YaBB - Yet another Bulletin Board
   YaBB - Yet another Bulletin Board  



Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация
 

  ГлавнаяСправкаПоискВходРегистрация Закладки  
 
Запрет эксплуатации планеров L-13 "Бланик (Прочитано 18235 раз)
Pkk
Global Moderator
Команда слётов
*****
Вне Форума



Сообщений: 6889
Пол: male
Запрет эксплуатации планеров L-13 "Бланик
04.05.11 :: 18:29:38
 
По настоянию aka so@rer с запозданием создаю эту ветку.
Наверх
 
 
IP записан
 
SunF
Старейший участник
*****
Вне Форума


Летайте безопасно!

Сообщений: 1476
Екатеринбург
Пол: male
Re: Полеты на планере с лебедки
Ответ #1 - 01.11.10 :: 08:36:57
 
Господа, а никого не смущают следующие факты:
1. Полеты на Бланиках запрещены ВЕЗДЕ В МИРЕ, кроме России? Отваливающиеся крылья не пугают? см. форум питерских планеристов. Причина до сих пор не установлена, что делать - неизвестно.
2. Лебедка дает нагрузку в 6-7 раз большую, чем буксировка. Ресурс считайте сами.

Снова на "авось" надеемся? Жизнь-то ведь одна! Дождитесь официального меморандума от производителя и FAA, выполните их, а потом летайте.
Наверх
 
 
IP записан
 
so@rer
Старейший участник
Команда слётов
*****
Вне Форума


Will fly for food

Сообщений: 1164
г. Жуковский
Re: Полеты на планере с лебедки
Ответ #2 - 01.11.10 :: 13:02:21
 
@
28-й

SunF писал(а) 01.11.10 :: 08:36:57:
Лебедка дает нагрузку в 6-7 раз большую, чем буксировка


Какая лебедка? На что и в какой момент она дает такую нагрузку? 
Математически как-то можете обосновать?
Наверх
 

Если ты действительно чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет содействовать тому, чтобы желание твоё сбылось.               П. Коэльо "Алхимик"
 
IP записан
 
SunF
Старейший участник
*****
Вне Форума


Летайте безопасно!

Сообщений: 1476
Екатеринбург
Пол: male
Re: Полеты на планере с лебедки
Ответ #3 - 02.11.10 :: 02:19:54
 
Любая лебедка.
Математически не смогу. Вся математика для меня кончилась в школе. Зато знаю, что любой производитель (и прежде всего - металлических планеров, т.к. металл больше устает) дает меньший ресурс на полеты с лебедки. Даже в объявлениях о продаже планеров специально указывают, сколько было буксировочных стартов, сколько лебедочных. Завел тему в планерном форуме, как появятся результаты, отпишусь.
С другой стороны, математики не нужно. Кто летал с лебедки и на буксировки, прекрасно чувствовал перегрузку на лебедке (старт происходит резко и достаточно динамично, по сравнению с буксировкой). Уже это говорит, что разница есть. Надеюсь, пилотаж-то вы не делаете?
Наверх
 
 
IP записан
 
КБ Альбатрос
Старейший участник
Строитель ВС
*****
Вне Форума


Поэт и леса господин и поля барин!

Сообщений: 3414
Пол: male
Re: Полеты на планере с лебедки
Ответ #4 - 02.11.10 :: 02:47:09
 
Без математики,ежу понятно...Усилие на крюке потребное для буксира 50 кг,для лебёдки до 300...Конечно,можно и на лебёдке поддерживать небольшую крутизну траектории набора,но это сразу надоедает а трос быстро укорачивается,высота круга в два раза уменьшается,что тоже планеристу не надо...
Наверх
 

РП15"Каяк",РП25,РП2OO,РП201
 
IP записан
 
SunF
Старейший участник
*****
Вне Форума


Летайте безопасно!

Сообщений: 1476
Екатеринбург
Пол: male
Re: Полеты на планере с лебедки
Ответ #5 - 02.11.10 :: 06:09:46
 
Надеюсь, следующее мнение убедит?

