Боковое раплолжение РУС

Anfalov

Я люблю строить самолеты!
Даже не знаю по теме ли это тут, но всё-же спрошу...

Насколько удобно с точки зрения передачи усилий, расположение ручки управления по правому борту, аналог джойстика Air-Bus и т.д. , или ручки у Long-ez?

То что это удобно для пилота, это неоспоримо, рука находится в естественном полурасслабленном положении. Однако насколько большие усилия надо прилагать для движения элеронами, или насколько удобен для руки ход управления высотой? Я так понимаю, что управление рулями высоты только движением запястья, мягко говоря будет весьма затруднительным, даже при условии хорошей балансировки и триммирования.

С классической ручкой всё понятно, достаточно большой рычаг, даёт мягкость и информативность хода, однако положение руки на мой взгляд не лучшее. При применении боковой РУС на больших самолётах вся её роль сводиться к функции джойстка, а вот в малой авиации тут ещё и нагрузки от поверхностей управления накладываются. Насколько они велики, и не вырвет ли эту пипку из рук при проходе всяких возмущений?

Может есть смысл скомбинировать два движения... Поворот кисти вокруг запястья это крен. Движение руки в согнутом локте вперёд назад это высота. Данная комбинация, как я предполагаю, позволит передавать бОльшиё усилия на поверхности управления для ЛА классической компоновки.
 
R

rtyuiop.400

Не вырвет. наоборот пружинные загружатели даже делают, чтоб хоть какое то усилие было на РУСе.

  На легких самолетах  надо чтоб усилие на ручке было 2-3 кг на увеличение перегрузки на единицу. Так шо ручечка должна быть тугой. Иначе разломаешь самолет нечаянно.

Ту-104, Ту-134, Ил-18 - все эти самолеты были без усилителей :) И куча других, не маленьких и скоростных. И ничего, а тут авиетка.....
 

Старый Макс

Улетел навсегда. Погиб в Непале
Ту-104, Ту-134, Ил-18 - все эти самолеты были без усилителей
не совсем точная инфа ...Ту -134 г\усилитель РН -ГУ-108Д
Ил-62 точно безбустерное управление  :-[
поверхностей управления накладываются. Насколько они велики, и не вырвет ли эту пипку из рук при проходе всяких возмущений?
уже применяется на Аэропракт-36 ...песня а не управление  :)
а если ещё специальный полёт для гостя ...между лесополос и в карьере ! :eek: впечатляет ! :)
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Может есть смысл скомбинировать два движения... Поворот кисти вокруг запястья это крен. Движение руки в согнутом локте вперёд назад это высота. Данная комбинация, как я предполагаю, позволит передавать бОльшиё усилия на поверхности управления для ЛА классической компоновки.
Действительно - попробовав слетать на яковлевских А20 и достаточно тяжелом двухмоторном А36,где управление сделано именно так,я более чем проникся комфортом и гармоничностью управления такой ручкой,что даже на своем нынешнем проекте Ларос 100 собрался делать так же (проводка управления при этом оказывается максимально простой - продольный вал на направляющих,из которого торчат короткие рукоятки,прямо связан с тягой РВ);отказаться от этого решения в пользу классики пока заставило лишь нежелание лишний раз с кем-то спорить и что-то доказывать - однако такой вариант безусловно реализую на одной из модификаций.
 

eXmajor-ME

Любитель Малой Авиации
...дядя ВОВА[sup]ЛВП[/sup]...если РУД-слева, РУС-справа, "крыша"-закрыта!
...а как же без проблем втискиваться, а затем покидать эроплан ???
...видиться мне на СЛА такая схема применима только без "крыши", а с фонарём, на средне/ и низко/планах...
...if заблуждаюсь - поправьте!

/me
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
...дядя ВОВА[sup]ЛВП[/sup]...если РУД-слева, РУС-справа, "крыша"-закрыта!
...а как же без проблем втискиваться, а затем покидать эроплан ???
...видиться мне на СЛА такая схема применима без "крыши", на средне/ и низко/планах...

/me 
В случае бокового входа (как в Ларос 100 или в любой пайперовской компоновке) боковая ручка справа дает возможность сделать дверь слева,как привычно - сейчас-то пришлось делать ее справа;РУД в передней части дверного проема никак не мешает входу-выходу:не помню,чтобы на Як-12,или той же Вильге при посадке в кабинет хоть какое-то внимание уделялось бы стараниям не зацепиться за РУД - а при центральной РУС и входе справа ногу специально надо проносить между седушкой и РУС,из-за чего шарнир РУС приходится смещать вперед,делая ручку кочергой.
Из этих же соображений сделан и выдвижной штурвал на МАИ-223,и,полагаю,на А22.
А центральная РУС более всего удобна как раз при верхнем входе,где ноги сразу оказываются справа и слева от нее.
 

Nastevich Dmitry

Крашу самолеты
Откуда
Киев
продольный вал на направляющих,из которого торчат короткие рукоятки
:) Дядя Вова, объясните племянничку, где оно будет на дверях...? А то я тоже сынок и не понимаю. Хочу так-же.

