Аэрофотосъемка.

Eagle

Гражданин мира
Откуда
Беларусь
Аэрофотосъёмка — фотографирование территории с высоты от сотен метров до десятков километров при помощи аэрофотоаппарата, установленного на атмосферном летательном аппарате (самолёте, вертолёте, дирижабле и пр. или их беспилотном аналоге).
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%FD%F0%EE%F4%EE%F2%EE%F1%FA%B8%EC%EA%E0
 

Eagle

Гражданин мира
Откуда
Беларусь
Большая советская энциклопедия: http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%90%D1%8D%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%81%D1%8A%D1%91%D0%BC%D0%BA%D0%B0/
 

Eagle

Гражданин мира
Откуда
Беларусь
Буквально около месяца назад закончилась тяжба с прокуратурой по поводу облета нефтепроводов(длилось полгода). Иск к производству полетов в итоге прокуратура свела к тому что....
[highlight]ОБЫЧНОЕ ФОТОГРАФИРОВАНИЕ(ОБЫЧНЫМ ФОТОАППАРАТОМ) С БОРТА САМОЛЕТА приравняло в аэрофотосьемке! Нигде в ФАПах не нашли где бы точно описывалось РАЗНИЦА  в оборудовании для АЭРОФОТОСЬЕМКИ или просто фотографирование с воздуха обьектов,обычным фотоаппаратом!!![/highlight]
Документы для производства  полетов были в наличии,все официально и законно,однако  чтобы фотографировать  в  воздухе  обычным фотоаппаратом уже нужно иметь - СЕРТИФИКАТ ЭКСПЛУАТАНТА с соответствующим допуском- аэрофотосьемка!
Попробуйте получить!
  :STUPID
... что предопределяет следующие его отличия от обычных фотоаппаратов: полная автоматизация работы А., наличие амортизирующей опорной рамы, значительный формат снимка, быстрота смены кадров.
http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%90%D1%8D%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B0%D0%BF%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82/
 

051

Посмотрим, посмотрим, ......... но летать БУДЕМ!
Откуда
Волгоград
Энциклопедии - для начального. На суде - нормативка. Нормы не выполнены, технология не соблюдена - не выполнены работы (знать и не выполнялись) - БРАК. Все остальное не дело - а только позыв к нему. По-русски - научные труды. Нет статьи.

Крутость Аппаратуры - была от апломба чела. Топографии то не строится по этому ряду фото. Ну не строится, даж опосля фотограмметрического подхода - нет паспорта дисторсии у камеры, и т.д.
(обшибки правлены, писалось в отсутствии очков)

::)
 
стОит этим начать заниматься или нет
-- как бизнесом - точно нет. Техническая фотосъемка - деятельность, неосуществимая легально. Остается рекламная и художественная интерьерная фотография. На первую надо сильно прилежно искать заказчика, а для второго - надо быть хорошим фотографом. Критерий довольно прост - если вы можете зарабатывать "наземной" фотографией - тогда есть вероятность преуспеть и в аэро-.
А для души - очень даже доставляет.
 

FLY 116

Я люблю строить самолеты!
Заблокирован
Откуда
г.Казань
Да как сказать..Если человек-"оператор" прицеливаясь дорогой фототехникой попросит ,вернее,потребует "бесчисленные " заходы,для своих ракурсов.......не ВОПРОС,лишь бы.....все поняли. :-X
 

051

Посмотрим, посмотрим, ......... но летать БУДЕМ!
Откуда
Волгоград
стОит этим начать заниматься или нет
-- как бизнесом - точно нет. Техническая фотосъемка - деятельность, неосуществимая легально. ................

Ответ и рекомендации - неверные в корне.
Именно бизнес. Но со взрослым подходом (прежде пойми алгоритм и дай себе отчёт в этапах).
А далее - это серьёзный бизнес. Взрослый. И суппер легальный.
 
ответ и рекомендации - неверные в корне.
-- все очень просто: лицензия выдается  исключительно юридическим лицам, зарегистрированным как авиакомпании и являющимся эксплуатантами авиационной техники.  Всё остальное не имеет ни малейшего значения: частное лицо лицензию получить не может принципиально.
 

