Воздушные весла из стеклопластика

Проект композитной лопасти  для одноместного автожира полетной массой 360 кг.

Длина лопасти  3,8 м
Хорда                   194 мм
Профиль  NACA 8Н12 (чистый)

Учитывая, что лопасти автожира работают с дефицитом центробежной силы, по сравнению с вертолетными,  и чтобы не размещать в концевых частях лопастей дополнительные грузы, я принял решение не утончать по длине лонжерон и обшивку, как это делается в вертолетных лопастях.
Сечение проектируемой лопасти одинаковое по всей длине. К тому же это значительно упрощает технологический процесс и облегчает контроль качества.

Лонжерон :

92 % массы лонжерона наматывается на сердечник с продольной ориентацией волокон основы ткани, и лишь два последних слоя укладываются полосой под углом 45 грд. один слой с левым, другой с правым вращением.
В комлевой части в лонжерон вклеивается стеклопластиковая вставка усиления длинной 1,2 м.

Обшивка:

Обшивка проектируемой лопасти состоит из 3 слоев стеклоткани. Наружный и внутренний слои с продольной ориентацией волокон основы, средний слой – под углом 45 грд.
Одним из непременных и обязательных условий, которое я перед собой поставил, это то, чтобы нижняя и верхняя обшивки представляли собой одно целое.  Дабы, ни при каких обстоятельствах обшивка не могла распахнуться в полете.

Перед лонжероном в лопасть вклеиваются заранее изготовленные вставки. От комля до середины лопасти вклеивается стеклопластиковая вставка, от середины и до конца лопасти – свинцовая.

Вся лопасть выклеивается из стеклоткани Т-13 на универсальном или прямом замасливателе. Эта ткань имеет полотняное плетение, которое по заверению производителей позволяет получить на несложных поверхностях наибольшую прочность.
Перед применением ткань прокаливается при температуре 120 – 150 грд над специальным камином, с целью гарантированного удаления влаги.
Используемая смола ЭД -20 с отвердителем холодного отверждения.

Все обшивки и лонжерон выклеиваются единовременно, время всего процесса укладки  25-30 мин, не считая работу с гелькоутом. Это позволяет получить изделие с монолитным качеством.
При прессовании лопасти в процессе участвует вакуум. Избыточное давление не используется.
Полимеризация лопасти протекает при температуре 40-50 грд. Постотверждение при температуре 80 грд.
Вот так, может быть немного сухо, но содержательно.

Как видите, за основу я взял конструкцию лопасти Александра Лозового, считаю, что она наиболее интересна.
 

Вложения

А вот и первые опытные образцы, впрочем, они же и последние, для удовлетворения всех интересующих и волнующих меня моментов их оказалось достаточно.
Теперь матрицу я откладываю в сторонку и начинаю оттачивать все детали техпроцесса по отдельности. А первую, уже летающую лопасть планирую сделать к Новому году. За это время хочу еще разорвать несколько образцов своего стеклопластика по особой методике, чтобы затем на специальной компьютерной программе вычислить монограмму полного ресурса своих изделий. Если конечно программа сможет распознать статистическую закономерность результатов испытаний.  Да! и конечно если еще времени хватит.
 

Вложения

Пенопласт для лопастей изготавливается отдельно.
На переднем плане на пенопласте лежит оставшийся кусочек носовой вставки.
 

Вложения

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
Красиво! Я имею в виду не картинки, а все вместе. Надеюсь, что результаты ваших опытов будут такими же качественными.

Когда будете рвать - рвите сразу вместе с коромыслом, т.к. отдельно изучать на разрыв саму лопасть нет большого смысла. На картинке - как рвали немецкую лопасть. Обычный гидроцилиндр типа домкрат, с манометром. Усилие на растяжение элементарно пересчитывается по давлению. Два коромысла с двух сторон заметно увеличивают ценность эксперимента, т.к. к одиночному тесту доверия по понятным причинам гораздо меньше.

Спасибо, что решили опубликовать эту информацию. Удачи!
 

Вложения

Orca

Я люблю строить автожир и ходить по рекам
Рад , что эта идея незаглохла .Удачи вам и терпения .
По поводу ЭД-20 , полная 98% полимеризация (поликонденсация ) может быть получена только после 3-4 часов в печи при 160 градусах Цельсия . При 80 градусах вы получите 70 % полимеризацию , хотя именно так можно сохранить некую эластичность стеклопластика, но потом нужно всё равно удалят летучие иначе разброс свойств от изделия к изделию . Всё равно желаю успеха , не останавливайтесь  ;)
 
может быть получена только после 3-4 часов в печи при 160 градусах Цельсия
Да, это любопытная информация, но к сожалению пока такая температура мне не доступна, да и как поведет себя пенопласт? Но все равно спасибо. :~)
 

goodwin13

RIP
Откуда
Кудиново
Извините, но моя баба яга против!
Потому как расположение ткани не обосновано и повторяемость процесса , судя по фотографиям , под большим вопросом.
 

