Финляндия-Швеция-Дания-Германия 2018

Lusi

Mooney Pilot
Я, Алла Березовая. Уже пять лет я являюсь частным пилотом. Я стала пилотом не случайно. В 2014 году я закончила Калифорнийскую летную академию. Спустя год я стала членом Ассоциации пилотов Аляски. В прошлом году на собственном самолете перелетела через Атлантический океан. Я действительный член Российского географического общества. Я летала на отдаленные острова в Тихом океане, летала на Аляске, перелетела через всю Америку, Канаду, Гренландию.
Я не выбирала авиацию. Это она выбрала меня!

Здравствуйте уважаемые пилоты! Надеюсь, что Вы ещё не успели нас забыть ! Мы продолжаем осваивать Европу . Если Вы читали мои Заметки про перелёт через Северную Атлантику, то помните, что мы оставили самолёт на зимнее хранение в Финляндии , в аэропорту Лаппеенранта 20 августа 2017 года.
Ну вот наконец то и настал тот счастливый момент, когда все подготовительные работы завершены и настало время выгулять самолёт и провести ему очередную годовую инспекцию . Поскольку самолёт наш имеет Американскую регистрацию , то все не совсем просто в этом плане . Интернет нам был в помощь. Мне необходимо было найти сервисный центр по обслуживанию самолетов Mooney, который бы имел допуск на обслуживание самолетов с N регистрацией . И такой сервисный центр нашёлся .

Находится он с Германии в аэропорту Аллендорф (Эдер), федеральная земля Гессен.
[ch8232]ACG Air-Craft GmbH
Otto-Lilienthal-Str. 1
35108 Allendorf/Eder
Germany
Tel: +49 (0)6452/9316872
Fax:  +49 (0)6452/9316148
Email: info@air-craft.biz
Web : www.air-craft.biz

Вот туда и решено было лететь.

Естественно, сначала я  написала им о своём намерении и получила утвердительный ответ о том, что они готовы нас принять . Нам назначили дату 13-15 июня.

Итак, наш перелёт состоялся в июне 2018 года по маршруту Финляндия- Швеция-Дания- Германия, а как это было читайте ниже.
 

Lusi

Mooney Pilot
Мы живем в Мирном - это Якутия и для того, чтобы попасть в Финляндию мы полетели в Санкт- Петербург, сели там на скоростной поезд «Аллегро» и уже через два часа были в Финляндии . Прямо на вокзале нас уже ждал автомобиль-такси .

На сайте TaxiMoment.com, где я заказывала такси был обещан русско-говорящий водитель и фиксированная сумма к оплате в 50 евро.
(Фиксированные тарифы:
Vainikkala – Lappeenranta 50 €[ch8232]
Nuijamaa – Lappeenranta 50 €[ch8232]
Lappeenranta – Helsinki 400 €
[ch8232]Lappeenranta – Rauha/Imatra 60 €[ch8232]
Vainikkala – Rauha/Imatra 100 €[ch8232]
Rauha/Imatra – Helsinki 420 €)

Однако водитель (а это была женщина) не говорила не только на русском, а даже и на английском, но при этом попыталась взять с нас сумму большую, чем на сайте. Однако после недолгих переговоров,   звонка, вероятно боссу, все встало на свои места. Мы расплатились картой Visa и пошли устраиваться с отель Scandic Patria (Замечательный отель в самом центре города, отличные завтраки, гостеприимный персонал)

На утро нам предстояло встретиться с заждавшимся нас самолетом. Проснувшись утром и плотно позавтракав, мы взяли в отеле бесплатно предоставленные велосипеды и поехали на аэродром.
Было воскресенье и народ на аэродроме был. Местные ребята из аэроклуба помогли нам выкатить самолёт из ангара.

Конечно же решили первым делом проверить его работоспособность, и тут нас постигло глубокое разочарование.

