YaBB - Yet another Bulletin Board
   YaBB - Yet another Bulletin Board  



Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
 

  ГлавнаяСправкаПоискВход Закладки  
 
Страниц: 1 2 3 [4] 
Теория, конструирование и технологии изготовления лопастей НВ вертолёта. (Прочитано 31349 раз)
леха (magnum)
Старейший участник
*****
Вне Форума


АЭРОПРАКТ-САМАРА<br>

Сообщений: 5431
Жуковский
Пол: male
Re: Теория, конструирование и технологии изготовления лопастей НВ вертолёта.
Ответ #90 - 25.10.19 :: 14:21:05
 
Сейчас испытали горячий отвердитель ТЭАТ-1 (не ТЭТА)
на 120 градусах начинает отверждение, тоже что то не всё так радужно, но времени вагон... 40кг/мм на сжатие на т-25 стеклоткани.
(ещё раз повторюсь смысла пластик на растяжение испытывать нету, только на сжатие, иначе не пропитанные волокна покажут лучший результат по удельной прочности)

http://www.chimexltd.com/content/data/store/images/f_812_49095_1.pdf
Наверх
 

Аэроклуб "Аэропракт" строим самолеты и летаем на них http://aeropract.club
WWW  
IP записан
 
niksann
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 2258
Брянская обл.
Пол: male
Re: Теория, конструирование и технологии изготовления лопастей НВ вертолёта.
Ответ #91 - 25.10.19 :: 15:21:30
 
RMZ писал(а) 19.05.18 :: 15:46:31:
И, как уже говорилось, по ряду причин на препреги лучше ЭД-20 или ЭД-16. Сильно жидкая смола будет вытекать при повышенных температурах, а препреги для того и придумали, что-бы кол-во связующего в композите было строго регламентированным, без обедненных и излишне залитых участков.

Под ваши запросы идеально подойдет связующее ЭДТ-10 (ЭД-20 + ДЭГ-1 + ТЭАТ-1), отвердитель ТЭАТ-1 весьма редкий, но пластик уж очень хорош с ним получается. Время жизни связующего при комнатной температуре 7-10 суток. Единственный существенный минус - цикл полимеризации не менее 10 часов при 80-140С. Используется в основном в технологиях мокрой намотки крупногабаритных изделий, так-же для изготовления препрегов (с предполимеризацией в термокамерах для достижения удобной для работы липкости)

Сие связующее широко используется в ракетостроении, для производства лонжеронов вертолетных винтов и многого другого.

И как тут уже сказали - отвердитель довольно агрессивен к пластиковой оснастке, разделителям, у меня хорошие результаты получались только с PVA в качестве разделителя.


От себя добавлю - гуща эта очень противно-липкая и будьте осторожнее, страдаю веки. Работать только в перчатках.

И еще один момент. Смола с ТЭАТ-1 в отвердевшем виде плохо клеиться другой смолой, например, с ТЭТА. Они все плохо клеятся, но от этой отскакивает прямо как от разделителя.
Поэтому лопасть желательно клеить за раз, или применять специальный клей.
Наверх
« Крайняя редакция: 25.10.19 :: 17:47:54 от niksann »  
 
IP записан
 
ЭЛЬБРУС
Junior Member
**
Вне Форума


Я люблю строить самолеты!

Сообщений: 70
Казань
Пол: male
Re: Теория, конструирование и технологии изготовления лопастей НВ вертолёта.
Ответ #92 - 26.10.19 :: 22:01:59
 
Здравствуйте! Есть вопрос, если правильно понимаю смола эд 20 в смеси с дэг 1 и есть кда?
Отсюда следует кда +тэат = компаунд для препрега лопасти?
Наверх
 
 
IP записан
 
niksann
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 2258
Брянская обл.
Пол: male
Re: Теория, конструирование и технологии изготовления лопастей НВ вертолёта.
Ответ #93 - 26.10.19 :: 22:41:44
 
ЭЛЬБРУС писал(а) 26.10.19 :: 22:01:59:
если правильно понимаю смола эд 20 в смеси с дэг 1 и есть кда?
Отсюда следует кда +тэат = компаунд для препрега лопасти?


