Перелёт Краснодар - Юца. Сказка на ночь.

Ходжа

Pigs fly.
Эпиграф: Давно это было. Так давно, что не охуеть бы  вам, минуты в года складываючи.
Евгений Шестаков.

Ай, не потешить-ли вас сказочкой?
А сказка-то чудесная.
Сказ про то, как свиньи летают, крылами солнце закрыв.
 

Вложения

  • 5,4 КБ Просмотры: 92

Ходжа

Pigs fly.
Ай-да и задумал один  крылья отрастить. А был он упёртый, что твой бульдозер, и если в его буйну головушку Мысль приходила, то, не найдя там другой компании, ей там оставаться и приходилось. И думал он её, и думал, как за мир боролся, пока не додумывал до того состояния, что нематериальная, с точки зрения марксизма Мысль обрастала мясом и костями превращалась в Жизнь, по всем законам эзотерики.
В общем, отставим ветхозаветную хрень в стиле Бояна из Слова о полку Игореве, и перейдём на общепонятный современный суржик. Ну, кое-где, правда, будем и по фене ботать.
Давным-давно, начав учиться летать на колхозных Ротаксах, и приобретя себе по молодому недомыслию и не очень излишнему на момент покупки материальному состоянию личный дельталёт МД-20 с двигателем РМЗ-640 Буран Авиа крылом  М17, хлебнув лиха и углубленного изучения матчасти после разных небольших, но окончившихся благополучно для личного состава ЛП (лётных происшествий), я понял, что надо заводить себе Свинью-Копилку на новый аппарат.
Потому как за три года до самостоятельного вылета, четыре года обучения  и неполных 25 часов общего (с инструктором и без) налёта  повидать успел всякого: и разрушение конструкции телеги в воздухе, и частичный отказ двигателя на взлёте на малой высоте  без возможности сесть перед собой, и полёт с неуправляемым крылом с нарушенной геометрией, и капотирование на посадке с оверкилем, в связи с попаданием в кротовую яму на ВПП, и ещё один переворот через крыло на посадке в связи с складыванием в одну сторону сразу нескольких факторов: недоработанный носовой узел и вилка телеги, угол наклона двигателя, направленный излишне вниз,  в сочетании с боковым уклоном ВПП, резким порывом ветра сбоку у земли и дурной привычки после отдачи ручки на касании поджимать её к пузу на пробеге. Короче, теперь я знаю, как болит сломанное крыло, умею немножко штопать паруса, менять магдино, ремни и подшипники на вентиляторах и редукторах, заставлять работать тахометр «Таховар»,  настраивать карбюратор К65 Ж, варить носовые узлы и многие другие кунстштюки умею в плане слегка  послесарить, попортняжить и поинженерить. А ведь хотелось-то летать…
В общем, скоро сказка сказывается, да не скоро Свинья-Копилка салом обрастает. Тем не менее, раскормив Свинью до нужной толщины жировой прослойки и попутно доведя телегу своего Бурана до состояния, близкого к идеальному, начал я подыскивать себе Аппарат. А учитывая свою многоопытность в делах житейских и малоопытность в делах авиционных, я решил, что без опытного Наставника такой гешефт, как приобретение правильных Крыльев мне в одиночку не провернуть.
Поэтому, исполнив ритуальный поклон с ударом правого кулака в левую ладонь с волшебным словом «Ос, Сэнсей» я спросил одного знакомого своего  Кошака с очень наглой мордой:
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
«Ай, и не  найдётся ли у тебя  желания и немножко свободного времени, чтобы со мной, с желторотым, повозиться?» И вкратце изложил концепцию гешефта, т.е. найти правильный аппарат за правильную цену, облетать его правильным пилотом и с ним же совершить перелёт от места покупки до порта приписки. География места покупки ввиду таможенных, географических и прочих причин была очерчена как европейская часть России и дружественная БССР, не создающая, в отличие от Украины финансовых и других трудностей при пересечении границы.
«А чо, одобрям-с», сказал мне в телефон один мой знакомый Котище с наглой мордой, широко в узких кругах известный, жизнью битый и на столько в авиационных делах бывалый, что вороне на лету из хвоста перья щипать может не вспотев, в печную трубу упасть и в окно вылететь, да так, что москитная сетка на месте останется, в общем, ну, вы знаете.  А если учесть, что он ещё и в своё время мне впервые «лети» сказал, то тут против такого авторитета попереть сложно было.
 