Включив Master switch, я не обнаружила в самолете ни каких признаков жизни. Самолет не отозвался, не замигал радостно огнями, он молчал и грустил. Примерно догадываясь в чем дело, снимаем капот и одного взгляда на безобразно распухший аккумулятор с выпирающими во все стороны стенками было достаточно чтобы понять - у нас проблемы. Мы совершили большую ошибку, когда оставляли самолёт на зимнее хранение, не сняли батарею и не убрали ее в тёплое место. Конечно тогда, сразу после перелета через Атлантику времени у нас было мало, мы спешили домой, и вот сейчас пожинали плоды своей беспечности. Аккумулятор нужно было менять на новый – длительная стоянка сделала свое неблагодарное дело.

Мысль заработала с бешеной скоростью. Где быстро купить новую батарею?

Мы помчались обратно с отель, ведь там был очень хороший интернет.

Нужно было срочно найти и заказать батарею именно такую, какая была в нас в самолете . На аккумуляторе написан номер запчасти, этим я и руководствовалась .
Ещё летая в Америке, я знала , что есть очень хороший интернет магазин, где можно купить любые детали и запасные части для самолетов. Aircraft Spruce. Есть подобный и в Европе .

Aircraft Spruce Europe- https://www.aircraftspruce.eu

Туда и обратила свой взор. Быстро нашла нужную нам батарею, ввела адрес доставки аэроклуб Лаппеенранта, оплатила картой Visa и осталось только ждать экспресс доставку.
Звонить в Германию в воскресенье было абсолютно бесполезно. Они не работают, мы решили провести время наслаждаясь красотами окрестностей Лаппеенранта . Благо у нас были велосипеды .

В понедельник утром позвонив в Германию я выяснила, что экспресс доставка до Финляндии займёт примерно три дня. Нам отправили трекинг номер нашего заказа , где было сказано, что доставят в среду вечером. На том мы успокоились и стали просто ждать и приводить самолет в порядок
 

Вложения

Lusi

Mooney Pilot
Сделаю небольшое лирическое отступление от полетов.

В прошлом году на сайте Ассоциации экспериментальной авиации мы познакомились с членами клуба в Лаппеенранта и вот встретились в живую.

Замечательные люди Сергей Порохов и Timo Julku.  Хотелось бы выразить им огромную благодарность за помощь и поддержку . Они провели с нами несколько дней на аэродроме, помогали всем, чем могли.
Мы в очередной раз убедились, что мир не без добрых людей
 

Вложения

Lusi

Mooney Pilot
Когда мы наконец получили посылку из Германии, они помогли установит батарею в самолёт, мы выполнили тестовый полет с Эдуардом, потом еще один с Сергеем. Убедилась что с самолетом все в порядке, мы сможем лететь по маршруту
 

Вложения

Lusi

Mooney Pilot
Еще одно  отступление

В феврале этого года я была в Америке с целью получить заветные записи в Log Book – Flight Review (обязанность пилотов иметь каждые 2 года)  и  Instrument Prof Check

Почему Америка и Сан Диего? Все просто, конечно можно было это сделать и в Европе, но в Америке быстрее и дешевле.

Много писать не буду, процедура обычная, ничего особенно сложного из себя не представляет.

Мой инструктор Jim MacKey честно провел один час ground и мы выполнили с ним тестовый полет на его Пайпере. Он радостно сказал: - Ну вот очередное флайт ревью ты получила.

Потом был еще полет на IPC.

И у меня осталось еще несколько дней на то, чтобы просто полетать по знакомым мне местам , съездить в Лас Вегас на Hi Helli Expo 2018, встретиться там с владельцем Tartle Pac из Автралии, у которого мы покупали дополнительный топливный бак, купить Дрон DJI Mavic Pro и благополучно вернуться в Россию, чтобы продолжить подготовку к нашему перелету.


Обновила все базы в GPS и Flight bags Rocket Route , Foreflight. Оформила страховку на самолёт , заранее продумала наш маршрут.
 

Вложения

Lusi

Mooney Pilot
13 июня 2018. Тестовые полеты в Lappeenranta после зимней стоянки.


