YaBB - Yet another Bulletin Board
   YaBB - Yet another Bulletin Board  



Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация
 

  ГлавнаяСправкаПоискВходРегистрация Закладки  
 
Страниц: [1] 2 3 ... 38
Воздушные весла из стеклопластика. (Прочитано 202858 раз)
niksann
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 2124
Брянская обл.
Пол: male
Воздушные весла из стеклопластика.
27.11.10 :: 13:32:38
 
Проект композитной лопасти  для одноместного автожира полетной массой 360 кг.

Длина лопасти  3,8 м
Хорда                   194 мм
Профиль  NACA 8Н12 (чистый)

Учитывая, что лопасти автожира работают с дефицитом центробежной силы, по сравнению с вертолетными,  и чтобы не размещать в концевых частях лопастей дополнительные грузы, я принял решение не утончать по длине лонжерон и обшивку, как это делается в вертолетных лопастях.
Сечение проектируемой лопасти одинаковое по всей длине. К тому же это значительно упрощает технологический процесс и облегчает контроль качества.

Лонжерон :

92 % массы лонжерона наматывается на сердечник с продольной ориентацией волокон основы ткани, и лишь два последних слоя укладываются полосой под углом 45 грд. один слой с левым, другой с правым вращением.
В комлевой части в лонжерон вклеивается стеклопластиковая вставка усиления длинной 1,2 м.

Обшивка:

Обшивка проектируемой лопасти состоит из 3 слоев стеклоткани. Наружный и внутренний слои с продольной ориентацией волокон основы, средний слой – под углом 45 грд.
Одним из непременных и обязательных условий, которое я перед собой поставил, это то, чтобы нижняя и верхняя обшивки представляли собой одно целое.  Дабы, ни при каких обстоятельствах обшивка не могла распахнуться в полете.

Перед лонжероном в лопасть вклеиваются заранее изготовленные вставки. От комля до середины лопасти вклеивается стеклопластиковая вставка, от середины и до конца лопасти – свинцовая.

Вся лопасть выклеивается из стеклоткани Т-13 на универсальном или прямом замасливателе. Эта ткань имеет полотняное плетение, которое по заверению производителей позволяет получить на несложных поверхностях наибольшую прочность.
Перед применением ткань прокаливается при температуре 120 – 150 грд над специальным камином, с целью гарантированного удаления влаги.
Используемая смола ЭД -20 с отвердителем холодного отверждения.

Все обшивки и лонжерон выклеиваются единовременно, время всего процесса укладки  25-30 мин, не считая работу с гелькоутом. Это позволяет получить изделие с монолитным качеством.
При прессовании лопасти в процессе участвует вакуум. Избыточное давление не используется.
Полимеризация лопасти протекает при температуре 40-50 грд. Постотверждение при температуре 80 грд.
Вот так, может быть немного сухо, но содержательно.

Как видите, за основу я взял конструкцию лопасти Александра Лозового, считаю, что она наиболее интересна.
Наверх
« Крайняя редакция: 21.07.14 :: 05:22:32 от Pkk »  

Proekt.JPG (27 KB | )
Proekt.JPG
 
IP записан
 
niksann
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 2124
Брянская обл.
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #1 - 27.11.10 :: 13:33:55
 
А вот и первые опытные образцы, впрочем, они же и последние, для удовлетворения всех интересующих и волнующих меня моментов их оказалось достаточно.
Теперь матрицу я откладываю в сторонку и начинаю оттачивать все детали техпроцесса по отдельности. А первую, уже летающую лопасть планирую сделать к Новому году. За это время хочу еще разорвать несколько образцов своего стеклопластика по особой методике, чтобы затем на специальной компьютерной программе вычислить монограмму полного ресурса своих изделий. Если конечно программа сможет распознать статистическую закономерность результатов испытаний.  Да! и конечно если еще времени хватит.
Наверх
 

Probniki.JPG (42 KB | )
Probniki.JPG
 
IP записан
 
niksann
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 2124
Брянская обл.
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #2 - 27.11.10 :: 13:34:45
 
Пенопласт для лопастей изготавливается отдельно.
На переднем плане на пенопласте лежит оставшийся кусочек носовой вставки.
Наверх
 

Napolnitel.JPG (108 KB | )
Napolnitel.JPG
 
IP записан
 
AcroBatMan
Старейший участник
Команда слётов
*****
Вне Форума


Любите летать? Любите и летайте!