И если Вас не затруднит поделитесь пожалуйста, хоть схемкой конструкции...
А рукояток что больше одной торчать будет, сколько?  :-[

Вот и я где-то, заблуждился.
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
продольный вал на направляющих,из которого торчат короткие рукоятки
:) Дядя Вова, объясните племянничку, где оно будет на дверях...? А то я тоже сынок и не понимаю. Хочу так-же.

И если Вас не затруднит поделитесь пожалуйста, хоть схемкой конструкции...
А рукояток что больше одной торчать будет, сколько?  :-[

Вот и я где-то, заблуждился.
Ручки управления расположены не на дверях,а на противоположной от дверей стороне.РУДы же размещены:у переднего - в районе переднего обреза двери на нужной высоте;у заднего - вблизи левого края переднего кресла:эти РУДы могут быть как вытяжного типа (Як-12) или секторные (Вильга).
Набросок схемы РУС прилагаю - тяга РВ идет прямо от конца вала через шаринрный наконечник;управление элеронами не стал размещать т.к.это удлиннило бы время рисования и существенно зависит от компоновки - да и подумать есть повод.
Напомню - в моем случае имелся в виду пилотажный самолет и усилия по крену не так уж малы,поэтому ручки довольно длинные;в других случаях по крену может быть хоть кистевое движение.А рукоятка под 45 градусов или около того - очень удобна и точно удобнее вертикальной.
 

Вложения

eXmajor-ME

Любитель Малой Авиации
...хороший самолёт, но дорогой и ещё
...Я в Итальянскую машину не помещаюсь, так же как и в кабину А20 и А30 ;D
...а про итальяшку здесь есть огромная ветка...там и делились личным опытом!

...поэтому здесь и обсуждаем проект и строящийся самолёт...со всеми итд[sup]эшками[/sup] итп[sup]эшками[/sup]

/me
 

Lev D

хочешь летать, желай этого!
Откуда
Казань
там и делились 
Вот тебе гостеприимство!
Я то просто про боковую ручку, а то что "влезу в итальяшку" так это Вы как нибудь сами определяйтесь. Мне вот например нравятся вообще автожиры.
Я эту боковую ручку например к АЖ присматриваю вооще. Поэтому и не знаю про "целую ветку про итальянцев". Или "вход воспрещен"?
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
...проверенно-одобрено!...РУДы и РУСы
Ну нахрена столько букофф и картинок в защиту классики,будто здесь того и гляди ее отменят - классика,она и есть классика и летают с таким расположением органов управления уже десятки и десятки лет:другое дело,что нынче стало меньше охотников заниматься акробатикой или даже гимнастикой при влезании в кабину,из-за чего,собственно,и стали появляться альтернативные варианты.
Так приведенные картинки лишь иллюстрируют тот факт,что залезать в кабину приходится,выписывая ногой кренделя и оставляя на подушке сидения глину от грязных сапог,что при чуть приподнятом отземли фюзеляже далеко не всегда и не всем приятно.Поставьте рычаг ручника на авто между ног водителя - и продажи самой популярной марки неприемлемо упадут.Хотя и в том и в том случаях попасть на водительское кресло не так уж и сложно.
Вспомните хотя бы боковые РУСы у Цирруса - и штурвала делать не хотелось,и ручка между ног,по мнению авторов,не соответствовала имиджу этого дорогого самолета.
 

Lev D

хочешь летать, желай этого!
Откуда
Казань
оставляя на подушке сидения глину от грязных сапог
  Вот это то и мучает! В большинстве своем мы "партизаны" и глины и песка хоть отбавляй.
  А как же эта ручка (боковая) способна "боротся" от грязи? Ведь там труба елозит и вращается во втулках, причем нагрузка на эти втулки консольная. Вот и при попадании туда песка не словит она клин?
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
оставляя на подушке сидения глину от грязных сапог
  Вот это то и мучает! В большинстве своем мы "партизаны" и глины и песка хоть отбавляй.
  А как же эта ручка (боковая) способна "боротся" от грязи? Ведь там труба елозит и вращается во втулках, причем нагрузка на эти втулки консольная. Вот и при попадании туда песка не словит она клин?
Консольная нагрузка на втулку - я даже не знаю,что это такое:на самом деле нагрузка на втулки самая.что ни на есть,радиальная,т.е.направлена перпендиклярно ее оси,а величина ее при самых высоких мыслимых нагрузках на РУС,не превышает нескольких десятков килограммов - что дает нам напряжение смятия на втулке (при изображенной геометрии) 0.1 кГ/мм^2,т.е трущаяся поверхность может быть хоть из дерьма,а в реальности фторопласт,капролон,текстолит (не стекло-),балинит и дельтадревесина выдержит такие нагрузки безо всяких проблем,включая и пыль и грязь.На Авиатике рули вращаются во фторопластовых втулках и работы на химии,где струя химикатов попадает как раз на оперение,проблем с узлами навески таких рулей не возникало спустя даже очень большие сроки.
 

Lev D

хочешь летать, желай этого!
Откуда
Казань
Хорошо! Тогда вопрос по эргономике. Когда РУС между ног, и летишь на крейсере по маршруту, то рука (обмякла) и лежит своим весом на ручке, (бльшее время) т.е. вес руки через ручку давит вдоль ее оси на узел подвеса ручки. Как в случае с боковой РУС? Не нужно ли руку постоянно держать в взвешенном положении? Иначе лев.крен.
 
Вверх