Практический курс по выживанию для пилотов малой авиации "НАЗ. 48 часов"

Andrey Ivanov

Я люблю самолеты, небо и людей!
Откуда
Москва
            
            
               

             
            
Идея, что нужно учиться выживать жить в природных условиях, в случае вынужденной посадки совсем не нова. Пилоты ВВС, космонавты этому обучаются специально и проходят регулярные тренировки. У любого пилота АОН также есть вероятность попасть в подобную ситуацию.И многие из летающих с этим сталкивались. Ничего страшного в этом нет, если готов к подобной ситуации.

Причины разные. Это и погода и поломки матчасти и некачественное топливо, которое в России совсем не редкость. Когда летаешь вокруг аэродрома, то это не так страшно, т.к. в районе пилотажных зон обычно предусмотрены площадки пригодные для вынужденной посадки или есть шанс дотянуть до аэродрома, а вот когда являешься маршрутным пилотом, вот тут данные навыки жизненно необходимы.


Немного истории:

               

      
Их самолет продержался в воздухе 26 часов 29 минут, преодолел за это время по прямой 5908 км, и приземлился в районе поселка Керби Хабаровского края.

Оставшись вдвоём в танге, Гризодубова и Осипенко стали ждать Раскову. Где Марина ? Лётчицы думали, что она опустилась где - нибудь недалеко, и пристально всматривались в лес. В каждом дереве им чудился силуэт подруги. Они подавали сигналы, стреляя из револьвера и ракетницы. Но Раскова не показывалась.

В хвосте самолёта находилась аварийная радиостанция, но сколько ни крутили её рукоятку, радиостанция так и не заработала.

И первую же ночь в самолёт залезла рысь. Гризодубова первой услышала сильное царапанье и мяуканье, а затем и увидела незваную гостью. Стрелять в неё не хотелось, - пуля могла повредить доску приборов, у которой виднелась голова рыси. В конце концов "кися", как её назвали лётчицы, удрала. Вслед за ней пришёл медведь. Он начал тереться о рули поворота. Лётчицы сначала решили, что это какой - нибудь человек пришёл. Гризодубова со словами: "Пожалуйста ! Заходите !" - гостеприимно распахнула дверь кабины... Выстрел из ракетницы поверг мишку в ужас. Он убежал и лес...
   
               

             
    
Так шли дни. Неожиданно лётчицы обнаружили в самолёте колбасу, грудинку, икру, положенные кем - то "сверх плана". Подарок был весьма кстати.

Несколько раз они слышали шум моторов. Самолёты шли на большой высоте и, несмотря на сигналы, не заметили "Родины".

Подруги решили не уходить далеко от самолёта. Они ждали Марину, а её всё не было. Что же случилось с отважным штурманом ?

...Ветер отнёс парашют к лесу. Шёлковый купол зацепился за пихту, и Марина Раскова повисла в 5 метрах от земли. Она обхватила ногами дерево, перерезала стропы парашюта и спустилась на землю.

Вокруг неё - густой, непроходимый лес. Нигде не видно просвета. Над головой совсем низко пролетел её самолёт. Моторы не работали, слышна была только сирена, которая гудит на машине, предупреждая, что надо выпускать шасси. Потом всё стихло. Одна в глухой тайге !

Вдруг донёсся звук выстрела, второй, третий... Раскова засекла по компасу направление выстрелов. Но тут - то и произошла ошибка. Эхо от сопок отнесло звук выстрела в противоположном направлении, и Раскова пошла не туда, куда следует.

Идти было очень тяжело. Сучья бурелома цеплялись за меховой костюм, приходилось переползать через поваленные на землю деревья.

На 5-е сутки Раскова вышла к большой мари, покрытой густой, высокой травой. Неосторожный шаг с кочки на кочку, и Марина Раскова провалилась. Сначала по пояс, потом но горло. Вода холодная, как лёд. Первый раз за время скитаний почувствовала она себя совсем одинокой. Никто не придёт на помощь, надо спасаться самой. Вспомнила виденный когда - то фильм, героиня которого выбралась из болота с помощью палки, и поступила точно так же. Положила свою палку на несколько кочек и стала подтягиваться. С трудом удалось выбраться из воды. Всё на ней промокло до нитки. Надо обсушиться, благо выдался солнечный день. Сушка продолжалась до вечера.

В первый день, когда Раскова рассчитывала быстро добраться до самолёта, она съела полплитки шоколада. На второй день решила быть осторожней и съела только четверть плитки. А под конец своих странствий дошла до нормы в... один квадратик и одну мятную лепешку. Временами она находила клюкву, грибы. Недостаток пищи приходилось возмещать даже берёзовыми листьями.

На 7-й день блужданий по тайге Раскова решила поджарить найденные ею два гриба и разожгла костер. От пламени вспыхнул валежник, загорелась трава и стволы сухих деревьев. Пришлось бежать от огня. В это время она услышала шум моторов. Это был самолёт, искавший её.

