Радиопомехи

Старый Макс

Улетел навсегда. Погиб в Непале
Коллеги подскажите пути решения проблемы ...на самолёте ,двиг.(Р-912 ) радиостанция М-760 постепенно ухудшалось качество передачи.На приём без проблем ,причём с обеих гарнитур (Дэвид Кларк).Приходится брать Ви Икс А -150 для работы на передачу  :(
такое ощущение ,что виновата электросеть -даёт помехи в микрофонную цепь ???
 

радиомеханик

Связь- нерв армии!!!
Здраствуйте!
  Учитывая свой многолетний опыт специалиста по ремонту радиостанций, хочу дать вам несколько общих рекомендаций которые подходят ко всем радиостанциям не только авиационным, поскольку с вашей радиостанцией я к сожалению не знаком.

   1.Как вы подозреваете бортсеть, на это могу ответить следующее: поскольку микрофонная цепь радиостанций, а особенно авиационных это очень ответственный узел который имеет отличные фильтра, а в некоторых и отдельный стабилизатор питания , которые при самой плохой бортсети обеспечивают нормальную работу микрофонной цепи. В качестве профилактики внимательно осмотрите провода разводки гарнитур по самолету, разьемы подключения гарнитур, экраны кабелей, особенно в местах подключения к радиостанции, ( всякие грызуны очень любят повреждать экраны кабелей), также обратите внимание на подсоединение радиостанции к общему проводу ( корпусу самолета, если таковой есть),осмотрите провода которыми соединены генератор, реле-регулятор, аккумулятор и радиостанция между собой, на отсутствие плохих контактов, окислений, искрений.Но думаю что дело не в бортсети поскольку на прием вы ни чего не слышите , а микрофонная цепь защищена от помех бортсети на много сильнее.

   2.Также проверте антенно-фидерное хозяйство вашего самолета ( антенну,кабель, разьем подключения к радиостанции), по возможности проверте степень согласованности антенны с радиостанцией при помощи КСВ-метра, при нарушении согласования радиостанции с антенной ( до определенного момента, покане срабатывает защита выходного каскада от рассогласования с антенной) на корпусе радиостанции появляются блуждающие высокочастотные токи которые наводятся на электретные микрофонны гарнитур и служат источником очень сильных помех (электретные микрофоны чрезвычайно восприимчивы к высокочастотным наводкам) тем более если разводка гарнитур по самолету выполнена не экранированным проводом.

    3.Если все это не дает результата , то проблема в радиостанции .  Могу выссказать свое предположение , поскольку меня в течении двух недель завалили аппаратурой( телевизоры, видео-контрольные устройства переговорных устройств, компьютерами) которые в связи с холодами находились в помещениях где температура была ниже + 15 градусов и в них начинали выходить со строя электролитические конденсаторы , при этом симптомы очень похожи на ваш случай, все происходило постепенно.Смею предположить что ваш самолет хранился  в не отапливаемом ангаре или даже на улице , и в микрофонной части вашей радиостанции начали выходить из строя  электролитические конденсаторы ( они очень чувствительны как к нагреву так и к охлаждению).
Если у вас нет квалификации по ремонту радиостанций я КАТЕГОРИЧЕСКИ не рекомендую заниматься ремонтом самостоятельно , вы только усугубите ситуацию и специалисту придется сначала убирать то что вы накуролесили , а потом искать истинную неисправность, и это вам влетит в приличную копеечку.Найдите или хорошего специалиста или фирму которые сделают вам качественный и профессиональный ремонт.

                  Удачи вам.
 
виновата электросеть -даёт помехи в микрофонную цепь 
Поробуй такую http://www.platan.ru/cgi-bin/qwery.pl/id=620471816&group=46403 или подобную штуку. Если помехи исчезнут - в борт сети грязь.

температура была ниже 15 градусов 
А у него вряд-ли температура ниже нуля опускается.  ;)

При любом раскладе - искать причину и устранять. (Не фильтрами - а именно причину).
 

