МикроДельтOSS перелёт: Чехов–Сараи–Чехов. 694км.

OSS

Дорогу осилит идущий
Член команды
Откуда
Cухум-Москва
7 мая день перед вылетом​

Поскольку в этот раз я был пассажиром, то сборы на полёты были непривычно короткими. После работы покидав всё в машину, я выдвинулся к Виктору в Чехов. Добрался в целом тоже непривычно быстро отчасти потому, что Виктор меня поторапливал, отчасти от того, что дороги были не особо загружены. Когда я отъехал от дома на пару км, я позвонил Виктору, сообщил что выехал, а он спросил ничего ли я не забыл и заодно отчитал меня за то, что я так долго? Да я вроде ничего не забыл и конечно педальку придавил, но уже где-то в центре Москвы вспомнил, что водительские права я всё-таки оставил дома. Скорость конечно сразу упала до разрешённой…
Приехал к Виктору, а там «конь не валялся» – сборы полным ходом.  Ну я конечно не остался в долгу, его же словами…
Прошлым летом мы устроили небольшой междусобойчик недалеко от места слёта и между полётами к нам подошли поддатенькие рыбаки. Один очень долго уговаривал Виктора покатать, после чего тот сдался и прокатил по небу, и рыбаку настолько понравилось, что на следующий день они уже обсуждали вопрос купли-продажи второго Витиного дельталёта и спустя еще немного времени покупатель взял кредит и сделка состоялась. Вот как бывает. И вот этот покупатель, ныне пока еще учлёт Сергей был в гостях у Виктора так сказать в плане поддержки.
На дельталёте я увидел привязанный тоненькими верёвочками круглый бак.
-Эт чё за фигня на верёвочках?
- Ну это я примерял доп. бак.
Собрали консилиум брать – не брать эту синюю приблуду. Виктор уверял что его 503 ротакс нюхает всего 9 литров в час, я в это конечно не верил и в штурманский расчёт заложил 12. Решили всё-таки брать, т.к. я не толстый пассажир, а топлива лишнего не бывает, а в крайнем случае можно полный не заливать или вообще не заливать. Между сиденьями, т.е. у меня между ног была еще 20 литровая канистра –бак. Итого мы взлетали с 73 литрами топлива, но как выяснилось в ходе перелёта даже мои 12л/час были слишком оптимистичным прогнозом.

Сборы закончили, зацепили прицеп с дельтом и крылом за мой дельтавоз, сели в машину, но вспомнили что забыли КЛМН (посуду вобщем). Виктор убежал в дом и как-то подозрительно долго отсутствовал. Как выяснилось было забыто еще и мясо, которое планировалось запечь в точке прибытия в гостях. Попрощались с Сергеем и выдвинулись к д.Угрюмово возле которой у моих друзей партизанский аэродром изредка ими используемый. Если быть точным – ровное поле. Поскольку я без «прав» ехалось беспокойно, т.к. любой гаец мог тормознуть просто из любопытства  чтобы глянуть - "а что они там везут такое с вентилятором?"
Добрались, собрали дельт.  Виктор собирал, я так - помогал и наконец-то вспомнил о фотоаппарате. Подъехал Сергей.  Прикрепили ручки для пассажира, т.е. для меня, чтобы Виктор мог отдохнуть, а я порулить, а может где и подстраховать усилием. Крепко накрепко по авиационному т.е. скотчем, верёвкой и стяжным ремнём привязали дополнительный синий бак в треугольнике моторамы.

На фото:
-Незадолго до этого Виктор переделал прицеп для более удобного размещения крыла над дельтом (на лестнице).
- Уютный партизанский аэродром на закате показался особенно красивым
- Подготовка и проверка.
 