Не раз она встречалась с "хозяевами тайги" - бурыми медведями и пугала их выстрелами из пистолёта.

Утром 10-го дня Раскова увидела самолёты и отчётливо услышала выстрелы. Преодолевая сильную слабость, она пошла по направлению выстрелов. Она еле шла, опираясь на палку. На ней был шерстяной свитер с орденом Ленина на груди, одна нога в унте, вторая - босая.

Увидев Раскову, люди, находившиеся около самолёта, бросились ей навстречу. Товарищи хотели взять её на руки. Она отказалась и сама дошла до самолёта...

С того случая прошло 80 лет, мы имеем спутниковые навигаторы, трекеры и телефоны, однако в случае вынужденной посадке в труднодоступном месте, при отсутствии лётной погоды потребное время на поиск и эвакуацию экипажа могут составить несколько десятков часов.

Именно поэтому сейчас в АОПА-Россия ведётся большая работа по подготовке и комплектации носимого аварийного запаса (НАЗ) для АОН и отработки курсов по выживанию в природной среде.

Для команды Ил-14 это была уже третья тренировка в естественной среде.  Первую мы выполнили более года назад (отчёт).  Тогда это выглядело как пикник на природе, но мы начали отработку применимости разного оборудования используемого в комплектации НАЗ,  следующий выход уже был выполнен осенью в лес (отчёт) под руководством эксперта по экипировке, охотника, путешественника, сотрудника концерна “Калашников” - Михаила Ярина.

               

             
              Михаил Ярин "Хыч"
            

И вот новый выход на 48 часов, уже в более сложные условия - зима, лесотундра, низкие температуры.  Помимо выживания были отработана задача по обнаружению терпящего бедствия ВС по сигналам аварийного маяка.  Мы включили имитатор АРМ, а пилоты вертолётов ВПСО “Ангел” должны были обнаружить нас, с чем успешно справились.

Поставленные задачи:

- психологическая подготовка пилотов АОН
- отработка методики поиска и спасения по аварийному радиомаяку (АРМ)
- отработка методов выживания в условиях лесотундры, зимой при низких температурах
- отработка снаряжения НАЗа
- проверка новых образцов снаряжения в боевых условиях


Выход назначили на 23 февраля, эвакуацию на 25 февраля 2018г.

Место выживания подобрали исходя из поставленных задач - 25 км восточнее Твери. Среди торфянных болот и озёр. Местность там очень близка к лесотундре.       
             
               

             
    
Доставку - от Орловки до Волжанки на самолёте Ан-2 в лыжном варианте, далее заброска на вертолёте.
Авиационный поиск - силами поисково-спасательного отряда “Ангел” штатного подразделения АОПА-Россия.

Каждый участник команды собрал свой НАЗ, опираясь на уже имеющийся опыт и отработанную комплектацию, тем самым мы имели возможность протестировать большее кол-во вариантов снаряжения.

Итак, 23 февраля в 3 утра я встал и выдвинулся на аэродром, где стоял засыпанный снегом и примёрзший (как мы выяснили позже) Ан-2. Его нужно было заправить, прогреть и подготовить к вылету. Очень здорово, что 1,5 года назад мы попросили Галину Молчанову сшить нам чехлы на самолёт. Благодаря им, мы были избавлены от задачи отдирать и отбивать лёд с крыла. Он весь был на чехлах.
   
             
               

             
              На рассвете начинаем очищать от снега и снимать чехлы с Ан-2
      
               

             
              Прогрев двигателя. Полностью автономная система позволяющая возить с собой в самолёте.
      
             
               

             
              Солнце быстро встаёт
            
      
               

             
              Местами чехлы приклеились к самолёту
            
      Заправить самолёт оказалось тоже не просто. Внедорожники с бочками топлива - Isuzu Trooper и Range Rover застревали в высоком снегу и их приходилось откапывать.

             
               

             
 
 

Andrey Ivanov

Я люблю самолеты, небо и людей!
Откуда
Москва

             
              Пока мы откапывали машину, Андрей Петров добавляет 20л масла в бак
    
             
               

             
              Медленно идёт заправка маслом в зимних условиях.  Даже тёплое масло, на морозе -20 очень быстро остывает в канистре.
      

К обеду самолёт был подготовлен, маршрут согласован, подтверждение на приём Волжанки получено и мы попытались рулить. Но не тут-то это было… Ан-2 оказался приморожен к стоянке. Начались танцы с раскачкой самолёта руками и двигателем и вот он стронулся, но проехав 1,5м снова встал как вкопанный. Пришлось вспомнить опыт “Амдермского авиаотряда”, коим мы себя называли в прошлом году при полёте в Арктику на о.Белый. Взяли верёвочку и прошли по подошве лыж.


