Авиаконверсия ПЛМ Меркурий 2Т-4Ц - 100 л.с.

kvadratov

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Неоднократно возникали обсуждения по применению подвесных лодочных моторов. Не секрет что раньше летали на отечественных Вихрях и т. п.  архаичных моторах.  Как правило - летали на них дельтики - но и иногда - весьма лёгкие самолёты. Были случаи применения двухцилиндровых и трёхцилиндровых  иномарочных ПЛМ.  Чтото типа Эвенрудов...

Однако применение лодочных  моторов мощностью порядка 100 ( и более ) сил - редкость.  Хотя они встречаются на вторичном рынке по относительно демократичным ценам.  Дешевле и больше выбор - конечно за границей...  К примеру  в Финляндии.

Из известных применений мощных ПЛМ в авиации -  можно вспомнить американский самолёт Spratt - начала 70 годов прошлого века. Там применялся довольно мощный ПЛМ Меркурий  ( Mercury converted marine engine, 80 hp (60 kW)

http://en.wikipedia.org/wiki/Spratt_Model_107

http://www.flyingflea.com.ar/home/traditional-fforg-menu-1/spratt

http://1000aircraftphotos.com/Contributions/9932.htm

Подобный - но более новый и более мощный мотор Мы задумали применить на самолёте типа Зодиак.
Двигательная установка уже собрана и опробована на земле.
Первые впечатления положительные.
Самолёт пока не летал ибо нужно клепать новый капот.
Старый был меньше - под двухцилиндровый Ротакс 593 от снегохода. Кроме того нужно изготовить нормальные резонаторы.  Испытывали мотор с торчащими в разные стороны резонаторами - которые нашлись под рукой...
Далее напишу подробности проделанной работы.
Возможно это будет комуто интересно.

Пока вставлю  фрагмент чертежа упомянутого самолёта Spratt с ПЛМ Меркурий :
 

Вложения

kvadratov

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Про самолёт для которого предназначен новый мотор - можно прочитать в теме :
Строительство по мотивам Zodiac CH 650
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1258519020/0

Старый мотор - снегоходный Ротакс 593 - показался нам слабоватым для Зодиака. Перебрав разные варианты - было решено применить авиаконверсию ПЛМ Меркурий.
По результатам  испытаний новой  ВМУ с Меркурием - была получена тяга не менее 185 кг.  по показаниям динамометра. При оборотах - 4400 об /мин.  и существенно большем чем раньше угле установки лопостей ВВ.
Далее - вставлю  фотографию с испытаний ВМУ.
Там ещё много чего висит на соплях и проволочках...  И конечно требует приведения в должный вид.
Однако - можно видеть общую концепцию ВМУ.
Далее я всё изложу по порядку что делали и что получалось...

  Оригинал фотографии - испытания ВМУ
 

Вложения

kvadratov

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Рассматривая различные варианты ПЛМ  - было принято решение поискать  двухтактный четырёхцилиндровый мотор Меркурий или Меркурий Марин - мощностью 100 - 115 - 125 л. с.

Стосильные 4 цилиндровые версии кажется сняты с выпуска.
Выпускаются 115 и 125 л. с. версии... Но на вторичном рынке есть всякие.  Кроме того есть современные версии с впрыском топлива -  плазменным зажиганием - компьютерным управлением...  Они дороже  и сложнее для переоборудования на самолёт.  Так что искали не очень новые -  не очень дорогие  и наиболее простые варианты с карбюраторами и зажиганием от маховичного магнето с простыми тиристорно конденсаторными  блоками зажигания.

В таблицах - данные по моторам - которые рассматривались как кандидаты для авиаконверсии :
 

Вложения

kvadratov

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Ещё деталь -  ПЛМ Меркурий встречаются со съёмной головкой цилиндров - и  с цилиндрами имеющими цельно - литые головки.  При поисках мотора учитывалось что вариант с литыми головками - легче и компактнее.  Такой - цельнолитой вариант блока мы и искали.

На фото - видно как выглядят цельно литые головки цилиндров.
Крышка закрывающая рубашку охлаждения - демонтирована.
Внутри цилиндров залиты чугунные гильзы.
 

