Бобышки (закладные элементы)

леха (magnum)

Aeropract.ru
Откуда
Жуковский
открыл эту достаточно важную тему, т.к. все сталкивались с ней.

как организованы закладные элементы и как к ним крепится.

есть несколько вариантов

1. бакелитовая фанера

2. много стеклопластика

3. заливные пасты с разным составом.

Поделитесь, кто как делает, что лучше, что хуже.
 

Hind

Sailplanes my love
Откуда
Москва
Это точно не первая тема на форуме, поищите яндексом... например, было длинное обсуждение про вклейку металлических закладных. Еще когда Администратор активно строил Велосити.

Вскрывал неоднократно деревянные закладные в планерах. Причем, в возрасте 20, 30 лет. Если они заклеены или залиты смолой со всех сторон - дерево как новое. Хотя, немцы давным-давно отказались от дерева в композитных конструкциях, по принципиальным соображениям. Все-таки проектная долговечность порядка полувека. Есть пасты, ну и можно самому смолы с волокном густо намешать всегда.

Лучше-хуже очень неоднозначный вопрос. Деревянные закладные лучше всего вписываются в композит с точки зрения распределения нагрузок, они не хрупкие, а хорошо пропитанное антисептиком дерево (или бакелит) не сгниет. Их крайне просто делать. Однако, из дерева легче вырвать винты, чем из толстого композита - разрушающие напряжения так себе.

Толстенный композит - это дешево и надежно, но весит много. Зато в него относительно удобно заформовывать гайки с точным позиционированием, с фиксацией их на матрицу.

Металл - наивысшая вероятность отслоения от композита,  зато уж сама-то металлическая закладная врядли у вас сломается. Теоретически, именно металлическая закладная позволяет получить предельно малый вес для заданной прочности. Самый хайтек, это когда металлическая закладушка сложной формы, с адгезионнным покрытием, подогнанная к конструкции для идеального распределения нагрузок, с которой убрано все лишнее мясо, а крепежные отверстия нарезаны заранее, и в деталь она вклеена одновременно с формовкой изделия с установкой на запрессованные в матрице стержни. Геморно и дорого просто капец  ;)

Металлическую закладную можно запроектировать, как планово-разрушаемый элемент конструкции, точнее планово-отрываемый. Если вы ее накладываете снаружи на прочную композитную деталь, а сверху перекрываете относительно нетолстым ламинатом, то при перегрузе закладушку оторвет без деформации. Она останется целой и основной композит под ней тоже. Удобно чинить: зачистил площадку, прилепил назад, перекрыл снова парой слоев ткани, и вуаля, изначальная конструкция восстановлена. Проблема подобного подхода очевидна: вы всегда будете ходить в сомнениях, каково же реальное разрушающее усилие.

во написал-то))
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Многие используют фанеру, но рано или поздно туда попадёт влага.
Никогда больше не буду использовать обычную  строительную фанеру для закладных бобышек! Самолёту было 6 лет, фанерные нервюры были оклеены стеклом. :(
 

Вложения

леха (magnum)

Aeropract.ru
Откуда
Жуковский
Теперь второй вопрос как кто крепится к бобышкам.

Затея в общем то на саморезах к ней(бобышке) крепиться.

Больно уж сложно вклеивать анкерные гайки во внутрь элерона или руля высоты.

а тут выставил всё в стапеле и закрепил на саморезах, да саморезов много делать надо будет, да будет тяжелее что бы обеспечить одинаковую прочность с винтами и анкерами.

Как раз вопрос, саморез в пасту пойдет ли ?


Фанеру строительную использовать можно, НО, надо предварительно её подготовить.
1. сверлим отверстия диаметром 2мм с шагом 10мм. и сушим феном.
2. разводим смолу и греем её до состояния водички.
3. припитываем бобышку жидкой смолой.
4. кладём все бобышки в вакуумный пакет и под вакуум предварительно обернув отдирашкой(пил плай).
5. получается бакелитовая бобышка для вклейки в изделие.

если при формовке, то просто надо перфорированную бобышку промазать жидкой смолой.

вот тут видно перфорацию.

https://cloud.mail.ru/public/9JeN/b8QA45gf2

( Это как раз промазка микросферой, она не только делает деталь легче, но и адгезию к пенопласту увеличивает, т.к. из ткани пенопласт(щели в пенопласте) высасывает смолу, и надо ложить или больше смолы (а это вес) или промазывать смолой с микросферой пенопласт. если же не промазывать пенопласт, и ложить стандартное количество смолы на ткань, то как раз возможна плохая адгезия и пустоты в пенопласте. )

Очень сложно это всё делать.

поэтому хочется сделать оснастку и туда просто пасту загонять.

и потом при формовке эти бобышки просто вкладывать.

Может литература есть у кого ?
 