[media]http://youtu.be/hnqXxon_HHI[/media]

[media]http://youtu.be/MS0JatGi11Y[/media]

[media]http://youtu.be/muYuT44jGyQ[/media]


[media]http://youtu.be/9le1wY5FjdA[/media]
 
Мы помчались обратно с отель, ведь там был очень хороший интернет.
     В Финляндии рекомендую приобрести sim-карту хотя бы оператора DNA. Стоимость 10 евро. Ежедневное списание 82 цента при практически неограниченном количестве звонков по Финляндии и скоростным практически безлимитным Интернетом. Когда заканчивается 10 евро, следующее минимальное пополнение тоже на 10 евро. Дешевле, чем ездить на такси.
 

Lusi

Mooney Pilot
Спасибо большое, Arhivarius  за очень ценное дополнение. Да, конечно это можно сделать.

У нас был подключен пакет "Забугорище" по цене 320 рублей в сутки как раз для поездок за границу

Но если есть возможность воспользоваться WiFi, мы это делаем.

К тому же у нас были велосипеды.

Такси мы воспользовались дважды, первый раз, когда приехали на станцию Вайниккала (там пограничный контроль) и нам необходимо было доехать до Лаппеенранта -50 евро и второй раз, когда улетали и нужно было доехать от отеля до аэропорта-12.7 евро. В остальное время мы спокойно ездили на велосипедах. Городок то небольшой.
 

Вложения

Lusi

Mooney Pilot
14 июня 2018 года

Лаппеенранта (Финляндия) - Эребру (Швеция).

14 июня 2018 года
аэропорт Лаппеенранта
Завтрак в отеле, такси до аэропорта 12,7 EUR

Залили 116л в основные баки и 24 литра в дополнительный. Стоимость топлива 3,36
Итого заплатили 470,40 EUR
Терминал стационарный , который стоял на заправочной станции почему то не принял нашу карту Visa.
Сделали несколько попыток оплатить, следуя инструкции на терминале, но он все время выдавал ошибку. Пришлось звонить по телефону, который нам дали накануне Shell 0406802716 и просить, чтобы нам помогли с оплатой. Приехал заправщик, привез маленький терминал и все получилось.
Заправив полные баки, уложив сумки, пошли подавать флайт план в пассажирский терминал, там есть WiFi. С помощью Rocket Route сделать это не сложно. Спустя минуту приходит полный брифинг на электронную почту, который можно распечатать или загрузить информацию в Ipad.

Распечатать было негде, да и не зачем. Я загрузила всю необходимую информацию в Rocket Route, запрашивать запуск двигателей не требуется, поэтому запустив двигатели, провели полную проверку по чек листу, получили информацию о погоде  ATIS, связалась с вышкой и запросила IFR clearance. Вышка подтвердила наш маршрут и мы запросили движение на взлет. Рулежек в Лаппееранте нет, поэтому выехав на взлетную полосу приходится рулить к старту непосредственно по полосе.

Наш первый пункт назначения аэропорт Эребру (Швеция).

Аэропорт Эребру находится в 10 километрах к юго-западу от Эребру, это 23-й крупнейший пассажирский аэропорт в Швеции и 4-й по величине грузовой аэропорт .
Почему именно Эребру?
В прошлом году мы уже приземлялись там, нам понравилось. Хорошая полоса, удобная заправка, рядом находится аэроклуб, всегда можно сходить и воспользоваться WiFi, компьютером и туалетом.
Там очень приветливые и доброжелательные люди.

Перелет проходил через зоны международных аэропортов Хельсинки и Стокгольма. Очень большой трафик, напряженная работа с диспетчером. Пассажирские самолеты сверху, снизу, сбоку, заходящие на посадку. Из-за слишком плотного трафика в районе Стокгольма, нам немного изменили маршрут в обход загруженной зоны аэропорта. Интересное ощущение когда твой курс пересекает огромный пассажирский самолет. Другой летит прямо тебе навстречу только немного выше, еще один ниже.  Все время приходится крутить головой , не смотря на то, что мы летим по IFR и под управлением диспетчера.