Ходжа

Pigs fly.
В общем, рассмотрев не один вариант, и потратив не один день молодой жизни, нашёл-таки себе Аппарат, который по всем статьям хотел стать моим аппаратом. Что-то мне это подсказывало. И не обмануло.
Банковал им один Котяра с хитрой мордой. Вот он, коварный тип негражданской наружности.
Да, да, посмотрите на него, страна должна знать своих героев.
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
А теперь я отвлекусь немного от дуракаваляльного своего стиля и напишу простым, понятным всем и каждому, не отягощённому филологическим образованием человеку, безо всякой иронии, сарказма, и прочих оксиморонов:
Игорь, спасибо тебе огромное, просто по-человечески.
Всем, же читающим эти строки, могу только пожелать, чтобы все отношения, возникающие в разделе «торговля» проходили у вас в том же ключе, что и у нас при покупке\продаже.
Алгоритм достаточно простой: созвон, приезд в назначенное время, осмотр, торг в разумных пределах, обязательный осмотр и облёт аппарата экспертом, полный расчёт за покупку на месте, максимум гостеприимства и помощи и участия людям, приехавшим издалека со стороны хозяина, включая и подготовку к неблизкому перелёту. То есть, проще: люди, будьте друг другу людьми, и будет вам всем счастье.
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
В общем, всё было как должно.
Так же не могу смолчать и не выразить благодарность всем постояльцам и администрации аэродрома Свободный в Афипском под Краснодаром. Такого отношения к людям, которых видишь первый-второй раз можно пожелать всем друзьям и братьям-пилотам: и на аэродром приняли, и дельт под охрану взяли, и ангар погонять дали, и запчастями и прочими мелочами выручили – и всё за спасибо. Как уже выше говорилось – просто были люди людям людьми. Ну, да Шарик-то, маленький, где-нибудь, и я кого-нибудь выручу. Не без этого. Это – Закон Сохранения Всего. Против божественной физики не попрёшь. Себе дороже.


Так, что-то я зафилософствовал и от сказочки-то отвлёкся. А остановился я на одном Котяре с хитрой мордой,
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
***
Итак, поехал я пока в Краснодар смотреть Аппарат, а учитывая то, что я хоть хреновенький, но инженер, и даже с дипломом, взял с собой необходимый минимум оборудования для инструментального контроля потенциального приобретения: мозг, динамометр и жену.
Приехали, встретились, пошли смотреть Аппарат. А только его увидел, так понял – меня ждёт. Тоскует, пылится, ржавеет,  паутиной обрастает, в руки и в небо просится, аж плачет. Ну, это всё от сердца, а оно в гешефтных делах, ой, никакой советчик, поэтому, поставил я ишака нетерпения в стойло благоразумия, заколотил душу крест-на крест досками и доверился приборам инструментального контроля:
Мозги сказали:  парус новый,  муха не сидела, каркас не битый, телега добрая, двигатель –с пол-тыка заводится, масло не бежит, винт не коцаный, редуктор не гремит, приборы на панели исправные. Цена адекватная. Настолько адекватная, что сильно торговаться-то и не хочется по морально-этическим соображениям европейца. Чтобы не обидеть ни бывшего хозяина, ни будущего, ни сам аппарат. Поэтому торговаться будем только по морально-этическим соображениям азиата. Чтобы не обидеть свой родной город Ош, в котором вырос и родной старый Базар, которому не одна тысяча лет - ровесник города. Ну, и из расчёта на мелкие непредвиденности, чтобы как говорят евреи: «оставить себе пространство для манёвра».
Динамометр ничего не сказал, просто молча стрелку положил на отметке 220, больше –некуда,  циферблат закончился, и так же молча так спросил: оно-тебе-то с кувшинным рылом и пучком минут самостоятельного налёта БОЛЬШЕ надо?
А жена сказала: «А что, красивый. Красненький».
Заключение технической комиссии, проводившей инспекцию оборудования: «ОТК пройден.  Аппарат к эксплуатации пригоден и соответствует Техническим Условиям».
Берём.
***

