Вниманию владельцев Зодиак 601 XL

black.

Я люблю строить самолеты!
http://www.interfax.ru/world/471110
катастрофа Зодиака под Львовом. При полете в зону выполняли петлю, сложились крылья.
Когда я строил Зодиаки при проверке расчета на прочность перегрузка больше 3-х на XL вызвала сомнения, поэтому без переделки узлов крепления петли для себя решили не крутить. А с Зодиаковским легким управлением по тангажу можно неожиданно и для себя дернуть большую перегрузку. Хотя точная причина пока неизвестна, но это в качестве предупреждения владельцам.
Вечного полета ребятам.
 

WestWind

Проектируем, собираем и летаем
Земля пухом...

Самолёт убийца. Посмотрите статистику по США и Европе
Где ее посмотреть?
Хотелось бы узнать это статистика происшествий среди разных  производителей или статистика происшествий зодиаков по вине техники?
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Когда я строил Зодиаки при проверке расчета на прочность перегрузка больше 3-х на XL вызвала сомнения,
Тут следует вспомнить,что К.Хейнц ранее был ведущим прочнистом "Де-Хэвиленд Канадиен", посему в прочностных расчётах должен быть весьма компетентен! ;)
петли для себя решили не крутить.
А вот это-очень разумно! :)
Самолёт убийца. Посмотрите статистику по США и Европе 
Статистику посмотреть интересно бы... И как она в сравнении с Як-52? ::)
 

Friday

Строю самолеты и аэротрубы
Все дело в болтах крепления. Эта схема крепления крыла посчитана по нижнему пределу. По всем учебникам такие болты должны считаться на срез если они установлены с по посадке с натягом и на изгиб если они установлены без посадки хотя бы по скользящей посадке. То есть бюолты нужно забить один раз и болше эето место не разбирать. Приразборке отверстия разбиваются и натяга уже нет. а на изгиб такой болт понттно не держит. Это нужно знать всем владельцам таких самолетов и РВ-шек. Поэтому мы когда разрабатывали узлы на своем самолете все просчитали несколькими методивами , и в ансисе и по Айрбасовской методике и пришли к выводу что нужно делать нормальные узлы и закладывать хорошие запасы на сборку-разборку.
 

Вложения

black.

Я люблю строить самолеты!
я не говорю об официальной версии, какая она будет я не знаю.  Я говорю о свидетелях, и далеко не колхозниках.
 

black.

Я люблю строить самолеты!
Да поэтому и мы меняли узлы навески даже на HD, хотя они менее нагружены, чем на XL
 

Вложения

мир

Продал опасную самоделку под видом нормального сам
Заблокирован
Откуда
Коломна
Самолет  такого  типа  с  большой  натяжкой  можно  назвать  пилотажным.  Узлы  как справедливо  заметил  Friday  действительно  рассчитаны  для  простого  круизного  пилотирования  при  ветре  не  более  5-6  м/с  и  перегрузку 3.
 

kvadratov

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Нам при строительстве  самолета по мотивам Зодиака - тоже не понтавилось крепление крыльев на родных американских чертежах....  Доработанные узлы - пока вопросов не вызывают.

В  продолжение  разговора  -  выложу  ещё  несколько  фото  -  показывающих  промежуточные  моменты  сборки. 









Ну  и  ещё  раз  посмотрим  на  американский  чертёж 
и  на  наш  '' рельс '' -  я  хотел  сказать  комель  лонжерона   :)  :




Тупо  по  прочности  -  мне  думается  что  счёт  2 : 1  в  нашу  пользу.  Нужна  ли  такая  здоровенная  прибабаха  -  незнаю...   Но  с  точки  зрения  того  что  это  самый  нагруженный  разъёмный  узел  во  всей  конструкции - наверно  так  спокойнее.  А  то  я  чешусь  когда  вижу  как  люди  строят  вот  такие  вещи  :



и  даже  летают  на  них...  Дай  Бог  им  удачи...
А на тему болтов - они у нас 12 мм - от крепления головки блока ВАЗ. Американские размеры болтов - не внушают доверия.
Болтов у нас ( к слову сказать ) - по 6 на каждое крыло.
И крепятся крылья тоже к усиленной конструкции -
http://img-fotki.yandex.ru/get/5805/kvadrat67.5f/0_52006_79cef169_orig
....  Как известно - даже посредственный - но толстый болт от железной дороги - прочнее чем авиационный болт имеющий толщину карандаша. ....

Не считая некоторых необходимых ( ИМХО ) доработок - самолет отличный. Весьма рационально скроенный - и вполне прилично ведет себя в воздухе.
 

КВА

Я люблю строить самолеты!
Ой, коллеги, я на своем вроде пилотажном (+12 же) хотел сделать разъем по центру, но подумал и перенес технологические разъемы на консоли, примерно в середину полуразмаха, по расчету получалось выдержат 4 болта на 6, снова подумал и поставил 8 шт. Пишу эти строки - значит правильно сделал. Расчетные напряжения в полках - 25-30, пусть потяжелее, но тьфу-тьфу пока. Не ахти какая птица, а 7,5 же от дерева спасли. Ломать такие узлы на земле надо, а не над ней.      
 