Ан-2 пополз по снегу, поднимая буруны снежной пыли. Грунтовая ВПП не укатывалась и взлетать нужно было с целины. Экипаж тоже остался на улице, они толкали и раскачивали Ан-2, чтобы оторвать его. Останавливаться было нельзя, т.к. лыжи могли снова прилипнуть к снегу. Прорулив по ВПП пару раз я накатал колею, по которой планировал взлетать, пока я катался ребята уже подошли к месту старта и теперь стояла задача их загрузить в самолёт. Это можно сделать при рулении на малой скорости. С двух проходов весь наш экипаж оказался в самолёте, ещё немного времени потребовалось, чтобы люди заняли свои места и зафиксировались. Теперь можно взлетать.





На удивление самолёт легко оторвался от заснеженной полосы. Ан-2 великолепный самолёт!


Обойдя запретную зону в Завидово, через 35 минут мы прибыли на Волжанку.


            
             
               

             
             
      
               

             
              Обходим Завидово подальше
            
                     
               

             
              Пока Андрей Петров рулит, можно и в телефон заглянуть
            
         

Проход над полосой, оценка ветра и заход на посадку, зарулили на перрон, аккуратно развернулись, чтобы не сдуть никого. На Волжанке ВПП укатана и прекрасна.


            
             
               

             
              На перроне аэропорта Волжанка
            
         

            
             
               

             
              Летать на лыжах намного комфортнее чем на колёсах! 
            
         

На колёсах правда ещё не позволяет летать - снег должен слежаться и стать более плотным, но на лыжах просто песня.


            
             
               

             
              Выгрузка вещей, которые берём с собой из самолёта.
            
         

Перед выживанием нужно обязательно подкрепиться, тем более будучи на Волжанке грех не зайти в ресторан на берегу Волги.


Отвезти на место выживания нас согласился хозяин базы и аэродрома, большой энтузиаст авиации - Максим Миронов.


            
             
               

             
              Максим и Андрей готовятся к вылету
            
         
Пока мы ели, его вертолёт заправили и подготовили.
            
             
               

             
              В ожидании следующего рейса
            
         

Перекидав вещи из Ан-2 в R-44, тремя рейсами нас закинули на место выживания.


               

             
             
            
               

             
              полетели
            
         
             
               

             
              Волжанка
            
         

Продолжение следует...
 

Andrey Ivanov

Я люблю самолеты, небо и людей!
Откуда
Москва
До захода солнца осталось чуть больше часа. Вертолёт улетел и вернётся за нами только через день.  Начинается самое интересное.
             
               

             

Мы находимся на озере, посередине огромного болота.
Снег, холод, темнеет, огня и жилья ещё нет.  Но та красота, что окружает нас завораживает настолько, что мы все схватили фотоаппараты и пошли снимать закат.
             
               

             
              Вид места выживания из вертолёта перед закатом
            
               

                            Вертолёт улетел, оставив нас
            
               

             
               

             
Михаил, как инструктор полетел первым и выбрал место посадки и разбития лагеря.  В случае настоящей вынужденной посадки мы бы конечно пошли к той части озера, где есть полноценный лес. Но нам нужна лесотундра!
               

             
Первым делом переносим вещи с места высадки на планируемое место разбития лагеря.
               

               

                

             
               

                            Краткий инструктаж
            
Правило № 1 - не суетиться.  Начнёшь спешить - вспотеешь, потом замёрзнешь и заболеешь.  Делаем всё спокойно. Ночь не помеха, у нас есть фонарики.
Михаил нас разбивает по группам.  Мужчины расчищают площадку под жильё и огонь, заготавливают дрова из того, что можно найти в округе, женщины помогают построить жильё, следят за огнём и занимаются приготовлением пищи.
Правило № 2 - все вещи которыми пользуемся никогда не кладём на снег.  Мачете, нож должны иметь темляк. кружки, котелки - всё вешаем на ближайшие кусты и деревца.  На снег упало - считай потерял.
Далее Михаил показывает как правильно развести огонь, без спичек и зажигалок, только при помощи огниво и бересты. У нас появился огонь, а это тепло и жизнь.
               

             
             
               

             
Переходим к строительству чума.  Нас 4 человека Размер по полу 3х3 м. Используются жерди (10 штук), аварийные одеяла из лавсана и полиэтилен из НАЗа.  Сначала расчищается площадка, заготавливаются жерди. Жерди вяжутся между собой при помощи шнура, которым также укомлектован НАЗ.
               

                            Тут будет стоять чум
                           

                              

                            Первый слой идёт из спасательных одеял
            
               

                            Окончательный вид чума.  На первом плане чемодан НАЗа.
            

Изначально мы планировали отапливать наше жилище при помощи печки.  Планировалось два варианта - печка-зарядка “........”   и самодельная печка из под канистры из под масла.
К сожалению не удалось использовать ни один вариант.  Оба оказались не рабочими.  Возможно наладить нормальное отопление поможет печка "Пошехонка". Надо пробовать.  Это самый лёгкий походный вариант печки.
               

