Указатель скольжения и скорости на самолётах (вопрос)

wilderwind

Я люблю строить самолеты!
Приветствую летунов и причастных!  ::)

У меня тут возник чисто теоретический дилетантский вопрос.
11 февраля в Подмосковье разбился Ан-148. Как показал анализ бортовых самописцев, произошло обмерзание датчиков воздушной скорости. Обсуждать действия экипажа мы сейчас не будем, а вопрос вот какой:

Почему на воздушные суда не ставят какой-нибудь аналог указателя скольжения, как это делают практически на всех планерах? Та самая ниточка на фонаре кабины, отлично видимая изнутри пилотом, и на которую можно просто взглянуть при отказе аппаратуры.

Можно ведь сделать не просто банальную нитку (да её и сдует на крейсерской скорости), а высокотехнологичный композитный стержень, который бы отклонялся на определённый угол, чем и показывал бы скорость и направление потока относительно самолёта.
И даже при отказе всяких хитрых датчиков такое решение позволило бы за пару секунд простым взглядом понять, что происходит снаружи.

Очень упрощённо изложил, конечно, но суть понятна, я думаю: сделать визуальный ориентир, не завязанный на электронику. Во всяком случае, он не заменит приборы, а дополнит их и поможет не потерять контроль над управлением в экстремальных случаях  :~~)
 

Алексей SPB

Хочешь сделать хорошо - сделай это сам! (c)
Откуда
Питер
Какая ниточка?
Какой стержень?
Вы из какого века пишите?
Уже давно изобрели GPS который прекрасно показывает путевую скорость при отказе барометрических приборов.

Путевая само собой может несколько отличаться от воздушной, но это не принципиально на скоростях 500км/ч и выше.
 
V

vbufhm

Мозолю глаза начальству:
- Выпустите!
- Туман, не видишь, что ли?
- Ну и что? Подумаешь, костры
разожжете.
- Ладно, не зуди! Москву
запросили, ждем разрешения.
Пришел ответ: "Разрешаем".
И я полетел. А что для меня
нового? Ничего. Только то, что
шторки свои секретные не
натягивал. Развернулся в тумане,
взял курс и поставил машину в
набор высоты. Стекла тут же
мазнуло ледком. Лезем вверх.
Ледок все толще. Ничего,
пробьемся! Прибор указателя
скорости уже начал чудить.
Заледенел: скорость падает,
падает. Смотрю на ПК -
нормально, никакой реакции,
значит, скорость нормальная.
Вариометр показывает
устойчивый набор высоты. Пять
тысяч метров. Скорость на
приборе 140 километров час.
Критическая скорость. Если бы
была фактически такая, мы
ввалились бы в штопор.
Бортмеханик, наверное, копался с
рацией и ничего не видел, а тут
взглянул на прибор - ой, мама! - и
закричал тревожно:
- Скорость! Скорость!
А я этой реакции ждал и
потому спокойно:
- Леша, Леша, без паники,
трубка "пито" замерзла.
Бондаренко сконфуженно:
- А-а-а…


Это середина 30 годов пошлого века.  Романтика Неба.  Тихомолов
 

wilderwind

Я люблю строить самолеты!
Так соль как раз в том, чтобы уйти от электроники. GPS, допустим, тоже показывает что-то невразумительное. Ну, коротнуло где-то, нет на борту больше электричества, гидроприводы пока ещё работают от движков, и прочие критические системы чудом питаются от ВСУ.
Управление сохранено, но все экранчики померли, авиагоризонт отключен - как понять, в каком режиме судно, какова скорость? Наливать воды в стакан для понимания положения относительно поверхности планеты, как сделали когда-то на Ту-154 наши героические пилоты?
Нужен индикатор для быстрого и точного ориентирования в воздушном потоке, не зависящий от электричества.
 

zlobolet

Хочу летать на планерах!
Остаются только вариометр (но он тоже запитан на статику от ПВД),компас и шарик.А обледенелый стержень тоже ничего не покажет.
 

fan444

Авиация это моя жизнь
Откуда
коломна
В таких  ситуациях  главное  это  сохранить самообладание, очень  сложно  это  особенно  в  СМУ.Всякие  простые  приспособы  примерзают  к  бортам  это  для  wilderwind, машина  при  обледенении  покрывается  ледяной  коркой  и  если  происходит  отказ  обогрева-  то  тут верить  авиагоризонту  и пилотировать по дублирующим  приборам.  Кстати  при  обучении  моем ещё  с лейтенантских  пор  в  СМУ нам закрывали  буквально  все  под  шторкой   и  по  положению авиагоризонта  держали  скорость  и профиль полета, обороты  по  температуре  газов.Никаких  GPS  только  секундомер  и  стрелка  АРК. При  этом часто сперва  хотелось  сдернуть  всё  это  нафиг, психануть, но  потом  ничего  привык,успокоился и  как эти  проверки  вошли  в норму  так  сам  частенько в  ПМУ  закрывался и  это мне потом  сильно  помогло.  Так ,что всё  зависит от  натренированности , слетанности экипажа, а  эти  приблуды  чепуха. ;)
 

asz

Я люблю летать и самолеты!
Безусловно, натренированность при полете по дублирующим приборам имеет большое значение при отказов пилотажно навигационного оборудования. Но, самое главное, возникающие отказы не всегда проявляют себя так, как оно происходит при тренировках. К примеру, при отключении АГД инструктором в горизонтальном полете, он сразу же заваливается и летчик его моментально исключает из внимания, переходя на ЭУП,ДА-200 и т.д, в зависимости от типа. При настоящем отказе АГД постепенно, плавно начинает "заваливаться" и пилот за это время, может попасть в непонятное положение, продолжая пилотировать по нему. Так же и со скоростью, в большинстве случаев, вначале плавное нарастание ошибок показаний приборов, потом полный отказ. За это время, на одиночном самолете можно, ситуацию легко довести до критической, особенно при дефиците высоты...
С точки зрения безопасности, при отказе ПНП, современные самолеты имеют дублирующие приборы, системы питания, только пользоваться ими и эксплуатировать надо уметь. Мелочей в авиации нет.
 