Да, но можно и без Дег-1. Проблем с хрупкостью нет никаких.
Наверх
 
 
IP записан
 
serg610
Full Member
****
Вне Форума


Я люблю СЛА

Сообщений: 110
Москва
Пол: male
Re: Теория, конструирование и технологии изготовления лопастей НВ вертолёта.
Ответ #94 - 27.10.19 :: 07:37:52
 
niksann писал(а) 24.10.19 :: 18:49:12:
Да, горячего. Время жизни до 10 суток при 20 град.Смола ЭД-20 с отвердителем ТЭАТ-1 (соотношение 12,5 : 1 по массе) и никаких пластификаторов. 


Подскажите  какая температура и время для отверждения на горячую этого состава?
Наверх
 
 
IP записан
 
niksann
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 2258
Брянская обл.
Пол: male
Re: Теория, конструирование и технологии изготовления лопастей НВ вертолёта.
Ответ #95 - 27.10.19 :: 09:08:10
 
Долгое время применял эту смолу для горячей инфузии. При температуре 70 - 80 град. она остается жидкой более 2-х часов. Этого вполне хватает чтобы завершить даже сложную инфузию.
По поводу режимов отверждение, выше Алексей (#90) дал ссылку на характеристики. Там указаны режимы. Я пользуюсь первым.

Если честно, для препрега эта далеко не самая лучшая смола. Плеваться и матюкаться будете не раз. Для препрега лучше плавильные (термотверждаемые) составы. Но с ними не работал, поэтому без комментариев. Только с завистью поглядывал как другие работают. В Ютубе.  Печаль
Очень долгий цикл с этой смолой. У меня сейчас 3 дня уходит.
Наверх
 
 
IP записан
 
serg610
Full Member
****
Вне Форума


Я люблю СЛА

Сообщений: 110
Москва
Пол: male
Re: Теория, конструирование и технологии изготовления лопастей НВ вертолёта.
Ответ #96 - 27.10.19 :: 10:09:31
 
Спасибо! Но как-то 10 часов держать матрицу под температурой и давлением... Печаль   На холодную то - 2 часа при 40град. и все. Правда сложно, конечно, успеть пропитать и уложить, надо 2-3 пары рук.
Наверх
 
 
IP записан
 
m-Plastic
Full Member
****
Вне Форума


Я люблю строить самолеты!

Сообщений: 139
кемерово
Пол: male
Re: Теория, конструирование и технологии изготовления лопастей НВ вертолёта.
Ответ #97 - 27.10.19 :: 10:21:58
 
niksann писал(а) 27.10.19 :: 09:08:10:
Для препрега лучше плавильные (термотверждаемые) 

Термин "плавильные" что это  за связующее?
Или имеется ввиду расплавные технологии приготовления препрега, но для этой технологии необходимо оборудование ( пропиточная машина). В " любительском" применении наверное растворные связующие удобнее...

Наверх
 
 
IP записан
 
niksann
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 2258
Брянская обл.
Пол: male
Re: Теория, конструирование и технологии изготовления лопастей НВ вертолёта.
Ответ #98 - 27.10.19 :: 13:31:06
 
m-Plastic писал(а) 27.10.19 :: 10:21:58:
Или имеется ввиду расплавные технологии приготовления препрега, но для этой технологии необходимо оборудование ( пропиточная машина). В " любительском" применении наверное растворные связующие удобнее...


Все именно так!
Речь идет о препрегах, которые в холодном состоянии хранятся очень долго, а при нагревании 4 часа и готово. Такие препреги надо покупать, или иметь к ним доступ...
Смола с ТЭАТ-1 - это по сути обычная смола, только с очень долгим временем жизни. А температура просто сокращает это время, как и для любой смолы.



serg610 писал(а) 27.10.19 :: 10:09:31:
Но как-то 10 часов держать матрицу под температурой и давлением...