медработник

Cтроил, строю и буду строить
Откуда
Краснодар
поэтому хочется сделать оснастку и туда просто пасту загонять.

и потом при формовке эти бобышки просто вкладывать.
Вы бы показали конкретный узел который нужно усилить, тогда можно говорить более предметно.
 
Есть фанера, тоже строительная, но она водостойкая. Используется в монолитном строительстве для опалубки. Специально держал пару кусков в воде ок. месяца. Расслоений нет. К тому же она и легче обычной строительной или мебельной (+/- 680 кг/м.куб.) Дороже обычной раза в три, но она того стоит.
 

леха (magnum)

Aeropract.ru
Откуда
Жуковский
Еще слышал пенопласт плотный используют, с плотность 600..700 как дерево, только как он клеется к пластику вопрос.

Конструкция типовая, кронштейн (уголок) и двумя винтами пронзает бобышки винтами, с обратной стороны бобышки групповая шайба стоит с анкерами.
 

Hind

Sailplanes my love
Откуда
Москва
Существует такой пенопласт, он очень мелкопористый и его надо просто смазать смолой, втереть в поверхность шпателем. Я видел в офисе Интрэй целый набор фирменных образцов.

Пасту можно самому из смолы делать - главное ее армировать достаточным количеством волокна. Молотого хлопкового или стеклянного, Кантипайло продает с доставкой (смотрите контакты в теме "Поставщики композитных материалов"). Для выдавливания из шприца пойдет трехсоставная: смола+волокно+немного аэросила, без микросферы. Чтобы не увеличивать хрупкость. В такой можно в принципе и под винты нарезать резьбы.
 
Откуда
МО
Видел такие закладные. Делаются сначала листы из такого пирога, два слоя стеклоткани двухсотой с одной стороны два с другой, а посередине, смола со стеклосферой. Толщина пирога  делается равной толщине сердценины сендвича. Затем, эти листы режут в размер закладных и вставляют в сердцевину перед формовкой, в нужные места. 
 

Вложения

леха (magnum)

Aeropract.ru
Откуда
Жуковский
Разумно, получается переклей через стеклоткань, а её можно хорошо зашкурить и вкладывать уже в матрицу при формовке, только перфорацию сделать...

Но вот только стекломикросфера... Хрубковата, нужен вязкий материал, чтоб не растрескался в случае чего ( перетягивать винтов например).
Может пропорции есть какие ?

На камове есть заливка ВПЗ-9 кажется.
Черная акула кто не знает композитный вертолет :eek:
Так вот там везде её используют, но после формовки уже, вырезают кусок обшивки, вынимают соты, заливают заливкой и заклеивают поверх стеклотканью.
Но это не технологично совсем.
Я хочу бобышки вкладывать в нужные места при формовке и потом что бы не возвращаться к ним.
 

Hind

Sailplanes my love
Откуда
Москва
На камове есть заливка ВПЗ-9 кажется.
Черная акула кто не знает композитный вертолет
Так вот там везде её используют, но после формовки уже, вырезают кусок обшивки, вынимают соты, заливают заливкой и заклеивают поверх стеклотканью.
Но это не технологично совсем.
Однако, иначе-то с пастой невозможно! Если ее заложить при формовке, вакуум выдавит и перетечет она неведомо куда. Разве что замешать пасту на более короткую смолу, чтобы при установке вакуума паста уже зажелировалась.

P.s. еще материальчик вспомнил! Можно Lantor Coremat или аналоги в несколько слоев укладывать, перемежая его слоями стеклоткани. Очень удобно в том смысле, что он мягкий.
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Но вот только стекломикросфера... Хрубковата, нужен вязкий материал, чтоб не растрескался в случае чего ( перетягивать винтов например).
Хлопковое волокно со смолой. Зверски крепкая субстанция! :)
 

maksim83

Я люблю строить самолеты!
В закладные в основном используем фанеру предварительно ее пропекаем, а потом приклеиваем через ткань и оборачиваем тканью сверху.
 

леха (magnum)

Aeropract.ru
Откуда
Жуковский
Также слышал кто то приклеивает бобышки на поверхность 3-х слойки и закрывает слоями.
Кто пользует такой метод отзовитесь.
 

экс Плиточник

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Украина
Мы купили пенопласт Дивиничел плотностью 250кг\м3. Весь пенопласт используем Дивиничел плотностью 60кг\м3. Будем в месте бобышки в пеноплате фрезеровать отверстие Д=20-30мм и в него вставлять кружочек из М250 ( вместо фанерки ). Но еще не пробовали.

В сендвиче толщиной 10мм и более использовали мебельные футорки. Они есть металические и пластиковые. Но истинную прочность их пока не пробовали. Используем для крепления реле, панелей , крышек лючков и в не сильно ответственных местах.
 

Вложения

Вверх