Отвердители М-4 и 921

augen

Я люблю строить самолеты!
Доброго здоровья Всем!

Уважаемые Форумчане, кто-нибудь использовал отвердители М-4 и 921? Это холодные или горячие...
 

augen

Я люблю строить самолеты!
На этом сайте есть утверждение, что склейка этим отвердителем в 2-3 раза выше, чем с ПЭПА- значит ли это что и стеклопастик, так же будет прочнее...

PS Со стеклопластиками работаю с 1966 года, а про этот отвердитель, только сегодня узнал..
 

Денис

Я люблю строить самолеты!
М-4 хорошая весч. Он добавляет пластичности клею при неизменных прочностных характеристиках, отсюда и увеличение прочностных характеристик склейки. Ну и пластик конечно тоже ни в какое сравнение с пластиком на ПЭПА.
Проводили такой эперимент:
Сваяли две одинаковые рейки из угля. Одна ЭД-20 + ПЭПА, другая ЭД-20 + М-4, режимы полимеризации одинаковые. У рейки с ПЭПА, при сламывании верхние слои трескались и волокна угля рвались послойно, а рейка с М-4 сломалась сразу причём с гораздо большей нагрузкой.
Ремонтировали (а точнее делали новое по образцу) древестное крыло от двухместника. Там был лонжерон с угольными полками. Всю конструкцию крыла повторяли один в один и чтоб убедиться что нет пролёта с прочностью полок, провели разрушающие испытания на растяжение и сжатие на стенде в заводе "ПРОГРЕСС". Результаты -  по всем параметрам образец с М-4 по прочности в 2,5 раза лучше чем образец выпеленный из полки лонжерона старого крыла.
 

augen

Я люблю строить самолеты!
Денис! Спасибо за информацию. Тоже собираюсь изготовить два образца. Но у нас машина может только рвать (испытание канатов).
Еще один вопрос- смола с пластификатором?.
 

Денис

Я люблю строить самолеты!
Еще один вопрос- смола с пластификатором?.
Смола в исходном варианте, ничем не модифицированная.
Ещё забыл указать, что текучесть смолы с М-4 на порядок выше чем с ПЭПА, поэтому работать с таким вариантом одно удовольствие и на пропитке стекло- углетканей и при склейке деревянных элементов или готового пластика.
А ещё М-4 делает работоспособной смолу которая не правильно хранилась и натянула влаги (смола с ПЭПА в этом случае до конца не полимеризуется и имеет характеристики на много хуже свежей (хотя и свежим ЭД-20/22 своственна не оконченая полимеризация требующая в идеале термостабилизации при температуре 60 градусов 4 часа)), но мы такую смолу на ответственные детали всё равно не применяли.
 

augen

Я люблю строить самолеты!
Денис! Огромное спасибо за информацию. Вчера заказал этот отвердитель. Лопасти мне нужно изготовить, вот и ищу всякие варианты. На ПЭПе изготовил рабочую часть ( половина) лопасти, длиной 1400 мм. Вроде не плохо (130 кг мужик подпрыгивает на ней), но уж больно все чувствительно к температуре.
 

vasy

Я люблю строить самолеты!
при склейке деревянных элементов
жидкая смола не есть гуд.
А ещё М-4 делает работоспособной смолу которая не правильно хранилась и натянула влаги
Ух ты, а как это ему удается, в смысле как это происходит.
 

Денис

Я люблю строить самолеты!
при склейке деревянных элементов
жидкая смола не есть гуд.
А ещё М-4 делает работоспособной смолу которая не правильно хранилась и натянула влаги
Ух ты, а как это ему удается, в смысле как это происходит.
1. С чего в друг жидкая смола не гуд? Как известно, чем тоньше слой эпоксидки - тем плотнее прилегание скливаемых деталей, а следовательно крепче соединение.
А если смола густая, то очень трудно обеспечить нанесение равномерным тонким слоем, к тому же густая смола очень плохо проникает в верхние слои дерева, что так же плохо сказывается на прочности соединения.
2. Я не знаю что там происходит на молекулярном уровне, но -
когда в натянувшую влагу эпоксидку добавляешь ПЭПА или ТЭТА, то клей становится мутно-белёсым и после полимеризации верхние слои продавливаются ногтём, а это говорит о неважных качествах получившегося клея. А при использовании М-4 не наблюдалось ни помутнений, ни продавливаний...
 