Mr Gray Jr

Я люблю строить самолеты!
Заблокирован
Откуда
Таганрог
Насколько известно 601й не предназначен для того, чтобы петли крутить.
А вот полки лечше клепать ударной щаклепкой. Вытяжная помимо того, вто дердит меньше, еще и менее ресурсная.
 
катастрофа Зодиака под Львовом. При полете в зону выполняли петлю, сложились крылья.
У этого самолета, после случая разрушения крыла в воздухе, был обязательный к исполнению бюллетень по усилению конструкции крыла. Если мне не изменяет память, то в США даже была запрещена эксплуатация этого самолета без выполнения этого бюллетеня. Все это должно быть на сайте производителя.

Это было достаточно давно и возникает вопрос, откуда были чертежи для постройки этого конкретного экземпляра и насколько старыми они были.

Самолет такого типа с большой натяжкой можно назвать пилотажным.
Насколько известно 601й не предназначен для того, чтобы петли крутить.
Так оно и есть.
 

black.

Я люблю строить самолеты!
Это был или КИТ, или купленный на западе. Но не построенный по чертежам - это точно.
 

мир

Продал опасную самоделку под видом нормального сам
Заблокирован
Откуда
Коломна
Скорее  купленный  на  Западе.
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
По всем учебникам такие болты должны считаться на срез если они установлены с по посадке с натягом и на изгиб если они установлены без посадки хотя бы по скользящей посадке.
Чё-то я не припоминаю такого в учебниках для расчёта соединений "ухо-вилка".  Полез в РДК-43, но тоже там такого нету...разве что в дереве...Может есть ещё какие-то учебники ДСП? :(
Впрочем, народ не подозревает о важности натяга в таких соединениях, и  полагает,что можно шурудить болтами в дюралевых пластинах туда-сюда запросто, главное затянуть потуже... :eek:
Наверное из этих соображений, стыковые болты у "Арго-02" целых 15 мм диаметром!  ::)
Но! Факт отрыва крыла пока не установлен, а
У этого самолета, после случая разрушения крыла в воздухе, был обязательный к исполнению бюллетень по усилению конструкции крыла. Если мне не изменяет память, то в США даже была запрещена эксплуатация этого самолета без выполнения этого бюллетеня. 
не связано ли это с навеской элеронов на верхнем листе обшивки? Вроде была катастрофа из-за элеронов!?
 

kvadratov

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Насколько известно 601й не предназначен для того, чтобы петли крутить.
А вот полки лечше клепать ударной заклепкой. Вытяжная помимо того, вто дердит меньше, еще и менее ресурсная.
Если Вы комментируете конструкцию нашего лонжерона - обратите внимание что там большинство нагрузки ложится на стальные болты, а заклепки работают у нас - только ближе к концу крыла.
Заклепки крепящие полки лонжерона - вытяжные - но стальные.  Кроме толстых накладок из нержавейки 6 мм - присутствуют 2 мм нержавеечные " линейки " удлинняющие 6 мм накладки... В центроплане - тоже имеются нержавеечные элементы.
В общем крыло - получилось не принципиально тяжелее оригинала. Оно сложнее и менее технологично в производстве.  Зато не вызывает сомнений на тему прочности.
В нашем варианте - несомненно что самый прочный элемент всей конструкции - узел крепления крыла.
Думаю - это правильно.  Самый нагруженный узел самолета - должен быть выполнен с брутальным запасом по прочности.  Сломать - конечно можно все. К примеру - посильнее грохнув самолет о препятствие. Но бывают узлы - которые не должны сломаться самопроизвольно, под действием длительной эксплуотации или не осторожного маневра.
 
5ZF писал(а) Сегодня :: 10:32:29:
У этого самолета, после случая разрушения крыла в воздухе, был обязательный к исполнению бюллетень по усилению конструкции крыла. Если мне не изменяет память, то в США даже была запрещена эксплуатация этого самолета без выполнения этого бюллетеня. 

не связано ли это с навеской элеронов на верхнем листе обшивки? Вроде была катастрофа из-за элеронов!?
Сейчас уже не помню, давно это было.
 

black.

Я люблю строить самолеты!
На XL в штатах была катастрофа предположительно по флаттеру элеронов, вроде бы по причине ослабления тросов управления элеронами, даже вроде бы был бюлетень по регулировке натяжения. Насколько мне помнится.
 

black.

Я люблю строить самолеты!
И вообще я эту тему открыл не потому, что я точно знаю причину под львовом, а чтобы владельцы обратили внимание на эти элементы ( навеску крыла, тросы элеронов) и не особо резвились в пилотаже на этой модели. Как было в нашей военной авиации (кто помнит) ШТ/КГ...
 
Вверх