YaBB - Yet another Bulletin Board
   YaBB - Yet another Bulletin Board  



Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация
 

  ГлавнаяСправкаПоискВходРегистрация Закладки  
 
Подготовка Д16Т перед склейкой. (Прочитано 1350 раз)
bifurkas
Full Member
****
Вне Форума


Я люблю строить самолеты!

Сообщений: 201
Н.Новгород
Пол: male
Подготовка Д16Т перед склейкой.
21.05.18 :: 20:08:35
 
Устал наступать на собственные грабли, спрошу совета у уважаемого Сообщества. Нужно склеить два листа Д16Т 0,5мм между собой при помощи клея Hysol EA9309.3NA. Подготовка поверхности, как я сам убедился, имеет здесь ключевое значение. Пробовал протравливать в хлорном железе, так-себе держит. Зачистка шкуркой "нулёвкой" даёт результат чуть лучше, но всё равно плохо. Чем грубее шкурка, тем лучше держит, но всё равно не оно. Без обработки поверхности чуть ли не под собственным весом всё отлетает. Перед склейкой разумеется всё обезжирено и просушено. Слышал, что делают ещё анодирование, но для моих изделий не вариант. У кого есть опыт склейки дюраля, дайте совет, плиз!
Наверх
 
 
IP записан
 
леха (magnum)
Старейший участник
*****
Вне Форума


АЭРОПРАКТ-САМАРА<br>

Сообщений: 4425
Жуковский
Пол: male
Re: Подготовка Д16Т перед склейкой.
Ответ #1 - 21.05.18 :: 23:09:02
 
Слышал метод, наносят смолу и шкурят прям по смоле Ужас
Клей ВК-9.
А по осту анодировать надо и время после анодированния определенное.

https://cloud.mail.ru/public/3nv2/RHxysCY16
Наверх
 

Аэроклуб "Аэропракт" строим самолеты и летаем на них http://aeropract.club
WWW  
IP записан
 
5ZF
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 3378
США, Северная Каролина
Пол: male
Re: Подготовка Д16Т перед склейкой.
Ответ #2 - 22.05.18 :: 01:55:48
 
В наших краях пользуются вот такой химией. Ее нужно разводить в соотношении от 1:2 до 1:3 водой. Это состав сделан на основе фосфорной кислоты. Очистка считается качественной, если после смывки ее водой на поверхности алюминия остается ровная пленка воды. Если же вода держится пятнами или скатывается, то процесс нужно повторить.

Чистят детали методом погружения или наносят кистью, но нельзя чтобы состав высыхал. Выдерживают три минуты и потом смывают проточной водой или из шланга, если листы большие.
Наверх
 

Своя Любашка ближе к телу!
 
IP записан
 
Вячеслав Ш.
Senior Member
****
Вне Форума


Я люблю строить самолеты!

Сообщений: 369
белоярский хмао
Пол: male
Re: Подготовка Д16Т перед склейкой.
Ответ #3 - 22.05.18 :: 05:41:21
 
Я склеивал алюминий  клееем Оттокол . Перед склейкой немного прошлел мелким скотчбрайтом обезжиривал и клеил. Не отодрать .
Наверх
 
 
IP записан
 
Брюн
Senior Member
****
На Форуме


Просто люблю летать

Сообщений: 275
остров Quelquepart
Re: Подготовка Д16Т перед склейкой.
Ответ #4 - 22.05.18 :: 07:25:32
 
bifurkas писал(а) 21.05.18 :: 20:08:35:
У кого есть опыт склейки дюраля, дайте совет, плиз!


В идеале - следовать рекомендациям руководства по подготовке поверхности для клеев Hysol - http://www.loctite.ph/php/content_data/LT4536_TT_Aerospace_Surface_Preparation_G...

В упрощенном варианте - матирование поверхности скотч-брайтом, обезжиривание чем придется и промывка хромпиком (бихромат калия, доступен свободно, им в школьных химклассах пробирки моют) с последующей смывкой хромпика чистой водой. Клеили так обшивки лопастей ротора автожира, правда, не Хайсолом, а клеем 2216 компании 3М. Он считается послабее, чем Hysol, но тесты показали в результате 5.5 кг/кв.мм на отрыв.
Хотя... у нас обшивки были не из Д16Т, а из АД33 (6061-Т6). Насколько я помню, Д16Т перед склеиванием требует обязательного анодирования, т.к. чем не трави, без анода под клеевым слоем со временем он корродирует. Но анодировать лист толщиной 0.5 ... Что от него останется?
Наверх
 
 
IP записан
 
HAINOV
Старейший участник
*****
Вне Форума


Я люблю строить самолеты!

