ВВС Индии требуют закрыть совместный с Россией проект на базе Су-57.

Мимикрирующий полеолой

Я люблю строить самолеты!
ВВС Индии потребовало закрыть проект FGFA
Индийско-российский проект FGFA оказался под угрозой срыва. Как сообщает портал defensenews.com, командование ВВС Индии потребовало закрыть проект Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA), в рамках которой для индийской армии планировалось создать истребитель пятого поколения на базе российского самолёта Су-57.

В своём недавнем докладе командование ВВС Индии сообщило, что программа FGFA не отвечает их требованиям, и в её рамках не удастся создать самолёт, который мог бы демонстрировать возможности, близкие к американскому истребителю F-35. Поэтому ВВС Индии «не стремятся продолжать программу FGFA».
В докладе также указывается, что программа FGFA не способна обеспечить создание истребителя с низким уровнем скрытности. Кроме того, совместная индийско-российская разработка оснащена «не модульной концепцией двигателей», что, по мнению индийских военных, делает техническое обслуживание самолётов дорогим и сложным.

Это не первая критика в адрес программы FGFA с индийской стороны. Ранее в 2014 году Индию не удовлетворили турбореактивные двигатели АЛ-41Ф1, бортовая радиолокационная станция, уровень малозаметности и предлагаемые системы подвески вооружения.

Программа FGFA стартовала в 2007 году, её основными подрядчика стали ПАО «Компания «Сухой» с российской стороны и Hindustan Aeronautics Ltd с индийской. Страны договорились о создании истребителя пятого поколения на базе российского ПАК ФА, также известного как Т-50 и позже переименованного в Су-57. Спустя несколько лет программа FGFA была переименована в Perspective Multi-Role Fighter (PMF), но даже ВВС Индии называют ее по-старому. В рамках первого этапа программы стоимостью $295 млн был разработан дизайн индийского истребителя, но далее проект FGFA не продвигается из-за множества разногласий, возникших между сторонами, передает "Warspot".
 

asz

Я люблю летать и самолеты!
Ничего удивительного. Каждый заказчик имеет свои концептуальные требования к проекту. Нашим нужен Су-57, а им другой самолет. Там разногласия скорее по технологиям, которые мы должны будем передать Индии (в том числе и по двигателю), а это не есть гут. Тем более Индия старается "дружить" и с Америкой, которая в противовес Китаю и России, пытается создать альянс США-Индия-Япония
 

Мимикрирующий полеолой

Я люблю строить самолеты!
России нельзя терять крупного заказчика в лице Индии, и если те кто этот проект ведут не идиоты,  должны предложить такой вариант, как модернизированный Як 141 или его аналог в исполнении КБ Сухого.
Перепрыгнуть аналог F 22 и сразу перейти к аналогу F 35 , пока все не зашло далеко, тем более , что планер Су 57 изучен, отработан, можно перевернуть эту страницу и сделать самолет 5+, а самое главное СОХРАНИТЬ ЗАКАЗЧИКА!
  Похожая ситуация была с Су 27, когда самолет создали заново. Получилось отлично.
  Если самолет не имеет экспортного потенциала, значит он и нам не нужен.
Сейчас выживание КБ зависит от экспорта , из бюджета уж точно такую дороготню , как Су 57 , никто проплачивать не будет.
Я помну , как уговаривали закупить для армии Су 34,  если бы не Сирия , не известно как бы оно было.
 

asz

Я люблю летать и самолеты!
Ну, не передавать же им технологию производства двигателей и других наших наработок. Турки тоже хотели иметь полный доступ к некоторым производственным особенностям аппаратуры С-400, однако нет. Так и индийцам, американцы F-22 никому и ничего, а нам с какого? Они и так до сих пор сами ничего хорошего ни разу не сделали не считая производства по лицензии МиГ-ов и Су-шек. Вечные метания то в Европу то к нам, то к Штатам... Пора определяться
 

larsuha

Я люблю строить самолеты!
Ну и хорошо, что отказались. А то б начали платформу Т-50 изменять под завиральные идеи неумытых хинди, ведь унификация ядренавошь. Причина основной критики F-35 как раз попытке свести различные взгляды флота, ввс и кпм в одном самолете.
 