EVA

Откуда
Жуковский
Денис, есть ли у кого-нибудь опыт применения натяжения препрега и ровинга в процессе изготовления угле- и стеклопластиков? Какова максимальная сигма на сжатие образца композитного кубика с применением М-4?
 

augen

Я люблю строить самолеты!
Доброго здоровья Всем!

Денису отдельное спасибо. Думал уже никого не интересуют эти отвердители.

натяжения препрега и ровинга в процессе изготовления 
С препрегами не доводилось работать, а вот при
укладке ткани всегда старались основу натягивать (если позволяет форма изделия). Жесткость полученных изделий была выше чем без натяжения. Натяжение пытались создавать в пределах 10% от разрывной прочности основы.
 

Денис

Я люблю строить самолеты!
При формовке, ни ровинг ни ткани не натягивали. К примеру многие композитные мужи вообще предостерегают от натяжения, дабы избежать сдвигов в плетении ткани и возникновения дефектов.
Знаю, что для увеличения жёсткости и в некоторой степени прочности изделий с одинарной кривизной (лобик крыла или фюзеляжная балка), их делают из предварительно отформованого из пластика ровного листа, который потом клеют на каркас. Это называется предварительно напряжённая панель.
 

augen

Я люблю строить самолеты!
Доброго здоровья Всем!
На будущей неделе обещали прислать М-4. Фирменной разрывной машины у нас на Заводе нет. Есть машина-"дергает" проволочки каната. Однажды, я уже пробовал образцы на ПЭПА. Двадцать порывов, одной и той же полоски. Разброс значений до 10% . И это на одной полоске!!! Правда рвало всегда в месте закрепления полоски. На неделе наделаю образцов с отвердителем М-4 и на пробу.
 

Денис

Я люблю строить самолеты!
Когда делаешь образцы для испытаний, не забывай делать утолщения в местах крепления.
Когда закрепляешь образец, зажим разрушает верхние слои образца в месте крепления и образец в этом месте получается ослаблен, а соответственно и рваться будет в этом месте при усилии несколько меньшем чем если бы он рвался без ослабления. Где тонко, там и ...
 

augen

Я люблю строить самолеты!
Когда делаешь образцы для испытаний, не забывай делать утолщения в местах крепления.
Доброго здоровья Всем

Денис!С большим уважением к Вам, но как определить толщину места закрепления? ведь для этого нет ни рекомендаций ни технологий. Допускаю, что есть какой-то практический  опыт отдела прочнистов, но это "их " опыт, и к сожалению, этот опыт нам не ведом.
 

Денис

Я люблю строить самолеты!
Элементарно Ватсон...
Допустим делаешь образец из десяти слоёв стеклоткани Т-25 (или ровинга, или угля и т.д.), а в тех местах где планируется установка зажимов испытательного стенда, накладываешь ещё по слою Т-25 со всех сторон. В этом случае образец будет рваться в месте без утолщения (т.е. там, где нет этих дополнительных слоёв) и испытания покажут более правдивые резутьтаты.
С Уважением ко всем строющим и летающим...
 

augen

Я люблю строить самолеты!
Доброго здоровья Всем!

Денис здравствуйте! Слой мы накладывали, но я не об этом. Зажим самой машины пережимает пластик и он рвется в месте пережима.Прбовали зажимать через металлические пластины-вырывает пластик с пластиной. Выступы на зажимах спиливать не дают. Машина для разрывания проволочек канатов. Сейчас думаем как все-таки закрепить, что бы порвать сам образец.
 

Денис

Я люблю строить самолеты!
А если концы образца отформовать на конус и под него (этот самый конус) сделать нечто вроде цанги с обатным конусом, которая будет закрепляться в зажиме стенда, но сама при этом не будет сжимать образец...
 

augen

Я люблю строить самолеты!
Денис! Доброго Вам здоровья!

Ну а что...   попробуем Вашу идею. Но пока не прислали отвердитель. Сегодня 9 октября, еще неделю назад должны были отправить из Москвы...
 
Вверх