Сообщений: 582
Re: Подготовка Д16Т перед склейкой.
Ответ #5 - 23.05.18 :: 00:48:33
 
Не в авиации, правда, но для склейки алюминия использую совсем простой способ. Обезжирить, заматовать, и покрыть кислотным грунтом, например ВЛ-02 или аналогичным. На подготовленной таким образом поверхности отлично держатся как жесткие клеи, так и эластичные.

Наверх
 
 
IP записан
 
Renat
Старейший участник
*****
Вне Форума



Сообщений: 980
Дубна
Пол: male
Re: Подготовка Д16Т перед склейкой.
Ответ #6 - 23.05.18 :: 06:13:00
 
Вот несколько вариантов:
Наверх
 
 
IP записан
 
вадим r44
Senior Member
****
Вне Форума



Сообщений: 451
калининград
Пол: male
Re: Подготовка Д16Т перед склейкой.
Ответ #7 - 26.05.18 :: 16:57:58
 
Брюн писал(а) 22.05.18 :: 07:25:32:
bifurkas писал(а) 21.05.18 :: 20:08:35:
У кого есть опыт склейки дюраля, дайте совет, плиз!


В идеале - следовать рекомендациям руководства по подготовке поверхности для клеев Hysol - http://www.loctite.ph/php/content_data/LT4536_TT_Aerospace_Surface_Preparation_G...

В упрощенном варианте - матирование поверхности скотч-брайтом, обезжиривание чем придется и промывка хромпиком (бихромат калия, доступен свободно, им в школьных химклассах пробирки моют) с последующей смывкой хромпика чистой водой. Клеили так обшивки лопастей ротора автожира, правда, не Хайсолом, а клеем 2216 компании 3М. Он считается послабее, чем Hysol, но тесты показали в результате 5.5 кг/кв.мм на отрыв.
Хотя... у нас обшивки были не из Д16Т, а из АД33 (6061-Т6). Насколько я помню, Д16Т перед склеиванием требует обязательного анодирования, т.к. чем не трави, без анода под клеевым слоем со временем он корродирует. Но анодировать лист толщиной 0.5 ... Что от него останется?


Анодированный AL скотч-брайт почти не берёт.После промывки водой от хромпика нужно ацетоном проходить или сразу клеить можно ?
Наверх
 
 
IP записан
 
Брюн
Senior Member
****
На Форуме


Просто люблю летать

Сообщений: 275
остров Quelquepart
Re: Подготовка Д16Т перед склейкой.
Ответ #8 - 26.05.18 :: 17:06:00
 
После промывки водой только просушить и сразу клеить.
Наверх
 
 
IP записан
 
вадим r44
Senior Member
****
Вне Форума



Сообщений: 451
калининград
Пол: male
Re: Подготовка Д16Т перед склейкой.
Ответ #9 - 26.05.18 :: 17:26:25
 
Спасибо. Может подскажите как правильно приготовить хромпик?
Наверх
 
 
IP записан
 
m-Plastic
Full Member
****
Вне Форума


Я люблю строить самолеты!

Сообщений: 119
кемерово
Пол: male
Re: Подготовка Д16Т перед склейкой.
Ответ #10 - 27.05.18 :: 10:01:33
 
Можно подготовить поверхность при помощи средства для прочистки труб канализации, например "Крот". Продается в любом  в хозяйственном ...
Наверх
 
 
IP записан
 
вадим r44
Senior Member
****
Вне Форума



Сообщений: 451
калининград
Пол: male
Re: Подготовка Д16Т перед склейкой.
Ответ #11 - 27.05.18 :: 10:23:23
 
m-Plastic писал(а) 27.05.18 :: 10:01:33:
Можно подготовить поверхность при помощи средства для прочистки труб канализации, например "Крот". Продается в любом  в хозяйственном ...


Вы про склейку  д16 ?
Наверх
 
 
IP записан
 
m-Plastic
Full Member
****
Вне Форума


Я люблю строить самолеты!

Сообщений: 119
кемерово
Пол: male
Re: Подготовка Д16Т перед склейкой.
Ответ #12 - 27.05.18 :: 12:49:54
 
Да
Наверх
 
 
IP записан
 
Anatoliy.
Старейший участник
*****
На Форуме


Верной дорогой идете товарищи!!!

Сообщений: 3747
Севастополь
Пол: male
Re: Подготовка Д16Т перед склейкой.
Ответ #13 - 28.05.18 :: 08:14:38
 
вадим r44 писал(а) 26.05.18 :: 16:57:58:
После промывки водой от хромпика нужно ацетоном проходить или сразу клеить можно ? 


