Супер - "Буран"

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Эпиграф:  «Да я моторов сломал больше, чем вы видели...!» :)

Волею случая, недавно мне пришлось оживить мотор, который лежал на хранении с 1999-го года (17 лет). Это «легендарный» РМЗ-640, ещё с кулачковой системой зажигания и двумя карбюраторами К-62Ж. У него была славная история, но речь пойдёт не о ней, а об его замечательных качествах, благодаря которым он дожил до наших дней и оказался востребованным. Этот мотор невозможно перегреть!

  В отличие от большинства штатных собратьев, для которых при любой нештатной работе результат один,- прогар поршня, на этом моторе поршень не прогарает, а прихватывает по цилиндру даже при работе без вентилятора охлаждения! Он сохранял работоспособность, пока топливо не начинало выкипать от нагрева из поплавковых камер карбюраторов! Он летал с воздушным винтом  диаметром 1,72 м шагом 1 метр, который «РОТАКС-582» с редуктором В-2,58 не смог раскрутить больше 2800 оборотов… В общем, был большой молодец!

Всё это он «вытворял» несмотря на то, что коленвал его был собран из останков трёх других валов. Все резьбы в алюминиевых кожухах от вибраций, а так же частого выкручивания и закручивания болтов были ранее сорваны и заменены наклёпанными анкерными гайками. Поршни его не менялись из принципиальных соображений ( чтобы не нарушать гармонию агрегата в целом )  и лишь припиливались напильником по задирам. Алюминий с гильз стравливался щёлочью. Но однажды зимой он начал «фырчать» на оборотах (?) больше 80% хода ручки газа и стало ясно, что «терпенью машины приходит конец». Тогда, ветерана с почестями упокоили … в смысле, упаковали в ящик и оставили в покое.

  Так бы и лежал он, как фараон в саркофаге ещё … многие лета, но пришли добры молодцы и решительно заявили: «Хотим жениться с этим мотором! И всё тут!». У нас, сказано – сделано. Деньги на бочку, железо в станок и … завертелось. А вот что завертелось, сейчас расскажу и покажу.
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
  Принципиально, в этом моторе были реализованы две идеи. Первая – отвести тепло из гильзы и рубашки охлаждения в головку цилиндра. Вторая – улучшить процесс сгорания топлива в камере сгорания и распределение давления на поршень в момент воспламенения. Дополнительно, в конструкции сделаны доработки для улучшения симметричности охлаждения цилиндров потоком воздуха от штатного вентилятора.

  Переход от диаметра поршня Ф67 - Ф72 мм (как на аналогичных моторах мощностью 30 – 40 л.с.) к диаметру Ф76 ( с сохранением внешнего габарита блока цилиндров ) привёл к уменьшению степени оребрения рубашки цилиндра и снижению эффективности отведения тепла от гильзы. В то же время, головка цилиндра не может эффективно отводить тепло из-за толстой металло-паронитовой прокладки. Вывод очевиден,- чтобы отвести тепло из рубашки в головку, нужно установить прокладку из металла ( мягкий алюминий или медь ). Ещё лучше – установить головку «металл по металлу», но сложно обеспечить уплотнение по стыку. В 90-е годы прошлого века ещё не были широко доступны кольца из фтор-каучуковой резины, работающие при нагреве до 250 град. Сегодня это реализовано на моторе РМЗ-500 («Тайга») и является весьма прогрессивным решением.

  На нашем «Супер – Буране» поставили прокладку из отожжённой меди толщиной 0,5 мм. и вопрос с эффективным теплоотведением был решён. Однако, последовал вопрос, как обеспечить уплотнение. В отличие от упругого металлопаронита, при прогибах присоединительной плоскости головки между шпильками, медная прокладка не обеспечивает уплотнение, и газы из камеры сгорания начинают прорываться наружу. Потребовалось сделать на торце гильзы трапециевидный выступ (шириной 0,4 мм и высотой 0,3 мм), а на головке проточить ответную канавку (шириной 1,5 мм и глубиной 0,8 мм). Прокладка, зажимаясь и деформируясь межу выступом гильзы и канавкой в головке обеспечивает хорошее уплотнение и многократное использование (при условии отжига перед установкой).
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
    Разница по толщине прокладок из металлопаронита (0,7 – 0,8 мм) и меди (0,5 мм), а так же высота буртика на торце гильзы (0,3 мм) в сумме составляет 0,5 – 0,6 мм. Изменение высоты камеры сгорания на эту величину, при диаметре Ф76 мм, даёт уменьшение объёма на 2,2- 2,7 см3. Необходимо компенсировать это изменение, выбрав часть металла из головки. Вот и чудненько! Заодно и форму головки приблизим к «шатровой».

