О самолётостроении ВЕСЕЛО

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Вообще, самолётостроение-область человеческой деятельности,требующая знаний, навыков и подходов совершенно отличных от применяемых в повседневной жизни. Но человека не так то просто сломить и перевоспитать... и всяческие законы Мэрфи и правило Черномырдина действуют неумолимо.
Оказывается и во всём мире (что радует). ;D
Начну со статьи Р.Р.Осборна, трудившегося в 30-е гг. 20-го в. в фирме "Стинсон Эйркрафт". Всё это остаётся актуальным и в наши дни! :(
 

Вложения

ЖоржФеникс

Я не строю самолеты.
В файловом архиве форума с 2012 года успешно скачиваеися эта статья (вводная часть) из книги Вуда К. "Проектирование самолета", 1940 г.  http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabbB/YaBB.pl?num=1344617008
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Далее-отечественный опыт, из мемуаров зам. А.С. Яковлева-Е.Адлера. Дело происходит в сталинскую эпоху, "когда был порядок"! ;D
Когда работа и по крыльям закипела, встал новый вопрос:
—      Что-то я не вижу жизни вокруг хвостового оперения. Где стабилизатор, киль, рули?
—      У меня до них еще руки не дошли.
—      А пора. Поговорите с Саловым, у него есть идеи.
Недоумевая, какие такие идеи могут быть у Салова насчет оперения, я все-таки обратился к нему с этим делом.
Колька Салов не только бойко работал руками, у него были еще вороватые бегающие глазки и, вероятно, еще быстрее мелькали в его голове недозволенные мысли. Попросту, он моментально подмечал, где что плохо лежит, а руки у него так и чесались что-нибудь стащить.
Итак, когда я завел с ним разговор об оперении, он сказал:
—      Да ведь для АИР-6, что стоит на Ходынке, оперение-то я раздобыл.
—      Где же ты его взял?
—      На складе. Там их много для И-5 понаделано. Стабилизатор с рулем подошел без переделок, киль — тоже, а у руля направления пришлось сделать вырез под костыль, он у нас не такой, как на И-5.
—      Как же тебе удалось все это стащить? Там же везде часовые.
—      А что мне часовые? У меня пропуск на сборку и на аэродром. Откуда часовому знать, куда я тащу оперение? Я же сначала его перетаскивал в ангар ЦКБ, а потом — в ангар Академии. Там уж Алексей Анисимович сам переправлял его Яковлеву.
—      А Яковлев знает о твоих проделках?
—      Может быть и знает, да делает вид, что ему ничего не известно. Это еще что? Я таким же манером целиком педали ножного управления переправил, они тоже от И-5. Да еще амортстойки шасси с самолета У-2.
—      А трубы для фюзеляжа ты тоже стащил?
—      Нет, зачем же. Просто Панкратов как начальник цеха подписал требование, проставил номер заказа. А кто станет проверять, зачем нужны стальные трубы деревообделочному цеху?
—      Ну, Коля, ты даешь!
—      Ловкость рук и никакого «мошенства»!
—      А что же ты с этого имеешь?
—      Как что? Алексей Анисимович меня похваливает, а Яковлев — поплачивает.
Оказывается, оперение АИР-6 было украдено в самом прямом смысле! :eek:
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Оттуда же:
Когда трубчатые боковины фюзеляжа были сварены на плазу, поставлены на козлы и схвачены поперечными трубами, два друга-сборщика, А.А.Козлов и А.А.Селезнев, взялись расчалить проволокой крест-накрест пролеты этой пространственной фермы так, чтобы к утру получился готовый каркас фюзеляжа. Время шло к вечеру, а они к работе не приступали. По-видимому, им мешало начальство. Как только все ушли, они сунули мне деньги и послали за водкой. Я не стал отказываться из любопытства: что же будет дальше? Выпив по поллитровке на брата почти без закуски, они с остервенением принялись за работу. Расчалки со звоном лопались, но это их нисколько не смущало. Отбрасывая одну, они принимались за другую, снова натягивая ее так же, но только чуть-чуть не доходя до момента разрыва, и переходили к следующему отсеку. По оси каркаса была натянута струна, от которой они вели контрольный обмер, а все отклонения сгоняли к хвосту, который оставалось заварить утром. Когда к утру все было готово, я остался наедине со своими сомнениями. Допустимо ли это? Не полопаются ли эти перенапряженные расчалки при первой же посадке, а то и при взлете? Яковлева посвящать в свои терзания я не решился, считая, что таким путем подведу сборщиков и потеряю свой и без того слабый авторитет у рабочих, а решил порасспросить известного специалиста Сергея Макарова, который вел в нашем техникуме курс «Расчет самолета на прочность». Он развил успокоительную теорию, что внутренние напряжения перекликаются с внешними нагрузками таким образом, что пока величина внешней нагрузки не превысит соответствующего ей внутреннего напряжения, последнее не увеличивается. Выходило так, что сборщики, хотя и спьяну, но как будто не навредили прочности. Едва дело дошло до стыковки крыльев, оказалось, что подкосы, изготовленные по чертежу, не подходят. Если присоединить передние подкосы, отверстия под болты задних расходятся с узлами фюзеляжа. Когда три человека повисли на конце крыла, одно из них состыковалось. Таким же способом состыковали второе. Снова сомнение — допустимо ли это? Сварная трубчатая моторама сначала хорошо стыковалась с узлами фюзеляжа, но стоило только присоединить ее кольцо к картеру