Даже для простого бешеного кобеля семь вёрст – не крюк. А уж для летучего Кошака с наглой мордой   пол-страны проскакать, чтоб товарищу кайф поддержать – как пенсне отполировать.
Прискакал. Не без приключений, конечно: шерсть клочьями, хвост узлом, в общем, изрядно ощипанный, но не побеждённый. И хоть и Котяра, но уставший, как собака, уж как водится, путь то был неблизкий. Но, подправив здоровье стаканом-другим, чистого, как слеза комсомолки, вином урожая этого года, был готов ехать хоть куда уже на завтра. Есть ещё настоящие буйные. На том стояла, и стоять будет Земля Русская.
Латтнаа, приехали мы уже все втроём в Краснодар, встретились с хозяином, погрузили дельт на эвакуатор, повезли на аэродром.
Довезли, хоть и с приключениями: длинный и низкий эвакуатор не мог пройти мост через ручей, потеряли чуть не пол-дня на попытки побороть геометрию, да в конце концов решили её обойти, точнее, объехать.  Как сказал в своё время Великий Дедушка: «мы пойдём другим путём».
Дальше – веселее – начали собирать крыло , «а пуговки-то нету у заднего кармана», то есть одна штанга антипик отсутствует как класс. Ну, да свет не без добрых людей нашлось на аэродроме всё нужное сделали антипичку не хуже родной, и часа не прошло.  Подтянули все гайки, заменили шланги, всё, что болталось, укрепили кабельными хомутами-молниями, удобная и незаменимая вещь эти хомуты.
Облетали птицу – в одиночку и вдвоём. Аппарат к полётам готов, да час-то уже поздний, засветло в пункт назначения не долететь, а  ночевать в чистом поле под крылом дельталёта не планировалось.
В общем, ночуем в Краснодаре у гостеприимного хозяина.  Дружеский ужин и правильный разговор на кухне завершил культурную программу дня.
На следующий день снова на аэродроме, устраняем ещё мелкие «косяки и висяки», фотография на память перед вылетом (ай, примета хреновая!) пакуемся, выходим на взлётку. Разгон,  отрыв носового колеса от бетонки – и снова, нежно так, на бетонку.  Отказ двигателя.



***
Лирическое отступление, идущее вразрез с теорией диалектического материализма, но не противоречащее Руководству по Технической Эксплуатации Летательных Аппаратов.А вот теперь утритесь те, кто считает технику просто железом. Когда её любишь и возишься с ней, как с живой, душу вкладываешь,  то она тебе тем же ответит. А так как мы с Аппаратом как-то сразу решили, что мы с ним одной крови, то моей крови он явно не хотел.
Аппарат просто сказал мне этим: «Братко, ты, безусловно, когда-нибудь помрёшь, но не потому что у тебя в полёте отказал двигатель. Поэтому, дай-ка я выплюну все болячки, пока рядом есть кто-то из взрослых, опять же, завтра погода будет получше».
Через пару дней он с теми же примерно словами выплюнул в полёте радиатор, и для верности покрошил его винтом – заводской недочёт нижнего крепления к мотораме, который, в общем-то успели заметить, но не успели вовремя устранить. Пилотировал аппарат всё тот же Лёва, причём один без балласта, поэтому весь инцидент закончился с минимальными возможными потерями для матчасти и кармана, и лёгким испугом зрителей, но об этом позже, и возможно, отдельной маленькой сказочкой.
 

