"Фарман-4" строим вместе в С.-Петербурге

Уважаемые Дамы и Господа! С Новым Годом, пускай со старым! 103 года назад впервые в Европе совершил по кругу полет Анри Фарман. Только сегодня понял - это ведь было в Новый Год в России тогда!

Решил - подходящее время открыть форум по вопросам постройки "Фармана-4" в Питере.

Полстраны (в смысле половина тех кто вообще дореволюционные аппараты строит) и зарубежье участвует в постройке, проходит она медленно, но трудности не пугают, сам процесс очень интересен. Сворачивать не собираемся и в дальнейшем планируем не просто испытания а эксплуатацию - а это все очень сложно!

Поскольку интерес к постройке возникает в разных уголках мира, а построить сложно, усилия в последнее время объединяются, поэтому форум назвал "строим вместе".

Постройка отличается своей самобытностью, поэтому решено открыть новый форум, чтобы не запутывать замечательный форум, открытый Aivars.
 

Вложения

PlantNr30

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Хабаровск
С окончательно наступившим Новым Годом, Егор! Не теряю надежду продолжить!
 
Добрый день PlantNr30! Понял, что не правильно форум назвал. Надо было: "Фарман-4" строим вместе!". Строить можно и не обязательно там где хранятся детали. А Вы дорогой PlantNr30 сыграли ключевую роль в том, чтобы на момент лета и осени 2010 г. собрать хотя бы так, как это удалось. На данном этапе правильнее можно назвать в Петербурге и Москве.

Но и с Дальнего Востока Инженер 109 прислал тандеры, и бельгиец Николас Годфурнон чертежи передал и много объяснений сделал. Немец Удо нашел замечательные чертежи в Моторвагене с чертежами стаканчиков. Которые через Валентина Васяка и Айвара Грахолскиса из Латвии пришли. (Но и в Латвию дополнительные три чертежа отправлены из того же Моторвагена, найденные нами в Питере). Айвар много стаканчиков прислал, РУД и т.д. А мы для Айвара "сферы" для бака медного сделали (Н.А.Лысенко организовал). Но на момент открытия выставки Лысенко попал в автомобильную аварию в Ярославле и не смог привезти и сварить бак, только потом когда он выздоровел - передел заготовки для бака.

Харьковчане Александр Иванович Тюрин, Геннадий Григорьевич Хмыз, Виктор Иванович Тимошенко, которые отсканировали чертежи "Фармана-16" - чертежи, которые не сравнить ни с каким автокадовскими и 3D чертежами, в которых сохранился дух того времени, которые можно вешать на стенку как картины Леонардо да Винчи в любом музее. Жаль что пока музеи не все достойны таких экспонатов и техники! Г.Г.Хмыз ранее чертежи Ньюпора-4 такие же скопировал, еще когда лодку  M-5 строил.

Одесситы - строители Анатры Игорь Алексеевич Бирюков, Евгений Милев, который 3 D модели делал деталей... Евгений Ушаков - историк...

А далее всех перечислим на форуме. Думаю 3-х лет не хватит, торопиться не будем. А форум потом переименуем (просто не знаю как это сделать сейчас) в "Фарман-4" строим вместе".

Выложу часть фото - на выставке Интераэроком-2010 в Ленэкспо 12-15 августа 2010 г.

Много недоделок - силы свои мы не расчитали. Лонжероны крыла даже некоторые не были обработаны, отверстия не все просверлены. То что на фото - мы пытались собирать ночью в павильоне Ленэкспо, работали - питерский самодельщик и пилот Александр Сергеевич Лебедев (который участвовал на СЛА 87 с мотопланером Гусь по типу "Коршуна") и Станислав Янушевский, д.т.н., профессор Института истории архитектуры, искусства и техники Вроцлавского технического университета, советник министра культуры Польши по изучению и восстановлению памятников науки и техники. (Он считает что практически все наши первые летчики - поляки: Можайский, Мациевиц, Сегно, Янковский, и.т.п. ).

На автомобиле мы привезли на выставку с дачи моего отца, все детали кроме хвостовой коробки. Я отправился на автомобиле за хвостовой коробкой домой и тут... развели мосты. Профессор и А.С.Лебедев собирали вдвоем. Сергей Агапов - московский строитель "Фармана-4" в ключевой момент не смог приехать, но не его вина.... Потом свели утром часов в 6 Дворцовый мост и привез хв. коробку, начали собирать.

Много недоделок - лаком не покрашено, стойки не облегчены должным образом. Материя была готова, но чтобы поставить ее надо дырки прожигать, шнуровать... Консоли так и не сумели прикрепить - стыковочные детали Олег Еременко и Алексей Гуров гнули...

Поэтому коробку начали собирать, уже выставка начала открываться, и коробку и лишние детали пришлось убрать.
Далее помогли собрать Владимир Иванович Порунков, Сергей Анатольевич Лаврентьев, пилот СЛА Виктор Клопов...