ROUTE
DCT ARLOM Y359 VEPIN P606 EVIRO N872 RUNGA DCT TORVA

FLIGHT LEVEL  100
AIRSPEED  237kts
EET
02:05 HH:MM

RULES/TYPE
IFR / G - General


DISTANCE  412.5 NM
FLIGHT TIME   02 HR 05

EFLP
   METAR 14-Jun-2018 09:50 UTC
Report is fully automated, with no human intervention or oversight
Wind: True direction = 180 degrees, Speed: 5 knots
CAVOK conditions: Visibility 10 km or more, no cloud below 5.000
feet or below the MSA (whichever is greater), no cumulonimbus, and
no significant weather fenomena in the aerodrome or its vicinity
Temperature: 19 degrees Celsius; Dewpoint: 04 degrees Celsius
Pressure: 1013 hPa
TAF NOT AVAILABLE FOR EFLP. PROVIDED AS ALTERNATIVE
REPORT UNAVAILABLE


ESOE
METAR 14-Jun-2018 09:50 UTC
Wind: True direction = 200 degrees, Speed: 13 knots
Visibility: 10 km or more
Clouds: Broken sky at 3300 feet above aerodrome level
Temperature: 17 degrees Celsius; Dewpoint: 09 degrees Celsius
Pressure: 1009 hPa
TAF NOT AVAILABLE FOR ESOE. PROVIDED AS ALTERNATIVE
REPORT UNAVAILABLE


TAXI FUEL [GAL] 6
DESTINATION FUEL 25
DESTINATION
CONTINGENCY FUEL [3%]
1
RESERVE FUEL [GAL] 8
HOLDING FUEL [GAL] 6
TOTAL FUEL REQUIRED  45


[media]http://youtu.be/ZIeNIXiJlNA[/media]
 

Вложения

Lusi

Mooney Pilot
Но вот наконец на горизонте показался Эребру.


При получении команды от диспетчера снижаться до 4000 футов, первым делом включила обогрев карбюратора.
Но, видимо сделать это следовало немного раньше, поскольку лед в карбюраторе все же образовался и при снижении оборотов двигателя он начал работать неустойчиво и с перерывами, Его мощность значительно снизилась и самолет стал терять высоту.  Mooney N6928V , « unable to maintain altitude!» Тут же доложила диспетчеру и начала присматривать возможную площадку для экстренной посадки в случае остановке двигателя. Диспетчер тут же уточнила: - декларируем ли мы аварийную ситуацию?  Однако хоть мощность двигателя и не хватало для полета на заданном эшелоне и работал он неустойчиво, самолет понемногу перестал снижаться . На запрос диспетчера я сказала, что пока нет такой необходимости. Тут же последовала следующая команда снижаться до 2000 и т. д. И мы оказались вторые на посадку. Благополучно приземлившись в аэропорту Эребро, вытерли пот и поехали к заправке.
 

Lusi

Mooney Pilot
ВОТ КАК ЭТА СИТУАЦИЯ ВЫГЛЯДЕЛА ГЛАЗАМИ ЭДУАРДА, КОТОРЫЙ, КАК ВСЕГДА, ОЧЕНЬ ХУДОЖЕСТВЕННО ОПИСЫВАЕТ ЕЕ.
ТАК СКАЗАТЬ, ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ


