ТИТАН. Механическая, термическая обработка и сварка.

В этой теме обсуждаем тонкости работы с титаном. Инструмент, технологии, особенности.

Для начала хотелось бы узнать, какие круги для болгарки нужно использовать для титана и какие свёрла? У кого есть опыт - прошу поделиться. Спасибо!
 

Vladimir1950

Я люблю строить самолеты!
Заблокирован
Всё зависит от марки титана. Если ОТ4, то он и режется и сверлится и гнётся без больших проблем. Если ОТ 10, то это  :'(
2мм лист у нас разлетался при изгибе на 15-20грд. Скол идёт не поперёк, а под пологим углом к плоскости,чешуйчато, слоями. режется только тонким кругом, лучше с водичкой. Сверлится очень тяжело, надо заточку подобрать,смазку и обороты. Пытались варить аргоном. ОТ4 варится нормально, но с большой подачей аргона со всех сторон и остужать шов тоже аргоном. С ОТ 10 всё сложнее. Бывало шов трещал уже потом, спустя некоторое время. Больше не экспериментировали, х.з. когда ему вздумается лопнуть. Поскольку халявный титан закончился, больше не занимаемся :(
 
Да, спасибо, но в первую очередь интересует какой используется инструмент (сверла, резцы, круги, фрезы) для обработки титана, например ВТ1-0 и приближённых марок.

И кстати, о марках... Есть ли какой то народный способ определить марку титана - цвет, нагрев, царапать, травить, твёрдомером и т. п.?
 

MiG17_RUS

Я люблю строить самолеты!
титан великолепно обрабатывается..........для обработки требуются малые обороты .......но большие подачи............сверлится тоже великолепно......но любит желательно сверла из р-18...угол заточки необходимо делать по острее.....ну и как принято в авиации сначало сверлишь........малым сверлом потом проходишь большего диаметра........гибка титана....без трещин только большими радиусами.....сварка только в камере в среде аргона........на воздухе сколько не давай аргона шов не качественный .....самый мягкий и пластичный титан пт......дальше не помню......гнется варится отлично но даже он если его варить не в камере....то все равно лопнет от нагрузки.........варили велосипед из него........лопнул.........в камере титан если варить.....то шов можно нагружать осевой силой .......стальной шов правильно работает только на срез.........в зоне сварного шва.......становится как стекло......в камере варится просто великолепно.......на нем даже сварщиков учили..варить......
 

MiG17_RUS

Я люблю строить самолеты!
марку определить на глаз трудно........термообработка по моему в вакууме............при температуре 600 градусов может гореть.....видел как горит стружка........тушится полным прогоранием........))))))))))) печи для плавки вакуумные 
 
То есть, для мех. обработки титана используется обычный твердосплавный режущий инструмент, только с малыми оборотами и бОльшей подачей?  Чего то специального "ДЛЯ ТИТАНА" нет? Верно?

Получается, что резать и обдирать его скоростным абразивом (болганка, турбинка) вообще не вариант? Может есть какие то спец. круги и шарошки стандартных размеров?

По сварке - видел на Ютубе варят титан с спец. широкими соплами, не в камере. Варят трубы промышленные - видимо неплохо. По идее и  не должно быть принципиальной разницы между широким соплом и камерой...
 

soldier

Самодельная авиация.
По сварке - видел на Ютубе варят титан с спец. широкими соплами, не в камере. Варят трубы промышленные - видимо неплохо. По идее и  не должно быть принципиальной разницы между широким соплом и камерой...
Только камера,причем перед сваркой в камере создают разрежение до шестого знака после запятой.
 

MiG17_RUS

Я люблю строить самолеты!
@ Фланкер


балгаркой сколько угодно.........мех обработка на станках велась обычным инструментом......р6М5 фрезы вк8 резцы.....я же написал можно варить на открытом воздухе.......с аргоном с поддувкой снизу тоже аргоном........но шов получается не качественный привел пример с велосипедом........качественно можно сварить только в камере........как еще объяснить...........
 

