Клин мозга, как бороться?

Happy__End

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Н. Новгород
Всем привет!
Сегодня за рулем попал в одну аварийную и очень неожиданную ситуацию. И заметил, что в первые секунду-две абсолютно ничего не делал для ее устранения, тупо жал в пол тормоз и ехал прямо. В этот момент мозг в каком то вакууме.  Потом исправил, конечно, но в иных обстоятельствах этих секунд могло просто не хватить.
Такие ситуации замечал за собой и раньше, в полете в том числе. Например, на посадке, за секунду до  касания, понимал что промазываю на полосу, но какая то сила не дала уйти на второй, пробег уже был по кочкам-ямам, обошлось.
Как с этим бороться? Может летчиков профессионально тренеруют избегать такого психологического состояния? Особенно ведь это касается СЛА, ситуации развиваются мгновенно.
Так то понятно, что надо тренировать ситуаци. Но во первых, не все возможно имитировать (например, отказ на взлете), во вторых всего просто не предугадаешь.
 

Юрий Ер

Грамотный, не есть, умный.
Откуда
Ижевск
Всем привет!
Сегодня за рулем попал в одну аварийную и очень неожиданную ситуацию. И заметил, что в первые секунду-две абсолютно ничего не делал для ее устранения, тупо жал в пол тормоз и ехал прямо. В этот момент мозг в каком то вакууме.  Потом исправил, конечно, но в иных обстоятельствах этих секунд могло просто не хватить.
Такие ситуации замечал за собой и раньше, в полете в том числе. Например, на посадке, за секунду до  касания, понимал что промазываю на полосу, но какая то сила не дала уйти на второй, пробег уже был по кочкам-ямам, обошлось.
Как с этим бороться? Может летчиков профессионально тренеруют избегать такого психологического состояния? Особенно ведь это касается СЛА, ситуации развиваются мгновенно.
Так то понятно, что надо тренировать ситуаци. Но во первых, не все возможно имитировать (например, отказ на взлете), во вторых всего просто не предугадаешь.
В данной ситуации нужно просто отключать мозги.... действовать по обстановке на думанье уходит много времени :) Ну видишь промахиваешься, что тут думать уходи на второй. Прёт машина на столб отворачивай.
По офицерски..... как в анекдоте..... чё тут думать, надо прыгать. ;D
 

Алексей SPB

Хочешь сделать хорошо - сделай это сам! (c)
Откуда
Питер
По ситуации на дороге советовать трудно, поскольку там может быть несколько участников движения, а правильных вариантов может быть от варианта: ни одного, до варианта: куча.

А вот в полёте (на посадке, на взлёте) пилот СЛА в небе рулит один и тут советовать проще.

Главный совет: это на мой взгляд надо принять за основу слова сказанные (если я ничего не путаю) А.Кареткиным: Кто управляет твоим дельталётом, ты или ветер?
То есть садясь в ЛА надо включать у себя в мозгу установку: Я тут главный! Либо я всё сделаю правильно, либо я накосячу.
Если всё сделаю правильно - все лавры мои.
Если накосячу - люли тоже все достанутся мне.

Второй совет: Не понтоваться на пределе своего мастерства.
То есть лихачить можно, но с запасом по уровню своего пилотирования.
Я вот например пролетел под мостом только после 5 лет полётов. Конечно мог бы и раньше, но не стал этого делать, потому что не чувствовал в себе запаса по уровню мастерства. А мост, он ведь никуда не денется, можно и 10 лет готовиться к такому полёту, он подождёт.

Третий совет: Есть сомнения - откажись от полёта.
Не важно в чём ты сомневаешься, то ли погода не нравится, толи матчасть, а может просто с женой поругался и настроение ни к чёрту. Перед тем как лезть в аппарат прислушайся к внутреннему голосу.

Ну и напоследок: Если ты считаешь для себя позорным уйти на второй круг - брось летать! Ты не пилот.
 

pilot-1

Я люблю строить самолеты!
В экстремальной ситуации мозг работает по другому. Он все лишнее опустит. Момент истины.
 

Eagle

Гражданин мира
Откуда
Беларусь
В экстремальной ситуации мозг работает по другому. Он все лишнее опустит. Момент истины.
ЭТО должно быть у пилота. ОНО или есть или его нет. Механизм не изучен. Другое дело если ЭТО есть, а навыков нет. На каждый возможный вопрос в полёте в этом органе должен быть только однозначный ответ, на рассуждения времени может не хватить. После сотни конвейеров если не отложилось в органе минимальные высота, скорость и дистанция принятия решения, значит ЭТОго - нет.
 

napets

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Львів
Прочтите книгу Ментальная подготовка пилота СЛА. Мартынов А. .
Как готовить психику к таким видам экстремальной деятельности, как полеты на летательных аппаратах сверхлегкого класса (парапланы, дельтапланы, планера и др.), как противостоять стрессовым нагрузкам, как лучше обучать и обучаться полетам, используя особенности психического восприятия - об этом и говорится в книге. Книга может быть полезна как пилотам СЛА, так и всем интересующимся психологией деятельности в экстремальных условиях и психологией спорта.
Возможно поможет.
-----------------------------------------------------------



Мартынов Александр Ильич (1948).

МС по альпинизму (1983), МС Российской Федерации по парапланерному спорту (2011), КМС по скалолазанию, инструктор-методист 1-й категории. Обладатель жетона «Почетный спасатель» (1988). Доктор философии в области психологии («Формирование психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях»). Член-корреспондент Международной кадровой академии. Имеет высокие спортивные разряды по горнолыжному спорту, спортивному ориентированию, пулевой стрельбе (пистолет).

