Комплексные решения (гировертикаль, анаэробные приборы, TAWS , и т.д). на базе решений с открытым исходным кодом

bez_bashni

Я люблю строить самолеты!
Вступление.

Вновь озадачился авионикой в свое летающее хозяйство. Внезапно оказалось, что в текущих реалиях - при полетах в условиях отсутствия GPS, карета стремительно превращается в тыкву : многочисленные устройства , типа Dynon D2 , которые сожно было воткнуть в пилотажник на перегонку , без коррекции от GPS работают 1 минуту. Та-же участь постигла iLevil , который я воткнул себе в самолет , хотя к нему помимо этого были вопросы - затыкался на перегрузках и при резкой перекладке. Решил разобраться в ситуации и понял, что со всеми бюджетными (и не очень) системами на рынке решительно все не так.

Внезапно пришлось вспомнить, что у современных AHRS систем на чипах из магазина, которые рассчитывают крен и тангаж имеется лютый дрейф, зависящий от температуры. Чтобы систему привести в норму -нужно к чему-то привязыватся . Обычно это трек GPS - беретутся его прошлые кусочки -смотрится с учетом траектории рассчетное направление перегрузки и под это подгоняется надир виртуального авиагоризонта. В дронах баз GPS - это направление вектора G с акселерометра-работает достаточно хреново
.... Видна тупая работа фильра Калмана - который задействован по очевидным причинам .


Из доступных решений - вернуться назад и задействовать существующую гировертикаль ВС - однако все доступные советские гировертикали работаю с сельсинами , которые требуют 3 фазы переменного тока , сигнал с которых плохо оцифровывается, но при этом хорошо работет с аналоговыми сельсиновыми приборами даже в условиях ядерного аппокалипсиса. Сконструированы они достаточно специфически - нахаляву что -то из этого семейства цифровизировать, поменяв сельсины на энодеры не получется.

Из годных цифровых AHRS советского времени - лазерные гироскопы Раменского приборостроительного завода , которые дожны были привести БЧ баллистических ракет СССР куда надо - и ,походу , современных тодже. Купить такое изделие даже/особенно сейчас решительно невозможно. А так как ничего бюджетно-тематического отечественная промышленность не выпускает , то возможно лишь опираться на решения , основанные на китайской матчасти с алиэкспресса.

По очевидным причинам , логично выбирать решения с открытым исходным кодом - т.к. от производителей авионоки из самой летающей страны теперь можно ожидать, помимно анонсированной отмены поддержки, то, что авиагоризонт над 1/6 частью суши начнет чудить в инструментальных условиях или зенит с надиром путать.
У отечественных производитей гражданской недорогой авионики рынка нет - любое издеие может лишится поддержки по причине ухода в мир иной производителя....

..продолжение следует..
 

bez_bashni

Я люблю строить самолеты!
Из сборок, содержащих необходимый набор датчиков , и имеющий открытый исходный код доступны дроновые контроллеры Ardupilot , Pixhawk и betaflight.
Ко всем 3 семействам можно прицепить дифф барометрический датчик с трубкой пито ,задействуя его, как датчик скорости.
 

bez_bashni

Я люблю строить самолеты!
При этом мимо меня прошел мимо реальный прорыв производителей самоделной авионики из США. Энтузиастами был 'отреверсинжинирен' и изучен протокол gdl 90 . Появилось изделие Stratux с открытым исходным кодом Stratux ADS-B | Stratux ADS-B - DIY/Low-cost Portable ADS-B - rasberry pi3 c воткнутым USB tv-tuner'ом, настроенным на прием ADSB и чипом ahrs -а .т.к. протокол тот-же, что и у 'фирменных' изделий , типа Stratus 3 и т.п. - то оно оказалось поддерживаемым большинством приложений с тем-же функционалом.
В результате теперь самодеьный stratux вполне полноценно уже официально поддерживается garmin pilot'ом , который задает тон в синтетическом зрении и кучей других подобных приложений , из которых я выделяю horizon , как наиболее технически грамотно сделанный..

Потратив пару вечеров, я написал конвертер протокола из ardupilot в gdl90- и эти -же приложения его прекрасно видят. Garmin пилот подтормаживает- но он и с родным железом так-же работает.


Но пока это та-же тыква , без gps авиагоризонт на самолете в оригинальной версии stratux работать не сможет , хотя есть примеры подобных изделий , где оно работает при наличии воздушной скорости и магнетометра без GPS
 

bez_bashni

Я люблю строить самолеты!
Со стороны приложения -рисовалки синтетического зрения , авиагоризонта и карты пока затык в плане наличия годных оных с открытым исходным кодом.
Авиагоризонт с картой высот и эрзац taws-ом но без синт зрения есть с исходниками -зовется kwik efis.

Пока видится следующий путь - в качетве датчиков использовать контроллер дрона с хорошими чипами imu и и барометром (китайцы на кучу betaflight контроллеров поставили брак) . На контроллере рассчитывать помимо жпс координаты по инерциалке , корректируясь по воздушной скорости и G - т.е. по рассчетной траектории координированного поворота, если G>1 . При пропаже/spoofинге GPS скармливать планшетам с нав. программами вместо координат GPS координа с инерциалки.
В качестве головного устройсва, где рисуется авиагоризон и основные показатели иметь линукс-устройство (планшет на x86 , автомобилный комп, расберри pi c экраном)
 
Последнее редактирование:

Scorpion-delta

Рожденный летать ползает стоя!
Со стороны приложения -рисовалки синтетического зрения , авиагоризонта и карты пока затык в плане наличия годных оных с открытым исходным кодом.
Авиагоризонт с картой высот и эрзац taws-ом но без синт зрения есть

1715281561217.png


В качестве головного устройсва, где рисуется авиагоризон и основные показатели иметь линукс-устройство (планшет на x86 , автомобилный комп, расберри pi c экраном)
 

bez_bashni

Я люблю строить самолеты!
Спасибо - попробую собрать из приложенных исходников.

Из дисплейных решений набрел на интересное

kivic_in_flight.jpg



К "бюджетным" HUD ам , как на авто и впихиванию их в самолет я отношусь прохладно - в автоHudах фокусная дистанция проекции - метр от капота - для авиации нужно на сотню метров прицел /HUD оптически отодвигать. Но и это можно решить.

Рассматривал очки -
- думал прикрутить к ЗШ -приобрел и испытал--картинку они дают очень качественную за свои 300$ - однако коллиматоры сильно темнят и искажают поле зрения - изделие прекрано подойдет для тепловизора и т.п. - но авионику на него проецировать чревато.
 
Вверх