Вложения

OSS

Дорогу осилит идущий
Член команды
Откуда
Cухум-Москва
К моменту завершения сборки начала подтягиваться наша группа провожающих. Андрей Крылов, Юра, а паралётчик Михаил, притащил прицеп-дачу чтобы мы имели возможность с комфортом переночевать и вылететь с рассветом. За это ему отдельное от нас спасибо. В таком комфорте перед полётами еще не спал. Юра приехал на эндурике, я не удержался, попросил прокатиться. Прохватил в стойке по полю совсем немного, но какое удовольствие! Мототоксикоз был снят. [ch61514]
Виктор совершил полёт со мной, потом прокатил Сергея, который на радостях уселся в кресло без шлема. В этом пробном полёте мне не понравилось, что Виктор летел низко над домами, явно не в конусе. Он мне пытался втирать что мол всё под контролем, но что такое конус я знаю. Начинало темнеть и чтобы не заниматься заправкой  утром мы залили канистру и баки под завязку уже при свете фонариков. Немного усугубили коньячку, правда пили только улетающие, и чуть погодя к нам присоединился Михаил.  Активно предлагали Андрею Крылову но он отказался…

Тут маленькое отступление... В прошлом году сразу после слёта сидели мы вот так на поле за столом что-то крепкое пили и в какой-то момент прозвучало что-то типа
-«а слабо с нами на Куликово поле слетать?»
- « А полетели»!  Мужик сказал- мужик сделал – так мы тогда полетели на Куликово поле с Танаргом под управлением Андрея. В этот раз Андрей предусмотрительно не пил  :)
[ch61514]

Вскоре все разъехались, остались я, Виктор и Михаил, залезли в прицеп и пили уже чаёк. Михаил включил труматик (отопитель газовый) и внутри был полный комфорт.
Когда стало уже совсем темно приехал сын Андрея  - Саша с женой и увёзли  Дельтавоз с прицепом на охраняемую стоянку, чтобы они не стояли 3 дня бесхозные на поле. Всё что мы берём с собой в полёт мы заблаговременно загрузили в дельт и прицеп-дачу. На этом подготовка была завершена и мы улеглись спать.

На фото:
- Мы с Виктором на прогреве перед пробным вылетом. На заднем фоне прицеп-дача Михаила в которой мы ночевали.
- На рулёжке перед Вылетом
- Сергей с Виктором перед вылетом.
 

Вложения

OSS

Дорогу осилит идущий
Член команды
Откуда
Cухум-Москва
Маленькое отступление о том, что мы собственно хотели совершить.
Как-то Виктор предложил слетать куда-нибудь далеко. Стали думать куда и в результате он предложил слетать к родственникам его жены в райцентр Сараи Рязанской области. По датам получалось на 9 мая. Осложнялся маршрут тем фактом, что московское небо было в праздники закрыто, поэтому старт из. Б.Грызлово был не возможен, как и некоторые маршруты в этой огромной запретке. Взлетать решено было с партизанского поля в окрестностях Чехова и кратчайшим путём низенько за пределы зоны. В ходе дальнейших обсуждений вырисовался такой маршрут. Д. Угрюмово- Турово- Калинаево-Венёв-Берёзовка-Софьинка-Монастырщино (Куликово поле)-Скопин- Ряжск- Ухолово- Сараи. Всего 365 км в один конец. На месте планировали слетать в Назарьево. Назад маршрут чуть другой, чтобы не лететь дважды одним путём. Формат мы для себя определили как неспешное автономное путешествие с максимальным посещением аэродромов по пути. Поэтому минимум еды, вода, горелка с посудой, палатка, коврики, инструмент, мясо и водка в гости.

На фото:
- Наша группа моральной поддержки
- Сергей заправляет баки после полётов
 

Вложения

OSS

Дорогу осилит идущий
Член команды
Откуда
Cухум-Москва
8 мая первый день перелёта​
Утром проснулись достаточно рано, но было уже достаточно светло. Как-то долго крутились – пока выпили кофейку, пока оделись, пока слили балласт… В общем  вылетели лишь в 4:58. Перед вылетом сделали несколько фото. Удивительно, но голова была свежа как обычно и предстартового мандража не было.

