Музей немецкого планеризма Вассеркуппе

albert

Я люблю строить самолеты!
В июле был в Европе, и удалось осуществить давно задуманный "налет на Швейнфурт". Конкретно - посетить "змеиное логово люфтваффе" :), место, где зарождался планерный спорт.

В музее два корпуса, и они сами по себе интересны: свободнопролетные ангары из деревянных конструкций.
В первом - экспонаты до 1941 г. Реплика планера Лилиенталя:

Рядом - реплика планера F.S.V X студентов Дармштадта.
 

albert

Я люблю строить самолеты!
В 20-х гг. в Вассеркуппе стали проводить слеты планеристов.
14-летний Петер Ридель собрал планер из реек и бумаги, но к полетам его не допустили: опасались поломки. В 1974 г., уже будучи именитым пилотом, Ридель воссоздал планер и облетал его на буксире за автомобилем. Все прошло без происшествий.
Некоторое время планер находился в зале аэропорта Франкфурт. В 1985  г. во время теракта со взрывом аппарат сильно пострадал,  но к 2004 г. его собрали заново, а в 2017 он попал в музей.
Riedel PR II




 

albert

Я люблю строить самолеты!
FVA 1 "Schwatze D[ch252]vel" (1920)


«Черный дьявол», он же FVA 2 «Синяя мышка» (по цветам ткани-обшивки) – творение студентов из Аахена.
Конструкция весила всего 62 кг. Для того времени, на фоне вездесущих бипланов, он был весьма продвинутым аппаратом. В музее крутят хронику, где он уверенно висит над склоном.

Конечно, это реплика.


 

albert

Я люблю строить самолеты!
«Вампир»  -Ганновер, 1921.
Один из первых образцов с однолонжеронным крылом с работающим D-образным кессоном.


 

albert

Я люблю строить самолеты!
F.S.3 (1923) – планер с оригинальной системой управления: две ручки от метел и поворотные законцовки крыла (вместо элеронов, видно на фото в посте 2).


Создатель Фердинанд Шульц получил отказ на слете (опасались недостаточной прочности), но не успокоился, и позже выполнил перелет вдоль береговой линии длиной 50 км.
 

albert

Я люблю строить самолеты!
Raketen-Ente - «Ракетная утка» Липпиша (1928).

Первый пилотируемый ракетный самолет. Совершил один успешный полет, во втором один из двух твердотопливных двигателей взорвался, самолет сгорел после посадки.
 

albert

Я люблю строить самолеты!
Дальше - сплошные "шедевры деревянного зодчества".
«Мустерле» - Дармштадт, 1929.

Кабина по моде того времени- лишь с минимальными отверстиями для обзора. А каково было пилоту «Фафнира»!
 

albert

Я люблю строить самолеты!
P.S. Пока не забыл, про "налет на Швейнфурт".
Во второй мировой войне для летчиков 8-й воздушной армии США налет на Швейнфурт был чем-то вроде наказания. Союзное командование носилось с идеей разбомбить в Германии все заводы по выпуску шарикоподшипников (тогда немцы остались бы без моторов и многого другого). Но и немцы понимали важность, и хорошо прикрывали заводы в Швейнфурте. Потери были большими.

В музее висит восстановленный планер, на носу которого "памятка" от реставраторов с подшипниками:
 

albert

Я люблю строить самолеты!
Липпиш «Фальке», 1930.
Профессор Липпиш много работал над бесхвостой схемой.
Стараясь увеличить устойчивость, крыло от его бесхвостки установили на обычный фюзеляж. Планер получился неплохим.
 

albert

Я люблю строить самолеты!
Конец 30-х гг. – расцвет планеризма в Германии. DFS «Вайе» - выпускался и до, и после войны (более 400 экз.).
 

albert

Я люблю строить самолеты!
Я еще только начал.

Был момент, когда планерный спорт хотели включить в программу Олимпийских игр. Отсюда второе название планера "Майзе" - "Олимпия". В зале стоит его препарированный фюзеляж, и я просто выложу побольше с целью ознакомления с технологией. (Жаль, фотохранилище сильно ужало фотки).










 

albert

Я люблю строить самолеты!
В другом зале есть пара стендов с образцами технологий. Не заснял таблички, потом с трудом вычислил, что это крыло от австрийского Хюттер H 17.
 

albert

Я люблю строить самолеты!
Та же история с фюзеляжем - определил, что от Кайзер Ka 3.

Вот сам планер:

Хороший образец стальной сварной фермы. Варили их тогда газовой сваркой.



А здесь виден ролик тросовой проводки:


Интересная особенность - на ферме установлены деревянные стрингеры, чтобы облагородить поперечное сечение (без них фюзеляж был бы треугольным). Нечто подобное я видел в Мюнхене (Обершляйсхайм) на Фэрчайлд "Форвардер" - там поверх стальной фермы была деревянная рама для полотняной обтяжки.


 

Sychev Aleksei (Еропланов)

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Аналогичные стрингеры были на первых ЯК-12 с М-11. Очень интересно. Моя мечта попасть туда :). Ещё немного истории с Фердинандом Шульцем (фото выше). Это немецкий планерист, пилотом воевалв 1ю мировую. Он знаменит своими полётами над дюнами Куршского залива (сейчас Калининградская область). Там он ставил многочасовые рекорды полёта на представленном на Вашем фото планёре. Он был одним из планеристов, которые приезжали в Крым на гору Клементьева в 20е годы.
На моих фото представлен макет планера Шульца и его самодельный прибор, которые находятся в музее Куршской косы.
 

Вложения

albert

Я люблю строить самолеты!
Такую смешанную конструкцию имел, например, учебный планер Рааб "Доппельрааб", 1953 г. (небольшой и дешевый).


Фюзеляж был "обжат", инструктор, скрючившись, сидел позади курсанта. А вот двойного управления не было: инструктор просто через плечо курсанта дотягивался до ручки управления.

На базе этого планера было сделано несколько мотоконверсий, в т.ч. одноместный "Мотор-Рааб" (1970).


 

Sychev Aleksei (Еропланов)

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
О фердинанде Шульце была выпущена вот такая книга (перевод с немецкого). Памятник установленный на Куршской Косе, Калининградская область.
 

Вложения

albert

Я люблю строить самолеты!
Хольфельдер «Грайф-1», 1953.
Один из первых алюминиевых планеров.
 

albert

Я люблю строить самолеты!
Планер HKS-1,  1953.

Он деревянный и вроде не особо примечателен. Но присмотритесь: на крыле не видно ни элеронов, ни закрылков. Секрет в отклоняемой задней кромке. Чтобы не портить профиль, не было и интерцепторов. Вместо них - тормозной парашют. Всего построили два планера, второй (одноместный HKS-3) - в Немецком музее в Мюнхене.
 
Вверх