Эссе о службе УВД в России.

Andrey Ivanov

Я люблю самолеты, небо и людей!
Откуда
Москва

   
Когда я только начинал учиться летать, я был юн и искренне верил, что руководитель полётов, диспетчер это бывший лётчик, обычно по здоровью, ушедший на пенсию и с земли помогающий пилотам.  Верил, что это наш ангел-хранитель, который сидя на земле, в мыслях рядом с нами.  Он старается подсказать, помочь, подстраховать нас, уберечь от тех опасностей, что в силу своего малого опыта или отсутствия знаний мы ещё не ведаем.   Я считал, что этому человеку нужно всецело  доверять и слушаться и тогда летать будешь долго и безопасно.  Так оно всё и было, пока я летал в аэроклубе, потом на Волжанке под руководством Игоря Ивановича, потом в Конаково под руководством Владимира Алексеевича…  однако постепенно я начал вырываться из гнезда. Летать хотелось выше и дальше, а следовательно приходилось общаться с новыми и новыми руководителями полётов. 
Одно время летать приходилось только «по партизански»,  но законодательство в России меняется и появилась возможность летать официально, по честному. И вот мне выпал шанс – полететь в отпуск на своём самолёте. 
Маршрут я себе проложил интересный и большой – 4000 км.   Пилотское было в кармане, полученные знания позволяли рассчитать и пролететь  это расстояние. Лететь решил официально – хотелось попрактиковаться в общении с диспетчерами, понять где и какие подводные камни существуют.  Из 4000 км – 2500 км я преодолел под  неусыпным управлением службы движения.  В воздухе суммарно провёл около 35 часов.



Что хочется сказать в итоге моего путешествия?   Абсолютно категорично считаю, что в России в гражданской авиации, служба управления воздушным движением совершенно недееспособна, состоит, в большинстве своём, из малоквалифицированных диспетчеров, неспособных управлять в своей зоне даже двумя самолётами.  При этом их действия направлены не в помощь пилоту или безопасности полётов, а на прикрытие «своей задницы». Также, считаю, что в случае авиации общего назначения, при полёте в пространстве G или С  (полёты на эшелонах я ещё не пробовал) существующее УВД ненужно и реально мешает пилоту. То, что я наблюдал, общаясь с совершенно разными диспетчерами, заключалось либо в попытке диспетчера вогнать меня в землю или в припятствие (диспетчер Самара-круг пытался заставить меня занять высоту 100м по приведённому давлению 762мм), либо сломать самолёт на посадке (диспетчер Саратов-круг заставил совершить посадку против моего желания, посадку пришлось совершать поперёк ВПП, на неподготовленное поле, т.к. сила ветра не позволяла безопасно совершить посадку на ВПП), в лучшем же случае общение с диспетчером  представляло собой совершенно бессмысленную «игру в города». 

http://fotki.yandex.ru/users/vulkan-avia/view/483202/

Диспетчера не хотят и не готовы давать высоту (в Ростовской зоне меня загнали на 300м, при принятом плане с заявленной высотой 800м)! Хотя, наличие высоты, это потенциальная безопасность полётов.

«Подготовка плана полёта» на Яндекс.Фотках

Необходимость зональных центров и подачу планов полётов – я считаю мазохизмом и полной глупостью.  Пилот тратит приличное кол-во времени на перевод  своего штурманского расчёта на «птичий» язык четырёхбуквенных индексов аэродромов (индексов аэродромов нет на картах) и рубежей передачи связи и подачи «Формализованной заявки на ИВП».  В Московском зональном центре (МЗЦ) подача и одобрение планов вообще отдельная тема – в МЗЦ действуют какие-то свои правила и «понятия», связанные с необходимостью согласовывать пролёт зон «С» военных и ведомственных аэродромов заранее по телефону и записывать в заявку фамилию разрешившего пролёт, необходимость «получать какую-то информацию на ИВП» за 2 часа до вылета, необходимость докладывать промежуточные посадки и конец полёта в зональный (даже не имея под рукой интернета или телефонной связи). При этом связи между разными зональными центрами просто отсутствуют (Межзональный перелёт из МЗЦ в Самарский ЗЦ , перелёт из Нижнего Новгорода в Казань.  Докладываю посадку по тел. в Казань-Сектор, они фиксируют.  Через 4 часа звонок мне на мобильный из МЗЦ с истерикой, что я не доложил им посадку и они меня лишат лицензии!).