                            Попытка зарядить телефон
                           

                            Результат отрицательный, удалось подзарядить только poverbank
            
В первую ночь есть сильно не хотелось - хотелось пить.  Пили горячий сладкий чай.  Также в закромах оказался доширак - заварили и съели.
               

                            Накатывает усталость
            Как спать?  Изначально планировалось в центре чума поставить печку, самим лечь по 4 сторонам.  Но так как с печью не получилось решили ложиться в ряд.  Пол был застелен крыльевыми чехлами на которые бросили 4 пенки.  По спальникам были варианты:
  [li]2 тонких спальника всунутых друг в друга[/li]
  [li]RedFox  Yeti -40[/li]
  [li]Северный путь[/li]
Также в НАЗе были химические грелки и греющие жилеты Keeptex приобретённых по случаю.
По результатам ночи:
В мешках рассчитанных на 30 градусов мороза в одежде спать было вполне комфортно.  Время сна составляло до 5-6ч.  В тонком спальнике дольше 3ч спать было невозможно.
Ночью температура опустилась ниже 30 градусов.  Начали наблюдать следующие явления - обмерзания спальника изнутри. От дыхания.  Химические грелки удобны и эффективны, но по субьективным ощущениям время их действия завышается.  Написана - действует 3 ч, а по факту час от силы.  Жилет греет, но не сильно.  Я ожидал большего.  Возможно есть смысл использовать многоразовый жилет в который вкладывать одноразовые небольшие грелки.
               

                            Утром, уже становится теплее.
            

Поспать удалось 3-4 часа, далее замёрзнув я понял, что нужно идти к костру греться.  Но баффины надеть не удалось.  Они обмёрзли так, что ногу было не засунуть в тёплом сапожке. Пришлось босиком влезать в резиновую галошу и подпрыгивая как кузнечик от холода быстро разжигать огонь.  С этой же проблемой столкнулись все остальные ребята с одной лишь разницей, что к их пробуждению огонь уже удалось развести и была возможность растопить лёд на ботинках.
               

                            Морозное утро 24 февраля
            Развести огонь при помощи огнива и ватных шариков оказалось достаточно просто, я бы даже сказал, что это удобнее и быстрее чем со спичками. Ватный шарик есть смысл класть на таблетку сухого спирта, тогда есть больше времени поджечь веточки и кору.  Но можно использовать и бересту..
А дальше в котелке быстро накипятили воды, заварили горячего сладкого чая и овсянной каши из сублимата. Сублиматы использовали фирмы “Гала-гала”.  Очень порадовало качество!  Смело можно рекомендовать класть эти сублиматы в НАЗ.
               

                           Горячий сладкий чай придаёт силы
Чтобы побыстрее согреться снова пошёл добывать дрова. Физическая работа - лучшая грелка.
               

                         Воду получали путём растопки снега
После встречи рассвета и завтрака мы с нетерпением ждали спасательных вертолётов.   Время было всего 8:30, а мы уже стали нервничать - ну почему же “Ангелы” не летят?  Стало немного понятно чувства и состояния людей, которые ждут помощи с неба.  И умом ведь понимаешь, что в это время наверняка вертолётчики ещё досматривают сладкие сны в тёплой кроватке, а твоё время в этот момент превращается в медленную тягучую субстанцию, которая начинает замерзать при низких температурах.
Чтобы отвлечь себя от этих мыслей мы пошли топтать посадочные площадки.  Размеры площадок 3х5м, расстояние между ними 20м.  Всего мы вытоптали 4 площадки. 
               

                            Вместе весло топтать!
Площадки были подготовлены на ближайшем островке, т.к. состояние льда предугадать сложно.  Со льдом на этом озере вообще оказалась очень интересная картина: температура -30, в то же время мы несколько раз проваливались в воду, снег расчищаешь - выступает вода, там где вроде бы нормальный лёд, прорубаешь его топором, под ним вода 20 см, а дальше ещё слой льда.  Не имея пешни или бура определить сколько слоёв льда просто невозможно, соответственно и рыбная ловля оказалась исключена. 


Установили и включили имитатор аварийного радиомаяка.
               

                          имитатор маяка от Дмитрия Шаповалова
            
Продолжение следует...
 

Andrey Ivanov

Я люблю самолеты, небо и людей!
Откуда
Москва
            
             
               

Прошло несколько часов томного ожидания и вот мы услышали гул вертолётов.       К нам летели "Ангелы" во главе с Александром Михайловым!
За это время мы вытоптали несколько вертолётных площадок и надпись "МЫ ТУТ" на снегу.
               

               

    Посмотрите видео поисков из вертолёта по работающему аварийному маяку
Сделав два прохода нас обнаружили и начали готовится к посадке, а также к сбросу пакета с радиостанцией.
               

