Памяти увлеченного небом.

Авиационный инженер

Я люблю строить самолеты!
            Людей по- настоящему увлеченных небом в наше время немного, можно сказать единицы. Хочу рассказать об одном из них. Повод весьма  печальный, человек ушел из жизни преждевременно, на 52 году.
Звали его Федор Ткаченко, жил он в г. Ангарске Иркутской области.
       Впервые мы встретились в конце 80-х годов,  на поле недалеко от города. Ангарские дельтапланеристы, ранее летавшие только с горы, осваивали первый мотодельтаплан. При мне дельтаплан совершил полёт с опытным пилотом, а затем мы приступили к обучению, так как больше никто не умел летать. Начали с пробежек по полю. Дельтаплан отрулил к началу разбега, затем дал полный газ и взлетел ко всеобщему удивлению. Совершил полёт по кругу в условиях дневной турбулентности и пошёл на посадку. Пилот не
рассчитал, аппарат скапотировал и разбился. Пилот вылез из-под обломков с криком: " У меня газ заклинило!", и тут же получил по морде, что, впрочем, осталось без последствий. Этим пилотом и был Федя Ткаченко.
      Через некоторое время, проезжая мимо поля, я увидел летящий самодельный самолёт. Остановился и познакомился с пилотом и конструктором самолета Вячеславом Чепигой. Будучи человеком далёким от авиации, он построил, используя дельтапланерные технологии, предельно
упрощенный самолёт. На нём он совершал полёты над полем на высоте нескольких метров, даже под проводами ЛЭП.
         Мы договорились, когда сможем увидеться ( сотовых телефонов не было). При следующей встрече с нами был уже Федя. И мы втроём уже пытались летать! При этом Федя проявил максимальную активность. Он в своё время учился в аэроклубе города Барнаула, но не закончил его по
состоянию здоровья, но при этом считал себя почти настоящим пилотом. Был такой эпизод: Федя с товарищем приехал на поле раньше меня. Они  собрали самолет и Федя начал взлетать. Я пришёл пешком, шёл навстречу самолету, казалось в стороне. Но самолет, пытаясь взлететь, двигался по дуге и вышел точно на меня, не сбавляя скорости. Пришлось падать на землю, крыло прошло надо мною.
       Кончилось тем, что Федя с товарищем купили этот самолёт. Начался новый этап, было много проблем, от отчаяния иногда интерес пропадал, но Федя не сдавался. Однажды, не имея другой возможности добраться до стартового поля, он сложил крылья на центроплан самолета, установил короткий винт и доехал до поля своим ходом. А это примерно 20 км. по объездной дороге!  В какой-то момент двигатель самолета, мотоциклетный Урал заклинил и был сдан в металлолом. Была попытка установить двигатель от "Запорожца", но неудачно: провалился на мотораме.
      После этого, Федя обратился ко мне сделать двигатель по типу оппозита с цилиндрами от мотоцикла ИЖ-Планета. Я согласился. Взял на себя конструирование и изготовления в условиях завода этого мотора. Федя купил необходимые запчасти, старый мотоцикл ИЖ-Планета, от которого
использовалась цилиндро-поршневая  группа.  Сам же стал движущей силой нашего проекта. В итоге, в октябре 1998 года двигатель был построен и установлен на самолёт. Процесс доводки Федя проводил без меня в течении
нескольких лет, Но... безуспешно!. В итоге двигатель был разобран, картер до сих пор у меня. Потом был разобран и самолёт.
         Но жизнь продолжалась. Появились новые дельтапланы. И Федя все выходные проводил на поле. Добираясь в основном пешком, помогал во всём новичкам- дельтапланеристам, ночуя по необходимости в поле, ну и
соответственно летая с ними.
        Несколько лет назад наш хороший товарищ приобрёл самолет Х-Эйр. После сборки и доводки в прошлом году самолёт был освоен. Осенью этого года самолёт совершал регулярные полёты с активным участием Феди. Но, к
сожалению, после недавних полетов, произошло трагическое событие.
Подвело здоровье и пренебрежительное отношение к нему. Так, что берегите себя. На прощании выяснилось, что Федя писал еще и стихи. Строчка "Как мало в мире доброты..." запомнилась мне.
     Городская газета "Время", которая не раз печатала его рассказы и репортажи, откликнулась на его смерть такими строчками: "Ему был 51 год, и он был, вероятно, последним романтиком нашего города, мечтавшим летать, любить и писать. Всё это у него получилось. Может поэтому
наверху решили, что на Земле ему делать нечего. Теперь наш Федя в небе навсегда"
      
        Для иллюстрации событий имеются некоторые фотографии. Постараюсьих поместить здесь.
 

Байкал

Строим - чтобы летать!
Откуда
За Уралом
  Да, Фёдор был нашим человеком, честным и простым любителем авиации.
  Светлой ему памяти и царствия небесного.
 
Вверх