STOL - Nando Groppo “Trail” - доработки и полезные мелочи.

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Этот самолётик был завезён в Россию набором в самой недорогой комплектации:

http://www.groppo.it/site/en/services/kit-versione-base/

Он сертифицирован в Европе как СВС и вся конструкция подчинена жёсткой экономии веса. В силу этого, он обладает весьма приятными лётными характеристиками и качествами (в смысле устойчивости, управляемости и динамики полёта). Быстро складывающиеся (раскладывающиеся) крылья делают его ещё соблазнительнее как для внеаэродромного, так и ангарного базирования.

  Однако, при отменных лётных свойствах, конструктивный аскетизм базового набора  несколько … в общем, «игрушки должны радовать!» А потому, мы решили привнести в конструкцию некоторые изменения и дополнения, которые могут оказаться полезными для любого другого самолётика схожей конструкции и класса.

  Начало истории можно почитать здесь:

http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1364400298/0
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
  [highlight]ГЛАВА 1[/highlight] : РУД (Ручки Управления Двигателем)

  Первое, что потребовало доработки,- это РУД. Его базовая конструкция не предусматривает никаких дополнительных шайб или фрикционных прокладок и, анодированый дюралюминиевый диск рычага трётся прямо по пластинам корпуса из нержавеющей стали. Этим трением обеспечивается противодействие пружинам на рычагах дроссельных заслонок карбюраторов.

  Добавив между трущимися поверхностями  диски из электрокартона толщиной 0,3 мм, получаем простой и хорошо работающий, регулируемый затяжкой по оси фрикцион. Шайбу из нержавейки нужно зафиксировать, чтобы исключить её проскальзывание относительно дюралюминиевого диска.

  Заодно, на ось рычага РУД установим «манетку» обогатителя. Её конструкция выполнена для управления двумя тросиками.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
  Кабина нашего KIT-набора выполнена с приборной панелью близко расположенной к пилоту. В процессе конструирования приборной панели, из-за выступающего козырька, потребовалось уменьшить угол отклонения (ход) РУДа, чтобы в близком к максимальному положении не упираться в козырёк. К тому же, честно говоря, мне совершенно не по душе тот кусочек металла с дырочками, который предназначен для соединения трёх тросиков (управления дроссельными заслонками двигателя и РУД) с помощью заплющивания молотком. Или, кусок болта на 10 мм с прорезью и гайкой, болтающийся по середине пролёта в 60 см на тросиках.

  Решением этих двух вопросов стало применение «мультипликатора-РУД» или рычага для изменения отношения угла отклонения РУД и рычага дроссельной заслонки. При сохранении штатного хода тросика дросселя, ход тросика РУД уменьшен.

  Тросики закрепляются в латунных «бобышках» упорными винтами. Можно закрепить как «голый» тросик Ф1,5 – 2,0 мм, так и тросик с наконечником Ф3,5 мм.

ФОТО: 25, 31, 50
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
  Изучая эргономическую компоновку кабины, наткнулся на одну неприятность, а именно,- незакрытая шляпка болтика оси тяги РУД, соединяющей два поста управления.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
  Для защиты коленок и одежды от возможного повреждения элементами системы управления двигателя, нарисовал защитную пластину в стиле эпохи деревянных аэропланов.

  Пластина отделана ценными породами пластика и окантована пластиковой трубкой Ф4/2 мм. С тыльной стороны пластины с отверстиями закрепим кусочек чёрного пластика, чтобы не получились «ножницы для сигар». Пластик выбран из соображений, чтобы не оставлять следы на светлой одежде, а накладка «под дерево» сочетается с декоративными накладками других узлов.
 

