"Самиздат" СЛА февраль 1987

sun

Я люблю строить самолеты!
  Мотодельтаплан "ЧЕЙСЕР"
                          "AFM"2/87

     120 км/ч на мотодельтаплане при весе пустого аппарата 70 кг - в течении последних 2-х лет это было утопией. Теперь это возможно на борту "Чейсера" ("Chaser") с площадью 10 кв.м. из Англии (фирма "Эриал Артс").
      Впервые я встретил его на чемпионате Европы в Испании. Он казался просто игрушкой. Когда первое, второе и шестое место было присуждено летчикам, пилотирующим "Чейсер", стало ясно, что аппарат заслуживает серьезного к себе отношения.
      "Маленькое чудо" поражает не только своим внешним видом, но и летными характеристиками. На полеты чемпиона Европы Дионалла Груффава стоило посмотреть. После 20-метрового разбега его крошечный аппарат поднимался и почти вертикально взмывал в небо со скоростью подъема 8 м/с.
   Кроме того, на 23-х литрах топлива он пролетал 350 км! Почти на 50 км дальше, чем обладатель второго места.
      После такого количества спортивных успехов "Чейсера" мой первый полет на этом аппарате вызывал значительное любопытство.
      Сборка заняла 10 минут. Парус крыла профилирован с помощью 16 лат (12 для верхней и 4 для нижней обшивки). С натягиванием поперечной трубы одному справится было трудно. Крыло весом 22 кг должно натягиваться очень туго.
   После предполетного контроля я усаживаюсь на удобное сиденье, расположенное на расстоянии 15 см над землей. С помощью пускового шнура запускаю двухцилиндровый "Potax-337". Управление на земле не вызывает затруднений. Для маленьких колес шасси требуется ровная поверхность взлетной площадки. Неэффективный тормоз дает себя знать при рулении по асфальтовой дорожке. Необходимы высококачественные подошвы обуви. В конце ВПП я даю полный газ и перемещаю ручку управления вперед. Ревет мотор, и через несколько секунд я уже в воздухе. Инстинктивно беру ручку управления на себя. Вариометр показывает 5 м/с, ноги поднимаются выше головы. Оптимальная скорость подъема составляет 70 км/ч. Вариометр показывает 8 м/с.
      Перемещение ручки управления при всех летных положениях незначительно. Максимальная скорость составляет около 120 км/ч (предельное значение указателя скорости). Сваливание происходит при скорости чуть менее 40 км/ч.
      Не смотря на то, что парус крыла натянут очень туго, управляемость аппарата очень хорошая. Время перекладки из крена +45 в крен -45 градусов в горизонтальном полете на полугазе всего 2 секунды. В связи с малой выстой тележки и сравнительно высоким раположением двигателя вектор тяги проходит точно через общий центр тяжести аппарата. Это приводит к тому, что моменты от тяги двигателя незначительные
(и тут путается ЦТ аппарата с Центром лобового сопротивления, все моменты от тяги двигателя в полете возникают относительно последнего (прим. мое)).
      В целом у "Чейсера" самая лучшая управляемость из всех мотодельтапланов, которые я пилотировал.
      Концепция сверхлегкого аппарата с мототележкой диктуется британскими изготовителями. В соответствии с ней конструкции, имеющие массу пустого аппарата меньше 70 г, не включаются в категорию СЛА.
      Фирма "Эриал Арто" предлагает "Чейсер" определенному кругу покупателей в Великобритании. Но и во Франции после успешного выступления на чемпионате Европы "Чейсер" пользуется растущей популярностью.
   Разрабатывается программа такого аппарата в ФРГ. Обещает быть интересным его изготовление для Швейцарии, где из-за местоположения страны можно успешно экспериментировать с летательными аппаратами.

          Достоинства "Чейсера":
Малый вес.
Отличные летные характеристики и управляемость
Низкая цена.

          Недостатки "Чейсера":
Маленькие колеса.
Отсутствие амортизации и неэффективный тормоз.

          Технические данные "Chaser 110 SX":

Площадь крыла                     10 кв.м
Размах крыла                        8.1 м
Полный вес конструкции       70 кг
Вес крыла                             22 кг
Двигатель                             Двухцилиндровый
                                            "Rotax 337" воздушного
                                            охлажднния мощностью
                                            35 л.с.
Винт                                     Двухлопастной (Хольп)
                                            или трехлопастной (GFK)

Скорость                     
      Минимальная                  40 км/ч
      Максимальная                 120 км/ч
Скорость крейсерская           100 км/ч
Редуктор                               Ременной, 1:2.58
Цена                                     10250 западно-германских
                                             марок
На сегодня продано уже 300 аппаратов.
 

Вложения

Вверх