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
Самым простым вариантом будет вероятно найти местных "головастиков" (радиолюбителей). Они Вам и КСВ проверят и определят на месте практически все внешние проблемы, связанные с питанием или антенным хозяйством. Для того, чтобы разобраться с помехами от внутренней сети просто выключите все потребители и естественно не включая двиг попробуйте качество работы радиостанции на передачу. Если ничего не меняется, то виновата точно не сеть. Вторым этапом проверьте КСВ. Это как правило одна из основных причин, по которым качество передачи существенно ухудшается. Если не можете проверить КСВ, попробуйте несколько антенн и посмотрите разницу. Антенны лучше подсоединять на свой кабель, исключая проложенный в самолете кабель из причин проблемы. Если ничего не вышло и радиостанция на передачу продолжает работать плохо, несите её к доктору.
 

d_v

Откуда
Москва
Приходится брать Ви Икс А -150 для работы на передачу
А VXA-150 при этом питается от бортсети? Если да, то бортсеть точно не при чем. Вообще, помехи от борта, как отметил Admin, легко определяются опробованием станции при выключенном двигателе.
 

Старый Макс

Улетел навсегда. Погиб в Непале
простым вариантом будет вероятно найти местных "головастиков" (радиолюбителей
уважаемый Админ ,ВЫ нас улыбнули  :) насчёт местных радиолюбителей ...
пытался отремонтировать до этого Ви Икс А -150 ,её возили по всему Непалу ,а на Митинском рынке мне мужик её сделал (истина!) за 20 минут !
А VXA-150 при этом питается от бортсети? Если да, то бортсеть точно не при чем.
Нет эта станция питается от своего аккумулятора

но по перечню работ наверно вы все правы -переставил антенну ,почистил контакты и ..кажется стало лучше :-/
Спасибо радиомеханику за развёрнутую консультацию!  Где бы тут ещё ТАКОГО механика найти ?
 

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
уважаемый Админ ,ВЫ нас улыбнули насчёт местных радиолюбителей ...
пытался отремонтировать до этого Ви Икс А -150 ,её возили по всему Непалу ,а на Митинском рынке мне мужик её сделал (истина!) за 20 минут !
Так поставьте в профиле НЕПАЛ, хотя и там вероятно есть головастики, только их труднее найти.

но по перечню работ наверно вы все правы -переставил антенну ,почистил контакты и ..кажется стало лучше
Какие контакты чистили? Фото выкладывайте, а то может кабель у Вас не качественный просто лежит и теряет половину мощности (такое бывает), да и заделка разъемов тоже должна быть по человечески сделана. На прием почти ничего не заметите, а на передачу будет заметна сильно любая небольшая оплошность.
 

Старый Макс

Улетел навсегда. Погиб в Непале
А с выключенным двигателем на передачу попробовал? 
пробовал ... работает и на передачу (на дальность не пробовали ,но недалеко -нормально )
то есть ,получается сама станция нормальная .
поставьте в профиле НЕПАЛ, хотя и там вероятно есть головастики, только их труднее найти.
сразу говорю -сам не кампутерный головастик  :-? подскажите КАК? но кое что ...умеем ВКЛ и ВЫКЛ   ;)
может кабель у Вас не качественный просто лежит и теряет половину мощности (такое бывает), да и заделка разъемов тоже должна быть по человечески сделана. На прием почти ничего не заметите, а на передачу будет заметна сильно любая небольшая оплошность. 
...кабель качественный ,заделки пришли со станцией ,как и антенна тоже ,немного экспериментировали до этого установивши антенной дюралевую трубочку длинны соответстующей частоте 123,8  (фирменная антенна была немного короче ) а кабель ,да лежит в фюзеляже ,как это может влиять ? Что его подвешивать надо? :-?
Поначалу то всё работало !!!!!И есть явная проблема с электросетью ,особенно заметно при включении фары параллельно с проблесковыми маяками ...появляется опять таки ПЕРЕМЕННЫЙ шум ,то сильно ,то не очень .Причём явно связанный с оборотами двигателя
мож кто будет лететь к нам из форумян да захватят фильтр ;D ;D ;D
 