"Ресурс с лебёдки ограничен. Число взлётов с лебёдки при расчёте ресурса должно умножаться на 5.
Вообще-то наши бланики с серийными номерами, начинающимися на "0" имеют ресурс до капитального ремонта 3750 часов. Число взлётов при этом должно быть не более 18000. Лебёдка уменьшает число взлётов до 3600.
Это есть в заводских бюлетенях. Но чтобы проще было найти, можно взять последний бюлетень 109а, где так же описаны данные требования.
Пытался выложить официальный перевод на сайт ФПлС - не получилось.

Зайцев."

Валерий Зайцев, если кто не знает - мастер спорта СССР, командир планерного звена Новосибирского АСК, тренер сборной России по планерному спорту.

Теперь достаточно? Или еще математика нужна?
Наверх
 
 
IP записан
 
SunF
Старейший участник
*****
Вне Форума


Летайте безопасно!

Сообщений: 1476
Екатеринбург
Пол: male
Re: Полеты на планере с лебедки
Ответ #6 - 02.11.10 :: 06:13:34
 
А ломающиеся крылья на Бланиках - не моя фантазия, а реальные и, увы, летальные катастрофы. Когда надлежащим образом эксплуатируемые планеры, прошедшие все предписанные заводом-изготовителем осмотры и процедуры, вдруг теряли крылья в полете. По этой причине по всей планете Земля их запретили эксплуатировать с 5 сентября сего года. В России запрета пока нет (запрещен лишь пилотаж, что, впрочем, не всех смущает). Как понимаю, как раз по причине отсутствия (практического) лебедочных стартов в истории российских Блаников.
Так что умоляю, ребята, потерпите немного. К весне будут бюллетени, уверен. Выполните - и снова в полет.
Наверх
 
 
IP записан
 
otk1
Senior Member
****
Вне Форума



Сообщений: 392
Orenburg
Пол: male
Re: Полеты на планере с лебедки
Ответ #7 - 02.11.10 :: 06:49:55
 
SunF писал(а) 02.11.10 :: 06:13:34:
умоляю, ребята

Каждый случай эксплуатации сугубо индивидуален,так что "умолять"всех огульно и тотально слегка некомильфо,я так думаю!!
Наверх
 
IP записан
 
SunF
Старейший участник
*****
Вне Форума


Летайте безопасно!

Сообщений: 1476
Екатеринбург
Пол: male
Re: Полеты на планере с лебедки
Ответ #8 - 02.11.10 :: 07:26:16
 
otk1 писал(а) 02.11.10 :: 06:49:55:
Каждый случай эксплуатации сугубо индивидуален,так что "умолять"всех огульно и тотально слегка некомильфо,я так думаю!!

То есть, вы хотите сказать, что полеты на Бланиках, да еще с лебедки, сейчас безопасны? И люди, запретившие полеты на нем, тоже "не комильфо"? И неизвестные причины сломанных лонжеронов можно просто проигнорировать? Огульность это все-таки необоснованность. Тут, по-Вашему, не о чем беспокоиться?
Наверх
 
 
IP записан
 
КБ Альбатрос
Старейший участник
Строитель ВС
*****
Вне Форума


Поэт и леса господин и поля барин!

Сообщений: 3414
Пол: male
Re: Полеты на планере с лебедки
Ответ #9 - 02.11.10 :: 08:14:21
 
SunF писал(а) 02.11.10 :: 07:26:16:
не о чем беспокоиться

Россия,страна загадок...но Зайцев тоже говорил,что диагноз нужно ставить в каждом конкретном случае индивидуально,тем более,что "авиционные власти"России,весьма индиферентны к подобной технике...полёт их мысли значительно более"высок"...
Наверх
 

РП15"Каяк",РП25,РП2OO,РП201
 
IP записан
 
SunF
Старейший участник
*****
Вне Форума


Летайте безопасно!