  Фрезеровку удобно делать на поворотном столике фрезерного станка. Вместо свечи вкручиваем заглушку, а изменение объёма измеряем поочерёдно заливая из мерного шприца керосин или солярку. Можно и на токарном станке.
  На картинке видна поверхность фрезеровки выступа оригинальной формы головки,- перехода от «козырька» - вытеснителя к «шапочке» - камере сгорания (называется «жокейская кепка»).

 
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   [highlight]НО! Я рекомендую ставить фторкаучуковое кольцо и делать под него канавку в торце гильзы.[/highlight]

  И вот почему. Уменьшая высоту гильзы и прокладки, мы приближаем плоскость головки к донышку поршня. Поршень выступает над прокладкой и требуется сделать проточку в головке по Ф76,5+ по краю камеры сгорания, чтобы поршень в неё входил. 

   Однако, отверстия под шпильки в цилиндре и в головке выполнены не симметрично относительно оси цилиндра. Если головку с проточенной канавкой установить на трапециевидный выступ цилиндра, то видны смещения этих отверстий. Величина смещений порядка 1,0 – 1,5 мм.

  Если притянуть такую пару на шпильках, то смещение камеры сгорания в головке относительно оси цилиндра может привести к тому, что поршень будет упираться в ВМТ в край головки, а прокладка из меди будет зажата неправильно. Это сильно усложняет сборку и создаёт напряжения и перекосы в шпильках и головке.

  ФОТО: Высота поршня, Смещение отв…1, Смещение отв…2
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
  В случае с нашим «ветераном», при его «возвращении в строй», пришлось немного откорректировать старую проточку в головке, выполнив её со смещением (эксцентрично) относительно оси камеры. Разметка проточки производится по контактному следу от трапециевидного выступа при обжатии на шпильках цилиндра и головки без прокладки.

  Новая канавка получилась немного шире (2,0 мм). Смещение канавки указано синими стрелками.

ФОТО: Старая канавка…, Канавка_1, Канавка_2
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
  Для обработки цилиндра и головки в патроне токарного станка, потребуется нехитрое приспособление. Это планшайба с четырьмя резьбовыми отверстиями М8 и «затяг» из прутка с резьбовым концом М10, на который надевается центрирующая шайба и прижим.

  Цилиндр, по внешнему диаметру гильзы устанавливается в планшайбе свободно, чтобы иметь возможность «поймать ось» шпинделя – выставить «нулевое» радиальное биение (в пределах 0,05 мм). Торец планшайбы, после зажима в патроне протачивается, обеспечивая минимальное торцевое биение.*

*(Все эти непонятные слова я пишу затем, чтобы ниже продемонстрировать замечательное свойство «Бурана», работать при перекосах в ЦПГ до 0,15 мм. А, заодно, что такое тепловое расширение металла)

  Центрирующая шайба (такая с тремя отверстиями, из подходящего диаметра круглого обрезка металла) служит для лучшего центрирования прижима в перепускных окнах гильзы цилиндра. Прижим сделан на наждаке из стального уголка 25х25х3 с двумя усиками, которые заводятся в отверстия перепускных окон гильзы и прижимают цилиндр к планшайбе.

ФОТО: Планшайба, Планшайба и затяг для…, Установка цилиндра.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
  Закрепив цилиндр в планшайбе и выставив по биениям, упирая в поверхности гильзы, было замечено сильное отклонение торцевой поверхности рубашки от перпендикулярности оси. Выпирание края рубашки над гильзой имело величину 0,15 мм в районе выпускного окна. В районе впускного окна торцевая поверхность рубашки не выступала над гильзой.

  В результате сильного перегрева этого,- дальнего от вентилятора цилиндра (помните, я рассказывал про обрыв вентиляторного ремня и кипение топлива в карбюраторах), произошла деформация металла рубашки в районе выхлопного окна. Рубашка цилиндра в этом месте стал длиннее на 0,15 мм ! При этом, как кольцевой просечкой, прорезало часть медной прокладки, образовались зазоры между головкой и гильзой и, газы стали прорываться из камеры сгорания. Вот и причина «недовольного фырчания» мотора. А я то, грешил на запиленый напильником поршень!

  Такая вот интересная демонстрация свойств металлов расширяться при нагревании  :)

ФОТО: Радиальное биение цилиндра, Деформация…1, Деформация…1.1
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Ну вот, поправили плоскость рубашки и она стала как новая (рубашка).

  А для того, чтобы поправить канавку на головке, есть замечательные винтики с гаечками на М16. С их помощью торцевая плоскость головки выставляется реально в «ноль». Ну, в пределах одной – двух соток вполне достаточно.

ФОТО: Закрепление головки для…, Установка головки, Установка головки_1
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
  После правок и примерок цилиндров, дошла очередь и до картера с валом. Их взяли от другого мотора и уже с электронным блоком зажигания. А вот кожухи и «штанишки» перешли по наследству. Они у нас особенные.