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
а кабель ,да лежит в фюзеляже ,как это может влиять ? Что его подвешивать надо?
не, прокладывать. Я имел ввиду не саму процедуру, а качество кабеля. Где он лежит не важно, только убедитесь что лежит без переломов и нигде не перетирается. В остальном, без ньюансов может прокладываться по механике. По электрике, посмотрите, чтобы кабель антенны не лежал паралельно или близко к кабелю питания проблестковых огней (там большие напряжения и импульсы, способные нарушать нормальную работу радиостанции). Если посадочная фара ксенон, то система энергопитания этой лампочки тоже дает помехи и очень не слабые. На железном авто не очень заметно, а на самолете шумит очень сильно. Магнето и проводка свечей зажигания тоже оказывает влияние на качество работы станции. Нужно разводить их как можно дальше. Правильная прокладка всего этого хозяйства и правильная заделка кабелей 95% успешной работы станции и без фильтров. Нужно лечить проблему, а не бороться со следствием  ;)

сразу говорю -сам не кампутерный головастик подскажите КАК? но кое что ...умеем ВКЛ и ВЫКЛ
Кабинет - профиль - редактирование профиля - местоположение    Там написать то место, где Вы находитесь. Половина вопросов отпадет сразу  ;)
 

d_v

Откуда
Москва
Я вот чего подумал: а если отвалился, или от времени протух какой-нибудь конденсатор в станции в цепи фильтрации помех по питанию? Тогда она будет при выключенном моторе и бортовой электронике нормально работать.
 

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
Чтобы в "полевых" условиях понять что с радиостанцией по мощности можно провести простой эксперимент:

Берем заведомо рабочую радиостанцию похожей мощности и тестируемую, располагаем их антенны рядом. На некотором расстоянии от антенн (должно быть одинаковым) ставим микроамперметр (лучше стрелочный) с подключенным к нему диодом. Попеременно включаем обе радиостанции на передачу. Если отклонение стрелки будет сравнимым, то мощности будут близки. Даже отклонение в 2 раза меньшее не очень большая проблема, а если разница в разы = отправляйте станцию к доктору. Этот тест позволит проверить сразу антенну/кабель/выходной каскад.
 

Старый Макс

Улетел навсегда. Погиб в Непале
Чтобы в "полевых" условиях понять что с радиостанцией
спасибо Сэр за содействие ,действительно у нас полевые условия  :) хоть и не в поле ,советы бывалых помогают ,сегодня пять часов сделал ...замечаний особых не было на рабочей частоте ...на запасной ,что переговариваемся между собой говорят опять хрюкало  :-[
работаем дальше  :~)
проблему со связью на каком ВС ?
Это существенно влияет на ответ
..а самолёт любимый майора и мой -А-22 ...(радио сами ставили)
 

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
..а самолёт любимый майора и мой -А-22 ...(радио сами ставили)
фотки выкладывайте, может затенение или ещё какие проблемы. Посторонними глазами можно увидеть то, что пропускается мимо владельцем.

говорят опять хрюкало
Что такое хрюкало? Посторонний шум/свист/перебои в приеме. Микроэйр бывает от влажности уезжает по частоте. После прогрева и подсыхания проблема исчезает.
 

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
Макс , на вкус и цвет ...ну ты в курсах ...)))


Что до радиосвязи , какая антенна стоит на самолёте ? Не тали что поставляется с самолётом А-22 производителем? Коаксиальная проводка была уже или сами прокладывали ?
Дима прав , рекомендую  фотографировать по элементно и выкладывать в этой теме. Если увидим косяк , сразу ГУКНЁМ!)
 
J

jfb

на запасной ,что переговариваемся между собой говорят опять хрюкало
Если хрюкает на передаче, то это может быть перемодуляция несущей по амплитуде, т.е., когда модуляция превышает более 80% - отсюда и искажения ( может быть с СПУ напутано, уровень сигнала НЧ высокий идет)... а вот если предположить, что на самолете неисправно антенно- фидерное хозяйство, то скорее не хрюкало, а наоборот шептало очень тихо - типа, как без антенны ...
Опять же, это только догадки ...
 