Сообщений: 4886
en route
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #3 - 27.11.10 :: 13:53:15
 
Красиво! Я имею в виду не картинки, а все вместе. Надеюсь, что результаты ваших опытов будут такими же качественными.

Когда будете рвать - рвите сразу вместе с коромыслом, т.к. отдельно изучать на разрыв саму лопасть нет большого смысла. На картинке - как рвали немецкую лопасть. Обычный гидроцилиндр типа домкрат, с манометром. Усилие на растяжение элементарно пересчитывается по давлению. Два коромысла с двух сторон заметно увеличивают ценность эксперимента, т.к. к одиночному тесту доверия по понятным причинам гораздо меньше.

Спасибо, что решили опубликовать эту информацию. Удачи!
Наверх
 
WWW  
IP записан
 
niksann
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 2124
Брянская обл.
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #4 - 27.11.10 :: 14:06:37
 
AcroBatMan писал(а) 27.11.10 :: 13:53:15:
Когда будете рвать - рвите сразу вместе с коромыслом


Непременно! Спасибо!
Наверх
 
 
IP записан
 
МУК
Старейший участник
*****
Вне Форума


Летать выше , дальше и только так!

Сообщений: 1657
Гагарин
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #5 - 27.11.10 :: 14:41:43
 
@Akson


ЛечуИнтересное инфо.Удачи вам!!! Лечу
Наверх
 

Уважаю людей одержимых целью!
IP записан
 
Orca
Старейший участник
*****
Вне Форума


Я люблю строить автожир и ходить по рекам

Сообщений: 2361
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #6 - 27.11.10 :: 16:24:21
 
Рад , что эта идея незаглохла .Удачи вам и терпения .
По поводу ЭД-20 , полная 98% полимеризация (поликонденсация ) может быть получена только после 3-4 часов в печи при 160 градусах Цельсия . При 80 градусах вы получите 70 % полимеризацию , хотя именно так можно сохранить некую эластичность стеклопластика, но потом нужно всё равно удалят летучие иначе разброс свойств от изделия к изделию . Всё равно желаю успеха , не останавливайтесь  Подмигивание
Наверх
 
IP записан
 
niksann
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 2124
Брянская обл.
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #7 - 27.11.10 :: 18:35:56
 
Orca писал(а) 27.11.10 :: 16:24:21:
может быть получена только после 3-4 часов в печи при 160 градусах Цельсия


Да, это любопытная информация, но к сожалению пока такая температура мне не доступна, да и как поведет себя пенопласт? Но все равно спасибо. Лечу
Наверх
 
 
IP записан
 
goodwin13
Старейший участник
Команда слётов
*****
Вне Форума



Сообщений: 3132
Кудиново
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #8 - 27.11.10 :: 19:40:54
 
Извините, но моя баба яга против!
Потому как расположение ткани не обосновано и повторяемость процесса , судя по фотографиям , под большим вопросом.
Наверх
 

Стройте разумно, летайте безопасно!
http://www.elaaviacion.com/
WWW  
IP записан
 
Leon CX
Старейший участник
*****
Вне Форума


Будь просто - смог бы каждый...

Сообщений: 5343
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #9 - 27.11.10 :: 19:58:57
 
AcroBatMan писал(а) 27.11.10 :: 13:53:15:
На картинке - как рвали немецкую лопасть.

на фото несколько другой эксперимент - исследуется природа образования преславутых трещины в комлевом участке лопасти

они к исследованиям разрыва самой лопасти не имеют прямого отношения, я так думаю

иследования же разрыва лопасти (профиля) проводили на фирме САПА, на бельгийском заводе, когда давали сертификат на экструдат, в рамках обычной программы тестирования профиля
Наверх
« Крайняя редакция: 28.11.10 :: 17:15:43 от Leon CX »  

...все самое интересное скрывается в деталях !
 
IP записан
 
AcroBatMan
Старейший участник
Команда слётов
*****
Вне Форума


Любите летать? Любите и летайте!

Сообщений: 4886
en route
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #10 - 27.11.10 :: 22:12:10
 
Leon CX писал(а) 27.11.10 :: 19:58:57:
на фото несколько другой эксперимент - исследуется природа образования преславутых трещины в комлевом участке лопасти


Прежде, чем что-то писать, стоит подумать, насколько это может глупо выглядеть.

