Как авиатехники выкручивают проблемные винты?

Андрей59

Я люблю летать и строить самолеты
Винты на самолёте приходится откручивать и закручивать часто.
Особенно много их на разных панелях крыла и обтекателях на фюзеляже, которые надо снимать для доступа к агрегатам.



Когда винт в резьбе прокручивается нормально, его выкручивают отвёрткой или шуруповёртом.
А как же выкручиваются авиатехники с неоткручивающимися винтами?


Винты могут закисать в резьбе из-за коррозии, могут присохнуть из-за залития при покраске (краска затекает под головку винта и там засыхает).

Из соображений минимизации повреждений окружающих элементов лучше всего винт постараться именно выкрутить.
Если винт не проворачивается отвёрткой или шуруповёртом, надо стараться не допустить выскальзывания инструмента из шлица. Когда он выскакивает, то обычно по дороге повреждает шлиц, и винту уже не передать того вращающего момента, как при неповреждённом шлице.
Поэтому важно сохранить шлицы на головке винта и поэтому бита или отвёртка должны соответствовать размеру и типу шлица винта и не болтаться в нём.

Если пытаешься открутить винт и он не проворачивается, то не надо его насиловать сто раз одним и тем же способом.
Надо постараться прижать инструмент и передать максимально возможный момент.
Для прижатия отвёртка уже не очень удобна, и я пользуюсь коловоротом или трещоткой с длинной ручкой (на квадрат 1/2").
Бывают коловороты метровой и более длины с двумя ручками по полметра. Если его удобно и ровно прижать к винту, то им, бывает, удаётся стронуть прикипевший винт. У нас сейчас таких нету.

Для увеличения трения в шлице у нас есть специальная паста:



Судя по ощущениям, она состоит из мелкого абразивного порошка с каким-то жидким связующим.
Её наносим в шлиц винта, прижимаем хорошенько коловорот или трещотку, и пытаемся провернуть.
Обычно это получается гораздо лучше, чем без пасты.
Голубая капля слева ниже тюбика - это и есть немного той пасты.

Паста действительно хорошо помогает удержать инструмент в шлице.
Подобную пасту я нашёл у Liqui Moly - её артикул 3811. Там пишут, что она повышает трение впятеро.
Особенно эффективно использовать её совместно с битами, у которых есть насечки на рабочих поверхностях.

Если этот способ не помогает, но шлицы всё ещё не полностью сорваны, начинаем работать из-под палки.



Это, собственно, есть рычаг, позволяющий значительно усилить давление на откручиваемый винт, и не позволить бите выскочить из шлица.
Это приспособление работает только в том случае, когда есть во что упереться.
Штатно для его использования нужно поиметь хотя бы один выкрученный винт недалеко от проблемного.
В резьбу выкрученного винта вворачивается резьбовой переходничок:



, а в другой конец переходника вворачивается шарнир рычага:


(в нижнем левом углу фотки)

Потом подводим подвижную деталь к винту и вставляем биту в патроне приспособления в шлиц винта.



В шлиц хорошо бы нанести каплю той самой пасты.

Сильно прижимаем другой конец рычага, а рожковым ключом поворачиваем шестигранник приспособления с битой.
Обычно против такого лома винтам противопоставить нечего, и они откручиваются.

Приспособления, основанные на таком принципе, могут иметь разную конструкцию и разную эффективность.
Помнится, в авиакомпании "Россия" было приспособление подобного принципа действия, но гораздо меньше; называлось Vera Quick.

Можно ещё побрызгать на резьбу WD-40, но в нашей работе для доступа к обратной стороне винта обычно нужно снять панель, которую он удерживает :)
Ещё я иногда простукиваю молотком через выколотку головку винта. Поступая так, я надеюсь слегка сдвинуть винт по оси и разбить засохшую краску под его головкой. Не знаю, насколько это эффективно.

Если эти меры не помогают, и шлицы сорваны, то следующий шаг - это использование экстрактора.



В головке винта прямо по оси сверлится отверстие несколько меньшего диаметра, чем сам винт.
Затем вот таким воротком в это отверстие вворачивается экстрактор.
Он имеет левую резьбу с острыми гранями



При вращении воротка против часовой стрелки экстрактор вворачивается в отверстие и тянет винт на выкручивание.
Обычно это помогает его выкрутить достаточно быстро.
Для работы нужны хорошо заточенные свёрла по металлу и новые экстракторы - тогда проблем обычно не бывает.

Когда инструмент плохой, бывает, помогает керн.
Я сверлю небольшое, желательно глухое, отверстие в шляпке винта прямо возле её края.
Потом приставляю к отверстию по касательной к окружности шляпки керн и бью по нему молотком, стараясь сдвинуть винт против часовой стрелки.
Этот метод неудобен (керн срывается), и при наличии нормального инструмента до него дело не доходит.

Как самый крайний способ устранить мешающий винт, можно высверлить его шляпку.
Это не очень хорошо, так как можно легко повредить саму панель, которую держит винт. А панели в большинстве пластиковые.
После снятия панели можно попытаться выкрутить винт, ухватившись клещами за торчащий кусочек его тела. Это возможно не всегда, так как подходы бывают очень неудобные как с лицевой, так и с обратной стороны.

По моему опыту, винты на A320 закисают гораздо реже, чем на B737.
Особенно грустно дело обстоит на 737 Классике. Думаю, во многом из-за возраста таких самолётов. Бывает, что до трети винтов на панели не удаётся выкрутить просто отвёрткой или шуруповёртом. А панели там богаты на винты :)

Наверное, опытные слесари знают и умеют ещё много других способов выкрутить винты, но я описал те, которыми пользовался сам.
И да - в моей практике ударная отвёртка ни разу не помогла отвернуть винт.