На фото:
- Михаил провожает нас в перелёт
- Штурман-пилот перед вылетом
- На взлёте
 

Вложения

OSS

Дорогу осилит идущий
Член команды
Откуда
Cухум-Москва
Утром проснулись достаточно рано, но как-то долго крутились – пока выпили кофейку, пока оделись, пока слили балласт… В общем  вылетели лишь в 7:05. Перед вылетом сделали несколько фото. На небе практически не было облаков (только очень жиденькие перистые), а на земле был почти полный штиль. Разбег был очень долгим и в какой-то момент я уже начал сомневаться, а сможем ли мы со всей этой фигнёй взлететь… 503-му ротаксу было явно тяжеловато. Но состоялся отрыв и начался медленный набор высоты.


Окрестности Угрюмово изобилуют лесами поэтому волей-неволей чтобы улететь в районе старта  пришлось набрать высоту побольше несмотря на закрытость зоны. Из двух зол пришлось выбирать меньшее.  Маршрут проходил  вдоль реки Лопасня – ее и придерживались - там лЕса всё-таки поменьше. Как ориентир она нам была не особо нужна. У нас было 3 навигатора – один планшет у Виктора под стеклом обтекателя, второй Garmin ZUMO у меня перед носом на канистре между ног. Подключать к сети не стал.  Третий запасной (планшетник) был убран в багажник. Кстати дно обтекателя телеги двойное. Сверху алюминиевый профнастил, а под ним достаточно вместительный багажник, в который уместилось всё кроме коврика и одеяла на которых я сидел.  У Виктора на шлеме была закреплена видеокамера-регистратор, у меня на шее распечатка маршрута с расчётами и в кармане на привязи фотоаппарат.
После взлёта стало очевидно, что летим мы против ветра. Тутевая скорость была примерно километров на 30-35 меньше воздушной. В штурманский расчёт это пока укладывалось.

На фото:
- Наш лесочек от которого мы взлетали
- Окрестности Угрюмово.
 

Вложения

OSS

Дорогу осилит идущий
Член команды
Откуда
Cухум-Москва
Переговариваясь о том о сём незаметно подлетели к Торбеево. Садиться там в наши планы не входило тем более что к дельтанутым по отзывам там какое-то холодное отношение. Торбеево осталось слева по курсу.
Многие (особенно кто был на слёте МикродельтOSS в 2014г.) знают где находится взлётка в Турово, но не все знают, что на картах обозначена совсем другая взлётка. В прошлом году она с воздуха еле угадывалась в этом же очень чётко видно что с площадью взлётки неслабо поработали, т.к. и ширина и длина обоих полос приличные. И находится эта взлётка на горе, выше деревни Турово. Александр Геннадьевич Шаковец, который предоставил нам в прошлом году место под слёт занялся этой взлёткой и по данным разведки собирается поставить там ангар. Фото этой взлётки я правда почему-то не сделал – видимо забыл, что я не только штурман-пилот, но еще и фотокор.  На действующей площадке в Турово был всего один дельт и никого из людей в столь ранний час видно не было. Здесь садиться в наши планы не входило, т.к. планировали подсесть на обратном пути.  Топлива в баке было еще много. Пролетели над местом прошлогоднего слёта. Мостик на месте, куча дров заготовленная для пионерского костра тоже на месте. Догадался достать фотоаппарат.
Пересекли Оку, стали набирать высоту в надежде, что ветер будет «более попутный».  На высоте свыше 700м действительно путевая скорость возросла на 10км/ч. Теперь летели -25км/ч от воздушной. Фигово конечно, но уже лучше. Прикинули расход – цифра получилась даже не 12,  а по грубым прикидкам в районе 16 литров в час. Я попытался включить перекачку топлива из канистры в бак, но система не заработала, т.к. в канистру не поступал воздух. Вверху для этого был предусмотрен болтик барашек, но при его ослаблении из под него начинала сочиться двухтактная смесь грозя испачкать всё вокруг.  Оказывается у Виктора не было возможности испытать систему в действии. Дозаправка в воздухе отпадала. После Калинаево на маршруте был Венёв непригодный для посадки, потом неизвестного качества покрытия Берёзовка. Варианта была два – подсесть для дозаправки в Калинаево и лететь до Скопина, где у нас была запланирована заправка или до Скопина садиться на вынужденную по топливу с подбором.  Второй вариант был явно хуже, поэтому мы решили садиться в Калинаево.
В Калинаево я бывал уже 2 раза. Много полей, шикарное место, огромная взлётка. Радушный хозяин – бывший десантник Сергей Калинаев. Хотя наверное бывших десантников не бывает. Вообще  Калинаево это хутор или точнее фермерское хозяйство, а поскольку Сергей летает на автожире и еще есть и самолёт – вот отсюда и взлётка кстати гораздо больше чем необходимо для того самолёта, я уж не говорю про дельт или автожир.. Кстати взлётка с момента моего крайнего посещения стала больше, появилось освещение. Час был еще ранний  и в 6:13 тревожить никого не хотелось, хотя трактора уже прогревались. Мы подсели, перелили топливо из канистры в бак вручную через лейку и на взлёт. То что мы без предупреждения и звонка мучило нас до самой встречи с Сергеем на обратном пути

