YaBB - Yet another Bulletin Board
   YaBB - Yet another Bulletin Board  



Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
 

  ГлавнаяСправкаПоискВход Закладки  
 
Страниц: [1] 2 3 ... 6
Сверхлегкие утки. (Прочитано 83659 раз)
Хboct
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 5756
Москва
Пол: male
Сверхлегкие утки.
15.02.09 :: 17:37:06
 
Наибольшую известность в СССР, благодаря разноуспешным участием на СЛА 84 и 85 имел аппарат "Антис". Собранный из ассортимента спортмага Улыбка, он имел неоспоримые достоинства сверхлегкого ЛА с малой нагрузкой на площадь и следовательно очень малой скоростями и дистанциями. Почти идеальный аппарат Улыбка для учебного полета в штиль в одноместном варианте.
В сети много ссылок на эскизы и описание конструкции Кондратьевым. Из фоток у меня есть лишь из "ТМ" со слета в Коктебеле 84 года. Там аппарат явно с флаттерящей общивкой не смог взлететь. На следующие год в Киеве, с латами и почти двойной обшивкой все было как надо.
На СЛА 87 был представлен схожий аппарт "Байкал". Участника нашего форума 557-го. Немного инфы есть на другой ветке http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1180454622/0
Правда хотелось бы получить по возможности более развернутую информацию по особенностям конструкции и опыту эксплуатации.
На первой фотке "Байкал". Далее фото из ТМ 85 №1
Было бы интересно услышать самого начальника транспортного цеха  Очень довольный
Наверх
 

58_002.jpg (59 KB | )
58_002.jpg
P5_1_2.jpg (15 KB | )
P5_1_2.jpg
P2_1_001.jpg (174 KB | )
P2_1_001.jpg
 
IP записан
 
MadMax
Старейший участник
*****
Вне Форума


Я люблю летать!

Сообщений: 816
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #1 - 15.02.09 :: 17:43:39
 
Поддерживаю автора предыдущего поста. Самолет по отзывам был очень прост в пилотировании, устойчив и хорошо управляем. Но только в безветренную погоду (ветер до 5 м/с). На фото Байкал, который один из авторов разбил в отвесном пикировании. Конструкция еще раз подтвердила свою надежность, пилот не получил ни царапины.
Еще немного: Самолет «Антис» построили конструкторы из Каунаса: инженер фабрики культтоваров Г.Кончус, слесарь радиозавода П.Шакалис и сварщик К.Станкявичус. «Антис» выполнен по схеме «утка». Самолет обладает высокой эксплуатационной технологичностью, легок в производстве. Конструкция «Антиса» сборно-разборная. Постройка самолета «Антис» была завершена в 1984 г. Первый полет состоялся в июле, а уже к началу смотра-конкурса СЛА-84 налет составил около 100 часов, совершенно  около 400 полетов. Летал самолет отлично.

«Антис» - одноместный ферменно-расчалочный цельнометаллический самолет. Конструкция его в основном из труб 40Х1,5 мм из Д16Т (использованы шесты для прыжков в высоту), тросовых расчалок и обшивки (лавсан, дакран). На «Антисе» научились летать самостоятельно более 50 человек.

Г.Кончус разработал и представил технической комиссии СЛА-85 всю документацию на свой самолет, включая рабочие чертежи, площадь 3,3 м2, верхнее крыло – 12,2 м2. Управление по крену – за счет перекашивания верхнего крыла.

Шасси трехколесное с управляемым носовым колесом. Колеса от велосипеда. Двигатель, расположенный за синой пилота – лодочный мотор «Вихрь-25» с водяным охлаждением. Редуктор – клиноременный.
Наверх
 

Antis.jpg (179 KB | )
Antis.jpg
 
IP записан
 
MadMax
Старейший участник
*****
Вне Форума


Я люблю летать!

Сообщений: 816
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #2 - 15.02.09 :: 18:12:06
 
Кстати первый Птенец на порядок проще Антиса. Говорю так, потому что видел рабочие чертежи обоих аппаратов.
Наверх
 
 
IP записан
 
Хboct
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 5756
Москва
Пол: male
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #3 - 15.02.09 :: 18:22:54
 
Всякая утка - птенец, но не всякий птенец - утка  Смех
У Антиса и иже с ним, совсем малые скорости. Не знаю, на сколько более или менее сложная конструкция, и есть ли вообще смысл сравнивать, но по меньшей скорости что может сравниться с подобным летадлом? Только такой же, но биплан  IMHO
Далее, по многочисленным тросам. Часть из продольных к ПГО них,мне лично, не удается найти предназначении. Т.к. жесткая пространстенная ферма фюза кажется держит все требуемые нагрузки. Но тем не менее на Антисе и Байкале одинаковая система. В том числе и управления.
Вот, до кучи и затравки, всякие артефакты Подмигивание
Наверх
 

01-2-right.jpg (138 KB | )
01-2-right.jpg
 
IP записан
 
MadMax
Старейший участник
*****
Вне Форума


Я люблю летать!