                       Осмотр нашего лагеря и места посадки
                           

              Мне вот очень интересно - как им удалось так аккуратно наклеить такую большую картинку на брюхо вертолёта?
                           

                            Сброс пакета
                           

                            Михаил руководит посадкой вертолёта
                           

              Яркая одежда — это правильно!   
Два вертолёта ещё в воздухе.   Начинаем отработку средств аварийной сигнализации:   сигнальное зеркало (гелиограф), парашютная ракета бедствия, плавучая дымовая шашка, фальшфейеры производства СССР и Япония.   Задача — понять насколько реально заметны и видны эти средства сигнализации, какие и в каком кол-ве их надо класть в НАЗ.
               

                            Работа сигнальным зеркалом (гелиограф)
            
Реально работает.   Очень полезная вещь.   Методов применения два: когда видно ВС, то направляем луч солнца на кабину и второй вариант, когда только слышим, то водим лучём по горизонту


            
             
               

             
              Плавучая дымовая шашка
            Шашка — применима только для указания направления ветра на посадке.   Дым слабый и быстро рассеивается. Виден только на контрастном белом фоне.
               

              Парашютная ракета бедствия —   отлично себя показала.   Высота выстрела около 300м, время спуска 2-3 минуты.
               

                            фальшфейер производства СССР
            Фальшфейер производства СССР — великолепен даже днём.   Яркий, много огня и дыма. Удобен в руке.   Минус только один   — дорогой и тяжёлый (в сравнении с Японским)
               

              Японский фальшфейер ни в какое сравнение не идёт с советским.   Применим если только ночью, можно обжечь руки капающей пластмассой, поэтому держать только под углом.
               

                            Вот так горит японский фальшфейер ночью
            На следующем видео можно увидеть и услышать впечатления пилота вертолёта
Все средства аварийной сигнализации отработаны, собираемся на земле.
               

Тёплая встреча и общение — обмен опытом
               

               

               

                           

                            Инструкторский состав:  Михаил Ярин и Александр Михайлов
  На земле вертолётчики выполнили тренировку по добыче огня и разогреву пищи из их НАЗа, а также оказанию первой помощи при черепно-мозговой травме.   И вот наступило время прощаться.   Совместная фото на память.
А у нас впереди ещё одна ночь.

               

                            Первый пошёл
               

А солнышко стремиться к закату
               

Наступила звенящая тишина, которую лишь изредка нарушал звук пролетающего в стратосфере лайнера.
               

             
Выживальщики собрались у костра. 
               

                            Миска гречневой каши и кружка горячего сладкого чая.
            Очень хочется спать.
               

             
Заход солнца
               

темнело
               

             
               

Андрей зажёг керосиновую лампу, которая оказалась в его НАЗе
               

             
               

                            Хороший налобный фонарик - обязательно должен быть в комплекте НАЗ
            
За эти 48ч организм хорошо адаптировался к условиям холодов
                

                            Раннее утро 25 февраля 2018г, встаёт солнце
            
               

               

                            Ну и рожи у этих выживальщиков  ;-)
            
Разбираем лагерь, весь мусор сжигаем.   После нас должно остаться чисто.
В 11 утра за нами прилетел Максим на вертолёте и эвакуировал нас на Волжанку.

               

Вылетаем на Орловку

               

             
Пока мы отсутствовали, в Орловке вышла авиагазета "Вестник Пилота"
               

Фотоотчёт о мероприятии можно считать завершённым, теперь некоторые выводы:
  [li]Кол-во парашютных ракет бедствия нужно увеличить до 3 шт в НАЗ.[/li]
  [li]Использовать фальшфейер только советский.[/li]
  [li]Дополнить НАЗ сублиматами.[/li]
  [li]Нужно думать, как сушить обувь и внутренний сапожок.   Либо использовать только натуральные ботинки (валенки, унты).[/li]
  [li]На борту обязательно иметь запасные шерстяные носки (на ночь)[/li]
  [li]Фонарик — либо на батарейках, либо с выносным аккумулятором, который можно убрать запазуху.[/li]
  [li]В полёт одеваться тепло (тёплая куртка, штаны, кофта и шапка).   Лучше перед перед посадкой за штурвал снять тёплую куртку и бросить её в багажник, чем оказаться в лесу без тёплой одежды.[/li]
Ну а мы по результатам данных испытаний внесём изменения в НАЗ и скоро опубликуем его полный состав.
 

technolog

Я люблю строить самолеты!
Спасибо Вам за репортаж и за то, что поделились полученными знаниями! В районе Питера и севернее актуально. У нас тут зима долгая. Летний подобный выход планируется?
 

aeroerik

Чукотка, амфибии.
Очень нужный репортаж и просто интересно прочитать, и увидеть знакомые лица :)

Я всегда держу в запасе шерстяные носки и меховые чижи на ноги, для сна в спальном мешке. А вот как сушить обувь и одежду в полевых условиях для меня пока вопрос.
 