На фото:
- Место прошлогоднего слёта МикродельтOSS - всё на месте.
- Подлетаем к Калинаево. Уже видна взлётка
 

Вложения

OSS

Дорогу осилит идущий
Член команды
Откуда
Cухум-Москва
Взлетели. Отрыв по ощущениям был намного легче. Сделал небольшой штурманский расчёт выходило, что на полёт в Куликово поле  и до Скопина у нас топлива как бы не хватает. И тут мы отошли от концепции лететь путешествуя в пользу долететь побыстрее. А в общем хотелось бы конечно еще раз слетать на Куликово поле, но приняли такое вот решение. А жаль. Пролетели Венев. Раньше мы уже над ним пролетали поблизости пришли к выводу что для штатной посадки не особо пригоден, поэтому площадка осталась в стороне слева, смысла пролетать над ней не было. Берёзовка в памяти ни у меня ни у Виктора четко не отложилась, точно не садились и насколько нам помнится от площадки практически ничего не осталось. Поскольку на Куликово поле решили не лететь то и площадка Софьинка оказывалась в стороне. Прикидки по топливу стали показывать, что до Скопина мы всё-таки не дотягиваем или дотягиваем впритык, и чтобы не нервничать по этому поводу  решили залететь в гости к брату Виктора в деревню Горностаевка. Виктор туда уже летал, поэтому место посадки было гарантировано. Решили подсесть, заглянуть в гости на 5 минут и дальше на Скопин.
Горностаевка маленькая деревушка в Рязанской области расположеная недалеко от Пронского водохранилища. В деревеньке этой круглый год живёт одна бабка и только с наступлением тепла приезжают дачники. Брат Виктора там не живет только зимой. Сели на поле, запарковали аппарат, я запустил перекачку опустив шланг от доп. бака в основной и дунув в горловину дополнительного расположенного выше. Топливо потихоньку потекло и мы пошли в гости.
Засиживаться долго не стали. Обратили на себя внимание необычные «картины» которые делает Евгений. Это наклеенные на зеркало или стекло мелкие монеты с добавлением бижутерии. Художественная ценность этих картин спорна и на любителя (как и картины современных художников), но в любом случае выглядит очень необычно и интересней многой великой мазни..

