Короткий Drang nach Westen

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
Вчера вернулся из короткой рабочей поездки по Европе. Задач было две: полетать на европейских автожирах и посетить фабрику в Хильдесхейме, где делают АЖ MTOsport и Calidus.
Полетать оказалось интереснее всего в Венгрии, на небольшом частном аэродроме Meidl (LHFM) возле городка с простым и понятным названием Fert[ch246]szentmiklos.
Это в 10 км от Австрии, в часе езды от Вены, поэтому туда и полетел из Москвы.
Запад Венгрии - земля курортов и виноградников. В небольших городках здесь множество отелей и пансионов, самого разного калибра, уровня и цены.
Я остановился в небольшом пансионе Rabensteiner в городке Fert[ch246]d - просто нашел его на карте Гугля и связался по почте. 1-2-местный чистенький номер без излишеств, с хорошим душем и с завтраком стоит там 9900 форинтов, но, услышав, что я еду на аэродром Мейдл, цену тут же снизили на 30%. Приятно.
В Венгрии, хоть она и входит в ЕС, евро официально не ходит, используется национальная валюта. Формально ввоз-вывоз валюты не ограничен, но при вывозе инвалюты из страны необходимо иметь док, подтверждающий приобретение валюты. Впрочем, граница Венгрии и Австрии вообще никак не заметна, кроме сохранившегося комплекса пограничного перехода. Там уже давно никого нет. Обменивать евро на форинты и обратно удобнее в этих самых небольших городках.
Там, где я был, местное население чаще всего говорит по-немецки, англоговорящих почти нет. 20 лет назад они еще учили в школе русский язык, но сейчас его все благополучно забыли. Не стоит надеяться понять хотя бы одно слово по-венгерски :) Однако доброжелательность населения помогает преодолеть языковые проблемы.
На фото - вид из окна моего номера тихим ранним утром.
Отсюда до аэродрома - около 4 км, погоды стояли - золотая осень, поэтому я просто взял у хозяев пансиона велосипед напрокат и с удовольствием совмещал приятное с приятным.
 

Вложения

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
Аэродром Мейдл, как я понял, единственный на сегодня оживленный частный аэродром в Венгрии. У них там пережитки социализма еще сказываются на отношениях авиационной администрации и АОН, но несколько в ином ракурсе. По рассказам ветеранов аэродрома, когда они его открывали, власти легко дали разрешение на полеты (воздух там был открыт при вступлении в ЕС) и прочие дела. Но когда на аэродроме быстро появились первые два десятка ЛА, в администрации случилась легкая паника, потому что это было больше, чем во всей остальной Венгрии. Правда, в отличие от нас, паника случилась не потому, что кто-то увидел в этом неокученный источник наживы, а просто потому, что "много летают!", надо было убедиться в практической безопасности полетов. Это, впрочем, оказалось не сложно и сейчас там летают гораздо больше.
Раннее утро, видимость - 100 м. Несколько пилотов томятся в кафе в клубном здании. На мой вопрос: почему никто не летает, с понимающим хохотом ответили - ждали тебя  :~)
 

Вложения

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
Впрочем, ясно было, что через час-другой туман разгонит солнце, поэтому потихоньку публика готовила аппараты.
В Мейдле обитает самая крупная в Европе популяция автожиров - я насчитал 17 машин. В основном это MTOsport, три штуки Xenon и по одному Calidus, Magni M24 Orion и ELA.
Все вместе это - австрийский автожирный клуб www.gyro.at , хотя владельцы аппаратов и регистрации - немецкие, австрийские, венгерские, словацкие, итальянские и т.д.
Предводитель клуба - Энди Зибенхофер, приятнейший молодой человек, один из наиболее опытных пилотов Европы. Его часто приглашают облетывать новые машины (я уж тут иногда буду чисто наши АЖ-вещи упоминать, но постараюсь не грузить подробностями). Именно он, в частности, облетывал австрийский ArrowCopter и тот болгарский кабинет, про который недавно упоминали.
Энди, как и я, попал в эту кухню не из профи - до того он 9 лет был пилотом тепловоза. Сейчас занимается инструктажем по всему миру, в т.ч. в США. Это он в заднем кресле "Калидуса".
 

Вложения

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
Радиообмен в Мейдле идет на немецком, но он совсем ненавязчивый даже когда в воздухе становится тесновато. Никто не докладывает развороты, запуски и т.п. - если в этом нет насущной нужды. Правила игры все знают и понимают, дядька-диспетчер не торчит на вышке, как привязанный, а частенько бегает по аэродрому с рацией в руке по каким-то своим делам. Но при этом ни разу не чувствовалось ни малейшего напряга.
За ИВП деньги не берутся - только за базирование и другие наземные услуги, типа топлива, кафе и т.п. Соответственно, никто не сидит с карандашом, считая круги, нет нужды тратить время на подсчеты и обсчеты. Поэтому в Мейдл летят со всей Европы тренироваться самые разные ЛА. Не видел я там только вертолетов.
Первый наш полет начался при нижней кромке метров 70, ходили по кругам, но где-то через час включили солнце, в облаках появились быстро увеличивающиеся разрывы и мой строгий инструктор тут же предложил забраться наверх и полетать зону. Calidus ведет себя на маневрировании просто и понятно, поэтому уже через десять минут мы с визгами и воплями носились между облаками, т.е. обменивались опытом техники пилотирования.
Большая стая то ли ворон, то ли галок на всякий случай свалила подальше.
 