Бродяга

Я люблю строить самолеты и летать на них в Арктике
Откуда
ХМАО
@ aeroerik

Разве что у костра сушить, вот только в тундре с дровами не всегда бывает, далеко не всегда.
 

Бродяга

Я люблю строить самолеты и летать на них в Арктике
Откуда
ХМАО
Еще по теме НАЗ тепло, обогрев, просушка хочу лишний раз напомнить об отличном гаджете.
Проверенный многократно в том числе альпинистами на Эвересте бензиновый примус висит 400 грамм, можно использовать внутри палатки, можно подогреть мотор перед попыткой запуска, несмотря на то что в нем есть пластмассовые детали на морозе разбирается-прочищается за пару минут без специнструмента, настоятельно рекомендую всегда иметь на борту и зимой и летом, благодаря ему не разжигал костры уже несколько лет, хотя ночевка на севере в местах "где ночь застала" обычное для меня дело.
 

Вложения

Hind

Sailplanes my love
Откуда
Москва
Андрей, эксперимент вышел исключительно информативный.
Вызывает удивление: вы набрали в НАЗ и керосинку, и зарядку для гаджетов, и тяжелый здоровый котелок, и какие-то аварийные одеяла, и полиэтилен (который ни разу не легкий) но ... не взяли палатку? Как такое вообще возможно? Палатки-то нынче достигли потрясающей компактности в сложенном виде. В ваш чемодан НАЗ поместится штуки три палаток на 2-3 места каждая. Если не сильно жадничать по деньгам, они еще и мембранные будут, т.е. полностью блокирующие ветер. В отличие от чума, который по определению весьма щелястый и на ветру держать тепло неспособен. Я не совсем уверен, но, по-моему, в нагретом непродуваемом объеме палатки и одежда с обувью не обмерзнет.

Вот вы писали, что ориентируетесь на тундру, а откуда в тундре жерди для сборки чума?
Пришлось бы спасаться по принципу, как собаки ездовые делают: сбиться всей толпой поплотнее, завернуться в полиэтилен, набросать сверху снега и так спать...
 

GALKA

"ОТ ВИНТО-ОВ!"
Очень полезные учения и очень полезная информация.
Этим должны заниматься все пилоты АОН. Потому что авиация летает не вдоль ниточек-автодорог, а совсем по всей площади карты (философия спасания резко другая, против философии большинства граждан, перемещающихся вдоль дорог, и удаляющихся от них в случае даже ДТП метров на 15-20. Тут и лежат, бедолаги, на виду).
НАЗ комплектуется сильно по разному в зависимости от времени года, вида/типа местности, удалённости от населённых пунктов, количества людей на борту, грузоподъёмности ВС и многих других подробностей. Перед полётом надо честно ответить на вопрос: "Как мы будем выживать, пока нас найдут?" И в зависимости от этого комплектовать НАЗ.
Кроме выживания КВС придётся решать ещё много вопросов организационного характера. Я ещё в 90-х годах "придумал" методичку. Которую прилагаю здесь. Может кому пригодится, читайте:

Авиация общего назначения
Объединённая Федерация сверхлёгкой авиации России
общественная организация “...клуб СЛА ”Икар ”

Методическая разработка

Тема: Рекомендации командиру и экипажу терпящему бедствие моторного сверхлёгкого воздушного судна (СВС)
Цель: Систематизировать и повысить знания персонала СЛА в обеспечении безопасности полётов.

Разработал:

г. ... — 2012 год (крайняя редакция)