Вложения

kvadratov

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Поиски мотора  на вторичном рынке в Питере - привели к  недорогому ( около 45 т. р. ) варианту - нашолся мотор  Mercury 115 ELPTO - почти новый - но с дефектом - была маленькая компрессия ( кажется в 3 цилиндре ). Мотор этой модификации мне нравится больше остальных. Он карбюраторный - достаточно простой и лаконичный.  Кроме того имеет систему зажигания с  раздельными ЦДИ модулями и более  мощный ( чем у ранних моделей генератор ).  Мотор заводился на 3 цилиндрах.  Предложение казалось заманчивым.  Была версия что можно поменять поршень ( возможно с хонинговкой цилиндра ) - и всё будет хорошо.
Однако мы попали на деньги.
При покупке лодочных моторов нужно знать одну тонкость.
Некоторые наши соотечественники любят пробовать запустить мотор - не опустив ногу мотора в воду.  Если мотор проработает буквально пол минуты -  цилиндры сильно нагреваются.  Тут бравые морячки -  опускают ногу в воду - пущай поостынет.  Мотор схватывает холодную воду и резко заливает в рубашку охлаждения.  При этом часто цилиндры ( один - или несколько ) - дают трещину по верхнему или нижнему краю гильзы. В обоих случаях - картер моментально превращается в металлолом. Короче в купленном моторе  - оказалась трещина отделяющая  цельнолитую головку цилиндра...  Мотор отправился на разборку и распродажу по частям.

При покупке ПЛМ -  следует всегда иметь компрессометр.
При большой разнице компрессии в разных цилиндрах - следует иметь в виду - что  возможно - это признак трещины в алюминиевом картере. Если нет возможности снять крышку  водяной рубашки и проинспектировать состояние цилиндров...  А желательно - осмотреть эндоскопом внутренность цилиндров - и понять что случилось....
Тогда такой мотор лучше не покупать.

К сожалению -  часто разбирать мотор не позволят а эндоскоп вещица не всегда имеющаяся под рукой....


В общем - моторчик был теоретически не плохой.
Но картер оказался дохлый - треснувший.
Фотографий мотора не сохранилось.
Однако вставлю для общего понимания компоновки - фото  аналогичного мотора найденное в сети.
 

Вложения

kvadratov

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Далее мы нашли человека - который возит запчасти от ПЛМ и комплектные ПЛМ  ( б.у. ) из Финляндии. В результате был преобретен  стосильный мотор  более старого выпуска.
Такие моторы сейчас уже кажется не выпускаются.
Но на  вид  4 цилиндровые моторы 90 - 100 -  115 - 125 сил - очень похожи. Видимая разница - больше всего заметна по разным системам зажигания.  Однако многие детали моторов похожи но не взаимозаменяемы.

Выложу одну из более качественных фотографий - из середины процесса доработки мотора.  А потом продолжу  последовательное описание того что было проделано и какие  при этом выявились особенности.

Мотор Mercury 100 л. с. на стенде.
Примерка редуктора.

  Оригинал фотографии - примерка редуктора
 

Вложения

kvadratov

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Ещё табличка из мануала - которая не претендует на охват всех моделей -  но включает в себя основные варианты - интересные для нашего случая.
 

Вложения

S

SVD

@ kvadratov
Доброго дня, скажите как решали вопрос охлаждения?
 

fan444

Авиация это моя жизнь
Откуда
коломна
Идея  вообщем  не  нова  и  действительно  применить  такие  моторы  очень  заманчиво,  но  есть  некий  подвох  в  этом  деле.    Это  конечно  настройка  грамотного  охлаждения  мотора.  Малейший  перегрев  и  клин  обеспечен.  Эти  моторы  являются  как  правило  высокофорсированными  агрегатами  и  срок  их  службы  ограничен  дой  Бог  200-250  часов.  У  меня  приятель  ставил  такой  на  самолет  как  то  ,  но  быстро  перешел  на  автоконверсию  EJ-20.  Честно  не  знаю  почему,  не  спросил,  остается  только  догадываться.
 

OXOTHIK

У каждого человека есть крылья,но не каждому дано
Идея  вообщем  не  нова  и  действительно  применить  такие  моторы  очень  заманчиво,  но  есть  некий  подвох  в  этом  деле.    Это  конечно  настройка  грамотного  охлаждения  мотора.  Малейший  перегрев  и  клин  обеспечен.  Эти  моторы  являются  как  правило  высокофорсированными  агрегатами  и  срок  их  службы  ограничен  дой  Бог  200-250  часов.  У  меня  приятель  ставил  такой  на  самолет  как  то  ,  но  быстро  перешел  на  автоконверсию  EJ-20.  Честно  не  знаю  почему,  не  спросил,  остается  только  догадываться.
Не знаю почему твой приятель поставил EJ-20. но насчет м\ч в корне не согласен.ПЛМы форсированны не боле чем традиционные применяемые в СЛА. Моторесурс многих ПЛМ далеко за тысячу(наши в расчёт не беру,да их не осталось совсем.Пали в неравной конкурентной борьбе ;)  Наши могут  не только сделать из дерьма пулю ,но и снаряд и обсуждать это на высоком уровне http://newsland.com/news/detail/id/1030593/   )
Квадратову
Присмотрись ещё к движкам из финки типа Архимеда Пенты  . Весьма легкие девайсы и купить их можно за шапку сухарей.  И еще одним источником "голов" ПЛМ могут стать наши братские Дагестан и Калмыкия Эта рыба там практически исчезла http://www.youtube.com/watch?v=W2iwblcO3RU и моторы  двухсотки и не только можно прикупить по цене металлома. Редуктора на них как правило все битые а "головы" еще в приличном состоянии
 