Сие есть очень большая проблема. О чем и речь.  10 часов это только первичное отверждение.
Но если термокамера или автоклав очень хорошо утеплены, то проблемой остаются лишь герметичность мешков (часто не выдерживают температуры и давления).
Наверх
 
 
IP записан
 
m-Plastic
Full Member
****
Вне Форума


Я люблю строить самолеты!

Сообщений: 139
кемерово
Пол: male
Re: Теория, конструирование и технологии изготовления лопастей НВ вертолёта.
Ответ #99 - 27.10.19 :: 17:39:02
 
serg610 писал(а) 27.10.19 :: 10:09:31:
Спасибо! Но как-то 10 часов держать матрицу 

У химекс лтд  есть отвердитель хт-152 с коротким циклом...
http://www.chimexltd.com/content/data/store/images/f_811_49089_1.pdf
Или импорт сикомин sr8500+ KTA311-317
https://carbonstudio.ru/files/uploads/Sicomin/SR%208500%20_KTA%2031x.pdf
Наверх
 
 
IP записан
 
Бодя Кицман
Full Member
****
Вне Форума


Я люблю строить самолеты!

Сообщений: 181
Чернигов
Re: Теория, конструирование и технологии изготовления лопастей НВ вертолёта.
Ответ #100 - 27.10.19 :: 19:10:13
 
niksann писал(а) 27.10.19 :: 13:31:06:
m-Plastic писал(а) 27.10.19 :: 10:21:58:
Или имеется ввиду расплавные технологии приготовления препрега, но для этой технологии необходимо оборудование ( пропиточная машина). В " любительском" применении наверное растворные связующие удобнее...


Все именно так!
Речь идет о препрегах, которые в холодном состоянии хранятся очень долго, а при нагревании 4 часа и готово. Такие препреги надо покупать, или иметь к ним доступ...
Смола с ТЭАТ-1 - это по сути обычная смола, только с очень долгим временем жизни. А температура просто сокращает это время, как и для любой смолы.



serg610 писал(а) 27.10.19 :: 10:09:31:
Но как-то 10 часов держать матрицу под температурой и давлением...

Сие есть очень большая проблема. О чем и речь.  10 часов это только первичное отверждение.
Но если термокамера или автоклав очень хорошо утеплены, то проблемой остаются лишь герметичность мешков (часто не выдерживают температуры и давления).
А зачем держать давление все это время? Вакуумирование забирает весь воздух из изделия и лишнюю смолу. После того, как смола начнет схватываться, она вряд ли потянет на себя воздух, не?
Наверх
 
 
IP записан
 
niksann
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 2258
Брянская обл.
Пол: male
Re: Теория, конструирование и технологии изготовления лопастей НВ вертолёта.
Ответ #101 - 27.10.19 :: 20:33:50
 
Бодя Кицман писал(а) 27.10.19 :: 19:10:13:
А зачем держать давление все это время?

Смотря какая укладка. Иногда надо держать давление не только до полного отверждения, но и до охлаждения. В лопасти объем ломината большой, при отверждении есть усадки, что приводит к короблению стенок с разной толщиной.
Я с этим столкнулся, когда перешел на ровинг.
А так да, если с этим проблем нет, то 8 часов и можно снимать вакуум или давление.
Наверх
 
 
IP записан
 
m-Plastic
Full Member
****
Вне Форума


Я люблю строить самолеты!

Сообщений: 139
кемерово
Пол: male
Re: Теория, конструирование и технологии изготовления лопастей НВ вертолёта.
Ответ #102 - 28.10.19 :: 09:55:01
 
Типовая схема отверждения для препрега (горячее отверждение).
график для автоклава,
если используем вакуумную формовку то вакуум не снимаем до остывания... в принципе все как и для избыточного давления.
Наверх
 

grafik.jpeg (40 KB | )
grafik.jpeg
 
IP записан
 
niksann
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 2258
Брянская обл.
Пол: male
Re: Теория, конструирование и технологии изготовления лопастей НВ вертолёта.
Ответ #103 - 29.10.19 :: 20:24:01
 
Вчера вытащил лопасть. Целую неделю с ней возился. Оболочки пропитались отлично, ровинг для лонжерона тоже, а вот укладывать этот лонжерон все не решался. Лонжерон не простой по конструкции. А теперь будет еще сложнее.