мотора и затянуть болты, как стыковые концы моторамы разошлись и перестали попадать на узлы фюзеляжа. Недолго думая, мотористы стянули их тросами и безжалостно загнали мотораму на место под сильнейшим напряжением. Опять вопрос! К концу постройки мои тревоги росли и росли. Когда, наконец, новенький, раскрашенный, как пасхальное яичко, АИР-6 вывели на аэродром, я думал только об одном: «Если он и взлетит, то не высоко, а скорее всего прямо со старта развалится или завернет в штопор». Мое напряжение все возрастало и достигло предела, когда на переднем сидении уселся летчик-испытатель Юлиан Пионтковский, опробовал мотор и сделал жест (обеими руками в стороны), понятный механикам — убрать из-под колес колодки. Вспомнив их злую шутку — «Летчику-то что, убился и ладно, а нас еще потаскают...», я сорвался с места, открыл дверцу кабины уже тронувшегося самолета и, не обращая внимания на крик Яковлева «куда вас черт понес?!», уселся на диванчике и захлопнул дверцу. Пионтковский, так же как и я, был без парашюта и на отчаянные жесты Яковлева только слабо махнул рукой, продолжая выруливать на старт. Когда Пионтковский взлетел, преспокойно развернулся и, к моему удивлению и радости, набрав метров 800 высоты, слетал туда-сюда, снизился и совершил посадку, я подождал, пока все разойдутся и полез в фюзеляжный хвост — все расчалки оказались целы. Не успокоившись на этом, я заставил механика подогнать кран, подвесить мотор и расстыковать мотораму. От былой натяжки не осталось и следа: моторама легко вышла из ответных узлов фюзеляжа. Тогда, распорядившись расстыковать подкосы, я окончательно убедился, что узлы крыла перестали расходиться с отверстиями в ушках подкосов.
Второй курьезный случай произошел в ГК НИИ ВВС в конце госиспытаний. На обычный вопрос Яковлева: «Как дела?», я ответил:
—      Нормально. Уже пишут отчет с заключением «самолет прошел госиспытания удовлетворительно и может быть рекомендован для серийного производства».
—      А много ли замечаний?
—      Всего одиннадцать пунктов, да и те пустяковые, их, при желании, можно было бы за сутки устранить.
—      Вот вы и устраните. Чтобы акт был чистым.
—      Вам ничего сказать нельзя, вы сразу ловите на слове.
—      А вы не бросайтесь словами.
—      Я бы взялся устранить за сутки, но нужны некоторые предварительные подготовительные проработки на заводе.
—      Даю вам два дня на подготовку. Затем едете в НИИ и за сутки устраните замечания. Идите сейчас к Машею и Ястребову и от моего имени передайте им, чтобы вам было оказано необходимое содействие. Все.
Когда на третий день мы ехали мимо Беговой улицы ранним-ранним холодным осенним утром, по крыше кабины шофера, в которой сидел и я, сильно застучали.
—      Вы чего? — спрашиваю я, когда мы остановились.
—      Здесь рядом живет Ильин. Он плохо оделся. Хочст сбегать домой, захватить куртку, а то что-то свежо.
—      Давай, только побыстрей.
Илья Ильин, в накинутой на плечи куртке, вскоре взобрался в кузов крытого грузовика, где сидело человек двадцать рабочих — бригада нашего завода. В Чкаловской, в ГК НИИ ВВС, нас ждали и, вопреки правилам, пропустили на территорию Института без пропусков. Я сразу поднялся на третий этаж к своему старому знакомому Василию Холопову, бывшему ведущим инженером еще по ББ-22. Поговорив о том о сем, я с удивлением заметил, глядя в окно, что из машины никто не выходит и не идет в ангар, где стоит Як-8. «Что за черт, думаю, они что, дороги, что ли, не знают?».
—      Я сейчас, — говорю Холопову, — сбегаю к машине.
Заглянув внутрь, я опешил... Она была полна вдрызг пьяными рабочими.
Оказывается, бутыль со спиртом, выпрошенная мной у Ястребова для «обмывания» окончания работы, уже опустошена по дороге. Ильин, бегавший домой якобы за курткой, под ее прикрытием принес бидон воды, смешав которую с пятью литрами спирта, получили примерно по пол-литра водки на брата. Работа, как мне сразу представилось, сорвана начисто. Что же делать? А тут еще этот Ильин, низкорослый крепыш, с пьяным нахальством лезет ко мне с задиристым видом и бессвязным бормотанием.
— Ах, ты еще и дебоширить, на...
Моя досада сорвалась с плеча в скулу, справа. Ильин молча упал и не шевелился. Как ни была пьяна команда, а рукоприкладство произвело отрезвляющее действие, по крайней мере, на многих. Ильина подняли и положили в грузовик на лавку. Некоторые, пошатываясь, побрели в ангар. Другие стали укладываться на пол, где уже спали несколько человек. Часа через два половина проспавшихся принялась за работу, через пять — заработали почти все. О, великий, могучий русский народ! К утру следующего дня вся работа была полностью выполнена, акт подписан без замечаний. И, что интересно, никто никогда не заикнулся об этом инциденте, все осталось шито-крыто, и только теперь, спустя 60 лет, я сам со стыдом признаюсь во всем
 
D

DesertEagle

Я начальник отдела технического контроля, провожу планерку.
Один из контролеров:
- Сварщиков в цехе какая-то муха сегодня укусила и они стали варить по чертежам!!!
Я осторожно интересуюсь:
- А до этого они по чему варили?
- А до этого они варили как надо!
 

Ravil

Я люблю строить самолеты!
Чтобы выкатить на испытания  первый МиГ-25 пришлось разобрать одну из  стен сборочного цеха........
 
Вверх