Вложения

Yanbome

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Тюмень
Молодцы, ребята!
В любом самолете всегда есть что переделать под себя.
Удачи
=
 

Yakovlyev

Я умею строить самолеты!
Из первого поста темы об этом самолете http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1364400298/0
В общем, поизучав, несколько лет этот форум, на объетивность не очень-то и надеюсь.  Особо открыто и навязчиво пиарятся  всякие дилеры и просто люди, имеющие отношение к этому бизнесу. Отношение настолько предвзятое, что со стороны всё это смотрится смешно и нелепо.  Волей случая, пообщавшись, на медни, с Владимиром Шоминым  лично, я понял, что на иные самолёты, кроме «Аэропракта», даже смотреть не стоит. А самый лучший авиационный двигатель –  Ротакс.  Человек он, безусловно, авторитетный, и его мнение я ценю. Я не являюсь специалистом в области авиации, но лично моё мнение – А 22 – уровень, примерно, старой доброй Лады-девятки. А мои предпочтения, всегда были,  в пользу десятилетнего «мерседеса» новым жигулям. И мне кажется, что за цену нового А-22 (2,5 ляма ) стоит присмотреться к бэушным иномаркам.
Что скажете, господа форумчане.
С уважением ко всем участникам.
Роман.
К тому же, честно говоря, мне совершенно не по душе тот кусочек металла с дырочками, который предназначен для соединения трёх тросиков (управления дроссельными заслонками двигателя и РУД) с помощью заплющивания молотком. Или, кусок болта на 10 мм с прорезью и гайкой, болтающийся по середине пролёта в 60 см на тросиках.
Как говорится в старом анекдоте: "И эти люди запрещают нам ковырятся в носу?!" :D
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
;D приветствую любое ковыряние, если идёт на пользу здоровью  :D
Как говорится, у каждого свой Иерусалим, Мекка, Китеж-град, Лосанжелес...

Однако, продолжим... вивисекцию.
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
  [highlight]ГЛАВА 2[/highlight] :  Тормозная система.

  Проводка тормозной система на нашем самолётике выполнена пластиковой (полиамидной РА12) трубочкой Ф4/2 мм. Её используют для монтажа промышленных пневмосистем, тем не менее, она выдерживает рабочее давление до 56 бар при 20 оС. При минимальном весе и габарите у неё есть один недостаток,- диапазон рабочей температуры – 40 +100. При нагреве до 100 оС её прочность снижается до 35%, потому, непосредственно к тормозному цилиндру лучше подводить более «продвинутый» тормозной шланг из фторопластовой трубки в оплётке. Его внутренняя трубочка изготавливается из политетрафторэтилена (PTFE), который имеет  диапазон рабочих температур от -60°C до +260°C, а снаружи она усилена металлической оплёткой. Это обеспечит и защиту от внешнего повреждения (у нас ведь STOL – «внедорожник», а не выставочный «паркетник»), и предохранит от расплавления трубки нагретым тормозным цилиндром.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
  Собственно, всё вышесказанное было реализовано на более свежих версиях этого самолётика. И рассказать я собирался не о тормозных шлангах, а об индикации давления в тормозной системе (её исправности и срабатывании тормозов).
  Многих удивляет, что самолётная система торможения колёс обычно заполняется не сверху,-  через бачок, предназначенный для тормозной жидкости, а снизу,- через тормозной суппорт. Штуцер в этом суппорте, который на автомобилях обычно расположен в верхней точке и называется прокачным, в суппорте самолётиков располагается в нижней точке и называется заливным (сливным). По этой причине, он должен быть герметичным по резьбе, что обеспечивается резиновым колечком, или (при конструктивном отсутствии такового) подмоткой на резьбу фум-ленты. Тем не менее, качественно заполнить тормозную систему без улавливающих и отводящих воздух элементов довольно хлопотно и ПРОКАЧНОЙ штуцер, всё-таки, будет полезен.
  Все эти соображения нашли отражение в конструктивчике названном «тормозной кубик». Он установлен в разрыв тормозной трубки идущей от рабочего цилиндра педали к суппорту. В нём монтируются два фитинга для соединения трубок, прокачной штуцер и переключатель, срабатывающий на замыкание при наличии давления в системе. Переключатель замыкает на массу цепь индикаторной лампочки на панели приборов. Таким образом, пилот информируется о наличии давления в тормозной системе (срабатывании тормоза) левого и правого контуров.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
«Кубики», толщиной 18 мм, крепим к обшивке винтами М4 слева и справа в районе педалей так, чтобы обеспечить доступ для обслуживания (удаления пузырьков воздуха из улавливающей полости под прокачным штуцером). Усиливающая накладка в виде кружка Ф100 мм необходима, чтобы не было замятия обшивки ( толщиной 0,4 мм сплав 6061 Т6 ) при приложении затягивающих усилий к штуцерам «кубика».
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
[highlight]ГЛАВА 3:[/highlight] АКБ (Аккумуляторная)