В своё время и меня интересовал вопрос склейки алюминиевых сплавов.
Закопавшись в этот вопрос и докопавшись до "дна" оказалось, что всё дело не в чистоте поверхности, а в силе сцепления окисной пленки с родным алюминиевым сплавом.
Вот это сцепление весьма слабое и поэтому стараются удалить этот окисный слой с поверхности.
Но все алюминиевые сплавы очень быстро покрываются этой окисной пленкой.
Поэтому следуем максимально сократить время между химобработкой и склеиванием.
Либо сразу без промедления после быстрой просушки клеить, либо так же без промедления покрывать поверхность защитным компаундом на который уже можно будет наносить клей.
В первом случае получается более прочное соединения так как толщина клея минимальная, а во втором случае склейка менее прочная из за наличия защитного компаунда, но тогда появляется резерв времени на проведение операции по склеиванию.
Поэтому следует особо обратить внимание на время от только что высушенной поверхности до нанесения клея.
А пленка на алюминиевых сплавах образуется практически мгновенно.
Сперва она тонюсенькая и дырявая, а потом она медленно "толстеет" и заращивает свои "дыры".
Наверх
 

Я не спеша проектирую конвертоплан "Эверест"

Католическая церковь только в конце 70-х годов прошлого века реабилитировала Галилея (1564 – 1642) , в 1992 году была официально признана ошибка инквизици
IP записан
 
леха (magnum)
Старейший участник
*****
Вне Форума


АЭРОПРАКТ-САМАРА<br>

Сообщений: 4425
Жуковский
Пол: male
Re: Подготовка Д16Т перед склейкой.
Ответ #14 - 28.05.18 :: 09:00:33
 
Anatoliy. писал(а) 28.05.18 :: 08:14:38:
А пленка на алюминиевых сплавах образуется практически мгновенно.
Сперва она тонюсенькая и дырявая, а потом она медленно "толстеет" и заращивает свои "дыры".


а если нанести клей, а потом по мокрому шкурануть, то пленка под слоем клея не образуется, а в клею будет немного алюм. пудры Подмигивание
Наверх
 

Аэроклуб "Аэропракт" строим самолеты и летаем на них http://aeropract.club
WWW  
IP записан
 
вадим r44
Senior Member
****
Вне Форума



Сообщений: 451
калининград
Пол: male
Re: Подготовка Д16Т перед склейкой.
Ответ #15 - 28.05.18 :: 09:00:49
 
А если д16  плактированный, нужно ли как то зачищать этот слой или его как раз только достаточно ацетоном пройти ? Ведь если этот слой обработать химией то его можно разрушить , а он и защищает от корозии . Кто что скажет по данному поводу?
Наверх
 
 
IP записан
 
Брюн
Senior Member
****
На Форуме


Просто люблю летать

Сообщений: 275
остров Quelquepart
Re: Подготовка Д16Т перед склейкой.
Ответ #16 - 28.05.18 :: 10:21:37
 
Плакировка - это тонкий слой чистого алюминия, защищающий от коррозии. Его сдирать или травить нет необходимости, только матовать и обезжиривать. Правда, по нынешним временам эта плакировка вполне может быть неполноценной, надо иметь уверенность, что она качественная. Мне попадались листы, по документам плакированные, а на самом деле там плакировкой вообще не пахло.
Наверх
 
 
IP записан
 
леха (magnum)
Старейший участник
*****
Вне Форума


АЭРОПРАКТ-САМАРА<br>

Сообщений: 4425
Жуковский
Пол: male
Re: Подготовка Д16Т перед склейкой.
Ответ #17 - 28.05.18 :: 10:27:51
 
вадим r44 писал(а) 28.05.18 :: 09:00:49:
А если д16  плактированный, нужно ли как то зачищать этот слой или его как раз только достаточно ацетоном пройти ? Ведь если этот слой обработать химией то его можно разрушить , а он и защищает от корозии . Кто что скажет по данному поводу?


И так и не так, на чистом алюминии пленка просто мгновенно образуется и защищает...

в общем склейка д16Т это сложная штука которая допускается на авиа заводах под суровым контролем.

что будет через 3..5..10 лет неизвестно.
И потом климатика, у клея разный коэффициент расширеня с металлом..
Наверх
 

Аэроклуб "Аэропракт" строим самолеты и летаем на них http://aeropract.club
WWW  
IP записан
 
Anatoliy.
Старейший участник
*****
На Форуме


Верной дорогой идете товарищи!!!

Сообщений: 3747
Севастополь
Пол: male
Re: Подготовка Д16Т перед склейкой.
Ответ #18 - 28.05.18 :: 10:54:10
 
вадим r44 писал(а) 28.05.18 :: 09:00:49:
А если д16плактированный, нужно ли как то зачищать этот слой или его как раз только достаточно ацетоном пройти ? 