  Вот пример заявки:  верхняя часть этого листа – маршрут, подготовленный в MapSource, достаточный и необходимый мне для полёта.  Нижняя половина листа – это «формализованная заявка» - отправляемая в зональный центр УВД.

http://fotki.yandex.ru/users/vulkan-avia/view/483847/

Нахрена Вы – зональные центры вообще нужны нам, пилотам?   У меня сложилось стойкое ощущение, что не Вы нам нужны, а мы Вам, что-бы оправдать Вашу необходимость, необходимость Вашего содержания государством. В чём заключается Ваша работа и её необходимость для моего безопасного полёта?  Вы не управляете воздушным движением!  Вы просто занимаетесь  рассылкой моего плана и его согласованием, да хотя вы не можете сделать ни то ни другое нормально!   

Диспетчера МДП (местных диспетчерских пунктов) зачастую не имеют свежих карт и актуальной аэронавигационной информации ( диспетчер Серафимович-район пытался заставить меня посчитать пересечение несуществующей МВЛ и когда через 5 мин поиска я её не нашёл и сказал, что на моей карте её нет, он тяжело вздохнул и сознался, что у него старые карты – дальше мы начали «играть в города», когда диспетчер давал мне название населённого пункта, а я должен был его найти и посчитать время пролёта траверза этого пункта.)  Это называется управление воздушным движением?  Заметьте, в его районе я был один в воздухе!    
  При этом заметьте, что мне крупно повезло – у меня был второй пилот, который занимался пилотированием ВС, погода была великолепная и я был в закрытой кабине и мог как в кабинете разложить карты, достать масштабную линейку, транспортир, калькулятор и заниматься штурманскими расчётами.

http://fotki.yandex.ru/users/vulkan-avia/view/483858/

В региональных аэропортах, принимающих менее 5 самолётов в сутки содержат целую службу движения:
- диспетчер района;
- диспетчер круга;
- диспетчер руления;

Зачем?  Объясните мне – зачем кормить минимум 3 дармоедов в одной смене, если они не способны управлять 2 самолётами?  Зачем их нужно 3 человека, как минимум? 

Неужели нельзя обойтись 1 диспетчером?  Или он 5 самолётов за свою смену не может разрулить?

http://fotki.yandex.ru/users/vulkan-avia/view/483857/

Да, в итоге этого перелёта, борясь с погодой, вводными диспетчеров я получил огромный опыт, прибавилось уверенности, что я могу «удовлетворить»  самого капризного диспетчера, совершить безопасную посадку на неподготовленное поле,  принять правильное решение о высоте, направлении и возможности продолжения полёта.  Я вырос как КВС, но РП и гражданские диспетчера упали в моих глазах «ниже плинтуса»…  Единицы из них могут управлять воздушным движением безопасно! 

Не хочется завершать, на ноте, что роль диспетчеров в России крайне отрицательна и хочется сказать, что только пролетая под управлением диспетчера Краснодар-района я получил полезную и нужную мне информацию – информацию по погоде и о подходе холодного фронта с грозами и сильной кучево-дождевой облачностью, а также военные диспетчера были готовы грамотно и адекватно управлять и своими ВС и пролетающими .

  Я очень надеюсь, что со временем ситуация с УВД в России поменяется.  Диспетчер станет опорой и помощником лётчику, его будут любить и уважать.  А пока – пока следует относиться с большой опаской к попытке управления тобой диспетчером! 
 

Andrey Ivanov

Я люблю самолеты, небо и людей!
Откуда
Москва
ага
Андрей! Попробуй в следующий раз знаменитую фразу Лодочника. В ваших услугах не нуждаюсь!  :D
  Всё очень здорово, но к сожалению я не мог такого сказать находясь в пространстве "С" в Саратове.  Я просился уйти в пространство "G" рядом с Дубками, когда меня заставляли садиться, Вы думаете мне дали? 
Ну а с Серафимовичем - такое сказать было бы просто хамством.  Он был Очень заботлив, настолько, что просто достал. Но при этом он искренне думал, что заботится обо мне.
 

goodwin13

RIP
Откуда
Кудиново
Если серьезно, то в краснодарском крае военные сектора действительно более адекватны. Разговаривают по человечески и лишний раз не напрягают. И кстати связь с ними хорошая. Ростову например, все приходилось докладывать по телефону.  :STUPID
 

Andrey Ivanov

Я люблю самолеты, небо и людей!
Откуда
Москва
Меня поразил Энгельс.  У них шли полёты, я садился в Шумейке и визуально наблюдал в воздухе Ту-95, Ту-22М3 и при этом военный диспетчер очень спокойно меня провёл!  Просто Молодец!
 

ЛОДОЧНИК

Я все хочу, мне все здесь надо!
Я тут на 124,0 у Ермолино попросился в их зону ограничения. Заранее зная что там летает несколько вертолетов. Пустили..., спросили могу ли я перейти на их учебную частоту, загнали свой вертолет на пятьдесят метров и провели четко над ним на триста метрах пожелав счастливого пути и предупредив вертикальный, что над ним сейчас пройдет крылатый маленький. В общем если раньше было в сторону военных "сапоги" то теперь все чаще хочется сказать в сторону гражданских "ботинки..."
 