Вот фото 15 августа, уже когда коробку уже собрали.
 

Вложения

Грузовую Раму, также как и нервюры-латы (ребрышки) Геннадий Федорович Петров полность изготовил, член нашей секции истории авиации в Питере. Вообще вся секция очень помогала, также как и сотрудники Спб Университета ГА. Илья Гельевича Деева я "замучил" с раскроем материи, идеология обшивки "Фармана" дакроном - ему принадлежит. Николай Иванович Кникунов (они Ньюпор-17 строят) также руководил технологией обработки.

Мотор - Александра Александровича Путешова, который ушел из жизни 2 года назад, экспериментальный, для полетов применять его не будем. Двигатель, ручку ставил Дельталетчик Анатолий Плетенкин. Токарные детали все точил токарь Владимир Степанович Кривицкий.
 

Вложения

Вот вид сзади на хвостовую коробку. Хвостовая коробка имеет размах 2,45 м. - шире чем у Рижского "Фармана", у него кажется - 2 м. Пишу пока помню - со слов Айвара - центровка все-таки у него получилась 0,65 с "Куртиссом ОХ".

Латы не прикреплены шнуром к люверсам материи и не отпилены. На верхней плоскости руль глубины не успели прикрепить - ночью не давали работать в павильоне.

Там просто латы засунуты, не обрезанные по длине. Кстати проблема - ткань дакрон 140 г/м2 не тянется, как сталь и при огибе заднего торца латы-нервюрки снизу расположены и получаются "не подкрепленные загибы" - мешки, но натянутые. На эти мешки петли руля должны прикрепляться.

В оригинальном "Фармане" прорезиненная материя устанавливалась, к заднему лонжерону очень хорошо материя прилегала.  На переднем лонжероне делались так называемые "выточки" по предложению И.Г.Деева - ушивки, так что прилегает материя нормально. Но снизу не пришили еще и задний лонжерон не обшит - там тоже "веселая выкройка" должна быть.

Но зато профиль и схема обшивки как в подлиннике, в сочетании с конструкцией лонжеронов - это впервые в современной истории! Бельгийцы в аппарате Де Катерса делали так, но не совсем - загиба за передний лонжерон у них нет - т.к. это "Вуазен" - просто сверху материя прибита гвоздями. И лонжерон - реплика - без вырезов. В "Фармане Бокскайт" (фото которого прислал Киевский моделист Евгений Галущенко) и другие конструкции - все по-другому. Проанализируем каждую на форуме...
 

Вложения

П.Р.Т.В. Это Первое Российское Товарищество Воздухоплавания - Первый завод в России, открыт 12 (25) июля 1909 г. - в момент перелета Блерио через Ла-Манш. Располагался на углу Пионерской и Корпусной улице. Там до сих пор какие-то старые ангары сохранились, надо будет сфотографировать...

На нем была выпущена первая, несколько измененная копия "Фармана-4" "Россия А". Конструктор - Николай Васильевич Ребиков. Буквы должны были располагаться на крыле, как на оригинальном "Фармане-4". построенном на П.Р.Т.В. в 1911 г. (на втором крыле надпись "Гамаюнъ"). Но крыло мы не успели обтянуть, поэтому написали на хвосте. Буквы вырезаны Сергеем Агаповым и Ольгой... .
 

Вложения

Вот так планируется крепить заднюю кромку, как в реплике Братьев Райт, скопировано с сайта Смитсоньевского института "Hargrave Pioneers" кажется...
 

Вложения

GALL

Я люблю строить самолеты!
Качайте отсюда-
http://narod.ru/disk/4240295001/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2%20ZIP%20-%20WinRAR.zip.html
 

GALL

Я люблю строить самолеты!
CINN , а там , на торрентах еще книги  до 20-х годов есть ,я не очень то и нашел ....
 

Serj

Я люблю летать!
Краткий очерк деятельности Одесского аэроклуба с 1 января 1908 г. по 1 февраля 1914 года
Здесь еще немного о Фармане.
http://zalil.ru/30399992
 
Добрый субботний день!

hunter019 обнаружил прекраснейшую библиотеку, кто-то с Украины ее организовал! (на Форуме По-2 он дал ссылку)

http://www.lib.nau.edu.ua/oldbooksn/index.php?page=24

http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1124903766/480

Много книг Роберта Львовича Нижевского, знаменитого воздухоплавателя (в Гатчинском краеведческом музее - доме художника Павла Егоровича Щербова (1866-1938) представлена экспозиция ему посв. а также его воздухоплавательная военная форма).

Кроме того, в эл. библиотеке есть труды Воздухоплавательного отдела Императорского русского технического общества И.Р.Т.О.

