Родной тормоз на Р-16 работает, к сожалению плохо и недолго. Не слишком удачная кинематика и "замыливающийся" материал колодок.
Рецептов несколько:
1) переклепать колодки , хорошо подходит мягкий фрикционный диск красно-коричневого цвета от какого-то трактора, sania-proff про него упоминал(и кажется я же ему и подогнал) , материал должен быть максимально мягким. При этом надо проверить, и по возможности отрегулировать паралельность схождения колодок.
Неплохо так же заменить дюралевый нажимной рычаг тормоза, который заметно пружинит под нагрузкой, на стальной.
2) Парни из Кумертау, регулярно выигрывающие на Р-16 соревнования всех рангов, поставили на переднее колесо диск с гидравликой от кетайского скутера и не жалуются. На моей тачке стоит барабанный передний тормоз от советского мопеда, правда, на вилке под широкое колесо от Птенца. На обычное барабан не встает, но можно поискать тоже скутерные комплектующие, только немного меньшего размера.
Где-то в дельталетном разделе была ветка про ленточный тормоз, такой стоит на челябинской телеге Стимул, и работает отлично.
Тозмоза на все колеса на легкой телеге, по моему, излишни, и проще даже полностью переделать родную конструкцию, чем возиться с гидравликой и задними дисками. Не забывайте, что в целом шасси Р-16 сделано без особого запаса прочности. Мощный передний тормоз со временем разбивает болт и втулку, на которых вращается вилка, а ремонт этого места непрост.