Начало занятий альпинизмом — 1963 год. Первые вершины — п.«3700» и Цей-хох. Чемпион Кавказа (1981), призер чемпионатов Союза и Украины. Своими лучшими восхождениями считает: в. Трапеция по С. стене; Чанчахи-хох; Замин-Карор; Зин-дон; Дых-тау, а также небольшой, но красивый пик 2А к. с. в Цее, которому вместе с П.Евтеевым дали имя Юрия Визбора. Школу инструкторов окончил в 1967 году. Более 25 лет занимался промышленным альпинизмом. Работал инструктором в альплагерях: «Ала-Арча», «Алибек», «Цей», «Баксан», «Артуч»; ст. тренером на сборах, ст. инструктором КСП Цейского района, а также инструктором в Центре горной подготовки МО СССР (Армения, Кировакан – ныне Ванадзор). В течение ряда лет — нач. учебной части альпинистского лагеря «Цей» (1985–1989 — зимой), тренер школ и сборов по подготовке инструкторов по альпинизму (1971, 1985, 1987), сборов по подготовке спасателей (1982, 1983, 1985), ст. тренер Всесоюзной школы Управления альпинизма ВС ДСО профсоюзов по подготовке инструкторов по горнолыжному спорту (1987–1989). Член методического совета Управления альпинизма ВС ДСО профсоюзов (1984–1990 гг.). Преподавал промышленный альпинизм в Российском Центре подготовки спасателей (2000-2005).

Автор методических разработок и программ подготовки альпинистов (многие в соавторстве с И.А. Мартыновым), учебника по промышленному альпинизму «Промальп», книг «Психология альпинизма», «Безопасность и надежность в альпинизме» (в соавторстве с И.А. Мартыновым), «Ментальная подготовка пилота». Соавтор книг «Школа альпинизма» (1989); «Начальная подготовка альпиниста» (2003). Перевел на русский язык ряд книг, в том числе: «Безопасность в горах» (П.Шуберт и П.Штюкль) и «Лавины» (Р.Майр и П.Найрц).
 

медработник

Cтроил, строю и буду строить
Откуда
Краснодар
В экстремальной ситуации мозг работает по другому. Он все лишнее опустит. Момент истины.
В моём случае, перед посадкой на выравнивании, потянул трапецию на себя, сработал ранее приобретённый самолётный рефлекс, хорошо, что КВС успел выбить ручку и мы только чиркнули колёсами, а то бы точно имели момент истины. А для себя сделал вывод: ранее приобретённый навык отменить не так просто как казалось, так что с дельтом я видимо уже опоздал. :'(
 

Starteh

Я люблю строить самолеты!
С возрастом время реакции мозга увеличивается, но решение принимается более верное, нужно учитывать. А тренировать быстроту реагирования в любом возрасте можно чем душе угодно - скоростные, подвижные виды спорта (хоть настольный теннис).
 

Чечако

Я люблю строить самолеты!
...что в первые секунду-две абсолютно ничего не делал для ее устранения, тупо жал в пол тормоз и ехал прямо. В этот момент мозг в каком то вакууме.Потом исправил, конечно,...
Если, сохранилась запись в регистраторе, просмотрите внимательно- как правило, в экстренных ситуациях, ощущение времени- совсем другое. Сам попадал в похожую ситуацию, по ощущениям- прошло  1-2 секунды, а на самом деле всего 0,2-0,3 сек. Бывает и наоборот.
В свое время, читал отрывок из воспоминаний солдата ВОВ,  где он описывает увиденный взрыв снаряда, с такими подробностями, что и суперскоростная киносъемка "мявкнуть" бы не успела.
 

Cem

Я не люблю, когда ломают крылья...
Например, на посадке, за секунду докасания, понимал что промазываю на полосу, но какая то сила не дала уйти на второй, пробег уже был по кочкам-ямам, обошлось. 
Эх,эта неискоренимая надежда на "авось","итаксойдёт" :)
Тщательнее надо прицеливаться,тщательнее, в Дартс поиграть, все достигается тренировкой,а может нужно зрение проверить?
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Я считаю, что людей с таким "клином" нецелесообразно обучать полётам. Даже на параплане.
Особенность психики. Лётчик и водитель должны действоватьбыстро и решительно,хотя решения и действия могут быть неравильными,они должны быть!
 
S

SVD

считаю, что людей с таким "клином" нецелесообразно обучать полётам. Даже на параплане.
Особенность психики. Лётчик и водитель должны действовать быстро и решительно,хотя решения и действия могут быть неправильными,они должны быть!
Не обязательно, реакция тренируется, навыки нарабатываются до автоматизма. Хорошие навыки 2\3 успеха.   :~) :craZy
 

Артем Артурович

Я люблю строить самолеты!
А как быть мне? Все мои действия в чрезвычайных обстоятельствах чаще всего основаны на инстинкте, оновной из которых выжить! В скольких ситуациях не побывал, чаще моз просто отключался, и я делал сам чтото, понимая только потом, что именно сделал, почти никогда небыло эфекта замедления времени, а решение проблемы принималось мозгом как единственно верное? Правда оно не всегда было таким, иногда в этот процесс вклинивалась установка, которую я навязывал своим инстинктам, например, сохранить машину... в ущерб себе... Что со  мной не так? Неужели я безмозглый адренолиновый дурак? ;D
 
S

SVD

Что со  мной не так? Неужели я безмозглый адренолиновый дурак? 
Абсолютно нормальная реакция на ЧП, а навыки и есть те инстинкты на которые Вы опираетесь. И что проще для мозга выбрать из несколько возможных и проверенных вариантов развития ситуации или придумывать новый ?
 
Вверх