Pisman

Постепенно твердеющий тряпколетчик
Квадратов а нет профессиональных данных (из мануалов для ремонта например) по углам опережения зажигания на двухтактных ПЛМ? мне для коллекции.
сорри за оффтоп
 

viache

Я люблю строить самолеты!
@kvadratov. А сколько весит ваш блок с обвесом? Спасибо.
 
  и  срок  их  службы  ограничен  дой  Бог  200-250  часов
это миф
данный двигатель не форсированный
имеет обем 1400 кубов при степени сжатия 5.7
ресурс 2х такника мекури порядка 2000 часов
при 5 летней гарантии

форсированным 2х такником я бы назвал
двигатель ротакс на снегоходе BRP при 600 кубиков снимается
115 л.с

из практики, 2х такник проданный мною находил 3300 часов
пока его не перегрели из за забитой системы охлаждения

зы.
я бывший дилер по продажи лодочных моторов меркури
лучший дилер 2006 года
продал сотни лодочный моторов имел сервисный центр по обслуживанию
поэтому знаю про них почти все

считаю меркури одним из самых выносливых двигателей,
поглощающий условно любой бензин

использование в качестве СУ на ВС вполне возможно
главное грамотно построить систему охлаждения,
так как изначально она рассчитана на охлаждение забортной водой, термостат на этих двигателях присутствует.   
 

kvadratov

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
@kvadratov. А сколько весит ваш блок с обвесом? Спасибо.
мотор после переделок весит 72 кг
Редуктор весит 20 кг  (  в принципе мог бы весить чуть легче - мы при изготовлении слегка позлобствовали  на тему прочности. Но учтите - это вес с переходной плитой - колоколом демпфера - демпфером - пром валом...  В общем со всем набором сопутствующим паре шестерен ).

Моторама весит порядка 5 кг. Основной материал моторамы - тонкостенные трубы от тяг панара из задней подвески ВАЗ классики. Кроме них применено несколько тонкостенных трубок от ножек стола и от велосипедной рамы. Трубы от тяг панара - очень понравились - легкие и прочные. На авторазборке стоят копейки и попадаются совсем не ржавые. Практически - как из магазина.

Еще в мотоустановку входят пропеллер - два резонатора - радиатор ВАЗ 2109 - электропомпа от газели - электробензонасос - расширительный бачек радиатора... еще кой чего по мелочи набежит. Вес этого бутора в выше приведенный вес мотора не входит. Да - еще аккумулятор пришлось ставить автомобильный - форматом как от Деу Матиз. Он заодно компенсирует нарушение центровки ( стоит в хвосте ). В целом соотношение веса и мощности представляется приемлемым.

Начинка редуктора :
( При первой прикидочной сборке. Болты на шестерне еще не укорочены, с демпфера ( ВАЗовского ) не снят бондаж и т. п. ... переходная плита еще в виде заготовки... )


Картер редуктора - фрезерованный.
Колокол демпфера - неотемлемая часть картера.
На фото - практически не доработанная заготовка до подгонки и сборки.




 

kvadratov

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Квадратов а нет профессиональных данных (из мануалов для ремонта например) по углам опережения зажигания на двухтактных ПЛМ? мне для коллекции.
сорри за оффтоп
Угол опережения зажигания изменяется механически - по мере прибавления газа. Привод карбюраторов двигает рычаг - который поворачивает основание с датчиками - как на большинстве ПЛМ.  В некоторый момент ( при достижении максимального опережения ) рычаг становится на упор. Привод карбюраторов двигается несколько дальше - растягивая дополнительную пружину связанную с рычагом  изменения угла зажигания.
Про устройство зажигания и его привода - надеюсь написать подробнее - позднее.
А пока таблица  с углами зажигания для всей линейки моторов Меркурий.

mercury outboard 2 stroke ignition timing




И еще - таблица опережения для  двухтактных четверок Меркурий :
( собственно - ничего нового )



Один из вариантов шкалы на маховике ( с разметкой для регулировки )  :



::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

Более подробная информация к крайнему фото маховика со шкалой :  Ссылка 
 
Вверх