Сообщений: 816
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #4 - 15.02.09 :: 18:30:52
 
Расчаленна вся силовая схема, для придания большей жесткости конструкции (а иммено крыла и ПГО), а пространсвенная ферма фюзеляжа тут ни причем. Может тебе кто то доходчивей объяснит, у меня не выходит...
Наверх
 

P1000898.JPG (180 KB | )
P1000898.JPG
 
IP записан
 
MadMax
Старейший участник
*****
Вне Форума


Я люблю летать!

Сообщений: 816
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #5 - 15.02.09 :: 18:39:08
 
Из Крыльев Родины
Наверх
 

stat_ja.jpg (194 KB | )
stat_ja.jpg
 
IP записан
 
557
Старейший участник
*****
Вне Форума


....а летать еще интереснее...<br<br />/>

Сообщений: 3216
Байкал
Пол: male
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #6 - 15.02.09 :: 18:42:35
 
MadMax писал(а) 15.02.09 :: 18:30:52:
Расчаленна вся силовая схема, для придания большей жесткости конструкции (а иммено крыла и ПГО)
  Ну-у... в принципе где-то так видимо... Подмигивание
Наверх
 

<div class=
 
IP записан
 
Хboct
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 5756
Москва
Пол: male
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #7 - 15.02.09 :: 18:43:26
 
Хорошо, что будет, если убрать эти троса? ПГО опирается на некую базу треугольника фюза. Рама стабилизатора все равно свободнонесущая. Или есть вероятность снести ПГО в горизонтальной плоскости?
Наверх
 

tpnhjc.JPG (22 KB | )
tpnhjc.JPG
 
IP записан
 
MadMax
Старейший участник
*****
Вне Форума


Я люблю летать!

Сообщений: 816
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #8 - 15.02.09 :: 18:45:59
 
Кстати 557 и есть одним из авторов Байкала, и скромно отмалчивается Улыбка
Наверх
 
 
IP записан
 
MadMax
Старейший участник
*****
Вне Форума


Я люблю летать!

Сообщений: 816
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #9 - 15.02.09 :: 18:47:01
 
Стабилизатор может "крутить" вокруг его точек крепления (если можно так выразится), расположенных кстати практически по  центру.
Наверх
 
 
IP записан
 
557
Старейший участник
*****
Вне Форума


....а летать еще интереснее...<br<br />/>

Сообщений: 3216
Байкал
Пол: male
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #10 - 15.02.09 :: 18:47:48
 
Хboct писал(а) 15.02.09 :: 17:37:06:
Было бы интересно услышать самого начальника транспортного цеха
  Володя, а что конкретно тебя интересует по этому птеродаклю? Смех
Наверх
 

<div class=
 
IP записан
 
Lori
Старейший участник
*****
Вне Форума


CRI CRI #703

Сообщений: 1952
Москва
Пол: male
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #11 - 15.02.09 :: 18:49:15
 
Еще Антис из статьи Кондратьева "СЛА-85: анализ и перспективы" (М-К) и утка "Пари" из его книги "Самолет - своими руками".
Наверх
 

antis.JPG (198 KB | )
antis.JPG
pari.JPG (196 KB | )
pari.JPG
 
IP записан
 
557
Старейший участник
*****
Вне Форума


....а летать еще интереснее...<br<br />/>

Сообщений: 3216
Байкал
Пол: male
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #12 - 15.02.09 :: 18:57:36
 
MadMax писал(а) 15.02.09 :: 18:47:01:
Стабилизатор может "крутить" вокруг его точек крепления (если можно так выразится), расположенных кстати практически по  центру.
  Да, ось вращения передняя кромка стабилизатора...
Наверх
 

<div class=
 
IP записан
 
MadMax
Старейший участник
*****
Вне Форума


Я люблю летать!

