и о самых современных архитектурных решениях при строительстве жилья. Он напомнил, что к 2016г. новый космодром должен быть готов для запуска ракет-носителей любого типа, а в 2018г. планируется осуществлять с него и пилотируемые полеты. С.Иванов указал, что до конца текущего года должны быть подготовлены все условия для развертывания крупномасштабных опытно-конструкторских работ по строительству космодрома.

Первый вице-премьер также отметил, что в текущем году необходимо заметно увеличить интенсивность запусков ракет-носителей. Так, по его словам, в 2006г. было 26 запусков, в 2007г. - уже 45.


23 января 2008г.
ГЛОНАСС, ГЛОНАСС, ты кормишь нас...
ГЛОНАСС, ГЛОНАСС, ты губишь нас...  ;D

Как я и предполагал, один (ещё будут Сочи, супертанк, мегаистребитель, подлодная водка с вертикально взлетающими ракетами... ещё чего) из имеющих место быть пропагандистских "сливов" с последующим отсыревшим пшиком вместо салюта. Видно крепко прижало, раз пришлось об стену головой ...  :eek: :) ;D

/me
 
P

pilot29

http://www.rambler.ru/news/science/spacenews/563965299.html



"Галилео - ГЛОНАСС": Европа уверенно ведет

10.07.2008 11:45 | www.rian.ru
Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.

Факт, что Еврокомиссия начинает закупки спутников и наземного оборудования для своей космической навигационной системы "Галилео", говорит, прежде всего, о том, что планы европейской спутниковой навигации, о которых так долго спорили в Страсбурге, претворяются в жизнь. После 2010 г. Европа получит собственную систему "Галилео", состоящую из 30 спутников и развитой наземной инфраструктуры. При этом независимость от американской GPS обойдется до 2013 г. в 3,4 млрд. евро.

Но игра, по мнению Еврокомиссии, стоит того. К 2013 г. "Галилео" будет устойчиво работать по предоставлению открытой системы навигации, сигнала для нужд чрезвычайных служб, коммерческих навигационных сигналов, а также сигнала для спасения пострадавших в чрезвычайных ситуациях.

Рассматривая успехи западноевропейской космической навигации, нельзя удержаться от вопроса: а как обстоят дела с ее восточным соседом - российской системой ГЛОНАСС? Вспомним, что с середины текущего десятилетия эта система провозглашалась не только как приоритетный национальный проект, но и как успешное коммерческое начинание, призванное на равных конкурировать с "Галилео" и с самим заокеанским патриархом GPS "Навстар".

Сегодня, похоже, последнюю догонять и перегонять мы не собираемся. С европейцами тягаться - надежды мало, если оценить темпы и результаты воплощения их программы. Да и, Бог с ней, с коммерцией - конкуренцией. Но хочется понять, отчего явно застопорило нашу программу? Отчего громкие заявления - постановления о необходимости ее скорейшего развертывания никак не хотят согласовываться с жизнью?

Успех любого начинания, на земле или в космосе - неважно, где и в чем, определяется, прежде всего, тем, какие задачи и в каких условиях предстоит решить, какими средствами и в какие сроки. Чем больше неопределенности и размытых формулировок в соответствующем проекте, тем меньше у него шансов стать реальностью.

Кроме того, из советско-российской истории мы знаем, что, чем помпезнее преподноситься программа, чем больше в ней определений, типа "глобальный" и "общенациональный", чем больше принимается специальных программ и создается комиссий, тем реже приходит успех.

Вспомним, что система ГЛОНАСС появилась в СССР еще осенью 1982., и достаточно успешно развивалась как чисто военное начинание. С крахом советской системы ускоренными темпами разваливалась и спутниковая навигация, которая к началу нового тысячелетия практически перестала существовать.

В 2001 г. ГЛОНАСС объявляется приоритетным национальным проектом не только в области космоса, но и экономики. Ставятся задачи конкурировать с американцами и европейцами в привлечении коммерческого потребителя. Формируется самостоятельная Федеральная целевая программа (ФЦП) "ГЛОНАСС".

Иными словами, мы пытались, да и пытаемся до сих пор сделать эту важную систему неким очередным дутым символом российского величия, без четкого осознания действительно необходимых задач, которые может в наших условиях решать спутниковая навигация.

Грандиозность замыслов при отсутствии средств на их реализацию заставляет нас уже во второй раз после принятия ФЦП корректировать эту программу. Первый раз в 2006 г., когда во главу угла ставился вопрос наращивания числа спутников. Однако в конце мая текущего года провозгласили новую главную задачу - расширение выпуска приемников ГЛОНАСС для создания масштабного рынка пользователей спутниковой навигации.

Вновь речь идет о бизнес-проекте, призванным сделать ГЛОНАСС выгодным коммерческим предприятием. Есть ли перспективы у этой системы в рамках подобных задач? Никаких.

До сих пор на орбите не было более 16 работающих спутников из 18 заявленных для покрытия всей территории России. Между тем, число 18 в большой степени произвольное. Математическое моделирование, проведенное в ряде НИИ, показало, что при таком количестве спутников надежность определения координат составляет не более 70%. Говорить о 30 постоянно работающих спутниках, несмотря ни на какие заявления, мы сможем неизвестно когда.

Что касается приемной аппаратуры, то вся история отечественных бытовых радиоэлектронных приборов заставляет глубоко задуматься в успехе ГЛОНАСС на этом фронте. Кроме того, кто и где будет пользоваться ее услугами? Кто-то всерьез занимался спутниковой рыночной конъюнктурой, которая может сложиться в России? Иными словами, кому действительно понадобится спутниковая навигация и каков может быть доход? Нет такой информации. Не считая сообщений, например, об обязательном оснащении наших и зарубежных автоперевозчиков, работающих на российских просторах, приемниками ГЛОНАСС. Но ни о каком рынке и бизнесе в таком случае говорить не стоит.

И последнее, но, может быть, самое главное. Европейская программа "Галилео", объявленная в 1999 г. как коммерческий проект, безнадежно буксовала вплоть до прошлого года. Страны ЕС никак не могли договориться между собой по размерам прибыли и вкладов в эту программу. Кроме того, сомнениям подвергалась и сама идея извлекать прибыль из спутниковой навигации.

В конечном итоге бизнес-анализ поставил крест на коммерциализации "Галилео", превратив его в чисто бюджетный проект с уже упомянутыми 3,4 млрд. евро чистых затрат.

Не просятся ли аналогии в отношении ГЛОНАСС? Если да, то где взять эти миллиарды? Не будем же мы всерьез рассуждать о том, что в России все дешевле.

Ответ прост. Вернуть заботу о спутниковой навигации тем, кому она сегодня действительно необходима - военным. Чтобы наш взводный не вычислял что-то судорожно на планшетке, опершись на собственную коленку, а, сверившись с экраном спутникового приемника, спокойно командовал "Огонь!".
 
P

pilot29

Состав группировки КНС ГЛОНАСС на 10.07.2008г.

Всего в составе ОГ ГЛОНАСС 16 КА
Используются по целевому назначению 12 КА
На этапе ввода в систему -  
Временно выведены на техобслуживание 4 КА
На этапе вывода из системы -  
 
Вверх