ОБЯЗАННОСТИ  КСВС,  ТЕРПЯЩЕГО  БЕДСТВИЕ

1.      При вынужденной посадке вне аэродрома командир СВС обязан:
•      немедленно эвакуировать пассажира или пострадавшего члена экипажа в безопасное место;
•      по возможности взять с собой групповые и индивидуальные спасательные средства и средства защиты, парашюты или спассистему, радиостанции и приёмник GPS, НАЗ (носимый аварийный запас);
•      оказать пострадавшему помощь (если КВС травмирован сам – руководить оказанием помощи себе);
•      подготовить к работе аварийную или связную радиостанцию, радиотелефон и передать сообщение о бедствии;
•      подготовить к немедленному применению средства визуальной сигнализации (зеркало, фонарь, ракетница, костёр, полотнище);
•      уточнить своё местонахождение (карта, компас, приёмник GPS, опрос местного населения);
•      принять меры по установлению связи с ближайшим аэродромом или населённым пунктом;
•      подобрать и подготовить площадку для поисково-спасательного воздушного судна;
•      осмотреть СВС (нет ли скрытого очага пожара, вероятности взрыва топливного бака, есть ли течь бензина, устранить её или собрать бензин в посуду для нужд потерпевших бедствие, если пожар — ликвидировать подручными средствами).
2.      Решение оставаться на месте принимается в следующих случаях:
а)      когда сигнал «бедствие» передан кому-либо в воздухе или после приземления и он принят;
б)      если экипаж не смог определить своё местонахождение, местность незнакомая, труднопроходимая, болота, горы, лес;
в)      когда направление на ближайший населённый пункт и его удаление неизвестны;
г)      когда пассажир или член экипажа из-за травм не могут передвигаться самостоятельно;
д)      когда местность открытая.
Если решено остаться на месте, КВС обязан:
•      установить круглосуточное наблюдение за воздухом и за местностью с целью своевременного обнаружения поисково-спасательных групп и принятия мер для привлечения их внимания;
•      организовать уход за раненым или больным;
•      взять на учёт имеющиеся запасы воды и пищи, установить нормы расхода, учёт снаряжения;
•      организовать сооружение укрытия;
•      организовать добычу пищи: сбор грибов, кореньев и ягод, заняться охотой и рыбалкой, ловлей лягушек, ящериц, червей;
•      выполнять мероприятия, предупреждающие заболевания и отравления.
3.      Решение покинуть место принимается в следующих случаях:
а)      если известно местонахождение, расстояние и направление до населённого пункта, дороги или жилья и при этом все могут передвигаться самостоятельно;
б)      если условия местности не позволяют обнаружить место аварии поисково-спасательными группами;
в)      если в течение трёх суток вас не обнаружили;
г)      если оставаться небезопасно: стихийное бедствие, наводнение, пожар, оказались на воде, происходит разлом льда.
Приняв решение двигаться, КВС обязан:
•      распределить обязанности;
•      определить маршрут движения, нанести его на карту;
•      отобрать и подготовить имущество и снаряжение, которое необходимо для существования в безлюдной местности;
•      подготовить средства сигнализации и связи для немедленного их использования;
•      подготовить пострадавшего для переноски;
•      распределить продовольствие и воду;
•      установить нормы расхода;
•      оставить на месте происшествия записку: время ухода, маршрут, состояние здоровья;
•      на месте происшествия обозначить направление движения видимой с воздуха стрелкой из камней или останков СВС.

С уважением
 

fan444

Авиация это моя жизнь
Откуда
коломна
Хочется добавить  в  Ваш  список НАЗ  топорик  , длинную  прочную  веревку  50  м, набор  спичек/охотничьи/,плед, набор  сухого  спирта, кружку  железную, ложку, нож складной.Всё  это  хранится  отдельном  прочном  кейсе, желательно  ярко окрашенном.Иногда для  плавучести  его  обшивают  пенопластом.
Присутствовал  несколько  раз  при  спасении  пострадавших  и катастрофах  и  редко  когда  это  происходило  в  равнине, как  правило  лес, болото  , река  и  пострадавшие  по  суткам  сидели  замерзшие/даже  летом/.Ну , про  аптечку  вообще  не  напоминаю  она  должна  быть  обязательно.. ;)
  Кстати  от  места  падения/приземления/  ЛА  советую  первое  время никуда  не  отлучаться, это заметно  сократит  поиск.
 

leksey

Член команды
Хочется добавить  в  Ваш  список НАЗ  топорик  , длинную  прочную  веревку  50  м, набор  спичек/охотничьи/,плед, набор  сухого  спирта, кружку  железную, ложку, нож складной.Всё  это  хранится  отдельном  прочном  кейсе, желательно  ярко окрашенном.Иногда для  плавучести  его  обшивают  пенопластом.
Присутствовал  несколько  раз  при  спасении  пострадавших  и катастрофах  и  редко  когда  это  происходило  в  равнине, как  правило  лес, болото  , река  и  пострадавшие  по  суткам  сидели  замерзшие/даже  летом/.Ну , про  аптечку  вообще  не  напоминаю  она  должна  быть  обязательно.В  ней  в  обязательном порядке  должен  быть  промидол. ;)
  Кстати  от  места  падения/приземления/  ЛА  советую  первое  время никуда  не  отлучаться, это заметно  сократит  поиск.
Вы реально имеете промедол на борту ВС? Это же наркотик. Сейчас Кеторолак то в аптеке не купить. А тут настоящий наркотик.
 