Дело в том, что стеклопластик и в частности стеклоровинг очень упруги, недаром же из них торсионы делаю, и это хорошо для ресурса лопасти. Но оборотная сторона этой упругости - низкая жесткость.
Вот и эта лопасть оказалась на мой взгляд не достаточно жесткая на кручение. Нет той дебелости, какую хотелось бы получить.
Поэтому лонжерон будет еще модифицироваться. Однозначно это будет коробка, причем хитрая коробка, не нарушающая центровку. Сделать ее из ровинга довольно сложно.
Уже все продумано, но надо сделать пробники.

Ну а у этой лопасти к тому же и дефекты есть. Правда устранимые.

Масса лопасти при длине 3,2 м получилась 9 кг. Крутка 5 град.

Наверх
 
 
IP записан
 
niksann
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 2258
Брянская обл.
Пол: male
Re: Теория, конструирование и технологии изготовления лопастей НВ вертолёта.
Ответ #104 - 29.10.19 :: 20:26:15
 
Осталось немного. Общее технологическое направление в этот раз оказалось верным.  Очень довольный
Но работа продолжается.

Ровинг пропитывается в специальном инфузионном ящике. Отдельно от лопасти.
Наверх
 
 
IP записан
 
vk8
Full Member
****
Вне Форума


Я люблю строить самолеты!

Сообщений: 118
Re: Теория, конструирование и технологии изготовления лопастей НВ вертолёта.
Ответ #105 - 31.10.19 :: 12:51:30
 
Ровинг методом вакуумной инфузии, с одной стороны к насосу, а с другой связующее?
Как достигается герметичность, надо спаять мешок или он составной, прижимается крышкой?
Наверх
 
 
IP записан
 
niksann
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 2258
Брянская обл.
Пол: male
Re: Теория, конструирование и технологии изготовления лопастей НВ вертолёта.
Ответ #106 - 31.10.19 :: 16:23:05
 
vk8 писал(а) 31.10.19 :: 12:51:30:
Ровинг методом вакуумной инфузии, с одной стороны к насосу, а с другой связующее?
Как достигается герметичность, надо спаять мешок или он составной, прижимается крышкой?

Ну в общих чертах да, примерно так.
Говорю же, не связывайтесь с инфузией. Можно - если у вас материалы в неограниченном количестве. Не верите!? Попробуйте. Может и понравиться. Подмигивание
У меня и крышка есть и мешок есть и не один. А результат раз через раз.
Наверх
 
 
IP записан
 
vk8
Full Member
****
Вне Форума


Я люблю строить самолеты!

Сообщений: 118
Re: Теория, конструирование и технологии изготовления лопастей НВ вертолёта.
Ответ #107 - 31.10.19 :: 18:47:40
 
Да это понятно, тонкостей везде хватает. Я интересуюсь как делаете вы, да и думаю еще не только мне будет полезно. Так а какие проблемы возникают, как ранее на лопастях, непропитка ?
Наверх
 
 
IP записан
 
niksann
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 2258
Брянская обл.
Пол: male
Re: Теория, конструирование и технологии изготовления лопастей НВ вертолёта.
Ответ #108 - 31.10.19 :: 20:15:51
 
Да, непропитка. Мечтаю изготовить барабанный пропитыватель, но не срастается пока.
О технических тонкостях, к сожалению не могу рассказывать. Это не только в моих интересах.
При личных встречах, когда ко мне приезжают, у меня секретов нет. А здесь не хочу вдаваться в подробности, не видя того с кем общаюсь. Уже обжигался.  Злой Так что не обессудьте.  Печаль
Наверх
 
 
IP записан
 
vk8
Full Member
****
Вне Форума


Я люблю строить самолеты!