Сообщений: 1476
Екатеринбург
Пол: male
Re: Полеты на планере с лебедки
Ответ #10 - 02.11.10 :: 16:36:54
 
Я вот только одно не пойму - а как вы собираетесь "индивидуально подходить"? К повреждениям, которые никто не знает, как диагностировать?
Наверх
 
 
IP записан
 
so@rer
Старейший участник
Команда слётов
*****
Вне Форума


Will fly for food

Сообщений: 1164
г. Жуковский
Re: Полеты на планере с лебедки
Ответ #11 - 02.11.10 :: 19:07:45
 
Некоторые мысли по существу основного вопроса:

- да, проблема с разрушением лонжерона на  «Бланиках» есть, и как следствие, LET (Aircraft Industries) выпустил несколько бюллетеней о доработках и усилении контроля за соответствующими узлами, а последняя директива EASA по L-13 предписывает приостановить эксплуатацию всех его модификаций. Учитывая, что во многих европейских странах L-13 имеет сертификат типа – все «Бланики» в Европе пока на приколе. (См. приложенный файл)
(При этом FAA, информируя владельцев «Блаников» в США, оставляет право выбора (эксплуатировать или нет) за владельцем планера.)
- можно, конечно, прекратить эксплуатацию «Блаников», не задумываясь о причинах полного запрета на полеты, а можно и подумать на эту тему.

Что мы знаем об эксплуатации «Блаников» и их запусках с лебедки?

Всего L-13 выпущено 2650 штук, а с учетом модификаций (L-13AC, L-23) – более 3000.
Большинство из них летало в Европе, около 500 – в США и Австралии, около 700 (могу ошибаться) – на просторах бывшего СНГ.
В Европе они активно использовались для первоначального обучения, в т.ч. и с лебедок. Европа давно распрощалась с двухбарабанными лебедками «Геркулес-3», практически ровесниками «Блаников», заменив их более мощными и производительными, способными поднимать достаточно тяжелые планеры открытого класса.
«Геркулес-3» был рассчитан на подъем планеров с массой 350-500кг. Эта лебедка оснащалась восьмицилиндровым дизелем  «Татра» мощностью 134 л.с., передающим крутящий момент на тросовой барабан через гидромуфту,  которая обеспечивает плавность запуска.
Эта же гидромуфта в сочетании с относительно маломощным двигателем практически не позволяет планеру (я имею ввиду «Бланик») выйти на эквивалентную перегрузку (позже поясню, что это такое) больше 2 единиц.
При нормальном старте она не превышает 1,6.

Таким образом, запуск «Бланика» с «Геркулеса» - это достаточно бережная по отношению к планеру процедура.
В России сейчас по моим данным, 4 рабочих лебедки «Геркулес-3» (Новосибирск, Казань, Ульяновск, Киржач) и одна лебедка TOST (Новосибирск).

Европейские «Бланики» уже давно летают с более мощных лебедок, набирая высоту со значительно большим углом, чем на «Геркулесе», а значит, и с большей эквивалентной перегрузкой.

Все катастрофы L-13, связанные с разрушением лонжерона, произошли в Европе, где средний налет «Бланика» перевалил за 5 тысяч часов, что в совокупности со стартами с мощных лебедок и акробатическими полетами интенсивно уменьшает запас прочности.

Что касается «последней капли» в виде катастрофы в Австрии, то она произошла с планером 1972 года, имевшим более 5000 посадок и 2318 часов налета, из которых на последние 400 часов приходилось 8% акробатических полетов.
При этом характер полетов первых 2000 часов неизвестен
.
(См. приложенный файл)

Акробатика на «Бланике» имеет свои особенности:

- планер не любит отрицательных и знакопеременных перегрузок, что косвенно отражено в РЛЭ в виде запрета на выполнение перевернутого полета и управляемой бочки в двухместном варианте (управляемая бочка требует создания отрицательной перегрузки в перевернутом положении, допустимое значение которой легко превысить при ее некоординированном выполнении)
- при этом планер легко выполняет несложный комплекс фигур, не превышая перегрузки 2,5:
- штопор
- штопорный переворот
- петля
- поворот на горке
- колокол.

Я думаю, что последние директивы EASA настолько жесткие потому, что учитывали прежде всего европейские особенности эксплуатации «Блаников».

Учитывая все вышеописанное, считаю, что нашим «Бланикам», имеющим средние налеты около 1500 часов, очень мало летающим на пилотаж (как правило, только 1 виток штопора в учебных целях), даже при эксплуатации с лебедки (я имею ввиду «Геркулес-3») беды с разрушением лонжерона пока не грозят.

Это не значит, что европейский опыт не надо учитывать. Просто у наших планеров есть достаточный запас прочности, а у нас есть время для принятия решений.

Когда предлагаемый чехами неразрушающий метод исследования лонжерона вихревыми токами соберет какую-то статистику, станет действительно понятно, что делать дальше с нашими любимыми «Бланиками»
.