Сообщений: 816
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #13 - 15.02.09 :: 19:03:00
 
Я имел ввиду в плосткости стабилизатора. Судя по чертежу это прямоугльник из труб, без дополнительных внутренних силовых элементов, поэтому внешние троса и удерживают его кручения в плоскости. Точки крепления, как видно по чертежу на расстоянии 120 мм друг-от-друга. выражаюсь уже сильно буквально Очень довольный
Наверх
 

P1000900.JPG (176 KB | )
P1000900.JPG
 
IP записан
 
Хboct
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 5756
Москва
Пол: male
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #14 - 15.02.09 :: 19:08:29
 
557 писал(а) 15.02.09 :: 18:47:48:
Володя, а что конкретно тебя интересует по этому птеродаклю? 

Меня интересут: Какие отличия есть в "Байкале" от "Антиса"? Если это не чистая копия, то рассматривался ли вариант установки элеронов? Больше ли масса у Байкала и почему там мопедные основные колеса?  Возможно ли избавиться от половины расчалок? НА сколько эффективен РН с обдувом и с выключенным мотором. Имеет ли возможность аппарат планировать и с каким качеством (ну хоть с камим нибудь Улыбка )?
Да вообще, какая масса, скорость, расходы рулей инерция и пр. в управлении. Все слышали, да никто не знает ничего  Ужас
Наверх
 
 
IP записан
 
557
Старейший участник
*****
Вне Форума


....а летать еще интереснее...<br<br />/>

Сообщений: 3216
Байкал
Пол: male
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #15 - 15.02.09 :: 19:30:20
 
Хboct писал(а) 15.02.09 :: 19:08:29:
Какие отличия есть в "Байкале" от "Антиса"? 

Кроме базовой аэродинамической схемы никаких сходств нет. Конструкция и сам подход к ней отличается принципиально: Антис сделан по дельтапланерной технологии, а Байкал или как у нас принято "Девятка" по ультра лайтовской, что отрицательно сказалось на скорости сборки-разборки и немного весе пустого (117кг.)....но спасло мне однажды жизнь.  Хboct писал(а) 15.02.09 :: 19:08:29:
то рассматривался ли вариант установки элеронов?

ставили эффект отличный.Хboct писал(а) 15.02.09 :: 19:08:29:
Больше ли масса у Байкала и почему там мопедные основные колеса
  набрали около 10кг по моему.. а колёса  эти значительно более живучие, на четырёх учлётов хватило до самостоятельного по кругу....правда Наталья потом снесла нахрен при посадке со сносом около 40градусов.
Наверх
 

<div class=
 
IP записан
 
MadMax
Старейший участник
*****
Вне Форума


Я люблю летать!

Сообщений: 816
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #16 - 15.02.09 :: 19:34:18
 
557, а какие были причины переноса центровки, и как она отразилась на летных характеристиках?
Наверх
 
 
IP записан
 
557
Старейший участник
*****
Вне Форума


....а летать еще интереснее...<br<br />/>

Сообщений: 3216
Байкал
Пол: male
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #17 - 15.02.09 :: 19:53:10
 
MadMax писал(а) 15.02.09 :: 19:34:18:
а какие были причины переноса центровки, и как она отразилась на летных характеристиках
  Не помню откуда, но у Антиса она вроде была - 8% (т.е. перед передней кромкой) исходя из конструктива подвески стабилизатора за переднюю кромку мы имели нагрузку на РУС на пикирование....вот штоб эту нагрузку снизить я и сдвинул центровку назад до -3 -4% ... управляемость по тангажу была отличной, по курсу тоже, в том числе и на планировании с брошеным газом. Качество на планировании на холостом ходу двигателя около 6 едениц.
Наверх
 

29_005.jpg (50 KB | )
29_005.jpg

<div class=
 
IP записан
 
MadMax
Старейший участник
*****
Вне Форума


Я люблю летать!

Сообщений: 816
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #18 - 15.02.09 :: 20:03:43
 
А какие-то наброски, эскизы деталировки остались? Меня интересует как можно максимально упростить конструкцию, если не стремится к быстроразборности. А то в оригинале куча узлов, количество которых убивает все впечатление о простоте...
Наверх
 
 
IP записан
 
nick
Старейший участник
*****
Вне Форума


Я люблю строить самолеты!

Сообщений: 2049
Украина,Конотоп
Пол: male
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #19 - 15.02.09 :: 20:07:44
 
центровка самолета схемы утка 8-20% Всах и впереди передней кромки никак не могла быть,иначе он бы не летал.
Наверх
 
 
IP записан
 
MadMax
Старейший участник
*****
Вне Форума


Я люблю летать!