Ходжа

Pigs fly.
Откатили Аппарат со взлётки в сторонку. Успокоили зрителей. Начали искать причину.
Нашли – бензонасос сгорел. Новый. Объехали весь Краснодар, а нет такого. Обзвонили знакомых. Нашли ближайший, проверенный – на Юце. (Информация к размышлению: потом как-нибудь долгими зимними вечерами нужно будет обязательно приладить параллельный бензонасос.  На всякий случай).
Ну, классика просто: «лучше день потерять, зато за полчаса долететь». Метнулись кабанчиком 450 км в один конец, в две руки (очень полезно иметь в хозяйстве жену, чем дольше живу с ней, тем больше от неё нахожу пользы), и на утро уже снова на аэродроме, бензонасос на месте, работает.
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
Берём у диспетчера разрешение на взлёт, пакуем весь необходимый для неблизкого перелёта хабар-чабар (набор инструментов, баклажку масла, баклажку антифриза, десять с гаком литров бензина, фонарики, деньги, телефоны, документы, GPS  - аж 3 шт, на всякий непредвиденный, запас еды на котором можно протянуть неделю, пару литров воды, фотоаппарат, планшет с картами, и ещё так всего по мелочи, всё уместилось в сумку, которую я одел на шею, пристегнул карабином к ремню и уложил на брюхо, как запасной парашют)  перед вылетом НЕ ФОТОГРАФИРУЕМСЯ.  Лёва, учитывая небольшую скорость крыла «Стренджер», и не хотя мириться с перспективой тянуть на пузо ручку всю дорогу, наматывает на трапецию «колхозный триммер» из резинового  автомобильного шнура, машем ручкой и крылом провожающим, взлетаем. Летим.
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
Ну, что вам сказать: даже мешком с картошкой на заднем сидении, даже с одним из лучших пилотов на переднем , даже на таком красивом и сильном аппарате после долгого перерыва в полётах первый час лететь было откровенно страшно. Особенно после того как бензонасос на ровном месте отказал, в воздухе откровенный расколбас (стартовали-то в пол второго и температура была на взлётке под 20 градусов тепла) а под ногами проплывают сухие и мокрые рисовые чеки, автострады, лесополосы и нитки ЛЭП.
А что испытала и подумала в момент отрыва аппарата от полосы моя жена, стоящая на аэродроме, даже представить сложно...точнее легко, но не буду. А то сам перепугаюсь.
План полёта был лететь на малой высоте с огибанием рельефа, но поднявшись в воздух Лёва почуял, а я понял, что здесь без импровизации не обойтись, и что надо пробить слой турбулентности. А поскольку в небе этот Котяра чувствует как в собственном мышином амбаре, то начал он прощупывать небо лёгким, но постоянным набором 1-2 м\с.
300, 400, 500м, воздух сначала чуть успокаивается, а потом и появляется небольшой попутный ветер, который по мере набора высоты усиливается.  В общем, когда показались трубы Белореченского химзавода, над станицей Пшехской, в которой когда-то жил, мы набрали уже километр.  Летим по GPS по прямой  «на точку», набор высоты продолжаем.
Подобрались к Майкопу на 1500 метров над уровнем земли и на этом эшелоне и остались. А так как дорога на земле шла в горку и разница между Афипским и Юцой больше 700 метров, то к концу путешествия высота над уровнем аэродромом взлёта была уже 2200. Всю дорогу попутный ветер – воздушная скорость 80, путевая – 130,  местами до 150, средняя, по окончанию маршрута вышла в 120. Не зря Лёва по небу рукой шарил – нащупал-таки кнопки воздушных эскалаторов и травилаторов,  так  что груз был доставлен как курьерской почтой.
Подлетая к Майкопу я вспомнил, что я по совместительству ещё и помошник штурмана (т.е. GPSа). Надо сказать, что места те на земле мне были слегка знакомые, бывал там и некоторые площадные и линейные ориентиры помнил, так что большинство кишлаков и аулов Краснодарского Края и Адыгеи узнавал с воздуха вполне уверенно. Так вот подлетаем к станице Ханской (она с городом практически сливается), а там по моей старой памяти вполне себе военный аэродром. Ору пилоту в ухо, что надо поглядывать, чтоб не врюхаться в створ взлётки и не мешать истребителям, да и не нарваться на какой-нибудь завалящий перехватчик в нашу честь. Вертим башками вдвоём – так и есть вот она ВПП – бетонка прямо по курсу. Отворачиваем вправо, к Югу, то есть, к горам, проходим над городом краем леса.
Оторвались. Хвоста нет. Полицаям воздушные партизаны не интересны, а лесникам недоступны.
Ага. Гордый умный отважный и хитрый партизан. Ушёл от одного объекта, о котором знал. А вот то, что уже успели пролететь над или вблизи следующих объектов: полигоном спецназа ГРУ, расположением одной танковой части, десятой отдельной бригадой спецназа ГРУ, узлом дальней связи ВМФ, не знал. И не узнал бы, не «пролети» я этот маршрут по сайту wikimapia.org опосля.
Какие к свиням шпиёны, люди сами распишут, где что лежит, стоит и располагается. Из тщеславия. Типа: «Я здесь был, служил, мимо проезжал». Или просто «А я знаю, что тут!» Так что рекомендую всем, летающим маршруты над знакомой или не очень местностью, пролететь их сначала через викимапию. Полезно. Много можно нового для себя узнать, чего н с земли, ни с воздуха не разглядеть.

Летя над довольно протяжёнными лесными массивами начинающего потихоньку возбухать справа Главного Кавказского Хребта, рыскаем галсами – от прогала к прогалу, чтобы, вдруг чего, дотянуть до распаханой делянки или сенокоса между лесных кущ.

Обошлось.
Вот показалась Лаба. Пролетаем между Мостовским и Лабинском. Всё конец моей географии, дальше ни моя нога, ни моё колесо, ни тем более, крыло не ступала, не катилось, не летело. Ну, 20 с гаком лет назад от Рожкао до Мостовского автостопом, барашком у будущей жены на верёвочке – не в счёт. От Мостовского если прямую чертить, то аж до Черкесска всё места мне незнакомые горы чуть южнее, тоже не в счёт. А по курсу куча незнакомых кишлаков, аулов, деревень и сёл, но больше, ясен пень, станиц, и  звучат они прямо так, как в известной песне Юрия Антонова:
Чернеет Чернореченская
Вперёд -  Передовая
И над Отважной тоже я
Отважно гляну вниз
Упорная, Спокойная
Надёжная, Преградная
Удобная, Отрадная
И в хвост попутный бриз.
На этом самом месте все великие теоретики и практики дельталётного дела  должны хором отослать меня учить матчасть, закидать меня трудами Никитина, Клименко, Гришаева, Кареткина, Мануалом Федерального Авиационного Агенства США FAA-H-8083-5 и другими тяжёлыми предметами и поставить на вид, что нет у дельталёта хвоста.
Хорошо. Хвост – это авторский вымысел. Должен же был я хоть где-то приврать, или я не мужчина?
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
Показался Черкесск, его трудно не узнать – большой город, а за ним сразу – Кубанское водохранилище. Летим прямо над городом, высота позволяет, к тому же город, вдоль реки вытянутый, поперёк пересечь – не большое дело.