GALKA

"ОТ ВИНТО-ОВ!"
Кстати  от  места  падения/приземления/  ЛА  советую  первое  время никуда  не  отлучаться, это заметно  сократит  поиск.
2.      Решение оставаться на месте принимается в следующих случаях:
а)      когда сигнал «бедствие» передан кому-либо в воздухе или после приземления и он принят;
б)      если экипаж не смог определить своё местонахождение, местность незнакомая, труднопроходимая, болота, горы, лес;
в)      когда направление на ближайший населённый пункт и его удаление неизвестны;
г)      когда пассажир или член экипажа из-за травм не могут передвигаться самостоятельно;
д)      когда местность открытая.
3.      Решение покинуть место принимается в следующих случаях:
а)      если известно местонахождение, расстояние и направление до населённого пункта, дороги или жилья и при этом все могут передвигаться самостоятельно;
б)      если условия местности не позволяют обнаружить место аварии поисково-спасательными группами;
в)      если в течение трёх суток вас не обнаружили;
г)      если оставаться небезопасно: стихийное бедствие, наводнение, пожар, оказались на воде, происходит разлом льда.
Придумал не я. Это прописано в "Руководство по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации (РПАСОП ГА-91)" -- документе, обязательном к изучению в том числе и "Программами подготовки  пилотов СВС".
 

fan444

Авиация это моя жизнь
Откуда
коломна
leksey  да, отстал  от  жизни  пардон.В  Армии  у  нас  у  всех  в  НАЗе  была  оранжевая  коробочка  с этим  веществом, при  ранении  очень  полезна  была.Что  касается  всего , что  назвал  было  на  бортах  всегда, летал  по  большей  части  над  лесистой  и  пересеченной  местностью, командиры  просто  убивали  нас  если  этого  не  было.  В  жарких  районах  вода  была  тоже  в обязательном  порядке.
 

Miklash

Дело надо делать хорошо, плохо само получится
Много лет назад мы тут обсуждали НАЗ. Товарищи выкладывали сканы руководства, лежащего  в советских НАЗах. Это самая полезная вещь. Я читал её в захлёб в своё время. Кто то сравнивал то руководство с инструкциями для пионЭров, но тем не менее я бы рекомендовал всем иметь то самое руководство "по выживанию" в самолёте.
ПоищИте тут на форуме, лет 7-8  назад тема обсуждалась.

На Спруре есть интересные вещи по теме выживания. Как то по приколу покупал брикеты концентрированной еды на 3 дня, ничего не весящее одеяло и многое другое.
 

Ходжа

Pigs fly.
"Нужно думать, как сушить обувь и внутренний сапожок.   Либо использовать только натуральные ботинки (валенки, унты)".

Если обувь типа "Баффинов", или альпинистского двойного вибрама, то есть резиновая, пластиковая,  или кожаная "калоша" и "внутренник" или "унтёнок", тогда так:

на ночь унтята вынимаются из калоши, с них отряхивается влага, и унтята кидаются в спальник, в ноги. Калошу (сапог) так же обтереть изнутри от влаги (или вытряхнуть из неё лёд) и уложить под спальник - или под голову, или под ноги.

А если обувь кожаная, то только так:
Тридцать лет назад, когда начинал ходить в горы, ходили в кожаных ботинках ВГ (высокогорные), которые рано или поздно промокали, как их ни мажь. Поэтому, для того чтобы наутро иметь возможность одеть ботинки на восхождение, эти "вэгэшки" (да, да, холодные и мокрые) нужно было кинуть себе в ноги в спальник. Иначе они за ночь на морозе становились колом и одеть их без травматизма было нельзя. Сначала очень кисло, затем привыкаешь, но зато наутро ты вовремя обут в условно сухие и условно мягкие ботинки и не задерживаешь группу, что немаловажно, поскольку ситуации бывали и такие, что нужно было валить вниз, и время шло на минуты.

Поэтому правило должно быть насчёт обуви - ни в коем случае обувь из палатки или из спальника не выставлять.

Когда работал в геологии, почерпнул ещё небольшой глоток вселенской мудрости на эту тему, а именно:
простая солдатская алюминиевая фляжка в родном брезентовом чехле, или просто в рукавице, наполненная горячим чаем или просто кипятком, брошенная на ночь в спальник в ноги, позволяет смотреть в будущее с оптимизмом. Помогает быстрее просушить болтающиеся в том же спальнике ботинки и ноги, а так же избавляет от необходимости топить снег для утреннего чая.
 

fan444

Авиация это моя жизнь
Откуда
коломна
Хорошо  когда  стресс  миновал  и чай  отличный  способ  согреться.  Помню  летал  на  эвакуацию  гражданского  Ми-2  упавшего  с  золотом  и  тремя  пассажирами, машину  искали  6  часов  по  трассе окрашенная  желтым  цветом, но  влетевшая  почти  вертикально  в  сосновый  бор  была  засыпана  напрочь, ребята  там  так  околели  ,  что  когда их  лебедкой  вытаскивали  спасатель  не  мог  их  просто  разогнуть, еще  бы  час  другой  и  амба.  Стресс  на  базе  был  у  них  адский, в  тепле  проспали  12 часов , а  проснувшись  не  помнили ,  что  с  ними  произошло, вот  как  бывает.  Только  когда  медики их  забрали  немного  пришли  в  себя  и  главное  про  золото  почти  никто и  не  вспоминал, все  радовались  жизни. ;)
 
Вверх