На книгах есть печати Института Путей Сообщения в СПб. По словам бывшего председателя секции Воздухоплавания в Русском Географическом Обществе Юрия Григорьевича Еремина (исследователя дирижабля СССР-В6), вполне может быть это отсканированная часть библиотеки знаменитого петербургского воздухоплавателя Александра Григорьевича Воробьева, которую приобрел один киевский историк после смерти Воробъева.

Вот еще какая новость: неделю назад нашел в интернете Австралийскую фирму, которая выпускает точные копии выключателей, которые ставились на первые аппараты! Заказал по почте 30 австр. долл. стоит. Пока не пришли... Может быть наводнение...

Вот адрес фирмы: http://www.palesinstyle.com.au/switches_index.htm
 

Вложения

Айвар активно собирает и изучает информацию по моторам "Гном", я пытаюсь поддержать его в этой безумной идее! Написал письмо давнему знакомому шведу Андерсу Сташл.

Андерс прислал нашим строителям Ньюпора 17 Николаю Ивановичу Крикунову и Илье Гельевичу Дееву чертежи Ньюпора-17 из немецк. журнала Zeitskrift fur flugtecnik und motorflugshiftahrt (наверное не точно написал - кажется так) Вот кстати ссылка в интернете на этот журнал - за один год бесплатно выложен.

http://library.uwsp.edu/aschmetz/virtual_lib/ZFM/ZFM1914.htm

Хотя у Н.И.Крикунова быи эти чертежи кроме крыла - Инженер-109 предоставил будучи в питере в 2006 г.

По Гному мало информации, но вчерашний привет от Андерса вынуждает достать бокалы с шампаским - наконец нашлись чертежи Pulsation Glass!!!

Вот в полном размере на народе!

http://narod.ru/disk/4565788001/puls_glass.jpg.html
 

Вложения

Pimenov

Volksflugzeug Macht Frei!
Откуда
Москва
Георгий привет!

Ты опасно закрепил заднюю кромку. Конечно, Райты -авторитеты, но моряки крепят надежнее. Мало того, что у тебя  нити перегибаются об край бруска и могут перетереться, еще надо зафиксировать их от соскакивания из прорези.
Рецепт: 1) скруглить край выбега прорези на брусках;
2) прорезь нужно углубить без потери прочности до 1/3 толщины бруска, причем желательно делать прорезь слегка на "клин" - узкой частью к поверхности, чтоб ниткам неповадно было выскакивать наружу.
2) Обязательная фиксация: после натяжения кромки со стороны конца бруска сверлится тонкое отверстие поперек прорези для вставления контровочной проволоки (типа тонкого гвоздика) с натягом. Если хочешь делать совсем по-старинному, то можно в прорезь ставить деревянный клинышек.
Будь здоров!
 
Дорогой Pimenov! Привет! Спасибо что не забываешь внести морские первопрестольные мотивы в северную мелодию гранитных невских берегов!
Заднюю кромку закрепили создатели реплики Планера Братьев Райт 1902 г. раньше фото размещались на сайте
http://www.wrightbros.org/ ; теперь ресурс с этими фото не доступен (хотя сайт работает). На нашем Фармане пока еще не крепили латы к задней кромке. Хотя планируется делать именно как на фото реплики Райтов 1902 г. только один люверс ставить на задней кромке спереди шнура.  Считаю выпасть из прорези не может. Дерево мягкое. Хвостик латы за прорезью вообще не играет роли - он из-за прорези и так еле держится, но если он отвалится - проблем не будет - шнур упирается в ступеньку!

Вот фото с сайта Райтов, где показано как крепят они нервюру к заднему лонжерону, причем карман для латы (ребрышка) разрезан!
 

Вложения

Как сообщает http://www.gzt.ru/topnews/culture/-ty-dolgo-budeshj-vsem-daritj-sebya-potomu-chto-ty-/346563.html

Сегодня, 04 февр. 2011 г. на 84-м году жизни в Мюнхене скончался писатель и драматург Владимир Владимирович Кунин

В.Куниным был написан сценарий к фильму "Воздухопаватель", вышедшему в 1975 г.
Режиссеры: Анатолий Вехотко, Наталья Трощенко
В ролях: Леонард Варфоломеев, Екатерина Васильева, Владимир Заманский, Армен Джигарханян, Валентин Никулин, Анатолий Солоницын, Олег Басилашвили, Сергей Донцов, Леонард Мерзин, Георгий Дрозд и др.

Для этого фильма была построена реплика аэроплана Фармана, которая сейчас находится в экспозиции Монино. Проектировал Реплику и летал на съемках Евгений Афанасьевич Мелентьев.

в 1998 г. была записана на диктафон с ним беседа и опубликована в 2004 г. в сборнике докладов Чтений Сикорского в Академии ГА.

Вот фото его на аэроплане и в полете - видимо на ипподроме в Одессе!!! Где Ефимов летал!

Привожу ссылку на файл.



http://narod.ru/disk/4984869001/vozduhoplav.doc.html
 

Вложения

Вверх