Сразу за городом начинаются места сельхоз славы, тут уже у Лёвы каждая борозда знакома. Планировали подсесть на одной подготовленной площадке в полях, как раз между городом и водохранилищем, но, учитывая то, что масть пошла лететь и ветер в спину, решили не размениваться и лететь без посадки сразу до Юцы, благо оставалось с час лёту не более. Примерно так с задержкой примерно в пять минут я истолковал знаки, которые Лёва мне подавал, показывая на нечто, похожее на ВПП внизу в полях, пробивающуюся через дымку вдали макушку Беш-Тау и датчик уровня топлива. (Информация к размышлению: наладить связь пилот-пассажир, долгими зимними вечерами, опять же). До пункта назначения час лёту.
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
***
Час-то час, да ветер в харю, да не май месяц, да и форточка что-то не особо закрывается – дует в окно, продуло уже не смотря на всю экипировку, так что вспомнился каждый лишний глоток чая утром. В общем, к тому моменту, когда справа показался Эльбрус, а прямо по курсу Беш-Тау Лёва, оценив возможности бензобака и двигателя, решил слегка приблизить момент посадки, добавляя потихоньку оборотов и поджимая ручку. Я его тоже уже очень понимал, так как ресурс герметичности бортовых систем лётного состава подходил уже к концу и давление на клапан уже было близким к критическому.
*
*Обратите внимание на фото: у земли ветер встречный, а нам – попутный.
Всё для людей.
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
***
Внизу проплывают Бекешевская,  Боргустанская, наконец, Ессентуки. Родные КМВ встречают резким потеплением атмосферы  - вероятно, обосновано тем, что там изрядно приподнимается земная поверхность, и прогретый на солнце воздух не успевал остыть на высоте нашего движения. Очень кстати. Начинаем снижение. Мимо проплывает ВПП Ессентукского аэроклуба, в котором провел в своё время лет двадцать назад, не одни выходные, но так ни на чём и не вылетел, и так на него и не спрыгнул.  Ай, давно это было, и не об этом песня, впереди Пятигорск, чуть левее между Бештау и Шелудивой – родной уже за 14 лет кишлак.
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
В воздухе маячат парапланеристы, у взлётки стоит пара бортов – дельталёты. Даём круг над полосой, позволяем парящим благополучно приземлиться, или уйти в безопасную зону, выходим на посадочный курс, садимся «в горку» - с Востока на Запад. Крутая глиссада, выравнивание, «экран», касание, пробег, рулёжка, выключение двигателя.
Всё.
Свершилось.
Отстёгиваем ремни, паркуем аппарат.  Встреча старых и новых друзей на Юце, принимаем поздравления с успешным полётом и удачным приобретением, фото на память (теперь, после полёта -  МОЖНО).
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
***
Подобьём итоги:
Маршрут протяжённостью 350 км пройден беспосадочным перелётом вдвоём с полной загрузкой на высоте свыше 2000 м от уровня аэродрома старта и 1500 над аэродромом финиша ровно за 3 часа. Остаток бензина в баке – примерно одна четверть. Состояние лётного состава (можно, я себя тоже туда причислю, а?) и матчасти хорошее.
Мероприятие (покупка надёжного дельталёта, пригодного для дальних перелётов, и обязательный  перелёт на нём из пункта покупки в порт приписки),  которое задумывалось, вынашивалось, планировалось, корректировалось по ходу развития событий  в течение примерно года, закончилось успешно. Правильно,  т.е. так:
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
Ну, а опосля был и общий сбор на Юце для всех, кто хотел эту радость разделить, и отблеялся по этому поводу баран, и чугунный Казан встал на боевое дежурство над костром, и винному погребу был урон нанесён, хоть и не смертельный, но ощутимый, и покатушки были и фото на память и правильный разговор за правильную жизнь в правильной компании.
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
И теперь (у нас, у богатых, свои причуды) у меня два красных дельталёта.
 

Вложения

Вверх