Это фото - из официального протокола испытаний ротора на разрыв центробежной силой. Тесты выполнялись в процессе сертификации МТОспорт и "Калидусов".
Наверх
 
WWW  
IP записан
 
AcroBatMan
Старейший участник
Команда слётов
*****
Вне Форума


Любите летать? Любите и летайте!

Сообщений: 4886
en route
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #11 - 27.11.10 :: 22:39:50
 
goodwin13 писал(а) 27.11.10 :: 19:40:54:
повторяемость процесса , судя по фотографиям , под большим вопросом. 


Ну, если человек для себя делает 1-2 пары лопастей, и расчетные запасы прочностей большие, то повторяемость не так важна. Отбалансируются, хотя повозиться придется. Зато опыт приобретет.
Наверх
 
WWW  
IP записан
 
kvadratov
Старейший участник
*****
Вне Форума


Я люблю строить самолеты!

Сообщений: 3625
Москва
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #12 - 27.11.10 :: 23:22:13
 
AcroBatMan - у  меня  к  Вам  вопросик  Улыбка
Для  сравнения  у  Вас  случайно  не  завалялось  фото  среза  лопасти  от  вертолёта  Ка-26  ?  Я  видел  такой  экспонат  -  очень  давно  в  какомто  музее...  Кажется  это  был  Музей военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского....

Тут  выложены  похожие  фото  -  было  бы  интересно  сравнить  как  они  выглядят  рядом  со  срезом  фабричного  винта...  Ну  если  конечно  такие  фото  есть  под  рукой  Улыбка
Наверх
 
 
IP записан
 
AcroBatMan
Старейший участник
Команда слётов
*****
Вне Форума


Любите летать? Любите и летайте!

Сообщений: 4886
en route
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #13 - 27.11.10 :: 23:25:55
 
Не, у меня нету. Тут где-то года два назад была ветка о посещении музея Камова в Ухтомке, там таких срезов разных было много, фото есть у номерного slavki.

О, нашел, вот эта ветка: http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1230121993
Наверх
 
WWW  
IP записан
 
kvadratov
Старейший участник
*****
Вне Форума


Я люблю строить самолеты!

Сообщений: 3625
Москва
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #14 - 28.11.10 :: 01:11:13
 
Спасибо !

В  той  ветке  есть  ссылка  на  чудесную  фото  подборку  из  музея

Собственно  я  имел  в  виду  приблизительно  такой  экспонат :

...
IMG_1277_1

Если  мне  склероз  не  изменяет  -  тот  срез  что  я  видел  в  музее  -  был  полностью  из  стеклопластика  ( без  углеткани )  с  заполнением  задней  части  пенопластом. 
Строго  говоря  немного  отличался  профиль  передней  части - кажется  он  был  чуть  тупее...  А  может  это  меня  зрительная  память  подводит...  Или  возможно - просто  срезы  -  на  разном  расстоянии  от  комля  отличаются....

Хотя  -  это  вроде  как  от  КА - 50  штоли...  А  я  видел  экспонат  примерно  65  года  выпучка... Видимо  от  КА - 25 или 26...

Во  всяком  случае  фото  по  ссылке  дали  мне  достаточно  материала  для  осмысления  вопроса.  Там  море  лопастей.  Всем  интересующимся  -  кто  не  смотрел  подборку  -  нужно  срочно  сходить  по  ссылке  Улыбка.
Наверх
 
 
IP записан
 
niksann
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 2124
Брянская обл.
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #15 - 28.11.10 :: 07:58:59
 
goodwin13 писал(а) 27.11.10 :: 19:40:54:
Потому как расположение ткани не обосновано и повторяемость процесса , судя по фотографиям , под большим вопросом.

Улыбка Улыбка Подмигивание
Наверх
 
 
IP записан
 
Leon CX
Старейший участник
*****
Вне Форума


Будь просто - смог бы каждый...

Сообщений: 5343
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #16 - 28.11.10 :: 10:50:27
 
AcroBatMan писал(а) 27.11.10 :: 22:12:10:
Leon CX писал(а) 27.11.10 :: 19:58:57:
на фото несколько другой эксперимент - исследуется природа образования преславутых трещины в комлевом участке лопасти


Прежде, чем что-то писать, стоит подумать, насколько это может глупо выглядеть.

Это фото - из официального протокола испытаний ротора на разрыв центробежной силой. Тесты выполнялись в процессе сертификации МТОспорт и "Калидусов".

