Гибколёт ХАИ-21

Рябиков

Изобретаем решительно все!
В начале 60-х годов научные и популярные издания всего мира пестрели сообщениями о натурных испытаниях летательных аппаратов с мягким крылом типа Рогалло.
В СССР первым экспериментальным летательным аппаратом с крылом подобного типа стал гибколет ХАИ-21, созданный в СКБ ХАИ в 1969-1972 годах. Для проверки летных характеристик моторных гибколетов (называемых теперь мотодельтапланы или дельталеты) студенты А.П. Клименко, В.Моисеев под руководством А.Ф. Пильника строят вначале макет, а затем и сам аппарат. Конструктивно ХАИ-21 представлял собой два отдельных агрегата: гибкое крыло и мототележку, выполненную из горизонтальной и вертикальной клепаных балок. Позади места пилота расположили двигатель МТ-9 мощностью 32 л.с. с деревянным винтом. В задней части хвостовой балки имелось вертикальное хвостовое оперение. Управление аппаратом осуществлялось штурвалом самолетного типа. Шасси трехопорное с управляемым носовым колесом и резиношнуровой амортизацией.
Строительство этого необычного аппарата завершили весной 1972 года. При стартовом весе 320 кг и крейсерской скорости полета 90 км/ч предполагалась дальность полета 150 км. Скорость взлета - 50 км/ч, посадочная - 45 км/ч. Размах крыла 8 м. Длина 2.8 м. Экипаж 1 чел.
Гибколет ХАИ-21 экспонировался на ВДНХ, а также на международных выставках в Канаде и США.
 

Вложения

Рябиков

Изобретаем решительно все!
Общий вид шасси.
Штурвальное управление и приборная доска.
Подвеска крыла.
 

Вложения

Рябиков

Изобретаем решительно все!
Двигатель МТ-9 с редуктором.
Гонка двигателя.
Появились первые лучи славы.
 

Вложения

Рябиков

Изобретаем решительно все!
Продувочная модель и собственно сам процесс эксперимента.
 

Вложения

Рябиков

Изобретаем решительно все!
Первые теоретические прикидки.
Вариант полёта на буксире.
Ну и конечно же моторный полёт.
 

Вложения

Рябиков

Изобретаем решительно все!
Существовавшие на тот момент теоретические и практические разработки.
Спасение космического аппарата Джемини с помощью надувного дельта крыла.
Война американцев во Вьетнаме и эффективное советское зенитное вооружение заставило думать, как спасать катапультировавшихся пилотов от Вьетконга.
 

Вложения

Рябиков

Изобретаем решительно все!
Но советские студенты тоже не лыком шиты.
Считали (Клименко А.П.).
Клепали (он же).
Летали.
 

Вложения

Рябиков

Изобретаем решительно все!
Преподаватели и сотрудники института тоже от них не отставали.
Старший преподаватель кафедры аэродинамики Дмитрий Павлович  Шаройко вставил в  напряжённый график аэродинамической трубы работу студентов.
 

Вложения

Рябиков

Изобретаем решительно все!
Подготовка аппарата к выставке за рубежом производилась на Харьковском авиазаводе. Месяц трудились день и ночь не покладая рук. За сутки до отправки всё было готово. Гибколёт вытащили на аэродром. Начали фотографировать. Порыв ветра и аппарат лежит вверх колёсами с поломанным крылом и парусом, залитым маслом из двигателя.
Приехали.  У студентов начала теплиться мысль, что после поломки поездка аппарата на выставку будет отменена и после ремонта можно будет провести лётные испытания.
Но в Центральный Комитет партии была отправлена телеграмма о готовности. Решение о направлении на выставку принимало высокое начальство.  И директор завода Хохлов Борис Алексеевич переводит завод на круглосуточную работу и всё было сделано в срок. Испытания отменились.
ХАИ-21 на выставке за рубежом.
Пока гибколёт ездил по выставкам, авторы-студенты защитили дипломы и разъехались по местам работы и службы. Так ХАИ-21й и не полетел с экипажем.
 

Вложения

Рябиков

Изобретаем решительно все!
Но идея конструкции фюзеляжа не погибла. И ХАИ-21, пускай не целиком, в новой инкарнации полетел.
Присматривался я к тележке двадцать первого наверное с год. После этого, спросив разрешения у автора, отпилил от него всё лишнее, приделал крылья и хвост. :) Получился самолёт ХАИ-40.
Дальнейшая жизнь идеи была продолжена в самолётах ХАИ-48 и Х-32 Бекас.
 

Вложения

Вверх