051

Посмотрим, посмотрим, ......... но летать БУДЕМ!
Откуда
Волгоград
ответ и рекомендации - неверные в корне.
-- все очень просто: лицензия выдается  исключительно юридическим лицам, зарегистрированным как авиакомпании и являющимся эксплуатантами авиационной техники.  Всё остальное не имеет ни малейшего значения: частное лицо лицензию получить не может принципиально.
И "да" и "нет" - но переспаривать сложившееся мнение, не считаю оправданым.
Я то аргументировал по реальной практике. Но.
Так, знать так.

::)
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Я то аргументировал по реальной практике. Но.
По сложившейся на сегодня реальной практике, для того, чтобы много мегапиксельная мини камера (стоимостью всего порядка 50 - 70 000 евро) установленная на простенькую гиростабилизированную платформу (стоимостью порядка 40 000 евро) могла нащёлкать картинок, из которых потом можно будет сработать тот самый ортофотоплан заданного разрешения, (на недешёвом программном обеспечении, за что придётся отдать половину стоимости заказа) Вам всё-таки понадобится лицензия ФСБ (стоимостью от 400 до 700 000 руб и сроком получения от полугода до 2-х месяцев, при условии выполнения заявителем сертификационных требований: по штату сотрудников, их допускам, техническому оборудованию помещений для работы с материалами и проч.)

Есть "храбрые", чьему "безумству" поём мы песню! Они пытаются малыми силами (уже несколько лет) собрать весь комплекс воедино и брать официальные заказы на Аэрофотосьёмку. Пока идёт накопление опыта работ и миллионные затраты (в рублях).
Чести ради скажу, что упорства этим людям не занимать! Есть и хороший задел и нужные контакты и получены некоторые результаты (как метко подмечено) этих "По-русски - научные труды" :)

Самое забавное в этой ситуации, что комплекс создаётся на... дельталёте! Но тому есть серьёзное техническое обоснование.
 

051

Посмотрим, посмотрим, ......... но летать БУДЕМ!
Откуда
Волгоград
Принято. Путь - знакомо.
И, что имеем далее, тов. Иванов?
[smiley=engel017.gif]
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Далее пока что то же, что и ранее.

Аэрофотосьёмку (пригодную для дальнейшего использования в ряде работ связанных с топографией) сегодня реально могут выполнить лишь две - три организации, причастные к госзаказу на этот вид работ.
В качестве применяемой технологии и техники нового пока ещё ничего не изобрели, и вряд-ли изобретут. Только вот сменят парк устаревшей авиатехники на иностранные самолёты.

Всё остальное -  либо не является "Аэрофотосъёмкой" по техническим причинам, либо нелегально (но не думаю, что кто-то из владельцев дорогостоящего оборудования возьмётся за подобную авантюру).

http://photogrammetria.ru/17-tekhnologija-fotogrammetricheskojj-kalibrovki.html

http://www.racurs.ru/?page=321

Интересная Питерская компания:   http://www.agisoft.ru/about

Ещё необходимо приплюсовать к непосредственно фотосъёмочному оборудованию оборудование геодезическое и комплекс мероприятий по получению точных (действительно точных) координат снимаемых обьектов на местности и точных координат центров картинок, отснятых камерой.

http://www.gnssplus.ru/solutions/6-obrabotka-aerosemochnykh-dannykh.html

Только в этом случае появляется возможность качественно "сшить" снимки в карту, а сшитая карта местности перестанет быть "Гугль Эрсом" с хорошим разрешением, и сможет претендовать на "ОРТО-ФОТО-ПЛАН". То-есть объекты на этой "фотокарте" будут иметь (масштабируемые) размеры и координаты в пространстве соответствующие (с заданой точностью) размерам натуральных объектов на местности.

Вот несколько примеров попытки реализации подобного комплекса (они весьма далеки от совершенства, но, вероятно, способны выполнять определённые задачи - например "научные труды" :)):

http://geosystems.aero/category/aerophoto/   (в прикреплении краткое описание)

http://www.aerounion.ru/index.php?doc=38

Наиболее совершенная на сегодня система AeroStab 4 :

http://www.aerotopol.com/html/spec_aerodidos.html

http://www.aerotopol.com/html/aerotopol_fms.html

Для сьёмки с движущихся объектов (масса забавных и недорогих игрушек):

Например,    http://www.gyromounts.com/



Я правильно излагаю своё видение вопроса? :)

Кстати, чуть не забыл :). Какие либо «инновационные технологии» в области аэрофотосъёмки пока приводят к тому, что весь этот дорогостоящий "металлолом" чаще всего в него и превращается, (либо пылится без дела) по причине некомпетентности людей, пытающихся им работать.
Для успешной работы с этим интересным и сложным оборудованием необходим коллектив инженерных специалистов, не только (и даже не столько :)) имеющих диплом об окончании профильного ВУЗ-а, но имеющих желание и интерес к подобной работе.
Пилот носителя всего комплекса оборудования - один из этого коллектива. И от него тоже требуется быть не только "настоящим пилотом".