ЗЫ: Я не зря задал конкретный вопрос: какая лебедка, на что, и в какой момент дает нагрузку в 6-7 раз большую, чем буксировка?

SunF писал(а) 02.11.10 :: 02:19:54:
Любая лебедка. 


Ответ неверный, позже подробно объясню, почему.

Сорри, нет возможности много времени находиться на форуме, но некоторый ликбез по лебедке я проведу, немного терпения. Улыбка
Наверх
 

Если ты действительно чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет содействовать тому, чтобы желание твоё сбылось.               П. Коэльо "Алхимик"
 
IP записан
 
so@rer
Старейший участник
Команда слётов
*****
Вне Форума


Will fly for food

Сообщений: 1164
г. Жуковский
Re: Полеты на планере с лебедки
Ответ #12 - 02.11.10 :: 20:58:56
 
Цитата:
"Ресурс с лебёдки ограничен. Число взлётов с лебёдки при расчёте ресурса должно умножаться на 5.
Вообще-то наши бланики с серийными номерами, начинающимися на "0" имеют ресурс до капитального ремонта 3750 часов. Число взлётов при этом должно быть не более 18000. Лебёдка уменьшает число взлётов до 3600.
Это есть в заводских бюлетенях. Но чтобы проще было найти, можно взять последний бюлетень 109а, где так же описаны данные требования.
Пытался выложить официальный перевод на сайт ФПлС - не получилось.

Зайцев."

Валерий Зайцев, если кто не знает - мастер спорта СССР, командир планерного звена Новосибирского АСК, тренер сборной России по планерному спорту.

Теперь достаточно? Или еще математика нужна?


С огромным уважением отношусь к Валерию Юрьевичу, но что поделать с законами физики? Смущённый


Мое гумантиарное образование после школы не сильно обременяло жизнь физматом, однако школьный курс физики и основы аэродинамики помогут нам разобраться, чем отличается взлет на лебедке от взлета на буксире за самолетом. Насколько я понимаю, у всех планеристов есть опыт полетов на буксире за самолетом, и схему сил для этого случая приводить нет необходимости.

Другое дело лебедка, где набор высоты производится по траектории, называемой участком логарифмической спирали. Это название отражает движение точки по спирали с постоянным и равномерным уменьшением радиуса (уменьшается длина троса). Крутизна этой траектории зависит от соотношения угла троса планера  (пси) (угла между траекторией и радиусом), и скорости буксировки (скорости уменьшения радиуса).

При взлете планера с лебедки скорость движения планера равна скорости сматывания троса только на прямолинейном участке движения на разбеге и после отрыва до момента перевода в набор высоты. После перехода планера в набор высоты трос начинает действовать под углом к траектории и скорость движения планера по отношению к скорости сматывания троса возрастает.

Оптимальным взлетом с лебедки является создание после отрыва и разгона угла набора, близкому к 45˚(в первоначальный момент угол набора Θ и угол троса Ψ совпадают) и выдерживание постоянного угла троса Ψ, при этом увеличение высоты полета и уменьшение длины троса стремятся уменьшить  угол Θ до 0. В этот момент и должна происходить отцепка планера.
Наверх
 

vzlet.png (24 KB | )
vzlet.png

Если ты действительно чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет содействовать тому, чтобы желание твоё сбылось.               П. Коэльо "Алхимик"
 
IP записан
 
SunF
Старейший участник
*****
Вне Форума


Летайте безопасно!

Сообщений: 1476
Екатеринбург
Пол: male
Re: Полеты на планере с лебедки
Ответ #13 - 03.11.10 :: 03:27:54
 