fan444

Авиация это моя жизнь
Откуда
коломна
В  большой  Авиации  резервные  приборы  как  правило  запитаны  от резервного  источника  не  зависимого  от  основного  и  работают  автономно, в  малой  Авиации мой  совет  просто  не  создавать  себе  проблем и  не  лезть  в усложненные  МУ, а  если  попали во  фронт , то  развернуться    или  обойти  его  , а  при  невозможности  произвести  посадку.  Все  эти  ленточки  и  шарики хороши  в солнечную погоду , когда  тепло  и  ветра  почти  нет. ;D
 

soldier

Самодельная авиация.
Управление сохранено, но все экранчики померли, авиагоризонт отключен - как понять, в каком режиме судно, какова скорость? Наливать воды в стакан для понимания положения относительно поверхности планеты, как сделали когда-то на Ту-154 наши героические пилоты?
КВС того ТУ-154 тогда пробивал облачность вслепую,благо,что она была короткой говорил он в интервью.Интервью есть в сети. Заход   ес-но был визуальный,другого просто быть не могло.Стакан с водой это из серии,красиво не соврать,истории не рассказать.Бортовую сеть тогда вывел из строя БИ. Расследования не было потому,что экипаж сразу наградили и не пострадал никто.   
 

maverick07

Ушел со Службы, строю...
Топик в топку! По-моему, только кухарки ещё не поучаствовали в оценке катастрофы и не дали советов, по их предупреждению. Отправил жалобу модерам на сие испражнение!!!
 

Alex_520

Сменил аватарку - ушёл в малую авиацию
Какая ниточка?
Какой стержень?
Вы из какого века пишите?
Уже давно изобрели GPS который прекрасно показывает путевую скорость при отказе барометрических приборов.

Путевая само собой может несколько отличаться от воздушной, но это не принципиально на скоростях 500км/ч и выше.
В Одессе бы на ТАКИЕ слова сказали: "Не делайте нам СМЕШНО..."

Просто поинтересуйтесь у тех, кто летал или ещё летает на скоростях более 500 км/час. Они Вас засмеют....

Просто для понимания: на том же АН-26 на эшелоне 6000 м воздушная скорость по прибору 310 км/час (по которой пилот пилотирует самолёт). А по GPS-ке в это время показания порядка 430 - 450 км/час (в ШТИЛЬ!).
А если ветер попутный (порядка 80 - 100 км/час на этой высоте), то путевая скорость (которую GPS-ка показывает) будет 510 - 550 км/час. А если встречный - то путевая скорость будет 330 - 370 км/час.

По какой же скорости ты пилотировать самолёт будешь, а: по ВОЗДУШНОЙ (310 км/час) или же по ПУТЕВОЙ (550 км/час или же 330 км/час)?
;D ;D ;D :eek: ::) :STUPID
 

Alex_520

Сменил аватарку - ушёл в малую авиацию
если  ты знаешь про разницу,то почему не пилотировать на безрыбье?
Пилотирование самолёта (как и воздушная навигация, кстати) - дело КОМПЛЕКСНОЕ. То есть пилотировать самолёт по одному единственному прибору - заведомо самом себе рыть могилку. Как там у Бомарше: "Обжора роет себе могилу собственными зубами.."?

Пилотирование идёт в КОМПЛЕКСЕ. При котором помимо показаний УС пилотом оцениваются и другие параметры полёта (угол атаки, тангаж самолёта, режим работы двигателя, высота полёта, температура воздуха за бортом и пр. и пр. и пр.).

Собери всё это "в кучку" и отказ одного прибора не приведёт к катастрофе.

Кстати, на бомбёрах дальней авиации времён Второй Мировой войны оборудования бортового было вдвое меньше, чем на современном самолёте первоначального обучения. И ведь летали и ночами, и в облаках, и без GPS-ки навигацию вели по счислению и пр. и пр. Просто потому, что их учили в те времена хорошо. Будешь учиться - будешь жить! Не будешь учиться - о тебе вскоре будут лишь вспоминать родственники, выпивая по 100 граммов без чоканья рюмками...
 

maverick07

Ушел со Службы, строю...

helipilot

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Борисполь
Алекс,НПЛом и НЛкой меня не запугаешь. ;D  С неснятым чехлом на ПВД-летал но правда визуально......с нулевым указателем скорости летал-но на тренажере и по GPS  и почему-то первая  мысля была про обогрев ПВД и это было задолго до известных событий .  и это...кто хочет попробовать на FSX есть такое задание  на Бароне и в Альпах по-моему.Кстати  тесть покойній подарил ветрочет 1942 года выпуска,так что и ветрочетов не боюсь ;D
 
Вверх