  «Штанишки» то, «фельдиперсовые» с подкладкой - утеплённые! Пожилому ветерану очень пользительная веСчь. Подкладка у них из асбестовой ткани, по ней стеклотканевый чехол и, чтобы не сыпалась и не повреждалась снаружи закрыта цинкованной стальной сеточкой.

  Кожухи с анкерными гаечками и вырезом в нужном месте. Такая форма кожуха оптимально перераспределяет поток охлаждающего воздуха от вентилятора. Впрочем, как показывает практика и ТЦТ-47 (двухстрелочный указатель температуры седла свечи), если просто убрать половинку кожуха со стороны карбюраторов, то это тоже хорошо.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
  А выхлопная система, как показала практика, самая оптимальная,- штатная. Каких только «резонаторов» не валяется в наших «закромах». Дольше всех, поршневая живёт со штатной системой выпуска и расход гуманнее. Мягче работает мотор, шума и звона меньше.  А самое главное, температура растёт практически линейно с оборотами (без забросов). Всё это потому, что противодавление выпуску у «бочки» минимальное. Важно сохранить длину колена между «штанами» и «бочкой».

  Хотя вид у такого винтомотора несколько самоварный  :), но практичность на высоте. И минимум переделок
относительно штатной комплектации.

Беднить топливную смесь можно опуская иглу, пока мотор не начинает терять мощность и обороты из-за нехватки топлива. При «нормальных атмосферных условиях» (температура близка к 20 град., давление 760 мм атм. ст., влажность 60%) и не ограниченном времени работы на максимально открытом дросселе температура не поднимается больше 195 градусов.

  Перспективным дополнением к такому мотору будет замена двух карбюраторов на один «Микуни» со своим установочным комплектом («домиком» - накладкой карбюратора). Ну, и топливный насос
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
После сборки мотора и его установки на шасси дельталёта всем не терпелось запустить его. Выбрав окно между дождями выкатили во двор и... дёрнули! Первый запуск произошёл на удивление быстро и легко. После закачивания карбюраторов топливом с помощью "груши", схватил с первых рывков шнура и басовито загудел. С новым (электронным) зажиганием даже на реликтовых свечах А17 ДВ-1 работал довольно ровно, особенно после того, как их затянули не от руки, а ключом . :)
  Поток воздуха от пропеллера рвал пожухлые остатки травы вдоль забора и раздувал лужу. Собравшиеся наблюдатели, по очереди, широко распахивая рот и руки "меряли" тягу винта ;D. Максимальный газ давать не стали,- больно много шума во дворе жилого "колодца" домов, да и подготовиться нужно как следует.
  Первым запуском все остались довольны. Теперь будем ждать облёта и, что "сказка станет былью..."

Как говорится, вперёд и вверх!

(По материалам «Бюро Авиационных Приключений»)©
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Коленвал штатный - на трёх опорных подшипниках.

Отличия мотора от собратьев в прилегании к рубашкам головок цилиндров... ну, и в установленных двух карбюраторах. Впрочем, карбюратор лучше оставить один - проще ( доступнее ) в сборке и не заморачиваться с заменой жиклёров, регулировками, сдваиванием управления...
 

Авиамеханик№1

Himmel uber alles!
Если 5-ой опоры мотора нет,то  картер будет трещать на высоких оборотах.
Камера сгорания неоптимальна- "карман" в ней остался. Неужели не проще заварить его, как сделал я?  А вы устроили тут целый механический завод с оправками, отжимками, и дорогим оборудованием... Проверено - даже стальная прокладка, сделанная из пивной банки, надежно уплотнит цилиндр, а вы извращаетесь с "кривыми" проточками...
И выпуск никуда не годится -"укутывая" приемные штаны, вы нагреваете цилиндры. Это- не снегоход! Вдобавок дефект остался - двигатель выплевывает смесь в карбюратор :)
 

argentavis

Я люблю строить махолёты!
Отличия мотора от собратьев в прилегании к рубашкам головок цилиндров... ну, и в установленных двух карбюраторах. 
Стоило ли создавать новую ветку. Одна уже такая есть.
На соседней ветке я описывал сборку бурана и поставил головки вообще без прокладок, сделав соответствющую проточку на головках таким образом , чтобы опирались на цилиндр узким пояском шириной в 0,5 мм у внутреннего диаметра гильзы. Когда то так я делал и на мотороллере, чтобы поджать  степень сжатия и перейти на более высокий бензин. Держало хорошо.
авиамеханик№, не надоело гундеть про свою пятую опору и прочие никчемные "доработки"? Всем уже давно известно, что ты механик №0
 
Вверх