2 soarer:
Вот этот уровень дискуссии меня уже устраивает.
Только несколько моментов:
1. Все ли наши планеристы, летающие с лебедки, хотя бы интересовались происходящим с Бланиками в Европе? Или, как обычно, по-партизански наплевали на всякую ерунду?
2. А Вы верите, что у наших Блаников записан ВЕСЬ налет, в том числе и пилотажный? Кто знает, сколько там НА САМОМ ДЕЛЕ стартов и часов?
3. Перегрузка в 1,6 раза - это все же, перегрузка.
4. Зайцев говорил не только и не столько о своих измышлениях, сколько о рекомендациях производителя. Согласен, что менее мощная лебедка не так опасна, но все же это не буксировка.
5. Насчет "безопасного пилотажа". Пилотаж на Бланиках и у нас в стране запрещен. Надеюсь, все об этом помнят? К сожалению, знаю как минимум 2 клуба, где этот запрет игнорируют. Как бы не пришлось умнеть задним числом. 
У нас настолько все плачевно с безопасностью полетов именно потому, что балом правят "авось" и "имею свое мнение". Безопасность полетов не является приоритетом, что бы про это ни говорили.
А вообще предлагаю этот вопрос на glider.spb.ru обсудить. Там люди в тысячи раз более компетентные, чем я. И смогут поддержать разговор на более высоком уровне, нежели я.

Наверх
 
 
IP записан
 
Gark
Новичок на форуме
*
Вне Форума


Хочу летать!

Сообщений: 39
Астана
Пол: male
Re: Полеты на планере с лебедки
Ответ #14 - 03.11.10 :: 03:54:29
 
Ну все, я окончательно в ушел в мир думок. Я конечно понимаю, что сколько людей столько и мнений, но сам к окончательному мнению прийти не могу.
Напомню суть проблемы, есть Бланик, практически без налета, перетянут, и полностью готов к полетам. Но летать пока возможности нет. Отсюда 3 варианта развития событий -
1. Мотор на горб (примерно 5000 у.е.)
2. Создание лебедки (примерно 7000 у.е.) - собственно поэтому я в этой теме.
Ну и 3, Покупка самолета буксировщика (дешевле 25 у.е. никак)
Наверх
 

Лошадиным силам нужна хотя бы одна голова
IP записан
 
DimNsk
Senior Member
****
Вне Форума


Я люблю строить самолеты!

Сообщений: 385
Re: Полеты на планере с лебедки
Ответ #15 - 03.11.10 :: 08:34:20
 
so@rer писал(а) 02.11.10 :: 20:58:56:
С огромным уважением отношусь к Валерию Юрьевичу, но что поделать с законами физики? Смущённый



Леша, уважение здесь непричем  Улыбка.  Здравомыслящим людям  должно быть понятно, что если у аппарата закончился ресурс, то он не обязан развалиться в следующем же полете. И при бережной эксплуатации до разрушения вполне может отлетать в разы больше назначенного ресурса. Но если мы хотим надежности - делать так нельзя, ага?

Про малый налет при отсутствии серьезных нагрузок у постсоветских Блаников -  к Станиславскому Улыбка. Покатушки с пилотажем и показуха на праздниках с тем же пилотажем, отнюдь не бережным - суровая правда жизни. И аэродромы у нас большей частью - не самые ровные. Как садиться на Стандарте в Евсино - ты и сам знаешь Улыбка.  Так что Бланики у нас - немножко не новые, мягко говоря. И это стоит учитывать.

Кстати, движок на Тосте  в полтора раза  мощнее геркулесовского.  Хорошо тянет, зараза... Улыбка
Наверх
 
 
IP записан
 
SunF
Старейший участник
*****
Вне Форума


Летайте безопасно!

Сообщений: 1476
Екатеринбург
Пол: male
Re: Полеты на планере с лебедки
Ответ #16 - 03.11.10 :: 09:25:03
 
Gark писал(а) 03.11.10 :: 03:54:29:
Ну все, я окончательно в ушел в мир думок. Я конечно понимаю, что сколько людей столько и мнений, но сам к окончательному мнению прийти не могу.

А вот и я в раздумьях. "Бланик практически без налета" - надежная информация? Наши Бланики куплены в Казахстане, остаток ресурса по документам приличный. Только весь ли налет писали?
Я для себя решил так - ждем весны, ситуация с диагностикой проблем с лонжеронами станет понятной. Будет методика - отлично. Проверяем планеры по методике и летаем. Если проверки не будет, я в такой аппарат не сяду. Пусть хоть тысяча рассуждений, что "все путем". Безопасность любой системы держится на неукоснительном соблюдении правил.
Есть еще куча вариантов - полеты за рубежом, МДП, легкие самолеты в конце концов.
Наверх
 
 
IP записан
 
SunF
Старейший участник
*****
Вне Форума


Летайте безопасно!