ссылочку на протокол скиньте ?
Наверх
 

...все самое интересное скрывается в деталях !
 
IP записан
 
AcroBatMan
Старейший участник
Команда слётов
*****
Вне Форума


Любите летать? Любите и летайте!

Сообщений: 4886
en route
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #17 - 28.11.10 :: 11:21:17
 
Leon CX писал(а) 28.11.10 :: 10:50:27:
ссылочку на протокол скиньте ? 


Я не говорил, что эти протоколы лежат в Сетях. Они там не лежат, это служебная информация. Частично по мере необходимости она будет публиковаться.
Касательно конкретно данного теста:

Для немецкого ротора при полетном весе 500 кг и перегрузке 3.5G нормативная прочность на разрыв лопасти и соединения лопасти с коромыслом равна (согласно немецким и английским нормам) 133 кН для ротора диаметром 8.4 метра. Порвалось на 197 кН. Проще говоря, 19 тонн.
Наверх
 
WWW  
IP записан
 
Leon CX
Старейший участник
*****
Вне Форума


Будь просто - смог бы каждый...

Сообщений: 5343
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #18 - 28.11.10 :: 17:12:23
 
AcroBatMan писал(а) 28.11.10 :: 11:21:17:
Leon CX писал(а) 28.11.10 :: 10:50:27:
ссылочку на протокол скиньте ? 


Я не говорил, что эти протоколы лежат в Сетях. Они там не лежат, это служебная информация. Частично по мере необходимости она будет публиковаться.
Касательно конкретно данного теста:

Для немецкого ротора при полетном весе 500 кг и перегрузке 3.5G нормативная прочность на разрыв лопасти и соединения лопасти с коромыслом равна (согласно немецким и английским нормам) 133 кН для ротора диаметром 8.4 метра. Порвалось на 197 кН. Проще говоря, 19 тонн.

ОК, на том спасибо  Подмигивание
Наверх
 

...все самое интересное скрывается в деталях !
 
IP записан
 
Leon CX
Старейший участник
*****
Вне Форума


Будь просто - смог бы каждый...

Сообщений: 5343
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #19 - 28.11.10 :: 20:50:43
 
AcroBatMan писал(а) 27.11.10 :: 22:12:10:
Leon CX писал(а) 27.11.10 :: 19:58:57:
на фото несколько другой эксперимент - исследуется природа образования преславутых трещины в комлевом участке лопасти


Прежде, чем что-то писать, стоит подумать, насколько это может глупо выглядеть.

Это фото - из официального протокола испытаний ротора на разрыв центробежной силой. Тесты выполнялись в процессе сертификации МТОспорт и "Калидусов".

Кстати, а о какой сертефикации идет речь ? о немецкой или английской ?

и еще вопрос - на картинке лопасть похоже МТОшная или еще Долеаковская, на калидусе 6 болтов вроде как ?

у Вас случаем фото с характером разрыва получившегося нет ?  Класс
Наверх
 

...все самое интересное скрывается в деталях !
 
IP записан
 
AcroBatMan
Старейший участник
Команда слётов
*****
Вне Форума


Любите летать? Любите и летайте!

Сообщений: 4886
en route
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #20 - 28.11.10 :: 21:03:11
 
Leon CX писал(а) 28.11.10 :: 20:50:43:
у Вас случаем фото с характером разрыва получившегося нет ?


Есть, ессно.
Наверх
 
WWW  
IP записан
 
Leon CX
Старейший участник
*****
Вне Форума


Будь просто - смог бы каждый...

Сообщений: 5343
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #21 - 28.11.10 :: 22:24:23
 
AcroBatMan писал(а) 28.11.10 :: 21:03:11:
Leon CX писал(а) 28.11.10 :: 20:50:43:
у Вас случаем фото с характером разрыва получившегося нет ?


Есть, ессно. 

так скиньте ?
Наверх
 

...все самое интересное скрывается в деталях !
 
IP записан
 
AcroBatMan
Старейший участник
Команда слётов
*****
Вне Форума


Любите летать? Любите и летайте!

Сообщений: 4886
en route
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #22 - 28.11.10 :: 22:31:26
 
Не вижу в этом пользы для дела. Эти материалы нужны только серьезным разработчикам роторов, у них они есть.
Наверх
 
WWW  
IP записан
 
vert
Старейший участник
*****
Вне Форума


Я строю вертолеты!