Singleprop

Я люблю и баста!
Откуда
Дефолт-сити
Всё справедливо. Я остро ощутил разницу, общаясь в воздухе с американскими диспетчерами. Они действительно помогают и существуют для пилотов, а не наоборот. Несмотря на мой рязанский английский очень терпеливо объясняли, повторяли в случае необходимости без тени раздражения. В нагруженных узлах типа Атланты хотелось апдодировать стоя. Там темно от летательных аппаратов начиная от Джамбо-джетов до лёгких самолётов и вертолётов. Цуко, я с тех пор смеюсь, когда некоторые закатывают глаза, типо в ШРМ неэпический трафик.
 

aes

RIP
Откуда
Москва
Я очень надеюсь, что со временем ситуация с УВД в России поменяется.Диспетчер станет опорой и помощником лётчику, его будут любить и уважать.А пока – пока следует относиться с большой опаской к попытке управления тобой диспетчером!
Согласен на 100%
Мы наблюдали много случаев, когда диспетчеры мешали реально.
Но справедливости ради нужно сказать, что попадались и те, кто реально помогал и что-то дельное подсказывал.

А не завести ли нам веточку с рецептами ответов диспетчерам, которые реально отдают неприемлимые вводные с точки зрения безопасности? И как на них реагировать?

Например на реплику диспа почему не докладываете прохождение ПОД (что то он суетится, раньше на минуту чем я обязался доложить запросил) я рецепт Лодочника: "Доложу через 45 секунд" уже применял.

Много и других хохм. - Доложить то, чего нет ни в GPS ни даже на МВЛ, загнать в неприемлимые условия, отсутствие устойчивой связи и работа через борта, "примите АФИЛ - а у нас смена заканчивается..."
Я конечно понимаю, что многое на SAON.ru есть, но не все туда ходят.
 

Andrey Ivanov

Я люблю самолеты, небо и людей!
Откуда
Москва
А не завести ли нам веточку с рецептами ответов диспетчерам, которые реально отдают неприемлимые вводные с точки зрения безопасности? И как на них реагировать?
Я не очень понимаю - а зечем они нам при таком раскладе?  Или это наше желание "поиграть в больших лётчиков"?  Ок, если мне нужно сесть или взлететь в большом гражданском аэропорту я согласен, что хочешь-нехочешь, но план мне придётся подавать, но в остальных случаях для чего? Так же у меня совершенно не укладывается в голове зачем нужны зональные центры?  Ведь своими "борзыми" ответами - не исправить такого диспетчера.  А летя в пространстве "С" под управлением такого "специалиста" ты сидишь и думаешь - ну нафига я подал этот план, и как теперь выкрутиться, что-бы этот "друг" не написал на тебя какую-нибудь фигню?
 

aes

RIP
Откуда
Москва
Ведь своими "борзыми" ответами - не исправить такого диспетчера.А летя в пространстве "С" под управлением такого "специалиста" ты сидишь и думаешь - ну нафига я подал этот план, и как теперь выкрутиться, что-бы этот "друг" не написал на тебя какую-нибудь фигню? 
Да я немного о другом. Т.е. совсем не про ту либо иную борзость ответов.

Например диспетчеры неоднократно запрашивали расчитать прохождение точек, которых нет не на карте ни в GPS. Что делать в таком случае?
Сначала пытался шариться по карте (это на дельте то...), что-то прикидывать.

Потом просто изобрёл для себя такой рецепт ответа диспу:"Запрошенная точка отсутствует на карте, подскажите удаление запрошенного рубежа доклада до точек обозначенных на карте МВЛ." Пусть сам прикидывает, а не я в полёте в шатающейся дельте...
А то Вознесенское под Казанью и Тельмана под Хабаровском я надолго запомнил господа диспетчера.  :mad:

И подобных рецептов уверен, что набралось у народа уже вагон и маленькая тележка.
Можно конечно просто бухтеть, что всё хреново. Да, всё хреново.

В отсутствии радиопокрытия то что на карте нарисовано в виде класса С вообще не имеет права на жизнь, т.к. имею глубочайшее убеждение, что попытка управлять в таком классе + правила радиообмена при работе под управлением просто создают угрозу безопасности.

Но однако вмиг сие творение тоже не переделать и придётся летать и под управлением и работать с ЗЦ...
 