Сообщений: 1476
Екатеринбург
Пол: male
Re: Полеты на планере с лебедки
Ответ #17 - 03.11.10 :: 09:27:29
 
Gark писал(а) 03.11.10 :: 03:54:29:
Отсюда 3 варианта развития событий - 1. Мотор на горб (примерно 5000 у.е.) 2. Создание лебедки (примерно 7000 у.е.) - собственно поэтому я в этой теме. Ну и 3, Покупка самолета буксировщика (дешевле 25 у.е. никак)

Из указанных мне симпатичней всего "мотор на горб". Все становится в тысячу раз проще - можно одному летать. Маршрутные полеты облегчаются (иди оплати эту буксировку). Геморроя, короче, меньше. Мотопланеры рулят! В ЖЖ есть владелец такого ("Ворона российского региона") - доволен, как удав Улыбка
Наверх
 
 
IP записан
 
Gark
Новичок на форуме
*
Вне Форума


Хочу летать!

Сообщений: 39
Астана
Пол: male
Re: Полеты на планере с лебедки
Ответ #18 - 03.11.10 :: 09:39:48
 
Спасибо за мнение. Мне важно любое.
Про налет казахстанских планеров, мысли следующие: в Казахстане летают только в одном городе и летают не очень много, так что современная история планеров и их налета, аварийности и т.д. прозрачна. Да и людям которые подтверждали тексты в формулярах мне нет ни единого основания не верить.
Наверх
 

Лошадиным силам нужна хотя бы одна голова
IP записан
 
DenisL
Full Member
****
Вне Форума



Сообщений: 212
подмосковье
Пол: male
Re: Полеты на планере с лебедки
Ответ #19 - 03.11.10 :: 10:17:22
 
SunF писал(а) 03.11.10 :: 09:27:29:
доволен, как удав

удав, надо заметить, трахается с какуйпером и на бланик не лезет более....Эйфория быстро закончилась
Наверх
 
IP записан
 
so@rer
Старейший участник
Команда слётов
*****
Вне Форума


Will fly for food

Сообщений: 1164
г. Жуковский
Re: Полеты на планере с лебедки
Ответ #20 - 03.11.10 :: 10:20:51
 
@
28-й

Вопросы 1,2, 4 и 5 вполне себе риторические, даже и не знаю, что сказать. Это, как говорится, на совести эксплуатантов..
По поводу пилотажа добавлю – да, я делаю это, но без фанатизма. Как правило, на показательных полетах и при подготовке к ним. Только вышеперечисленные фигуры с минимально допустимой перегрузкой. Не вижу беды, если на 50 часов парящего налета планер мягко скрутит несколько комплексов по 2-3 минуты. Это даже не 1%. Вот такое мое мнение.
А насиловать планер пилотажем на регулярных покатушках – я против этого.

Про перегрузку чуть позже, но в двух словах все же поясню.
1,6 – кратковременно действующая (2с.) в момент перевода в набор перегрузка
1,4 – эквивалентная перегрузка, действующая на планер в течение всего времени набора (30-40 секунд)
Что такое 1,4?  – это перегрузка, соответствующая крену 45° в координированной спирали, которую еще в планерной литературе называют наивыгоднейшей, т.е. обеспечивающей минимальную потерю высоты за виток. Именно спираль с креном 45° - самый рабочий режим, в котором планер проводит бОльшую часть времени на маршруте.

@
DimNsk

Дим, привет!      
Я не собираюсь спорить с очевидностью. Да, действительно, новосибирские «Бланики», принадлежащие самому летающему в России клубу, имеют  заметно больший налет, чем в среднем по России. К ним и подход соответствующий, тем более что СибНИА под боком.
«Бланикам», особенно «в возрасте», присущ ряд проблем: проблемы с жесткостью центроплана, поломки вилки шасси, малая жесткость хвостовой балки, потеря устойчивости обшивки крыла в районе 25-ой нервюры и т.д. Со всем этим, конечно, нужно считаться.
Ну не мне тебе это все рассказывать..

Теперь по делу. Продолжу про лебедку.

При разбеге, отрыве и разгоне скорости из-за малого угла Θ можно считать, что скорость планера (Vпл.) равна скорости буксировки троса (Vтр).