Сообщений: 118
Re: Теория, конструирование и технологии изготовления лопастей НВ вертолёта.
Ответ #109 - 31.10.19 :: 22:06:00
 
Да все нормально, вы и так достаточно рассказываете.
Продолжайте хоть держать в курсе дела, как продвигаются процессы  Очень довольный
Наверх
 
 
IP записан
 
леха (magnum)
Старейший участник
*****
Вне Форума


АЭРОПРАКТ-САМАРА<br>

Сообщений: 5431
Жуковский
Пол: male
Re: Теория, конструирование и технологии изготовления лопастей НВ вертолёта.
Ответ #110 - 03.11.19 :: 01:21:32
 
Вопрос по матрицам,
Есть ли смола которая при 60..70 полимеризуется при этом должна держать 120 долго ?
Наверх
 

Аэроклуб "Аэропракт" строим самолеты и летаем на них http://aeropract.club
WWW  
IP записан
 
m-Plastic
Full Member
****
Вне Форума


Я люблю строить самолеты!

Сообщений: 139
кемерово
Пол: male
Re: Теория, конструирование и технологии изготовления лопастей НВ вертолёта.
Ответ #111 - 03.11.19 :: 05:43:28
 
леха (magnum) писал(а) 03.11.19 :: 01:21:32:
Вопрос по матрицам,
Есть ли смола которая при 60..70 полимеризуется при этом должна держать 120 долго ?

Речь идет в контексте изготовления теплостойкой оснастки по не теплостойким моделям? Если так то в "интрее" должна быть система для изготовления оснастки  со ступенчатым режимом отверждения. На модели предварительное отверждение затем снятие с модели и окончательное отверждение при повышенной температуре.
Наверх
 
 
IP записан
 
леха (magnum)
Старейший участник
*****
Вне Форума


АЭРОПРАКТ-САМАРА<br>

Сообщений: 5431
Жуковский
Пол: male
Re: Теория, конструирование и технологии изготовления лопастей НВ вертолёта.
Ответ #112 - 03.11.19 :: 15:48:29
 
В интере пишут, что это 370 + эталт45м лучшая смола, а как попробовал, то ахнул на испытаниях образцов.

Было бы узнать проходную технологию, что бы на грабли не наступать...

Знаю полифирную смолу, но её ведёт сильно из за усадки...
Наверх
 

Аэроклуб "Аэропракт" строим самолеты и летаем на них http://aeropract.club
WWW  
IP записан
 
niksann
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 2258
Брянская обл.
Пол: male
Re: Теория, конструирование и технологии изготовления лопастей НВ вертолёта.
Ответ #113 - 03.11.19 :: 17:23:31
 
леха (magnum) писал(а) 03.11.19 :: 01:21:32:
Есть ли смола которая при 60..70 полимеризуется при этом должна держать 120 долго ?


Наверняка есть такая. Надо искать, пробовать. Если вдруг попадется, будем признательны, как говориться... за ссылочку Подмигивание
В ответе №84 я давал ссылку, там подходящий состав есть. Но как на самом деле, кто же его знает.
И да, становятся термостойкими после пост отверждения.

Кстати, а где в самолетах это надо? Фюзики, крылья клеят на холодную, потом просто греют до 90 град. А для лонжеронов, оснастку лучше из чего-нибудь другого сделать, например из металла.
Наверх
 
 
IP записан
 
леха (magnum)
Старейший участник
*****
Вне Форума


АЭРОПРАКТ-САМАРА<br>

Сообщений: 5431
Жуковский
Пол: male
Re: Теория, конструирование и технологии изготовления лопастей НВ вертолёта.
Ответ #114 - 04.11.19 :: 06:43:54
 
Рессора, мы её надуваем , она как трубка, там много слоев и на холодной смоле надо быстро работать. 5атм. Кстати даём.
Наверх
 

Аэроклуб "Аэропракт" строим самолеты и летаем на них http://aeropract.club
WWW  
IP записан
 
m-Plastic
Full Member
****
Вне Форума


Я люблю строить самолеты!

Сообщений: 139
кемерово
Пол: male
Re: Теория, конструирование и технологии изготовления лопастей НВ вертолёта.
Ответ #115 - 04.11.19 :: 06:57:27
 
Наверх
 
 
IP записан
 
Страниц: 1 2 3 [4]