Как правило, для выполнения заказа на АЭРОФОТОСЬЁМКУ, обьединяется несколько подрядчиков (одни обладают парком "носителей" оборудования, другие оборудованием, третьи программным обеспечением и специалистами, умеющими на нём работать, четвёртые имеют лицензию ФСБ и не имеют (и не умеют) уже ничего более) стоимость заказа распределяется между ними по согласованию, на что уходит иногда больше года!

На мой взгляд, даже краткое перечисление содержания определения "АЭРОФОТОСЪЁМОЧНЫЕ РАБОТЫ" даёт представление, что всё, что снимается на всевозможные камеры с различных летательных аппаратов, лишь случайно или надуманно можно притянуть под это определение.
Все нестыковки и несоответствия в ФАП-ах, и других разделах законодательства вызваны некомпетентностью составителей и тех, кто ответственен за принятие этих законов. Плюс причины более низкого порядка (интересы монополистов, нежелание принимать ответственные решения, атрофия способности к здравому мышлению).

Позитивным примером является зарубежный опыт по данному вопросу (съёмка с воздуха). Геодезисты, программисты и пилоты объединяются и проводят вполне серьёзные исследования в направлении применения неспециализированных фотокамер (так называемых,"неметрических") для создания компьютерных трёхмерных моделей местности и объектов на ней. Разрабатывают довольно успешные системы стабилизации и управления фотокамерой. В И-нете масса статей по данной тематике (на английском и немецком языках).

http://www.vision.caltech.edu/bouguetj/calib_doc/index.html#links

http://www.dlr.de/rm/desktopdefault.aspx/tabid-3925/

Более "продвинутые продукты:   http://www.exelisvis.com/language/en-US/ProductsServices.aspx


В целом, круг вопросов связаных с АЭРОФОТОСЪЁМКОЙ столь широк, что только для достаточно полного ознакомления с ними понадобится полгода - год интенсивной работы. Тем кто начинает "с нуля" следует это представлять и рассчитывать.

Инструкция на инженерно - геодезические изыскания (в т.ч. аэрофотосъёмку) ВСН 208-89 :

http://www.snip-info.ru/Vsn_208-89.htm

С вопросами законодательного оформления съёмки с воздуха в других странах я не знаком, не было необходимости интересоваться.
 

Вложения

051

Посмотрим, посмотрим, ......... но летать БУДЕМ!
Откуда
Волгоград
Уже хорошо. Вы стратегически все этапы знаете (сайту, по 2-ой ссылке уже, если мне ничего не изменяет, лет так 8-12 - очень верная статья. Описана методика определения показателей дисторсии. Нуно для паспорта камеры+объектив   -> в ПО камеральной обработки полевого материала. Поле (залет [смех в сторону - именно так и называется этап авиа прохода по маршруту) - выполняется согласно Программы работ, которая разрабатывается на основе согласованого с Заказчиком технического задания от Проектировщика. На каждом этапе - контроль выполненого. При браке - исправления тут же.

GPS - проф. комплект - есть;
ПО для камералки - часть есть (1 место), знаем где добрать. Российское. Материально - реал подъёмное.
Камералка на компах (с опытом) - есть;
ГСП решаемо, при реально подъёмных $;
ФотоАппарат+объектив - до 140т.р.;
Паспорт - до 80т.р.;
............. ФСБ.......... решаемо (реальней Вашего), прочие ..... есть;
Даж отряд (2 аппарата: Бекас+Цесна) есть.
Т.е. согласно Вашего - кооператив имеется.

Дальше?   :~~)

::)
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
На мой взгляд, для реальных заказчиков, связаных с геодезическими изисканиями на которые сегодня есть обеспеченый спрос (дорожники и РЖД, кадастровики, строители и землеустроители) которым не требуются площадная съёмка, а планы линейных объектов или локальных - до 10 км2 с высоким разрешением (скажем 1pcs\ 8cm) всё равно, как этот ортолфотоплан будет получен. Но деньги будут выплачены за результат, которым они смогут отчитаться.

