Ох... Ну Вы блин даете..? Видно моделистов тут нет...
По порядку.
Бальза бывает разной плотности крепкости от той что ногтем режется и легче пенопласта, до сосновой. Смотря что Вам надо (в моделизме) устойчивость придать или нагрузить, используется та или иная. В свое время наращивал размах именно бальзовым лонжероном.
В малой (особенно в сверхмалой авиации одноместные и легкие самолеты) применение бальзы оправдано тем, что чаще сечение выбираются, не по конструктивным соображениям, а по местной нагрузки от рук–ног и по площади склейке! Просчитайте тот же арго не по критическим сечениям, а по «второстепенным» сечениям, и Вы удивитесь, как много лишнего дерева летает. Уверен, что первая катастрофа арго не из–за просчета конструкции, а именно качества рук, тк сечения в том месте больше расчетного в 2раза, т.е. если б это была перегрузка сломалось бы в корне. Поэтому бальзу можно, и нужно использовать для облегчения веса, в мало нагруженных деталях, от потери устойчивости!
Защита лаком и рассыхание дерева. Любое дерево нельзя замазывать толстым слоем лака! Оно должно дышать! Любое дерево превратиться в труху (рассохнется) с закрытыми порами! Где то тут проскакивала ветка, про то так нервюры рассыпались в руках будучи под лаком. И лучше все же использовать однородные материалы вместе, дерево с деревом, металл с металлом, пенопласт со стеклом. Пеник с деревом плохо сочетается, тк он не отводит, как дерево влажность и дерево преет рядом с ним.
И на закуску. Стоимость бальзы весьма относительна, на модель трех листиков по 150р это немного, а вот 20тыс на самолет, это уже весомо, для некоторых. И чаще всего строит тот, у кого денег нет! А тот у кого есть, чаще покупает готовый самолет. Исключение составляют перфекционисты и копиисты, но их очень мало.
Это мое виденение бальзы. Если строить легкий планер или спортивную одноместку классической деревянной конструкции, то бальза не заменима, а во всем остальном это «гламур»
С уважением, Антон