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
В 80-е у нас было много титана. Мы его использовали для дельтапланов. Пожелал я сделать каркас для аквариума из титана ВТ-4. Нарезал полосок и согнул их, сделал уголки. На следующий день их нужно было склепать в каркас. Да не тут то было. Титан сильно растрескался по изгибу. Мне объяснили, что после деформации титан нужно отжечь. Достаточно это сделать на бытовой газовой плите. Потом всё получилось.
 

MiG17_RUS

Я люблю строить самолеты!
от-4 самый жесткий титан........его надо гнуть после отжига........
детали типа нервюра гнули в 5-8 переходов печь гибка, для гибки рессоры для первых Су-26 вообще соорудили какой то керамический штамп........
 

MiG17_RUS

Я люблю строить самолеты!
@ Фланкер

от-4 и3 него не делают ответственные детали........и потом не трогай ты титан......титан это не гаражная технология...........
 

levadelta

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Башкирия
Вот ссылочка на полезную книжку

http://booktech.ru/books/mehanicheskaya-obrabotka/1056-obrabotka-rezaniem-titanovyh-splavov-1970-va-krivouhov.html


От себя добавлю - если есть возможность отказаться от применения титановых сплавов - лучше не применять, в общих чертах возни и сложностей слишком много а экономия веса не принципиальная..
Отличить одну марку титана бытовыми способами очень сложно, есть некоторая разница в внешнем виде снопа искр от абразива, по типу разности между инструментальными сталями, к примеру Р18 дает редкие темно-красные искры, табличку и даже видео можно поискать в сети.

Если титан листовой и остался с авиазавода то 99% что это ОТ4 .

Есть еще интересный способ как отличить титан от другого металла - титан оставляет черту на мокром стекле, как бы прилипая к нему.
 

MiG17_RUS

Я люблю строить самолеты!
@ levadelta

титан то отличить от стали не проблема........между собой не во3можно.....если нет маркировки.......все хим анали3 или спектраьный анали3
 

levadelta

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Башкирия
титан то отличить от стали не проблема
Дык, не у всех закалка советского слесаря-сборщика ЛА, кому-то и простенький совет будет в помощь.

Услужливый Яндекс-директ выдал еще одну полезную ссылку.

https://www.evek.org/reference/rezka-i-obrabotka-titana.html
 
сть еще интересный способ как отличить титан от другого металла - титан оставляет черту на мокром стекле, как бы прилипая к нему.
А, я обычно на наждаке чиркну,титан искрит белами искрами!
Как то помню у нас в 90-годы в магазинах лопаты титановые были в продаже :) Говорили с авиазавода, был у них там много его!
 
От стали отличить не проблема и наверное от других металлов тоже. Интересен способ определения именно марки титана, хотя бы основных из них.

Например, есть несколько титановых пластин (все титановые). Как определить марку каждой из них? Есть народный метод, или полузаводской (человеческий)? Или только в спец. лаборатории?
 

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
@ Фланкер

Самое большее, что можно сделать - согнуть пластину в тисках. Если лопнет, титан высокой марки, будет трещать гарантированно. Если не лопнет, значит это ОТ-1. Можно с ним работать.

В авиации принято считать, что пластичность металла должна быть больше 10% (как у Д16Т). В частности, сталь 30ХГСА термообрабатывают так, что её пластичность примерно равна 30% при высокой прочности в 130 кГ/мм[sup]2[/sup] Однако ошибки термообработки превращают её в стекло. Этим браком страдают авиационные болты.
 
О. про "лопнет в тисках" - уже более прикладной совет. Спасибо.
Хотя бывает и куска на пробу нет и не пластина, а круг, или труба.

Продаёт например дед на барахолке трубы титановые, и цена хорошая и размер подходящий, а марка неизвестна... Вот как тут быть? Не гнуть же её в тисках... Может прибор какой то есть карманный, чтобы по сопротивлению, или ещё почему то  определял марку?
 
Вверх