Andrey Ivanov

Я люблю самолеты, небо и людей!
Откуда
Москва
О, диспетчера прям обозлились на меня ( http://www.forumavia.ru/forum/3/3/8647088489051928770391306006133_37.shtml  ).
Ну ничего, это хорошо!
Я вот, что думаю - а может самых отъявленных диспетчеров из регионов и зональных пригласить полетать, под руководством их же товарищей? Для любого владельца самолёта это не сложная задача. Главное узнать ФИО диспетчера и пригласить в полёт. Я думаю, когда человек на своей шкуре почувствует, как может быть не сладко - его отношение к пилотам координально поменяется. Ведь систему мы быстро не изменим, а людей, в ней работающих есть шанс обратить в нашу веру.
Что скажете господа?
 

aes

RIP
Откуда
Москва
Что скажете господа
А что тут говорить - я уже сказал, что катаю диспетчеров всегда и бесплатно. И вроде это даже кто-то поддержал.

Желающие welcome.
Издеваться и катать кверху жопой не буду, достаточно свежей погоды, когда ручка живёт несколько своей жизнью.

Надеюсь просто, что в результате возникнет понимание, что к дельтам, которые уверен ещё будут летать под управлением, нужно относиться бережно.

Карту перелистнуть - это просто цирковой трюк, найти в ней что-то проблематично при свежей погоде, а считать что-то по GPS-ке, держать при этом курс и высоту задачка из серии не блевони.
 

Полынов

О вери вел,о сенька ю
aes сказал(а):
А что тут говорить - я уже сказал, что катаю диспетчеров всегда и бесплатно.
Они нас на столбах вешать собираются,а Вы катать.Предлагают самолет продать и буквари купить.
Ихние обсуждения сводятся к тому,что дисп царь и бог,самый главный,пальцы веером-сопли пузырями 90%(жалуйтесь куда хотите).9%-боятся,чтобы одно место на британский флаг не порвали.1%-вроде нормальные.
За такую манеру письма,как там, наш админ наверно многих бы за бруствер вывел.Интересно,у нас они водятся?
Как-то так....
 

aes

RIP
Откуда
Москва
9372784476 сказал(а):
Они нас на столбах вешать собираются,а Вы катать
Ну мы-ж надеюсь не они :)
Пусть прокатятся, бруствер не потребуется  :D

На мой взгляд Андрей несколько перегнул палку во фразе: "Абсолютно категорично считаю, что в России в гражданской авиации, служба управления воздушным движением совершенно недееспособна, состоит, в большинстве своём, из малоквалифицированных диспетчеров, неспособных управлять в своей зоне даже двумя самолётами.".

Диспетчеры - это как зеркало страны. Есть и очень грамотные и помогающие. Есть и наоборот.
Так что с "большинстве своём" не согласен.

Хотя, пожалуй если бы всегда строго следовал указаниям диспетчеров не подвергая их слова сомнению, то до конца маршрута не долетел бы - занять 300м по давлению 1051ГПа это закопаться на 100м под землю.
А если бы это был Боинг в СМУ  :eek:????

Так что с первой частью насчет тезиса именно о системной недееспособности скорее согласен.  :(
 

Andrey Ivanov

Я люблю самолеты, небо и людей!
Откуда
Москва
Да, может я и резко сказал.  Но когда Вас пытаются убить, загоняя под землю, я по другому не расцениваю команды диспетчера (которые по закону я обязан выполнить), когда он даёт высоту под землёй, мы все почему-то хихикаем, а ведь если серьёзно разобраться, то это не так смешно.   Кто-то обидится, а кто-то задумается, почему так про них написали, попробует сам полетать или представить себя на месте пилота...
 

aes

RIP
Откуда
Москва
goodwin13 сказал(а):
но иногда для подсветки проблемы это необходимо. 
Подсветка, высветка - не наши это слова. PR-овские.

На мой взгляд всё же грести всех под одну гребёнку - несправедливо это как то.  :(

Поставь себя на место диспетчера при том, что допустим например ты как раз всегда стараешься помогать.

И что в итоге можно ожидать после прочтения такого тобой, старающимся помогать?
 

Andrey Ivanov

Я люблю самолеты, небо и людей!
Откуда
Москва
aes сказал(а):
На мой взгляд всё же грести всех под одну гребёнку - несправедливо это как то.Печаль
Тут согласен, в этом я наверное неправ.  Но как тогда сказать, что реально на всём маршруте помощь была только от Краснодар-района (погоду подсказал), в Вёшенской  - диспетчер Роман помог на земле и в воздухе не грузил (сам понимал, что в пустом небе общение с ним ненужно), да в Стригино нормально смог разрулить два самолёта.  Да, очень заботилась обо мне Казань-район.  А остальные - либо игра в города, либо создание реально опасных ситуаций в пустом небе. 
Да, про военных я сказал, что они ни разу не прокололись!
 
Вверх