Цельнометаллический планер НР-14Т - этапы большого пути

По просьбам телезрителей, так сказать.  :)

Уже несколько раз меня просили осветить мой процесс постройки из набора американского цельнометаллического планера НР-14Т (читается Эйч Пи 14 Ти).

Автором этого планера является известный американский планерист Дик Скридэр (Dick Schreder). Планеризм всегда был эксклюзивным и очень дорогим видом спорта и далеко не все энтузиасты парения могли себе позволить роскошь купить собственный планер, особенно с приличными летными характеристиками, чтобы иметь возможность участвовать в соревнованиях.

Дик Скридер, в прошлом участник Второй Мировой войны и летавший на самолетах на охоту за немецкими подводными лодками, решил создать такой планер в виде набора для самостоятельной постройки. За время своей деятельности конструктора планеров он создал целую линейку планеров для домашней постройки и у последних моделей аэродинамическое качество было под 40. Речь идет о середине 60-х и начале 70-х годов и тогда это было очень серьезно, особенно для самодельного планера.

Вот наиболее известные из них:

HP-11, HP-14 и HP-14T, RS-15, HP-16, HP-18

Дик сам соревновался на своих планерах и был чемпионом страны. Умер он в 2004 году, если мне не изменяет память, а я приобрел начатый набор в 2005 и, к сожалению, не успел встретиться и пообщаться с ним.
 

Вложения

В 2004 году, уже закончив свою парапланерную карьеру, я решил свой теоретический интерес к авиации превести в практическое русло. С подачи моего друга-земляка я закончил школу наземной подготовки на частного пилота самолета. Мой друг уже имел лицензию частного пилота планера и как-то прокатил меня на планере. К тому времени у меня уже была идея построить сверхлегкий мотопланер и даже были кое-какие наработки.

После полета с моим другом мне пришла мысль, а почему бы мне не построить полноразмерный мотопланер. Я погряз в интернете и вскоре понял, что самым быстрым вариантом будет конвертация какого-нибудь уже готового дизайна, вместо того, чтобы разрабатывать его с нуля и я принялся за поиск. Основным условием было то, что планер должен иметь достаточный запас по прочности, чтобы было возможно воткнуть в него двигатель.

После недолгих поисков за прототип был взят НР-14. Этот планер, поскольку он был предназначен для домашней постройки, имел избыточную прочность в расчете на ошибки и не очень качественную работу при любительской постройке. Мне попадалась информация, что после независимого пересчета прочности посторонним инженером, исходя из толщин применяемых материалов, оказалось, что расчетные перегрузки оказались равными 12g. Меня это устраивало и я принялся за поиск планера.
 

Вложения

henryk

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Krakow
к сожалению, не успел встретиться и пообщаться с ним. 
-подобно и я не успел встретиться с Витольдом Каспером,
который дожил своих дней в Краковев в 94-м году (в нищете и забвении!)

http://www.reaa.ru/yabbfiles/Attachments/01_11_026.jpg
 
Практически все планера серии НР имели V-образный хвост, это была своего рода торговая марка. Исключением были НР-14Т и НР-16, которые имели Т-образный хвост. Индекс "Т" в названии у НР-14Т как раз и обозначал Т-образный хвост. Я не был поклонником V-образных хвостов и сосредоточил свой поиск на НР-14Т.
 

Вложения

И вот в начале 2005 года мне попалось объявление о продаже недостроенного НР-14Т в штате Коннектикут. После общения и небольшого торга мы назначили день встречи. Это был март месяц. Я заказал самый большой грузовик в компании для переезда из Коннектикута в Северную Каролину и купил себе билет на самолет в одну сторону.

Меня встретили отец с сыном на джипе Чероки, но когда я протянул руку, чтобы открыть багажник и положить туда мой чемодан отец сказал: "Ой-ой-ой! Не открывай! Положи чемодан на заднее сиденье." Удивившись, я последовал его указаниям, открыл заднюю дверцу и положил чемодан на сиденье. Бросив взгляд назад за сиденье я понял, почему он это сказал - весь багажник до уровня спинки задних сидений был забит мусором! Пакеты, банки, бутылки, все было навалено там горой.