На фото:
- Картина из монет
- Размеры картин разные и в них букально весь дом
- Я у необычного для этих мест камешка  во дворе
 

Вложения

OSS

Дорогу осилит идущий
Член команды
Откуда
Cухум-Москва
На фото:
- "А я тебе говорю что было не так...!"
- Братья очень похожи между собой
- Вид на место парковки дельталёта  со стороны деревни. Дельталёт в центре :)
 

Вложения

OSS

Дорогу осилит идущий
Член команды
Откуда
Cухум-Москва
Пока туда сюда ходили топливо успело перелиться в основной бак.  Появились первые признаки термички, засиживаться особо было некогда. Собрались быстро, т.к. даже не снимали комбезов.

Взлетели и без прощальных кругов взяли курс на Скопин. Чем мне нравилось это направление много полей и это изобилие действовало умиротворяюще.  На большой высоте видели самолёты. Была даже парочка военных летящая явно на парад. Снимал нечасто.
В Скопине судя по снимкам на яндексе взлётка относительно пригодна и рядом какие-то ангары или склады явно не авиационного назначения. Решили, что если там сесть не сможем, то сядем на дорогу или в поле где сможем, поймаем машину и съездим за бензином. 
Подлетели к площадке в Скопине, а там машины по взлётке ездят.  Площадка используется для обучения езды на автомобиле. Виктор пролетел на бреющем, а я активно махая руками давал понять чтоб убрали машины, т.к. мы намерены садиться. Несмотря на удивлённые лица смотрящих вверх пока мы делали круг на второй заход машины были убраны в сторону и даже убрали какие-то конусы.
Взлётка оказалась  вполне пригодной и несмотря на то, что на посадке уже изрядно колбасило, мы без особых проблем приземлились и подкатили к гуще машин. Нас тут же засыпали вопросами, а бойкая ученица тут же стала проситься на покататься.  В такую погоду об этом не было и речи, да и Виктор не горел особым желанием. Судя по погоде нам предстояло курить бамбук до вечера. Спешить было некуда.
Один из инструкторов Юрий вызвался свозить меня на заправку, заодно показал город, т.к. он заодно отвозил своего ученика. Показал мне единственную воинскую часть, в которой я когда-то после института в 95м проходил воинские сборы. Место я конечно не узнал за столько лет, но всё равно было здорово.  Когда я там был кто-то из местных сказал «есть города грязные, есть города очень грязные, а есть город Скопин». Уж не помню каким этот город был 20 лет назад, но сейчас  он мне каким-то особо грязным не показался.  Обычный провинциальный городок. Дороги тоже как обычно в таких городах - не очень. Чего уж там - разбитые.
Залили первую канистру, залили в нее масло и я поехал на заправку еще раз. Залил половину, а потом вспомнил, что масло залито на 21 литр. Пришлось возвращаться и доливать.  Виктор тем временем решил модернизировать топливную систему чтобы перекачку из синего бака можно было запустить в грушей в полёте. Всё сделал, перекачка запустилась, но в итоге вернул всё в зад, т.к. в таком варианте как надо не работала уже основная система. Решили не экспериментировать, но для перекачки уже надо было лишь повернуть краник и сложив губы трубочкой дунуть в бак.  [ch61514] Дозаправка чуть упрощалась, но по прежнему была доступна только на земле.

На фото:
- Исторические артефакты на бескрайних просторах
- Большая авиация попадала в поле зрения лишь несколько раз
- Селфи в полёте :)
 