Если Вы не поняли, что  не клей отдирается от верхнего слоя алюмосодержащего сплава, а сама окисная пленка отдирается от самого металла, то Вы можете хоть до посинения смывать и обезжиривать Д16. Всё равно это ничем не поможет залезть между металлом и окисной пленкой и увеличить силу сцепления.
Попробуйте поищите величину силы сцепления этой окисной пленки с Д16 и закладывайте её в расчеты если Вас удовлетворит такая сила склеенного соединения.
В таком случае можете хоть шкуркой, хоть бензином, хоть каким другим обезжиривателем проходиться хоть десять раз.
Наверх
 

Я не спеша проектирую конвертоплан "Эверест"

Католическая церковь только в конце 70-х годов прошлого века реабилитировала Галилея (1564 – 1642) , в 1992 году была официально признана ошибка инквизици
IP записан
 
вадим r44
Senior Member
****
Вне Форума



Сообщений: 451
калининград
Пол: male
Re: Подготовка Д16Т перед склейкой.
Ответ #19 - 28.05.18 :: 11:13:31
 
Как я понял плакируют AL именно для того что бы не образовывалась оксидная плёнка .Т.е. при склейки такого алюминия оксидной плёнки там быть не должно.
Наверх
 
 
IP записан
 
леха (magnum)
Старейший участник
*****
Вне Форума


АЭРОПРАКТ-САМАРА<br>

Сообщений: 4425
Жуковский
Пол: male
Re: Подготовка Д16Т перед склейкой.
Ответ #20 - 28.05.18 :: 11:45:16
 
вадим r44 писал(а) 28.05.18 :: 11:13:31:
Как я понял плакируют AL именно для того что бы не образовывалась оксидная плёнка .Т.е. при склейки такого алюминия оксидной плёнки там быть не должно.


не совсем
на чистом алюминии пленка образуется мгновенно, но он (чистый алюминий) не вступает в реакцию с этой пленкой, а д16Т вступает...
Наверх
 

Аэроклуб "Аэропракт" строим самолеты и летаем на них http://aeropract.club
WWW  
IP записан
 
Anatoliy.
Старейший участник
*****
На Форуме


Верной дорогой идете товарищи!!!

Сообщений: 3747
Севастополь
Пол: male
Re: Подготовка Д16Т перед склейкой.
Ответ #21 - 28.05.18 :: 15:12:37
 
леха (magnum) писал(а) 28.05.18 :: 11:45:16:
но он (чистый алюминий) не вступает в реакцию с этой пленкой, а д16Т вступает...

Сплав содержащий алюминий сам по себе, а оксидная пленка сама по себе и в реакцию между собой они ни коим образом не вступают.
Просто алюминий вступает в реакцию с кислородом образуя весьма твердую окись алюминия Al2O3.
Окислы металлов с самим родным металлом не могут вступать ни в какую химическую реакцию. С кислородом могут если сам металл имеет несколько состояний валентности типа железа.
Если этот окисел алюминия будет не в виде тонкой пленки а в виде куска без примесей, то такой окисел называют корундом. Если в этом окисле будут изредка попадаться атомы хрома, то он уже будет называться рубином, а другие добавки превратят этот окисел в изумруд.
Сами по себе и корунд, и рубин, и изумруд весьма твердые образования. Вот только эта корундовая пленка слабо соединена с алюминием.

Теперь о сплаве Д16.
В этом сплаве есть примеси других металлов.
С одной стороны эти примеси делают сплав более прочным, а с другой стороны они же делают сплав более подверженным коррозии. Окисная пленка не такая монолитная и сплошная как у чистого алюминия, но всё равно она хреново держится на сплаве Д16.
Потому то и защищают эти нечистые сплавы алюминия чистым алюминием (плакируют).

Клеить алюминиевые сплавы это похоже на клейку ржавых железяк между собой без удаления ржавчины.
Просто железяку можно отчистить от ржавчины и в сухом виде надолго сохранить от окисления.
А вот алюминий мгновенно прямо за шкуркой покрывается своей "ржавчиной".
Вот в чем состоит сложность клейки алюминия.
Наверх
 

Я не спеша проектирую конвертоплан "Эверест"

Католическая церковь только в конце 70-х годов прошлого века реабилитировала Галилея (1564 – 1642) , в 1992 году была официально признана ошибка инквизици
IP записан
 
АВИА
Новичок на форуме
*
Вне Форума


Я люблю строить самолеты!

Сообщений: 49
Re: Подготовка Д16Т перед склейкой.
Ответ #22 - 28.05.18 :: 15:35:49
 
Подготовка поверхности алюминиевых сплавов перед склейкой. ВИАМ

https://www.viam.ru/public/files/2005/2005-204455.pdf


Или тут курс лекций
https://studfiles.net/preview/3389101/page:21/



Как видим даже пескоструй +БФ2 показывает результаты лучше  чем оксидирование+ВК-27,
Наверх
 
 
IP записан