Было это в годе 82 в Венгрии на соревнованиях по дельтапланерному спорту. Собираю свой "Атлас", собственноручно изготовленный к полету. Рядом собирает болгарин тоже "Атлас" только фирменный, трубки золоченые и всё такое. Подходит ко мне и спрашивает: "пан сам сделал", "угу" отвечаю. "А это что" показывает на купол. Даю пояснение: раньше дельтапланы кроились из ткани расположенной вдоль килевой, а так как я шил купол из яхтенного паруса (ну не было тогда ткани для шитья куполов, мы покупали у яхтсменов паруса распарывали и из них шили), то у меня немного не хватило ткани и мне пришлось стыковать куски. Стыки, после пошива, пришлись как раз на перегибе после лобика. "А это", а сам думаю что ему сказать, что материала не хватило. "Это турбулизаторы" "А для чего они?" И я начинаю нести всякую ахинею про срыв потока, про улучшение полётных показателей и прочую ерунду. Помычал болгарин и отошел. Начались полеты. Старт представлял собой слаломную трассу прорубленную среди леса, и ещё имел в средине разгона пологую ступеньку. Из-за леса ротор. Надо сказать что летающий народ в Европе избалован и совсем не умеет разбегаться. Первые два стартующие попали в ротор и их завалило к подножию леса, следующие стали цеплять ступеньку и тоже валились в кусты Один зацепился крылом за елку сделав полный циркуль и сумел оторваться от неё. Ещё пара человек низёхонько прошла над лесом. Подошла моя очередь, слава Богу бегать с аппаратом я умел хорошо, да ещё на ногах были туристкие ботинки, Киевского производства. Разогнался, стартанул. Ступеньку прошел метрах на четырёх, стену леса метров на десяти. У-у-у-у слышу сзади. На другой день около моего аппарата любопытные и так и сяк осматривали. болгарин им какие-то пояснения давал, а потом спрашывает меня " Может и мне турбулизаторы сделать на фирменном аппарате". "Нет. говорю. не надо, летает хорошо?" "Да". "Так и летай". Так что изобретение вихревых генераторов можно нам приписать... вместе с рентгеном. ;D