На планере в стратосферу

Atakum

Я люблю строить самолеты!
Польский планерист Себастьян Кава намерен подняться на планере в стратосферу, на высоту 13 000 метров. Тренировку он начала на планере  JS1 ZS – GPS в Словакии используя потоки Высоких и Низких Татр.  Ниже рассказ  о его пробной попытке.

[img=left|На планере в стратосферу]http://www.sebastiankawa.pl/wp-content/uploads/2016/11/1-16-PB290022-800x600.jpg[/img]
В начале ноября ураган с градом и гром последней грозы объявил окончательное завершение теплого времени года и начало зимы. Свежий снег провоцировал прогуляться босыми ногами по белому мягкому ковру и побросать снежками в прохожих. Два дня пушинки  покрывали землю, а потом ударили ночные заморозки.  По радио объявили о многокилометровых пробках и многочисленных авариях.
[img=left|На планере в стратосферу]http://www.sebastiankawa.pl/wp-content/uploads/2016/11/1-PB280002-800x600.jpg[/img]
«Что за идиот собирается в горы с планером в такую погоду», - наверное думали  прохожие, провожая взглядом автомобиль с характерным длинным прицепом, направляющийся из Кракова в сторону словацкой границы.


Себастьян запланировал поездку заранее и предполагал, что путь будет нелегким. Поэтому он кроме прицепа с планером взял с собой цепи противоскольжения, песок, лопату и отправился в  сторону пограничного перехода по кратчайшей дороге.


К сожалению он забыл, что очистка дорог от снега в таких местах проводится по расписанию, а не по состоянию.  За несколько сот метров до очередного подъема, за которым уже была Словакия,  легковой автомобиль-тягач не справился с гололедом и беспомощно закрутил колесами.  Себастьяну ничего не оставалось, как отцепить прицеп, чтобы руками развернуть его в обратную сторону и приготовиться к возвращению домой. Проехав немного в сторону от границы  он подумал и решил взять подъем с разгона. Удалось. Со словацкой стороны дорога была уже очищена.

Вид розовеющих гор, освещенных восходящим солнцем вознаградил пилота за ночные трудности. «Хотя бы из-за этого вида стоило сюда поехать», - подумал он. Но нужно было готовиться к полету, чтобы воспользоваться восходящим потоком от Высоких и Низких Татр. Пришлось спешить в Попард. 
[img=left|На планере в стратосферу]http://www.sebastiankawa.pl/wp-content/uploads/2016/11/1-14-PB290045-800x600.jpg[/img]

В словацком Попарде поддержку Себастьяну оказал местный аэроклуб. Он находится на территории городского аэропорта и располагает там собственным ангаром, административны зданием, местами для ночлега пилотов и выделенной взлетно-посадочной полосой. 


Ветер на уровне земли был слабый, воздух плотный, поэтому самолет-буксир  „Dynamic”  без труда вынес в голубизну неба тяжелый планер южно-африканского производства   JS1. После предварительного разогрева, кружа на одном месте, Себастьян быстро нашел место восходящего потока и двинулся вдоль гор. 


Полету на восток  препятствовала стена облаков, но восходящий поток за Татрами создавал подъемную силу как на Кавказе -  4-5 метров в секунду, иногда достигая и 6-ти.  Перелет с ветром над Липтовым в Нижние Татры  занял несколько мгновений и потею всего 300 метров высоты. Зато разворот на встречный ветер с севера замедлил движение до 70 км. в час относительно земли, и стоил потери высоты на 1700 метров. 


В кабине планера было -50 градусов холода. Из-за холода наш пилот совершил еще один полет вдоль Татр в направлении Прьевидзы,  а затем провел  разведку вдоль горной гряды, ведущей через Золотой Стол в Горганы, после чего планер плавно спустился на место недавнего старта.

К сожалению снег покрыл места, которые обычно прогревает солнце, тучи с западной стороны также не способствовали созданию восходящего потока необходимой силы. На следующий день Себастьяну пришлось купить фен, чтобы растопить обледенение на крыльях. Несмотря на то, что цели достигнуть не удалось, было покрыто расстояние почти 700 км. Полет продолжался более 5 часов.

https://aircargonews.ru/2016/12/06/po-tu-storonu-tart.htm
 

henryk

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Krakow
http://www.sebastiankawa.pl/8604/stratosfera-neci/

-есть помыслы и про 15 км! \солидные приготовления\...
 

Atakum

Я люблю строить самолеты!
Был я в тех местах и именно в такую пору - мокрый снег, а потом ночной заморозок. Но не летал :) толкьо на машине.
 
Вверх