Спасибо за внимание.
 

iae

Я люблю строить самолеты!
Реклама, что ли? Делается просто безо всяких приблуд и ударной отвёртки. Край головки винта накернивается. Бородок ставишь во вмятину от керна. Удар молотком по бородку в направлении отворота и даже винт на герметике спокойно отворачивается простой отвёрткой. 
 

iae

Я люблю строить самолеты!
Ну, бывало, полголовки винта срубишь, пока стронешь винт.
 
У экстракторов один противный недостаток , вкручиваясь  в остаток тела он его расширяет и ещё сильнее заклинивает.
Самый эффективный метод удаления оборванных , закипевших сорванных и т.д. это наращивание сваркой (полуавтоматом  МИГ) тела с последующим привариванием гайки,после того как немного остынет,брызгаем любым антифрикционным спреем  или просто маслом. Ключём сначала раскачиваем туда -сюда ,а потом выкручиваем.
 

Костоправски

Кто-то чинит самолеты,а я пилотов!
Мне приспособа понравилась и про пасту я не знал.Сочетание  пластиковая панель-ударная отвертка/сварка прикольно.Из алюминиевого редуктора ПЛМ азоткой заломанную шпильку вытравливал.Основная проблема-она в химреактивах  продается,единица измерения-стеклянная бутыль 10 литров,а ее на кусок шпильки М8 миллилитров 30 надо))))),второстепенная-на штаны не капнуть   
 

soldier

Самодельная авиация.
С экстракторами нужно очень аккуратно,бывают просто хрупкие,термообработка некачественная или сам металл. Приходилось удалять обломанный экстрактор в обломанной шпильке блока двигателя  причем и шпилька и экстрактор заподлицо с блоком...никому не посоветую :eek: Самой лучший вариант, если обломок торчит,наварить на него гайку и открутить.
 

АВИ

Я люблю строить самолеты!
Бородок ставишь во вмятину от керна. Удар молотком по бородку в направлении отворота и даже винт на герметике спокойно отворачивается простой отвёрткой.
Хорошая методА для тракторов, где железяки в руку толщиной. С самолётом приходится деликатнее... Тема хорошая и нужная.
 

le

Откуда
г. Чита
Перед тем как начать выкручивать полезно осадить обломанный болт или обломанную шпильку молотком потому как она была притянута, а удар по телу даст сдвиг и облегчит последущее колдовство.

Полезно нагреть горелкой или феном, фиксатор резьбы станет мягче.

Точное кернение, точное сверление, и экстрактор, кстати они бывают разных типов, не обязательно с "левым винтом". Я не использую такие винтовые экстракторы. Есть другие у меня, выглядит как левая конусная развертка  только четырехгранная. Чтобы не обломить нужно максимально использовать тело болта подбирая более толстый экстрактор.
 
 

levadelta

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Башкирия
Еще в молодости увидел у ребят на заводском аэродроме насадку на клепальный пневмомолоток - удлинненый до 20см боек с поперечной рукояткой для проворота, а на него переходник для жала отвертки - магазинных бит в начале 90-х не было.
Сочетание пулеметной очереди ударов и приложения крутящего момента позволяет справиться с сильно проблемными винтами, к тому же при наличии "чутья металла" сначала углубить шлиц, а уж затем прилагать усилия.
Решающую роль играет продольная деформация тела винта и соотв. резьбы и соотношение этого воздействия и кручения. Молоток надо не мощный, КМП-14 за глаза хватает, иначе есть риск необратимых деформаций от сильных ударов.
В тяжелых случаях можно сразу, (по возможности) погреть шляпку и тело винта дугой заточенного вольфрамового электрода ручной аргоно-дуговой сварки- термическая деформация тоже способствует "стряхиванию" окислов и коррозии.
Экстракторы в начальном посте - кинематически неправильные, они расклинивают обломок, а при неидеально соосном отверстии еще и могут порвать с тонкой стороны тело винта, что никак не помогает успеху.
Леонид упомянул про экстрактор- подобие развертки - вместо него вполне можно использовать стандартные биты под внутреннюю звездочку Торкс , они при забивании в отверстие, подобранное по внутреннему диаметру биты срезают металл и создают немалую контактную площадь. Недавно, в поле, таким образом открутил болт М8 с скрутившейся головкой.
Еще кернение при засверливании обломка надо делать максимально тщательно и аккуратно, строго по оси,  острющим керном или его заменителем, лучше в 3-4 приема, а сверло во избежание увода- должно быть хорошо и симметрично заточенным, если кто не умеет так заточить, то лучше новым.
 

Sasha

Я люблю строить самолеты!
Заблокирован
Откуда
Россия
Реклама, что ли? Делается просто безо всяких приблуд и ударной отвёртки. Край головки винта накернивается. Бородок ставишь во вмятину от керна. Удар молотком по бородку в направлении отворота и даже винт на герметике спокойно отворачивается простой отвёрткой.
Старый добрый проверенный метод  ! ;)
Ну, бывало, полголовки винта срубишь, пока стронешь винт.
Я  предварительно простукиваю сильными ударами головку    винта через  выколотку , после этого обычно идет   , иногда и от отвертки, так как частично восстанавливаются шлицы на головке болта.
 
Все это хорошо, когда резьба не проржавела... Ржавые в лучшем случае как дон мигель выше написАл - сваркой, да и то далеко не всегда с первого раза ;) Экстракторы помогают очень редко, в т.ч. видимо да, по причине разжатия тела сломыша. Я ни разу не пробовал, но слышал о таком способе прогрева резьбы - когда к болтУ есть доступ с обеих сторон - греют его пропусканием тока через болт сварочным аппаратом.
 
Вверх