  Вначале, хочу сказать несколько слов об аккумуляторной батарее. Крепление АКБ для нашего самолётика выполнено в виде П-образной коробки с отгибами из листа 1,5 мм и крепится прямо к обшивке 0,4 мм, сверху - двумя винтами М4, а снизу – на трёх заклёпках Ф4 мм.

  Во-первых, размеры этой коробки соответствуют весьма редкому и эндемичному виду Аккумуляторов, которые обитают только на сайте интернет-магазина «Нандо Гроппо». Несмотря на ёмкость 16 А/ч обещают, что она способна выдать в течении 5-ти секунд при напряжении 7,2 Вольта аж 680 Ампер!!! За это она имеет стоимость всего каких-то 145 евро и вес 6,0 кг.

http://www.catalogogroppo.it/index.php?page=shop.product_details&flypage=flypage.tpl&product_id=34&category_id=11&option=com_virtuemart&Itemid=53

  Во-вторых, коробка расположена на правом по НП (Направлению Полёта) борту за механизмом электропривода закрылков и добраться до батареи практически не реально (если вы не «человек-паук», конечно).

  Отнесёмся с пониманием к нуждам производителя набора. Конечно так проще – дешевле в изготовлении. Так легче – доступнее для клёпки. Удобно сверлить отверстия и ставить заклёпку, когда есть доступ одному сборщику с наружи и внутри борта через вырез кабины. Но для обслуживания этот вариант «не проходной».

  А потому, во-первых, установим АКБ популярного (распространённого и доступного) размера и проверенной практикой марки. Ёмкостью 20 А/ч весом те же 6,05 кг. И пусть стартовый ток обещает всего 270 А, но нам же не трамвайные рельсы сваривать!!?

http://www.abars.ru/katalog-oborudovaniya/pozharnye-sistemy/akkumuljatornye-batarei/item/akkumulyatornaya-batareya-delta-ct-12201

  Во-вторых, сделаем коробку на петлях (что очень кстати, чтобы увеличить её размер) и прикрепим к ней некоторые агрегаты и детали.

  В третьих, перенесём место крепления на левый по НП борт, что обеспечит доступность и удобство обслуживания нашего «энергоузла».

Почему я его так назвал? – сейчас увидите. В этой главе будет меньше текста и больше картинок, как все мы любим.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Отсверливаем заклёпки крепления коробки и ребра жёсткости, подкрепляющего обшивку в районе крепления АКБ. Режем коробку по нижнему ребру и приклёпываем уголок 25х30х1,5 и три петли. Всё встаёт на свои, будто заранее выверенные места!  :)
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
  Пару слов о клёпке. В неудобных местах удобно применять удлинители – втулки. Я использую латунные короткие стойки для печатных плат. Важно, чтобы клепатор не «хватал» заклёпку за самый кончик, а имел минимум длины зажима 4 -5 мм. Иначе губки клепатора колются,- он ломает сам себя. Потому, к выбору заклёпок следует подходить внимательно. Во-первых, используйте так называемые «многозажимные» заклёпки (их прочность и нагрузочная способность почти в полтора раза выше обычной) а, во-вторых, обратите внимание на длину хвостовика заклёпки. У дешёвых китайских заклёпок он короче (тот случай, когда размер имеет значение).
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Прикрепим к коробке основной предохранитель на 80 А в корпусе с клеммами, реле-контактор и корпус предохранителя с разъёмом. Контактор отключает «+» АКБ от цепи питания, а предохранитель 0,1А установлен в цепь питания электронных часов прибора «GT-50». Наклеим уплотнитель и наш «энергоузел» готов к установке.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
  Добавим ещё одну приятную мелочь – простенький фиксатор, который позволит предварительно фиксировать крышку коробки, до закручивания крепёжных винтов М4. И, дополнительно, уголок подкрепления обшивки.
 

Вложения

Вверх