Выехав из аэропорта они предложили мне заехать куда-нибудь позавтракать и я согласился. Заехав в какую-то забегаловку они купили себе чего-то, засунули все это в пакет и пошли обратно в машину. Я последовал их примеру и купил себе сэндвич и банку колы. Жевали мы все это на ходу и по ходу дела они бросали обертки, салфетки и банки через плечо в багажник. Так вот оно как у них тут принято в Коннектикуте! Это же сколько недель надо жрать и ездить с этим говном в мшине, чтобы там набралась такая куча?!

По пути мы заехали в компанию для переезда и я забрал там грузовик. Мне за него зарядили ровно в два раза больше, чем было указано в контракте. На мои возмущенные вопросы был дан простой ответ: "А у нас цены вчера изменились. Не нравится - не бери!". Поняв, что тут я ничего не добьюсь я дал им свою кредитку, логично рассудив, что имея контракт я по возвращении просто позвоню в кредитное агенство и отменю платеж. Пусть потом они за мной побегают. В общем, Коннектикут мне сильно не понравился.

Приехав к ним домой я осмотрел товар. Я был уже третьим собственником этого набора. Вот несколько мелких фоток из объявлений. Первая это от самого первого владельца.
 

Вложения

Осмотрев все мы занялись погрузкой. Проблема была в том, что даже в самый большой грузовик, который можно было арендовать, консоли не влазили. Мне пришлось подвязать дверь, чтобы она оставалась в открытом состоянии.

Обратите внимание на количество чертежей у меня за спиной в коробке. Там есть рабочие чертежи на все детали и узлы, включая сварные. Там было все, что нужно для постройки планера даже без набора, просто по чертежам.
 

Вложения

Загрузившись я тут же выехал обратно. Дорога домой была ужасной. Через пару часов я въехал в погодный фронт и ехал в нем всю ночь весь обледеневший, периодически останавливаясь, чтобы отбить лед с фар. Такое погодное явление здесь называют ледовым штормом. Я выехал из него только за час до дома и провел в дороге 15 часов.
 

Вложения

Загрузившись я тут же выехал обратно. Дорога домой была ужасной. Через пару часов я въехал в погодный фронт и ехал в нем всю ночь весь обледеневший, периодически останавливаясь, чтобы отбить лед с фар. Такое погодное явление здесь называют ледовым штормом. Я выехал из него только за час до дома и провел в дороге 15 часов.
 

Вложения

При осмотре грузовика после прибытия мне показалось подозрительным, что щель под дверью, которую я оставлял привязав дверь, была меньше, чем я ее оставлял. Оказалось, что ручка на двери, за которую я привязал веревку, оторвалась на кочке с одной стороны и дверь опустилась ниже. После снятия упаковки с консолей я с огорчением обнаружил, что одна полка лонжерона и стенка под ней погнулись.
 

Вложения

Но на этом неприятности не закончились. Вымотаный я решил пойти поспать и разгрузить грузовик попозже. Проходя мимо моей машины я обратил внимание на то, что большая обледеневшая ветка над ней очень сильно нагнулась. Решив, что солнце уже взошло и через пару часов все растает я пошел спать.

Когда же я вышел через несколько часов на улицу эта ветка лежала на проломленом лобовике моей машины...

Расстроившись еще больше я пошел разгружать грузовик.

Белый налет на крыле это засохший клей от защитной пленки, которая уже отвалилась за все эти годы. Набор был изготовлен в 1974 году.
 

Вложения

Поскольку крылья не влазили не только в грузовик, но и в мой гараж мне нужно было что-то придумать. Я вышел из положения построив из подручных материалов пристройку к гаражу.
 

Вложения

Что успею выложу сегодня - завтра у меня планерные полеты, оказывается.  :) А послезавтра мы на Sun and Fun улетаем на пару дней.  ;)

Так что елсли что, то закончу по возвращении.
 
После завершения всех организационных мероприятий, приобретения инструментов и нивелировки стапеля начался собственно сам процес строительства.

Поскольку дело это было для меня новым, то процесс шел медленно. В ходе работ были выявлены косяки от предыдущих строителей, от папы с сыном. Как я теперь понял у них не очень получалось и они сдались и продали набор.

Начал я с выправления полки и стенки лонжерона. Со слесарными работами я очень хорошо знаком.
 

Вложения

Теперь надо было поднять стенку. Тут пришлось повозиться, но в результате после покрытия грунтом непосвященному человеку обнаружить место ремонта было невозможно.
 

Вложения

Вверх