радиомеханик

Связь- нерв армии!!!
Всевозможные хрюкания , подплакивания по научному ( девиация частоты ) бывают только при проблемах с электропитанием, как с внутренним это когда ответственные каскады радиостанции например гетеродин питаются от отдельных стабилизаторов напряжения , и когда  по каким либо причинам стабилизатор перестает выполнять свои функции , на прием это слабо выражается , а на передачу когда выходной каскад начинает брать приличный ток от бортсети, то появляется сильная просадка напряжения и появляется такой косяк как у вас.

  Внешняя проблема выражается в том что  производитель  рекомендует работу при определенных параметрах электропитания  например  27В плюс минус скокото процентов и только при невыходе за границы этих параметров он гарантирует нормальную работу радиостанции. И когда на всевозможных переходных колодках, тумблерах, предохранителях, в которых плохой контакт, окисления, подгорания, и на этих проблемах появляется сильное падение напряжения, которое сильно проявляется на передачу , то бортсеть выходит из параметров необходимых для нормальной работы радиостанции , и появляется такой косяк как у вас.Вот почему в инструкции по монтажу професиональных радиостанций ICOM в автомобиль производитель НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЕТ  провода питания как плюсовой так и минусовой  ( а они довольно толстые) подсоединять  непосредственно к клеммам аккумуляторной батареи , только  тогда производитель гарантирует нормальную работу радиостанции.
  По сему обратите внимание на эти цепи. Еще один момент если на плюсовом проводе кабеля питания есть предохранитель  внимательно его осмотрите , обычно там слабенькие контакты и они подгорают, окисляются (в меня было пару случаев) , почистите их а я рекомендую этот предохранитель просто припаять к проводам, если вас смущает то что вы быстро не замените предохранитель , не обольщайтесь , такие предохранители просто так не горят , и проблему заменой предохранителя не решите, если сгорел предохранитель то радиостанцию в ремонт.

По поводу антены и кабеля я бы не стал заострять на них сильно внимание, посколько у вас в радиостанции транзисторный выходной каскад, а такие каскады имеют серьезную защиту по КСВ , при увеличении КСВ больше 1.5 ( а это очень маленький параметр ) и при касании рукой , обледенении появляются эти 1,5 и защита вырубает питание выходного каскада , и связь пропадает или вообще или обрывается нарасстоянии пару сотен метров за счет того что сигнал с предвыходного каскада просачивается в антену через не работающий выходной каскад, а в вашем случае дальность связи нормальная , значит выходной каскад работает нормально, защита его не отключает, и проблем с антенной и кабелем нет.

  О том что на основной частоте вы нормально работали а на запасной появлялся такой косяк , могу сказать следующее: 
   Авиационный диапазон это участок гдето 15 Мгц ( это довольно широкий участок) , и антена не может эффективно работать в таком широком участке( против законов фмзмки не попреш) , поэтому производитель при изготовлении антенны настраивает ее примерно на середину этого участка ( чтобы антенна более-менне нормально работала от середины в оба конца участка с небольшим ухудшением по концам участка), из этого следует что ваша основная частота была ближе к середине участка где антена была лучше настроена, выходной каскад брал нормальный ток , который не давал такого сильного падения напряжения и радиостанция не хрюкала.  А запасная частота наверняка была гдето в стороне ( на краю участка , чтобы никому не мешать), на краю участка антенна работала хуже и выходной каскад расстраивался больше ( чем больше расстраивается выходной каскад тем больший он потреблял ток), и увеличенное потребление приводило к большему падению напряжения и радиостанция начинала хрюкать.
   Это еще больше наводит на мысль что проблема в электропитании, а не в антенне и кабеле.
 

Старый Макс

Улетел навсегда. Погиб в Непале
Если увидим косяк , сразу ГУКНЁМ!) 
...тока не по голове  :STUPID гукайте то !
...словами одного героя ...пжалуста ...по  ме  д ле ннее ,я -записываю
если серьёзно -информации много и действительно надо переварить ...
всё таки что то с электроконтактами ...сегодня опять диспетчер сказал что у тебя хрюк хрюк (добавил по непальски ,воспроизвести не могу) ;D
фото антенны пробую прицепить ..
 

Вложения

Вверх