ДЕРЖИТЕСЬ. БУДЕТ СТРАШНО!
Что делать, если вы оказались в безнадёжной ситуации? Порадуйтесь тому, что жизнь до сих пор была к вам добра. В случае, если жизнь не была к вам добра - радуйтесь, что скоро вы от неё отделаетесь.
————————————-
Сегодня почему-то сильно волнуемся. Но вида друг-другу не показываем. Знаем: "дадим по газам" - земля останется позади и все земное волнение как рукой снимет. 
А перелёт у нас сегодня долгий: нужно будет вылететь из Лаппееранты (Финляндия), пересечь воздушную зону аэропорта Хельсинки, выйти на побережье Балтийского моря, пересечь его в районе Адаманских островов, пройти предельно загруженный аэропорт Стокгольма и приземлиться в международном аэропорту Эребру (Швеция). Почти тысяча километров расстояния .
А тут ещё сильный встречный ветер  прямо на запланированной высоте полёта.
Сомнений много: как нас встретят в незнакомых аэропортах? Как поведет себя самолет? Сумеем ли справиться с тем, что сами себе напланировали?
Конечно, Европа - это не Атлантика. Здесь и аэродромов поболее и диспетчерское покрытие есть везде. Но все время не покидает тревожная мысль - мы иностранцы. Везде ли нас примут, как отнесутся, не «отфутболят» ли в какое-нибудь иное место от греха подальше? Европейская толерантность штука тонкая и не всегда предсказуемая, особенно для русского человека. Потому и волнение.
Полдень. Дует сильнейший ветер. Для взлёта это нам только на руку. Взлетать всегда лучше при встречном ветре. А вот потом...
Капитан запустила двигатель, воздушный винт резво закрутился, разрубая воздух с характерным звуком. Диспетчер дал разрешение на вылет. Mooney начал разгон. Закрылки хватанули встречный ветер, капитан аккуратно потянула штурвал на себя. Самолет оторвался от взлетной полосы и устремился вверх, понемногу набирая высоту с каждой секундой.
Сам почти пятичасовой перелёт напоминал американские горки: «Муни», я не вижу Вашу высоту, «Муни» отверните вправо, прямо на Вас идёт пассажирский самолёт; «Муни», из-за плотного трафика мы не можем пропустить Вас на зоной Стокгольма. Будете ее обходить. И так далее.
Наконец на горизонте показался аэропорт Эребру и мы начинаем готовиться к посадке.
Диспетчер ровным спокойным голосом даёт указания: курс, высота, направление захода. Говорит, что в районе аэродрома сильная облачность.
Плавно снижаемся до высоты 4000 футов и попадаем в «молоко», сплошную облачность. Крупные капли дождя на лобовом стекле тут же превращаются в лёд. Знакомая и очень неприятная картина. 
Спустя несколько минут, хотя взгляду еще ничего не было заметно, каким-то шестым чувством начали ощущать изменение обстановки. Самолет чуть вздрогнул, нервная дрожь передалась кончикам пальцев , и в гудение мотора вплелась новая, необычная и тревожная нотка.
- Слушай, что за черт? Такого никогда не было! 
- Пока не знаю.
Еще через несколько секунд в гул мотора вплетаются едва слышные хлопки. Самолет начинает нервно вздрагивать. 
Это уже не турбулентность. Здесь что-то гораздо хуже.
Практически одновременно, торопливо переводим взгляд со счетчика оборотов на показатели температуры и давления масла. Стрелки, до того безмятежно дремавшие у заветных делений, вдруг трепетно шевельнулись, вздрогнули и понемногу расползлись в разные стороны.
Бросаем взгляд на тахометр. Обороты двигателя упали до тысячи пятьсот. Командир максимально двигает вперед сектор газа. Мотор «чихает», вздрагивает, рывком тянет самолет, но слава Богу не замолкает. Скорость не растёт, обороты не увеличиваются.
У нас проблема и похоже очень серьезная.
Лихорадочно пытаемся понять причину. Раз двигатель «чихает» и работает не ритмично ясно, что в него не поступает достаточного количества топлива. Из-за этого мощность мотора упала ниже критического уровня и двигатель просто не может тянуть самолёт. 
Смотрим на датчик давления топливного насоса. Его показатели приближается к максимально высокой отметке. Значит насос в порядке, он пытается подавать топливо, а оно в двигатель не поступает.
Но почему? 
Засориться карбюратор не мог. Здесь в Европе топливо заливается настоящее, кондиционное.
Сейчас лето. Пусть сырое, холодное, дождливое, но лето. Стоп! Самая вероятная причина - обледенение карбюратора! Страшные последствия сочетания минусовых температур и высокой влажности. Из-за того, что образовавшийся лёд забивает форсунки, топливо перестаёт поступать в двигатель и он останавливается. Попытки завести мотор как правило ни к чему не приводят и трагический финал неизбежен. Именно по такой причине чаще всего и происходят падения маленьких самолетов. 
Хорошо если так! А если нет? Но раздумывать некогда.
Докладываемся диспетчеру о проблеме. Говорим, что пока не заявляем аварийную ситуацию, надеемся, что справимся сами.
Сейчас остаётся только ждать. Кажется, что время застыло. В таких условиях секунды – они длинными кажутся.
Самолёт продолжает медленно терять высоту. Страшное это ощущение – понимать и чувствовать неповиновение машины.
Реально видим, что если остановка двигателя все-таки произойдёт, то до аэродрома не дотянем и придётся идти на вынужденную посадку, с самыми непредсказуемыми последствиями. Начинаем выглядывать «подходящий» для аварийной посадки участок, да только что ты увидишь среди лесов и озёр.
Затягиваем максимально привязные ремни, понимаем, что потом можем просто не успеть. Удерживаем самолёт в горизонтальном полёте. Пока это не трудно, он ещё слушается руля высоты. Распределяем обязанности: капитан управляет самолётом и ведет радиообмен, я слежу за двигателем и говорю ей о всех изменениях в показаниях приборов.
Стараемся держась себя в руках. Страх и паника - две разные вещи. Страх - помогает выжить, паника - верная смерть.
Но не все так плохо! Задрожала и поползла вниз стрелка давления топливного насоса. Чуть-чуть увеличились обороты двигателя. Хотя скорость не возрасла и высота не увеличилась, но сам звук мотора стал более ровным. А это значит, что появилась надежда на благополучный исход:
Если будет ...
Если случится ...
Если появиться ...
Если - это хорошее слово. Правда, если это «если» случится.
Ещё через несколько минут двигатель стал постепенно приходить в норму. Самолёт перестал снижаться, увеличилась скорость, все стрелки вернулись в исходное положение. 
Докладываем диспетчеру, что проблема ликвидирована и у нас на борту все в порядке. Он никак не реагирует на это и равнодушно отвечает, что в очереди на посадку мы вторые и сначала должны пропустить пассажирский «Боинг». 
Все это уже пустяки. Капитан бережно доводит гуденье мотора до той ноты, которая ее успокаивает. Еще через несколько минут совершаем посадку в международном аэропорту Эребру.
Самолет катится по взлётной полосе, «мотор рокочет веселым громом». 
Где-то недалеко сверкают молнии, и мне кажется, что их высокое напряжение стекает у меня по позвоночнику и зудит в где-то там в пояснице.
Если бы не холодный пот на лбу, никогда бы не поверил, что было так страшно
 