Сообщений: 816
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #20 - 15.02.09 :: 20:09:32
 
nick, посмотрите на чертеж, Ц.Т. в месте нахождения пилота, как раз впереди передней кромки, и все отлично летало
Наверх
 
 
IP записан
 
557
Старейший участник
*****
Вне Форума


....а летать еще интереснее...<br<br />/>

Сообщений: 3216
Байкал
Пол: male
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #21 - 15.02.09 :: 20:16:04
 
nick писал(а) 15.02.09 :: 20:07:44:
центровка самолета схемы утка 8-20% Всах и впереди передней кромки никак не могла быть,иначе он бы не летал.
  Думаю Вы заблуждаетесь....если Вы не верите мне посморите например на вид боковой проекции в ответе №1 там кстати по моему и центровка нарисована. Подмигивание
Наверх
 

<div class=
 
IP записан
 
Хboct
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 5756
Москва
Пол: male
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #22 - 15.02.09 :: 20:32:14
 
nick писал(а) 15.02.09 :: 20:07:44:
центровка самолета схемы утка 8-20% Всах и впереди передней кромки никак не могла быть,иначе он бы не летал.  

Ключевое слово Всах эквивалентная. А она отличается от САХ основного крыла, находится впереди. В зависимости от хорды ПГО и плеча. Ориетирововочно где то впереди передней кромки крыла.

З.Ы. 557. Сергей!  Спасибо за начало разговора.  Подмигивание А есть фотка с элеронами? И хотя бы на словах, как крепили их, какая геометрия, проводка.
И как я понимаю, указанная ранее пара тросов именно на Байкале не была необходимой? Скорее подстраховочной по аналогии с Антисом?
Наверх
 
 
IP записан
 
nick
Старейший участник
*****
Вне Форума


Я люблю строить самолеты!

Сообщений: 2049
Украина,Конотоп
Пол: male
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #23 - 15.02.09 :: 20:38:45
 
наберите  в Google "центровка самолета схемы утка" и пройдите по первой ссылке. К тому же крыло на "Антисе" было прямое.А средняя аэродинамическая хорда не зависит от ПГО И ЕГО ПЛЕЧА, а зависит от формы крыла в плане.
Наверх
 

centrovka.jpg (56 KB | )
centrovka.jpg
 
IP записан
 
nick
Старейший участник
*****
Вне Форума


Я люблю строить самолеты!

Сообщений: 2049
Украина,Конотоп
Пол: male
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #24 - 15.02.09 :: 20:45:01
 
Заблуждался, был не прав. ЗДЕСЬ ЖЕ ДВЕ НЕСУЩИЕ ПОВЕРХНОСТИ.
Наверх
 
 
IP записан
 
Хboct
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 5756
Москва
Пол: male
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #25 - 15.02.09 :: 20:48:00
 
nick писал(а) 15.02.09 :: 20:38:45:
А средняя аэродинамическая хорда не зависит от ПГО И ЕГО ПЛЕЧА, а зависит от формы крыла в плане.  

Я не корректо дописал мысль. Естетсвенно Всах экв. на зависит от плеча, но  её местоположение определяется и площадью ПГО, а именно хордой. И плечем этого ПГО. Зуб даю  Смех сегодня пол дня вариации считал по тем формулам. А неделю назад по квартире модельки с детьми пускали уток разных.  IMHO

О! Пришли к конценсусу.  Лечу
Наверх
 
 
IP записан
 
olga
Senior Member
****
Вне Форума


www.manushkino.ru

Сообщений: 327
С-Петербург
Пол: female
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #26 - 15.02.09 :: 21:35:44
 
Название темы впечатляет  Улыбка
Наверх
 
ICQ  
IP записан
 
557
Старейший участник
*****
Вне Форума


....а летать еще интереснее...<br<br />/>

Сообщений: 3216
Байкал
Пол: male
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #27 - 16.02.09 :: 01:31:57
 
olga писал(а) 15.02.09 :: 21:35:44:
Название темы впечатляет  Улыбка
 Да-а... но лучше утка к небе,.....чем под кроватью. Подмигивание  Хboct писал(а) 15.02.09 :: 19:08:29:
Да вообще, какая масса, скорость, расходы рулей инерция и пр. в управлении. Все слышали, да никто не знает ничего