Сообщений: 1622
Южный Урал
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #23 - 29.11.10 :: 03:46:04
 
niksann писал(а) 27.11.10 :: 13:34:45:
Пенопласт для лопастей изготавливается отдельно.

Если не секрет-как обрабатывали пенопласт?
Наверх
 

Не надо изобретать нового!Все уже изобретено до нас! Главная задача - найти и  собрать  все это новое по частям  в реальный аппарат.
 
IP записан
 
CINN
Старейший участник
*****
Вне Форума


Я люблю вертолёты!

Сообщений: 2550
Уфа, Россия.
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #24 - 29.11.10 :: 03:50:58
 
Скорее всего нагретой струной на ЧПУ пенорезе...
Наверх
 

И.Е.Шаньгин.
 
IP записан
 
niksann
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 2124
Брянская обл.
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #25 - 29.11.10 :: 07:37:18
 
CINN писал(а) 29.11.10 :: 03:50:58:
Скорее всего нагретой струной на ЧПУ пенорезе...


Не угадали! Данный пенопласт нарезан обычным рейсмусом. Хотя можно и струной, но заготовки такой длинны можно обрабатывать лишь достаточно толстой струной, а это чревато полной запайкой естественной структуры пенопласта, и как следствие - практически нулевая адгезия. А между тем как показывают опыты, после того как пенопласт отслаивается от обшивки, жесткость лопасти меняется просто кардинально. Так что, безусловно, резать нихромом можно, но только тончайшей струной и соответственно заготовки небольшой длинны, так как размеры детали в данном случае не должны иметь отклонения более чем на десятые доли миллиметра.  Печаль
Наверх
 
 
IP записан
 
МУК
Старейший участник
*****
Вне Форума


Летать выше , дальше и только так!

Сообщений: 1657
Гагарин
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #26 - 29.11.10 :: 08:11:10
 
@Akson


Верно подмечено! струна под действием нагрева имеет свойство провисать и как бы вы её не натягивали.Заготовки надо делать короткими, иначе отклонений не избежать  и заполнять их придётся смолой. Лечу
Наверх
« Крайняя редакция: 29.11.10 :: 12:30:44 от МУК »  

Уважаю людей одержимых целью!
IP записан
 
vert
Старейший участник
*****
Вне Форума


Я строю вертолеты!

Сообщений: 1622
Южный Урал
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #27 - 29.11.10 :: 14:07:39
 
Спасибо! Я тоже механически обрабатывал, т.к. у оплавленного пенопласта плохая адгезия. Можно еще из двухкомпонентного пенополиуретана отливать в прессформе, но много нюансов.
Рекомендую еще положить на пенопласт  полоску ткани  20мм огибающую заднюю кромку для склейки обшивок в хвостике, а то при кручении лопасти могут треснуть по склейке.
Наверх
« Крайняя редакция: 29.11.10 :: 16:56:06 от vert »  

Не надо изобретать нового!Все уже изобретено до нас! Главная задача - найти и  собрать  все это новое по частям  в реальный аппарат.
 
IP записан
 
niksann
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 2124
Брянская обл.
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #28 - 29.11.10 :: 14:39:13
 
vert писал(а) 29.11.10 :: 14:07:39:
Рекомендую еще положить на пенопласт  полоску ткани  20мм огибающую заднюю кромку для склейки обшивок в хвостике, а то при кручении лопасти могут треснусь по склейке.


Да, это мысль хорошая и я ее рассматривал, но почему-то она потом затерлась. Спасибо что напомнили.
Наверх
 
 
IP записан
 
vert
Старейший участник
*****
Вне Форума


Я строю вертолеты!

Сообщений: 1622
Южный Урал
Пол: male
Re: Воздушные весла из стеклопластика
Ответ #29 - 02.12.10 :: 15:11:55
 
Akson
Еще  к Вам предложение увеличить толщину набора перед свинцом. И, на мой взгляд, лучше форму груза сделать из листа, как на фото. Можно плавно свести на нет к середине лопасти, тогда вставка не нужна. Интересно какая  на пробе 2 получилась центровка сечения?
Наверх
 

IMG_0137_001.jpg (154 KB | )
IMG_0137_001.jpg

Не надо изобретать нового!Все уже изобретено до нас! Главная задача - найти и  собрать  все это новое по частям  в реальный аппарат.
 
IP записан
 
Страниц: [1] 2 3 ... 38