Lusi

Mooney Pilot
ТЕПЕРЬ ПРОДОЛЖАЮ УЖЕ Я.

Доехав до заправочной станции мы быстро поняли, что с оплатой снова происходит та же ситуация, что и в Лаппеенранте. Автомат категорически не принимал нашу карту Visa. На двери небольшой каморки рядом висел номер телефона заправщиков, по которому снова пришлось звонить и просить помощи. Приехал какой-то дядька, я ему объяснила ситуацию и попросила привезти маленький терминал для оплаты. Он выпучил глаза и сказал, что не знает, что это такое и сейчас пригласит работника, который «точно все знает», т.к. гораздо дольше здесь работает.
А пока они будут заправлять огромные грузовые самолеты и нам придется немного подождать.
Конечно мы подождем.
Как будто у нас есть выбор.

Следом за нами приземлился еще один небольшой самолет и они подъехали прямо к нам. Спросили, что за проблемы были с двигателем. Я им объяснила, что скорее всего Carb Icing. Они сказал понятно, тоже несколько раз такое было.

Потом пилот представился  - Steve Holm, инструктор по высшему пилотажу в местном аэроклубе. Steve любезно предложил подвезти нас до отеля , в город и сказал, что поскольку мы гости клуба, нам не придется платить за посадку в аэропорту Эребро 40 евро. Что конечно же не могло нас не радовать.

Заправив в конце концов самолет, залили очередные 156 литров, Заплатили 3822 шведских крон, что в рублях получилось 28756,64 рубля. Мы поехали устраиваться в отель и немного погулять по центру города.
 

Вложения

Lusi

Mooney Pilot
Скриншоты из Rocket Route
И немного видео "Пролетая над Стокгольмом"

[media]http://youtu.be/AVML4DA2Q8Q[/media]

[media]http://youtu.be/5Ig-hZFUKf4[/media]


[media]http://youtu.be/yTGCSKbzbew[/media]
 

Вложения

Вверх