Взлётный вес в районе 200кг. Скорости смешные: мин.-42км/ч. крейсер - 48км/ч. и максимал - 52км/ч.... ( УС-90 я сделал из УС-250 путём выбрасывания загрузочного механизма и изменения плеч качалок привода секторного механизма привода стрелки... поэтому шкала имела цену деления в один километр в час)  Улыбка Расход рулей вполне пропорциональный и комфортный в нормальную погоду. Две небольших проблемы: постоянное усилие около 300гр. на пикирование на ручке (что впрочем не особо напрягает при получасовых полётах, а дольше я по моему раза два только летал) и недостаточная эффективность системы гоширования крыла (что отмечал и Витя Хрибков на первом Птенце, и отказался впоследствии в пользу элеронов на Птенце-2). С другой стороны, это сказывалось только на малом газу, и в болтанку немного не хватало эффективности, а так для входа в координированный разворот вполне достаточно было дачи ноги...он сам вставал в разворот с креном около 30градусов.  Подмигивание  Вообще надо отдать "девятке" должное: летала она прекрасно, на ней научилось летать почти 7 человек и одна девушка блондинка (правда крашеная, но как настоящая), я научился летать на ней за одну лётную смену, имея только небольшой дельтапланерный опыт, и сломав один раз носовую стойку (она сначала была неподрессореной). В общем это песня.... я на нём как на лисапеде потом ездил... на дельтадроме садился "в контрсклон" с пробегом 8-10метров прямо на якорную стоянку... и взлетал с неё потом подгору с разбегом 10-12м. (правда техник 6-го разряда Игорь Игнатьев хвост держал до выхода движка на взлётный режим, бо тормозов других небыло).    Подмигивание    Позднее была идея, исходившая от моего друга и соавтора прэкта Негрун Валеры, с учётом недостатков, сделать спарку, немного усилив конструкцию и с Бураном, но потом занялись как бы более взрослым проектом....и в общем руки не дошли до спарки...а жаль.  Если кому интересно с целью постройки данного агегата, попробую найти компоновочный и центровочный чертёжик...вроде где-то был. ( и потом с удовольствием приеду на облёт, допуск есть, если чо...) Подмигивание

Наверх
« Крайняя редакция: 16.02.09 :: 03:04:54 от 557 »  

<div class=
 
IP записан
 
557
Старейший участник
*****
Вне Форума


....а летать еще интереснее...<br<br />/>

Сообщений: 3216
Байкал
Пол: male
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #28 - 16.02.09 :: 01:42:39
 
MadMax писал(а) 15.02.09 :: 20:03:43:
Меня интересует как можно максимально упростить конструкцию, если не стремится к быстроразборности. А то в оригинале куча узлов, количество которых убивает все впечатление о простоте
 Конструкция очень простая... мы с Валерой Негрун его за полгода сделали (от идеи, до первого подлёта) в свободное от работы время...причем там и двигатель практически самодельный был. Улыбка
Наверх
 

<div class=
 
IP записан
 
Хboct
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 5756
Москва
Пол: male
Re: Сверхлегкие утки.
Ответ #29 - 16.02.09 :: 05:56:27
 
Пока ожидаю ответа по поводу элеронов  Подмигивание, пару мыслей на счет пикирующего момента. 09 тяжелее Антиса, геометрия, как я понимаю, та же, следовательно нагрузка и скорости побольше. У тряпошных крыльев есть особенность, чем больше нагрузка, тем больше тряпка вытягивается и увеличивается кривизна средней линии профиля. В частности у "Наськи" классической схемы, народом был замечен такой эффект с разными пилотами по массе (пилот под крылом в Ц.Т.) И более тяжелый пилот наблюдал пикирующий момент, а более легкий - нет!
Далее. ПРофиль у девятки отличается от прородителя! Как раз именно большой частью однинарной обшивки. Если принять, что латы одного или близкого профиля, то та же средняя линия профиля будет иметь совсем другую крутизну лобика. Что по идее приводит к бОльшей подъемной силе на заднем крыле и бОльшему пикирующему моменту. Добавим бОльшую нагрузки на площадь и скорости и логично предположить, что в таком виде у Байкала, относительно исходника, вполне мог быть значительно больший пикирующим момент всей системы.  Класс
Фотка крыла Байкала, НП с лева на право. Чертежи Антиса и красным Байкальская вариация.
Наверх
 

45.JPG (1 KB | )
45.JPG
54_001.JPG (10 KB | )
54_001.JPG
 
IP записан
 
Страниц: [1] 2 3 ... 6