Вложения

OSS

Дорогу осилит идущий
Член команды
Откуда
Cухум-Москва
Пока Виктор возвращал топливную в исходное состояние, я сварил кашку с тушенкой. Чтобы ветер не задувал пламя горелки я установил ее в покрышку, а в качестве экрана идеально подошла уже полная канистра с бензином. После сытного обеда тяпнули кофейку и на боковую.
Ветер усилился, но стало так припекать, что в комбезе уже было невыносимо жарко. А на взлётке движуха конкретная – машины с буквой «У» приезжали и уезжали постоянно. Откуда в провинциальном городишке столько учеников? Юра сказал, что основной контингент девчонки.
Пока Виктор спал, я прогулялся в окрестностях взлётки. А окрестности эти сплошная помойка. Рядом со взлёткой были бетонные сооружения видимо для хранения химии – теперь там просто свалка. Не перестаю удивляться людям, которые могут просто взять и вывалить из самосвала кучу мусора прямо на дорогу. В голове не укладывается…
Есть небольшой шанс, что когда-то взлётку восстановят, т.к. по всему периметру установлены мощные брёвнышки-столбы, хотя что там на этой территории в итоге будет большой вопрос.
Юра заинтересовался дельталётами особенно когда узнал что некоторые на этом делают деньги, просился полетать, но термичка перед нашим вылетом еще не стихла, баки полные, а Юра раза в полтора минимум тяжелее меня. Виктор естественно при всём уважении был вынужден отказаться… Не дожидаясь окончательного стихания термички решили взлетать в паузе между порывами ветра.

На фото:
- Сразу после посадки в Скопине
- Скопин славился своей керамикой. На фото памятник в центре как я понимаю гончарных дел мастеру
- Наша кухня
 

Вложения

OSS

Дорогу осилит идущий
Член команды
Откуда
Cухум-Москва
На фото:
- Большой багажник у дельталёта Виктора
-  Приготовление обеда
- В ожидании обеда
 

Вложения

OSS

Дорогу осилит идущий
Член команды
Откуда
Cухум-Москва
Взлетели, внизу достаточно сильно колбасило, поэтому полезли как можно выше вверх. Набрали что-то около километра там и поспокойнее и попрохладнее. После солнцепёка на аэродроме это было блаженство какое-то время. Потом захотелось застегнуть комбез поплотнее. 
Огромный аэродром в Ряжске с большой высоты виден за многие километры. Внизу наверняка колбасило, высота у нас была приличная, набирать ее заново не хотелось.  Необходимости в посадке не было, поэтому решили лететь дальше.  Пролетели рядом, но лично мне не показалось, что взлётка в хорошем состоянии, хотя высота была большая и я могу ошибаться. Не стали садиться еще по одной причине - топлива в беспосадочном полёте должно было хватить до самых Сараев.  По этой же причине от Ряжска взяли курс прямо на Сараи минуя Ухолово.  Удивительно, но факт - координаты взлётки в Сараях которые мы забили в навигаторы почему-то оказались в 5 км от реальной взлётки. Выручило то, что Виктор тут не раз бывал и сориентировался куда на самом деле нужно лететь. Сели, поздравили  друг друга с достижением цели нашего перелёта. Навигатор показал что-то около 350 км. Отзвонились, в т.ч. Василию, который вскоре приехал за нами.  Моментально появились вездесущие пацаны на мотоциклах.
Решено было двигаться своим ходом на парковку во дворе одного из родственников (Григория). Путь этот пролегал по улицам и Василия этот момент как-то смущал. Не меньше его смущал или напрягал тот факт, что мы собирались назавтра тут летать. Всё-таки в провинции менталитет  другой, понять его иногда непросто. Виктор проехал на дельте по улице до места парковки своим ходом произведя этим настоящий фурор. Видеть это со стороны было достаточно забавно. Сняли крыло, занесли во двор, туда же закатили и сам дельт, накрыли. Чтобы не искушать ближних  сняли рацию и телевизор.  Ну а дальше поехали в гости к Василию, где уже готовился ужин.

На фото:
-Аэродром в Ряжске видно из далека
-Масштабы аэродрома впечатляют
- Аккуратные квадратики лесополос
 

Вложения

OSS

Дорогу осилит идущий
Член команды
Откуда
Cухум-Москва
На фото:
- Подобные аккуратные квадратики попадались в тех краях не раз
- Подлетаем к цели нашего перелёта п.г.т. Сараи.
- Взлётка сохранилась в очень приличном состоянии.
 

Вложения

Вверх