Leon CX

Будь просто - смог бы каждый...
На картинке - как рвали немецкую лопасть.
на фото несколько другой эксперимент - исследуется природа образования преславутых трещины в комлевом участке лопасти

они к исследованиям разрыва самой лопасти не имеют прямого отношения, я так думаю

иследования же разрыва лопасти (профиля) проводили на фирме САПА, на бельгийском заводе, когда давали сертификат на экструдат, в рамках обычной программы тестирования профиля
 

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
на фото несколько другой эксперимент - исследуется природа образования преславутых трещины в комлевом участке лопасти
Прежде, чем что-то писать, стоит подумать, насколько это может глупо выглядеть.

Это фото - из официального протокола испытаний ротора на разрыв центробежной силой. Тесты выполнялись в процессе сертификации МТОспорт и "Калидусов".
 

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
повторяемость процесса , судя по фотографиям , под большим вопросом. 
Ну, если человек для себя делает 1-2 пары лопастей, и расчетные запасы прочностей большие, то повторяемость не так важна. Отбалансируются, хотя повозиться придется. Зато опыт приобретет.
 

kvadratov

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
AcroBatMan - у  меня  к  Вам  вопросик  :)
Для  сравнения  у  Вас  случайно  не  завалялось  фото  среза  лопасти  от  вертолёта  Ка-26  ?  Я  видел  такой  экспонат  -  очень  давно  в  какомто  музее...  Кажется  это  был  Музей военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского....

Тут  выложены  похожие  фото  -  было  бы  интересно  сравнить  как  они  выглядят  рядом  со  срезом  фабричного  винта...  Ну  если  конечно  такие  фото  есть  под  рукой  :)
 

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
Не, у меня нету. Тут где-то года два назад была ветка о посещении музея Камова в Ухтомке, там таких срезов разных было много, фото есть у номерного slavki.

О, нашел, вот эта ветка: http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1230121993
 

kvadratov

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Спасибо !

В  той  ветке  есть  ссылка  на  чудесную  фото  подборку  из  музея

Собственно  я  имел  в  виду  приблизительно  такой  экспонат :


IMG_1277_1

Если  мне  склероз  не  изменяет  -  тот  срез  что  я  видел  в  музее  -  был  полностью  из  стеклопластика  ( без  углеткани )  с  заполнением  задней  части  пенопластом. 
Строго  говоря  немного  отличался  профиль  передней  части - кажется  он  был  чуть  тупее...  А  может  это  меня  зрительная  память  подводит...  Или  возможно - просто  срезы  -  на  разном  расстоянии  от  комля  отличаются....

Хотя  -  это  вроде  как  от  КА - 50  штоли...  А  я  видел  экспонат  примерно  65  года  выпучка... Видимо  от  КА - 25 или 26...

Во  всяком  случае  фото  по  ссылке  дали  мне  достаточно  материала  для  осмысления  вопроса.  Там  море  лопастей.  Всем  интересующимся  -  кто  не  смотрел  подборку  -  нужно  срочно  сходить  по  ссылке  :).
 

Leon CX

Будь просто - смог бы каждый...
на фото несколько другой эксперимент - исследуется природа образования преславутых трещины в комлевом участке лопасти
Прежде, чем что-то писать, стоит подумать, насколько это может глупо выглядеть.

Это фото - из официального протокола испытаний ротора на разрыв центробежной силой. Тесты выполнялись в процессе сертификации МТОспорт и "Калидусов".
ссылочку на протокол скиньте ?
 

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
ссылочку на протокол скиньте ? 
Я не говорил, что эти протоколы лежат в Сетях. Они там не лежат, это служебная информация. Частично по мере необходимости она будет публиковаться.
Касательно конкретно данного теста:

Для немецкого ротора при полетном весе 500 кг и перегрузке 3.5G нормативная прочность на разрыв лопасти и соединения лопасти с коромыслом равна (согласно немецким и английским нормам) 133 кН для ротора диаметром 8.4 метра. Порвалось на 197 кН. Проще говоря, 19 тонн.
 

Leon CX

Будь просто - смог бы каждый...
ссылочку на протокол скиньте ? 
Я не говорил, что эти протоколы лежат в Сетях. Они там не лежат, это служебная информация. Частично по мере необходимости она будет публиковаться.
Касательно конкретно данного теста:

Для немецкого ротора при полетном весе 500 кг и перегрузке 3.5G нормативная прочность на разрыв лопасти и соединения лопасти с коромыслом равна (согласно немецким и английским нормам) 133 кН для ротора диаметром 8.4 метра. Порвалось на 197 кН. Проще говоря, 19 тонн.
ОК, на том спасибо  ;)
 

Leon CX

Будь просто - смог бы каждый...
на фото несколько другой эксперимент - исследуется природа образования преславутых трещины в комлевом участке лопасти
Прежде, чем что-то писать, стоит подумать, насколько это может глупо выглядеть.

Это фото - из официального протокола испытаний ротора на разрыв центробежной силой. Тесты выполнялись в процессе сертификации МТОспорт и "Калидусов".
Кстати, а о какой сертефикации идет речь ? о немецкой или английской ?

и еще вопрос - на картинке лопасть похоже МТОшная или еще Долеаковская, на калидусе 6 болтов вроде как ?

у Вас случаем фото с характером разрыва получившегося нет ?  :cool:
 
Вверх