Замполит...прости господи

Я люблю строить самолеты!
А в чём проблема? Пусть сами создают. Они уже с лёгким  Tejas с 2001 года мучаются. Не выходит каменный цветок... Ну или F-35 закупят...штук 5.
 

Мимикрирующий полеолой

Я люблю строить самолеты!
F 35 индусам никто не продаст.
КБ Яковлева имеет уникальную возможность продать доведенный до серийного состояния  Як 141 без всяких изменений, сэкономить на этом время и деньги.
 

Вложения

Чечако

Я люблю строить самолеты!
Всю историю советско индийских отношений по вооружениям, технологиям и производству, индусы "кручу, верчу, нае съэкономить хочу".  ВСЕГДА! То перед самым подписанием контракта, инфа о нем "уходит" к Натовцам, то требуют технологии которым всего пару лет от роду, то требуют построить завод, а получив документацию (те же технологии) вдруг рвут субконтракты на материалы и советское оборудование и требуют указать аналогичное натовское и т.д. и т.п.
С такими союзниками-никакой враг не нужен. :'(
 

Мимикрирующий полеолой

Я люблю строить самолеты!
Предыдущие претензии индийской стороны высказывались в конце весны этого года и касались сроков и стоимости реализации проекта. На эти претензии российские авиастроители ответили, что работы ведутся без серьезных затруднений, а все имеющиеся проблемы решаются в минимально возможные сроки. Позже появлялась информация о новых претензиях к перспективному проекту: индийские военные негативно высказывались об особенностях эксплуатации самолета FGFA, а также о сокращении участия Индии и об отказе в предоставлении некоторой документации. Кроме того, утверждалось, что российские авиастроители до сих пор не сообщили индийским коллегам о причинах возгорания опытного истребителя Т-50 в июне этого года.

Особое беспокойство индийских военных вызывает повышение стоимости программы. Изначально планировалось, что разработка истребителя FGFA обойдется Индии примерно в 10-11 миллиардов долларов США. За прошедшее с 2007 года время расчетная стоимость проекта для индийской стороны увеличилась примерно на один миллиард. Одним из последствий этого стало изменение планов, касающихся количества планируемой к заказу техники. Согласно последним планам, будет приобретено не 220 истребителей пятого поколения, как предполагалось ранее, а не более 130-150. Кроме того, рассматривается возможность отказа от 45-50 учебно-тренировочных FGFA с двухместной кабиной.

Индийское министерство обороны обеспокоено удорожанием проекта и недостаточными характеристиками разрабатываемого самолета. Одновременно с этим свое беспокойство выражают индийские авиастроители. Дело в том, что в начале проекта, в 2007 году, компания Hindustan Aeronautics Ltd. (HAL) обязывалась выполнить 25% всех работ по проекту. По последним данным, к настоящему времени доля HAL уменьшилась до 13%. Таким образом, индийские предприятия должны будут поставить только некоторые радиоэлектронные системы, а почти все основные компоненты оборудования будут производиться российской промышленностью. Такая особенность проекта, а также возможность дальнейшего сокращения доли индийского участия вызывает беспокойство и претензии со стороны HAL.

Jane’s сообщает, что индийская сторона, ранее высказывавшая претензии к различным особенностям совместного проекта, уже получила разъяснения от российских коллег. Так, известно о том, что двигатели АЛ-41Ф1, ставшие одним из предметов претензий, являются временным решением и в дальнейшем уступят место новым моторам с более высокими характеристиками. Новый двигатель для истребителя FGFA уже разрабатывается, а имеющиеся АЛ-41Ф1 будут использоваться только на стадии первых испытаний самолета. Что касается радиолокационной станции с активной фазированной антенной решеткой, то ее разработка и совершенствование продолжается. К моменту начала серийного производства самолетов характеристики системы будут доведены до требуемого уровня.