Вложения

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
Минут через десять появился ELA, в котором явно сидели такие же оторванцы. По скорости и маневренности мы их явно превосходили. Жалко, что не получилось толком поснимать в воздухе, т.к. мы все-таки были настроены делом заниматься.
 

Вложения

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
Облака вскоре исчезли совсем, аппаратов в воздухе стало побольше, а мы продолжили тренировки. Calidus оказался гораздо более скоростным аппаратом, чем я ожидал. Стоит чуть больше, чем надо, отдать ручку от себя - и аппарат мгновенно разгоняется, причем на скорости 160-180 кмч это никак не ощущается в комфортной закрытой кабине. Ни увеличения шумов, ни возрастания вибрации. На нашем стоял Rotax-914, но его турбиной мы пользовались только на взлете. Стоял там и ВИШ Ivoprop, но им мы тоже не пользовались, чтобы не отвлекаться. Стоял там и glass cockpit, отлично читаемый при разном освещении. Каюсь, чтобы быстрее пристреляться к положению капот-горизонт, поначалу использовал авиагоризонт этого дивайса как шпаргалку. Оказалось удобно.
 

Вложения

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
Первые полтора часа пролетели на одном дыхании. Публика на аэродроме тем временем ожила, из ангаров начали потихоньку выгребать другие аппараты.
 

Вложения

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
Еще обитатели ангаров. Почему-то не попал в кадр Китфокс или его близкий родственник. На борту у него я углядел скромный штемпель: 25 000 км, Венгрия-Сидней, 2003 г.
 

Вложения

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
В воскресенье вечером этот Comet к всеобщему восторгу зажигал над полосой с могучими дымами.
Дельтики пару раз выползали на заходе солнца.
 

Вложения

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
Очередь на заправку. При заливке топлива обязательным является заземление аппарата - для этого от заправочной будки тянется провод с крокодилом, который цепляют за что-нибудь металлическое на аппарате.
Топливо заливают из типовой раздаточной колонки, только дырка у пистолета меньшего диаметра, чем на автомобильных АЗС.

Аэродромная метеостанция. Надпись гласит:
Если веревка сухая - погода хорошая.
Если веревка висит - ветра нет.
Если веревка мокрая - значит, осадки.

Городок парашютеров. Живьем никого из них в эти дни не было.
 

Вложения

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
Самые бодрые дни на аэродроме, как и положено - выходные. Мейдл превращается в этакий Вавилон, где одновременно слышна речь на десяти языках. Публика прилетает со всей Европы: кто потренироваться, кто проездом, кто просто пообедать.
В этой "Экстре" прилетели тренироваться два сурового вида усатых дядьки в матерчатых шлемах. Ничего такого особенного они, правда, в воздухе не показали, но вид имели весьма неприступный.
 

Вложения

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
На автожирах там летали и две девчонки. Одна еще учится, а эта австрийская пилотесса уже летает сама.

Xenon летал только один, интереса к нему никто не проявлял, кроме его владельца-итальянца.
 

Вложения

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
В воскресенье - пик активности, и на перроне, и в воздухе, и в кафе. При всем при этом нигде нет суеты. Даже намека на нее.
В окрестных садах пасутся лошадки, в паре сотен метров от полосы (она ограждена легким заборчиком) в поле - несколько семей кабанов, косуль и оленей - наверное, привели детей посмотреть на самолетики. Я, правда, так и не успел запечатлеть эту идиллию.
 

Вложения

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
По утрам и вечерам успел слегка посмотреть окрестности. В нескольких сотнях метров от моего пансиона находится огромный замок-дворец Эстергази - европейский памятник, сейчас - музей. Судя по всему летом здесь много туристов, но сейчас никого нет.
В музей я не сходил - не до того было.
 

Вложения

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
А позади дворца - огромный парк. Небольшая часть его, примыкающая к дворцу, старательно спланирована и ухожена. Тут они, похоже, в прятки играли в былые времена.
Мне не повезло - ни одна пастушка младая из-за этих муравейников так и не выглянула. Сторож с берданкой, впрочем, тоже.
 

Вложения

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
Вторая часть парка - совершенно дикая, растут преимущественно дубы и что-то вроде греческих орехов. По утрам множество разных птичек заливаются. В глубине, как полагается, - дачный домик тех, кто томился во дворце.
 

Вложения

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
Городки Фертёд и Фертёзентмиклош выглядят тихо и скромно. Народу на улицах почти не видно. На машинах ездят, правда, быстро и, как мне показалось, часто довольно рискованно.
Дома, в основном, небольшие одноэтажные, хотя ближе к окраинам калибр и имидж становятся солиднее.
 

Вложения

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
Через каждые сто метров можно наткнуться на вывеску "Penzion". Иногда это просто небольшой жилой дом, где, видимо, можно снять комнату с завтраком. Иногда - что-то побольше. Но все, что там увиделось, отличается чистотой и ухоженностью. Любят они то место, где живут. И стараются, чтобы оно выглядело уютным.
 

Вложения

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
В нескольких местах неброско стоят небольшие памятники разным войнам и сложным периодам. Главное место среди них, видимо, эта церковь (венгры преимущественно католики). Один памятник - первой большой войне, второй - самой большой. На нем - имена жителей города, погибших тогда. На памятнике первой мировой с задней стороны - отдельная надпись про что-то там с американцами, так и не понял, а спросить было не у кого.
 

Вложения

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
Сама церковь, наверное, служит и клубным местом, где собираются, чтобы обсудить проблемы городка. По периметру, как я понял - могилы служивщих в ней когда-то. Судя по датам, этому храму уже больше четырехсот лет.
 

Вложения

Вверх