Процесс перевода в набор высоты является переходным режимом. Перевод в набор высоты следует начинать при достижении планером высоты 15-20 м и значении скорости не менее Vнв. (что соответствует эволютивной скорости Vэв. у самолетов). Темп перевода в набор высоты не должен превышать 15°  в секунду, т.е. угол набора   должен быть достигнут не ранее, чем через 3 секунды. Это объясняется тем, что в момент перевода в набор высоты планер разгоняется для того, чтобы создать своим крылом бОльшую подъемную силу, необходимую для набора высоты.
Исходя из того, что перевод в набор высоты начался с Vнв, соответствующей αнв, получать дополнительную подъемную силу, увеличением угла атаки α опасно из-за возможности выхода на второй режим полета. Получить требуемую подъемную силу можно увеличением скорости. Известно, что на постоянном α увеличение подъемной силы пропорционально квадрату прироста скорости. Для угла   необходимо увеличить подъемную силу Y в 1,6 раза, при этом скорость нужно увеличить на 21 км/час, 75+21=96 км/час.
Нам известно, что скорость по траектории при угле 45° в 1,4 раза больше скорости сматывания троса.
Рассчитываем скорость буксировки  =68 км/час. Следовательно, в процессе перехода в набор высоты, планер разгоняется на 28 км/час, скорость буксировки немного снижается, одновременно в 1,5 раза увеличивается потребная сила тяги троса. Для того чтобы этот процесс прошел нормально и нужны эти самые три секунды. За это время оператор должен управлять лебедкой для достижения требуемой скорости буксировки и силы тяги троса.

Резкий перевод в набор высоты недопустим
, поскольку может произойти выход планера на закритические углы атаки с последующим срывом.
Резкий перевод в набор высоты недопустим
еще и потому, что в этом случае может произойти обрыв троса и аварийная посадка. Именно поэтому перевод в набор высоты следует начинать на высоте 15-20 метров. Эта высота нужна для безопасной посадки в случае обрыва троса.
Резкий перевод в набор также ведет к резкому увеличению перегрузки.
Именно момент перевода в набор высоты является самым критичным для нагружения конструкции планера при взлете с лебедки, поэтому требует четкого выдерживания скорости и темпа взятия ручки на себя.

to be continued…
Наверх
 

perehod.png (18 KB | )
perehod.png

Если ты действительно чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет содействовать тому, чтобы желание твоё сбылось.               П. Коэльо "Алхимик"
 
IP записан
 
Pkk
Global Moderator
Команда слётов
*****
Вне Форума



Сообщений: 6889
Пол: male
Re: Запрет эксплуатации планеров L-13 "Бланик
Ответ #21 - 04.05.11 :: 18:31:42
 
Крайнее 20 Сообщение было перемещено из Летные школы и клубы обучения отправил Pkk.
Наверх
 
 
IP записан
 
надым мд-20
Старейший участник
*****
Вне Форума


на севере просторы больше

Сообщений: 753
надым
Пол: male
Re: Запрет эксплуатации планеров L-13 "Бланик
Ответ #22 - 11.09.17 :: 18:35:27
 
SunF писал(а) 02.11.10 :: 02:19:54:
Любая лебедка.
Математически не смогу. Вся математика для меня кончилась в школе. Зато знаю, что любой производитель (и прежде всего - металлических планеров, т.к. металл больше устает) дает меньший ресурс на полеты с лебедки. Даже в объявлениях о продаже планеров специально указывают, сколько было буксировочных стартов, сколько лебедочных. Завел тему в планерном форуме, как появятся результаты, отпишусь.
С другой стороны, математики не нужно. Кто летал с лебедки и на буксировки, прекрасно чувствовал перегрузку на лебедке (старт происходит резко и достаточно динамично, по сравнению с буксировкой). Уже это говорит, что разница есть. Надеюсь, пилотаж-то вы не делаете? 

если оператор лебедки не правильно затяг делает то будет критическая нагрузка. обычно это происходит когда ограниченна длинна стартовой площадки тогда тянут на максимальном ускорении чтобы быстрее выстрелить в небо планер а при буксировках пространство так не ограниченно и скорость полета контролируется буксиром по этому все идет мягко.
Наверх
 
 
IP записан