Как уже говорилось, индийские военные не впервые высказывают свои претензии к проекту перспективного истребителя. В конце прошлого года и этой весной ВВС Индии уже обсуждали соответствие проекта FGFA ожиданиям военных. Из этих обсуждений были сделаны определенные выводы, которые не так давно вновь были повторены источником издания Jane’s в военном ведомстве Индии. На данный момент проект FGFA имеет несколько спорных особенностей, которые не позволяют стартовым заказчикам нового истребителя спокойно выполнять свои обязанности по существующему договору и ждать появления машины.

Беспокойство командования индийских ВВС не лишено оснований. Действительно, проект FGFA в настоящее время находится на самых ранних стадиях, имеет массу «детских болезней» и поэтому требует большого вложения сил, времени и финансов. Первый испытательный полет нового истребителя пятого поколения состоится не ранее конца текущего десятилетия, что в определенной мере может говорить о степени проработки проекта на данный момент времени.

По мере разработки проекта и совершенствования планируемых к использованию компонентов самолета должны будут исчезнуть все поводы для беспокойства индийской стороны, помимо, вероятно, увеличения стоимости проекта. Разработка истребителя пятого поколения, даже на базе существующей машины, является чрезвычайно сложной и дорогой задачей, решение которой требует серьезного финансирования.

Примечательно, что последние заявления официальных лиц и неназванных источников о претензиях к проекту FGFA могут иметь и политическую подоплеку. При помощи российских авиастроителей Индия в последние годы смогла провести модернизацию своей авиационной промышленности. Последняя, в свою очередь, уже занимается разработкой собственного проекта истребителя пятого поколения. По последним данным, опытный истребитель AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft – «Перспективный средний боевой самолет») должен впервые подняться в воздух в начале двадцатых годов. По ряду характеристик AMCA заметно уступает самолетам Т-50 и FGFA, однако его «происхождение» как машины, созданной индийскими инженерами, может оказать серьезное влияние на окончательное решение военных.

Другим потенциальным конкурентом российско-индийского FGFA является американский истребитель Lockheed Martin F-35 Lightning II. Индия уже получила официальное предложение от США, касающееся возможной продажи самолетов этого типа. Необходимо отметить, что F-35 пока не готов к поставкам ВВС Индии и по срокам может считаться прямым конкурентом как FGFA, так и AMCA.

В контексте обновления парка техники ВВС Индии и проекта FGFA иногда упоминается недавний тендер на поставку истребителей, победителем которого был выбран самолет Dassault Rafale французского производства. В течение последнего времени неоднократно высказывались предложения подписать контракт на поставку 126 «Рафалей» и отказаться от разработки совместного российско-индийского проекта. Тем не менее, это предложение бессмысленно по причине разного класса и уровня Rafale и FGFA. При этом французская техника может оказать положительное влияние на состояние ВВС в течение следующих 10-15 лет.

Вне зависимости от причин регулярного напоминания о существующих недостатках проекта FGFA, разработка этого самолета представляет для Индии большой интерес. В результате успешного завершения этого проекта индийские ВВС в будущем получат современный истребитель пятого поколения с высокими характеристиками. Кроме того, Индия не покупает готовый самолет, а принимает участие в его разработке, имея возможность повлиять на облик и технические характеристики. Наконец, планируемое развертывание строительства серийных FGFA на производственных мощностях компании HAL поможет индийским специалистам освоить новые технологии.

Тем не менее, в последнее время индийские военные с завидной регулярностью напоминают о своих претензиях к проекту FGFA, причем список этих претензий почти не обновляется. Точные причины этого неизвестны, но подобные заявления вряд ли помогут быстрее справиться со всеми имеющимися проблемами и завершить создание нового самолета. При этом не следует забывать, что именно Индия больше всех заинтересована в успешном завершении проекта FGFA.
 
Вверх