РЭГА РФ 94 Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации
2.1.5. Швартовочные устройства на МС должны обеспечивать восприятие расчетных усилий от растяжек ВС расчетных типов. Запрещается эксплуатация этих устройств, если они не имеют акта проверки прочности (прил. 16).
3.4.11. Швартовочные площадки (ШП) маркируют Т-образным знаком и буквой Ш вместо цифры, обозначающей номер МС. Буква Ш должна иметь размеры 1 [ch180] 1 м и ширину линий 0,1 м.
5.1.77. Якорные крепления. При безангарном хранении ВС на МС производят их крепление к якорным устройствам для предотвращения перемещения и повреждения ВС при воздействии ветровых нагрузок.
В качестве якорных креплений для вертолетов используются швартовочные устройства, предназначенные для фиксации вертолета при гонке двигателей.
Расчетные усилия на петли каждого якорного крепления приведены в табл. 5.3. (
смотри ниже) Схемы расположения якорных устройств приведены в РТЭ ВС.
5.1.78. Расчетную скорость ветра для каждого аэродрома определяют по данным авиационной метеостанции за период не менее 25 лет или по карте "Районирование территории по скоростному напору ветра". Для аэродромов (вертодромов), расположенных на высоте 200 и более метров над уровнем моря, расчетную скорость ветра определяют только по данным местных станций гидрометеослужбы.
5.1.79. Якорные крепления сооружают по типовым проектам. На МС для самолетов 4-го класса и вертолетов 3-го класса, временных площадках допускается устройство якорных креплений упрощенного типа (горизонтально заглубленные в землю трубы, блоки, бревна, металлоконструкции и т.д.). Пример конструкции якорного крепления упрощенного типа приведен на рис. 5.2.
Рис. 5.2. Конструкция якорного крепления упрощенного типа:
1 - стальной стержень [ch198]25 мм; 2 - гайка с шайбой; 3 - бревно [ch198]0,16-0,20 м
Приложение 16
МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ НА ПРОЧНОСТЬ ЯКОРНЫХ КРЕПЛЕНИЙ ДЛЯ ШВАРТОВКИ ВС ОТ ВЕТРОВОЙ НАГРУЗКИ
Испытания якорных креплений заключаются в приложении к швартовочному кольцу (петле) якоря определенной вертикальной нагрузки, величину которой устанавливают в соответствии с требованиями п. 5.1.77.
Нагрузку прикладывают вертикально. Если за один якорь крепят несколько швартовочных растяжек ВС, то величину испытательной нагрузки, прикладываемой к якорю, назначают равной сумме усилий в каждой растяжке.
Нагрузку на якорные крепления создают самолетным гидродомкратом соответствующей мощности, дооборудованным шлангами высокого давления длиной не менее 3,5 м каждый и манометром, врезанным в гидросистему домкрата. Гидродомкрат перед проведением испытаний необходимо оттарировать на прессе, имеющем действующее свидетельство о госпроверке. Манометр должен быть рассчитай на давление, на 25 % превышающее создаваемое при проведении испытаний.
Порядок проведения испытаний следующий. Над испытываемым якорным устройством монтируют установку в соответствии с рис. 1.
Масса страховочно-опорного блока должна быть не менее 25 % величины нагрузки, прикладываемой к якорному креплению. Балку крепят к блоку страховочным тросом (цепью), второй конец балки опирают на гидродомкрат. Балка должна быть в горизонтальном положении. В случае необходимости под гидродомкрат положить устойчивые прочные подкладки. Через швартовочные петли якоря пропустить трос и закрепить его на балке, установить насос-станцию гидродомкрата на расстоянии не менее 3,0 м от гидродомкрата по направлению вдоль балки. Удалить всех членов испытательной комиссии на расстояние не менее 5,0 м от якоря в ту же сторону. Привести гидродомкрат в действие и довести усилие до величины F , определяемой по формуле
где Р - расчетная нагрузка на якорное крепление; L 1 и L 2 - плечи приложения усилий испытательной установки.
Выдержать якорное крепление под постоянной нагрузкой в течение 10 мин и разгрузить гидродомкрат. Разобрать испытательную установку и провести осмотр якорного крепления, проверяя целость тела якоря, металлических частей и грунта засыпки.
Рис. 1. Схема установки для испытания якорных креплений:
1 - испытываемое якорное крепление; 2 - швартовочная петля; 3 - балка из швеллера № 20-30; 4 - трос; 5 - страховочно-опорный блок; 6 - страховочный трос; 7 - гидродомкрат; 8 - насосная станция гидродомкрата с манометром