Выбор варианта пропитки для древевесины

Dmitry_SPb

Я люблю строить самолеты!
Для пропитки деревянного набора озадачился выбором ЛКМ. По итогам обсуждения 2 оставшихся варианта буду пропитывать, склеивать, взвешивать, затем вымачивать, снова взвешивать, и, наконец, ломать и затем распиливать для оценки глубины проникновения ЛКМ. Итак, требуется защитить:
1. Лодка из авиафанеры на деревянном каркасе. Историческое покрытие - кузбасслак в 2 слоя внутри, серая масляная краска - кокпит. Нитрошпаклевка по фанере снаружи.
Вариант 1 - все поверхности, кроме тех, на которые будет нанесен клей, покрываются в 2 слоя грунтом Тиккурила Валтти Похъюсте. Затем внутренние поверхности лодки покрываются в 2 слоя фасадной лазурью Валти Колор черного цвета. Все эти продукты Тиккурила - на масляной основе. Кокпит покрывается алкидной краской Тиккурила Уника в 2 слоя. Склеивание производится эпоксидным клеем Т-88. Шпатлевка для поверхности лодки по 1 варианту - предмет обсуждения. Далее поверхность лодки обтягивается снаружи тканью Поли-Так и покрывается комплексом покрытий системы Поли-Так.
Вариант 2. Весь набор, а также фанера снаружи и изнутри пропитывается эпоксидным составом XT-101 http://www.chimexltd.com/content/data/store/images/f_798_49036_1.pdf
В 2 слоя. Состав улучшает адгезию к эпоксидной смоле, так что пропитываем также места склейки. После склейки внутри покрываем ПУ-лаком, кокпит покрываем эпоксидной краской серого цвета. Снаружи лодка пропитывается тем же составом, затем шпаклюется эпоксидной шпатлевкой. Далее - Поли-Так как и в 1 варианте.
2. Внутренняя часть набора консолей крыльев и оперения. Оригинальная технология предусматривала 2 слоя эмалита с алюминиевой пудрой.
Вариант 1 - 2 слоя грунтом Тиккурила Валтти Похъюсте. Затем в 2 слоя фасадной лазури Тиккурила Валти Колор с добавлением алюминиевой пудры.
Вариант 2 - 2 слоя XT-101, затем ПУ лак с алюминиевой пудрой для защиты от УФ.

Вкратце, я вижу плюсы покрытия по первому варианту в том, что древесина будет дышать при хорошей устойчивости к влаге и грибку. Минусы  - непонятно, какая адгезия получится с эпоксидной смолой.

Плюсы второго варианта - состав глубоко проникает в дерево и обеспечивает прекрасную адгезию. Минусы - дерево не дышит и непонятно пока, насколько увеличится вес.
 
я вижу плюсы покрытия по первому варианту в том, что древесина будет дышать 
Вот это мне не понятно. Я снова и снова вижу утверждение, что "древесина должна дышать". Что это значит в физическом смысле? Как я понимаю, стоит задача защитить древесину от воздействия влаги, т.е. предотвратить ее проникновение в древесину. Это что же за способ такой, что водяные пары не будут проникать, а воздух, в котором они содержатся, будет? Кто-нибудь из тех, кто пишет про "дышать" может мне это объяснить?

Я знаю, что в наших краях любители работать по дереву покрывают деревянную посуду эпоксидными составами и потом эту посуду можно мыть в посудомоечных машинах и она при таком использовании служит годами.
 

Dmitry_SPb

Я люблю строить самолеты!
На истину в последней инстанции не претендую. Но "дышащая" это значит, что набравший влаги от стояния в воде или от многократных перепадов температуры зимой каркас будет высыхать при вентилировании внутренних объемов. Неоднократно встречал упоминания о проявлениях осмоса в эпоксидных покрытиях по дереву. И высыхать при этом каркас не будет.
 
Но "дышащая" это значит, что набравший влаги от стояния в воде или от многократных перепадов температуры зимой каркас
Так вот в этом-то как раз и непонятки - как же он ее эту влагу наберет, если он "не дышит", т.е. полностью защищен от ее проникновения путем нанесения защитного слоя. А если он "дышит" и способен набирать влагу, то значит защищен некачественно. Что-то это "дышит-не дышит" смахивает на какое-то народное предание без конкретного объяснения процесса "вентиляции" внутренней структуры древесины.
 

Dmitry_SPb

Я люблю строить самолеты!
Погуглил. Термин, конечно, народно-маркетологический. Дыхание - процесс изменения влажности древесины вслед за атмосферой. Процесс инерционный, нелинейный и во времени и в зависимости от направления волокон.
Как влага проникает через покрытие - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%81
 

АНАТОЛИЙ

Я хочу летать!
Откуда
Кемерово
В одном из обсуждений на этом форуме были описаны последствия покрытия всего каркаса полностью лаком. Нервюры из сосновых реек ломались руками как бальзовые. Пилоту даже страшно стало что он на таком летал.
Дерево - живой материал со своей спецификой. :IMHO
 

kast

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Abakan
Так же сталкивался с тем что пересушеная, долго лежавшая древесина становится хрупкой! Следов гнили нет однако вес меньше, нет глянца при строгании,  при простукивании звук глухой.Старая фанера тоже становится хрупкой. Ещё рекомендация самоделам: Не перепутайте сосну и ель с кедром! Он хорошо выглядет, хорошо обрабатывается, лёгкий, но не пригоден для ответственных деталей. Вывод : Всё надо ломать! Хорошая древесина при изломе делает ХРЯССЬ ,плохая ХРУП .Концы сломов  имеют расщепы. Для многих это элементарно,  но бывает что самоделы ,понимающие металл и моторы не понимают дерева. Увы, пришлось держать в руках обломок лонжерона из кедра.Ну вот , как то так. Всем привет kast
 

