"Зачем самолету стетоскоп?" (авиац. археология-4)

albert

Я люблю строить самолеты!
В продолжение темы по музею немецкого планеризма (http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1535463991). Затарился там вот этой книгой:

С переводом было непросто, порой хотелось биться головой о клавиатуру. То и дело компьютерные переводчики подкидывали перлы вроде «Abkippung  - убийство кинжалом в затылок» (на самом деле речь идет о резком клевке самолета вниз). А догадаться, что сложное слово с корнями «шишка» и «безопасность» - это запас прочности по потере устойчивости…
В музее находится бывшая летающая лаборатория на базе планера «Краних 3».

И вот чем на ней занимались.
В 50-60 гг. началось активное применение на планерах ламинарных профилей.
Найти аэродинамическую трубу с невозмущенным потоком – задача почти нереальная, и в ряде стран (и в СССР) применяли планера с установленным фрагментом крыла.

Одна из задач – найти место на профиле, где ламинарный поток переходит в турбулентный (и сравнить с расчетным). И вот здесь оказался незаменимым медицинский стетоскоп.

Испытатель при помощи штанги двигал по профилю зонд – трубочку с отверстием и слушал. Где турбулентность – там шум, ламинарное обтекание – тихо.
Именно таким образом обнаружили явление, очень вредное для ламинарных профилей – присоединенные «срывные пузыри».

Физика явления такова: при приближении к задней кромке давление потока растет, и возможно перетекание газа в пограничном слое вперед. Образуется «пузырь», работающий как неровность профиля со всеми вытекающими последствиями (увеличение сопротивления и т.п.). На планере SB 7 (1962 г.)  поначалу хотели применить профиль с предыдущего SB 6, но обнаружив явление, обратились к разработчику профилей профессору Эпплеру. Тот незамедлительно прислал распечатку с координатами нового профиля – но толщина уменьшилась с 14-18% до 12%. Это вызвало целый ряд последствий, но о них – в следующем выпуске.
Чтобы закончить тему о лаборатории «Краних 3», осталось рассказать о
«Стеклянном органе».
В те времена портативных компьютеров не было, и весьма крутым прибором был трехшлейфовый самописец. Но снять с его помощью распределение давления по профилю невозможно, и приходилось использовать стеклянные трубочки-манометры с жидкостью. В полете их просто снимали фотоаппаратом.

Для получения подробной картинки испытуемую плоскость нашпиговали 100 измерителями давления. Стеклянные трубочки-индикаторы разместили на боковой поверхности концевой шайбы. (Такая методика понадобилась при отработке SB 11 с выдвижным закрылком).

После съемки в полете получалась подобная картинка:
 

ikono

Летающий строитель
Если будут проблемы с переводом - спрашивайте. Я понимаю технический авиационный текст на 100 %.
 
Вверх