Dmitry_SPb

Я люблю строить самолеты!
Ну что же. На форуме никого - все строят и летают. На следующей неделе куплю XT-101 и буду пропитывать. Испытывать планирую в Лесотехнической Академии СПб. Контакты соотв. кафедры есть, но пока не общался. Если кто может порекомендовать, где в СПб сломать деревяшку на лабораторном оборудовании - буду благодарен за информацию.
 

kast

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Abakan
Анатолий.  Вряд-ли причиной хрупкости стал лак. Скорее всего было использовано прелое дерево, которое было высушено и покрыто лаком Dmitry SPb  Проверить дерево можно имея китайские напольные весы. НА площадку поставить некую  подставку, упор в виде пирамиды. Выбраную рейку, допустим  20*20*500. Срединой рейки упереть на упор.Сверху давить руками, держась за края. Весы покажут нагрузку изгиба и излома. Для самоделов этого достаточно. Помогает исключить бракованое дерево, косослой, гниль. В Лесотехнической Академии будет, конечно, точнее! С приветом kast :                                                                                    
 

ri...

...советский авиатехник, сам знает куда идти...
Откуда
Люберцылайф
Хай! Сам ищу, и что скажете про это - http://www.chemkrasit.ru/laki.html?id=151
 

Dmitry_SPb

Я люблю строить самолеты!
2 ri... Покрывал таким полиуретаном мраморную плитку на кухне. 8 лет - полет нормальный. Выдерживал разлитое красное вино и падение сковородок.
По существу темы. Вариант 2 сошел с дистанции еще до стадии покупки эпоксидки. У меня появилась информация о недостатках данного метода. Так что буду применять тиккурилу.
 

Виктор Н

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Подмоковье
Друзья, не с того вы начали . Чем и каким образом покрывать - да пофиг . Теперь объясню почему . древесина обладает малой гигроскопичностью , т.е.- она не тянет в себя влагу как цемент, соль, кислота. И при этом вся древесина обладает антисептическими свойствами . Если мы не нарушили ее биологический баланс при заготовке ,хранение , СУШКЕ , обработке, то древесина сама постарается себя сохранить .А вот помочь ей мы в силах ,но повторюсь это важно -помочь. Вы наверно слышали про осиновый кол?  Осина срезанная с не убранной корой брошенная у дороги сгниет за пол года .Осина срезанная (желат.зимой) правильно высушенная простоит веками да еще в таких условиях (сваи мостов. срубы колодцев и т.д.) а ее кто  покрывал Тикуриллой + пропитка триста лет на зад. таких примеров можно привести много . хотя должен сказать сразу, были и пропитки и лаки и различные покрытия ,но опять какие на основании чего . в старину древесине помогали а не насиловали, это было как дополнение или помощь (напр. пропитка льняным маслом для отталкивания воды )  Для Вас важнее всего : когда заготовлена , распил -радиал. , или тангенс , какая часть ствола -обзол или сердцевина , косослой, витееватость , внутреннее напряжение -в древесине оно тоже есть, а самое главное сушка. СУШКА-бичь современной дерево обработки. Поясню . В древесине есть влажность -биологическая и физическая .Основная это биологическая -влага которая нах. в клетках древесины . Что происходит в суш. камерах---вакуумная термо обработка, клетки лопаются структура древ. нарушается , биол равновесие теряется .В результате мы получаем рыхлую ослабленную + если попалась сердцевина  изделия которые ломаются в руках(как писалось выше. Теперь о видах древесины. Лиственные, хвойные ,состовные-клееные . Здесь тоже нужно учитывать-где и что можно использовать , уних обсолютно разные свойства , характер, и поведение при различных нагрузках. Вот взять обычную елку- до 18 иполе 18лет  жизни это абсолютно  разная по свойству и характеру древесина ,общее только название .Продолжать можно долго. Возможно кому то помог . Удачи всем,   Виктор.
 

Fa-Fa

trianon137@gmail.com
http://s-hit.ru/pinotex.html
Алкидный лак очень хорошо защищает дерево от воды
 
древесина обладает малой гигроскопичностью , т.е.- она не тянет в себя влагу
Это что-то новое.  :-?

А почему тогда деревянный самолет, построенный зимой в сухом подвале коробится потом на улице, если его не пропитали защитным лаком или еще чем перед выносом на влажный воздух на улицу? И как тогда деревянными клиньями колят гранитные глыбы, если дерево влагу в себя не берет?
 

Fa-Fa

trianon137@gmail.com
Пенотекс на основе алкидной смолы прозрачный вещь. Дерево вообще не гниёт, хоть лодку строй. Продается на каждом рынке, есть маленькие баночки в районе 300 рублей. Пропитывает очень глубоко да так что и следа не оставляет. Это из личного опыта.
 
Вроде разобрался: П.П. Успасский. Древесина и её обработка. Справочник авиаинженера, М. Оборонгиз, 1946
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabbB/YaBB.pl?num=1480790734/0#0
 
Вверх