Результат станет понятен только после "сшивки" и проверке по контрольным точкам координат натурных объектов (если координаты всё-таки требуются заказчику, а не только картинка из "Гугль Ерс"). Затраты на этом этапе уже перевалят за половину стоимости всего заказа. Если он (результат) оказывается неудовлетворительным кто оплатит пересъёмку?
Финансовые риски в данном секторе работ достаточно велики. Рабочую отлаженную технологию пока никто не предложил.

Если Ваш "кооператив" может выполнить требования (или пожелания) заказчика и все останутся довольны, то я искренне этому рад! Тема интересная и перспективная. Чем больше коллективов пробуют её освоить тем лучше. Нарабатывается опыт, который станет общим достоянием и возможно приведёт к большей открытости и в законодательном смысле.

По технической части: (*сугубо личное мнение)
ПО: 
Российский "ФОТОМОД" в отдельных приложениях может быть удобнее "ИНТЕРГРАФА" и дешевле.
Координаты: 
При наличии средств проф. оборудование и поддержка - решёный вопрос. С локальными системами координат тоже можно как-то разобраться.
Камера:
Паспорт - вообще не проблема. (напишут какой надо :) - шутка) В МИИГАиКе стоил в прошлом году 35.000 р.Сделают всё по честному. Важно самим понимать, что каждый раз снимая и устанавливая объектив на камеру нужно снова делать поверку. И в принципе, указаные в паспорте искажения позволят получить заданую точность. (То есть применяемое ПО сможет "натянуть этот глобус на квадрат")
Поэтому объектив для камеры должен стоить от 120.000 р. (по нынешнему курсу). Таких объективов, по хорошему, нужно три (с разными фокусными расстояниями). Ну и камера - подстать. "Хассель Блад" 4, например (60 мегапикселей) даёт картинку лучше, чем недорогие (до 150.000 евро) специализированные миниаэрофотокамеры. Но это всётаки студийная камера.
В этом году появилась очень правильная специализированная миникамера разработанная при участии мистера Kemper из GGS Gmbh. 80 мегапикселей с электронной компенсацией смаза изображения, с правильным корпусом и креплением.
У всех камер есть свои плюсы и минусы, которые могут не соответствовать поставленной задаче на съёмку.
Носитель:
(Не суть что это за летательный аппарат, важно способен ли он обеспечить траекторию движения камеры в пределах заданых отклонений и с требуемой скоростью).
Вот тут самая "изюминка". Существует зависимость: заданое разрешение + перекрытие снимков - высота полёта + скорость полёта.
По этой причине у каждого носителя есть своя ниша использования. Для получения высокого разрешения (порядка 5-10 см в одном пикселе) потребуется двигаться со скоростью 80-90 км/ч на высоте 300 - 600 м, иметь компенсацию смаза и возможность производить снимки форматом 60-80 мегапикселей хотя бы раз в две секунды. Поверьте, задача нетривиальная и на сей момент не имеет отработанного качественного решения.

Полагаю, что для читателей ветки информация для ознакомления с темой АЭРОФОТОСЪЁМКА , которую дал в сообщениях выше вполне достаточна. Более того, позволил высказать личные комментарии :).
 

051

Посмотрим, посмотрим, ......... но летать БУДЕМ!
Откуда
Волгоград
Приятно читать правильно-разумные вещи по теме!

Имею вопрос 1: Когда, в конце поста, Вы приводите информацию - "... По этой причине у каждого носителя есть своя ниша использования. Для получения высокого разрешения (порядка 5-10 см в одном пикселе) потребуется двигаться со скоростью 80-90 км/ч на высоте 300 - 600 м, иметь компенсацию смаза и возможность производить снимки форматом 60-80 мегапикселей хотя бы раз в две секунды......" - это для какого масштаба такие параметры?
   Мне кажется, что для М 500-1 000 эти параметры (разрешение - выше, время между снимками - ещё меньше, высота - нише) ещё жёстче. Не умничаю, чесн слово. Просто - нас всех кормит Заказчик! А вот самое большое и с благодарность наливаемое "корыто" - это топопланы Масштабов 500 или 1000. Его желание - чтоб было таковых  больше, но по цене "наземщиков", а точность - не ниже их.


::)
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Как-то неловко загружать ветку обсуждением технических сложностей, понятных немногим из интересующихся читателей.

В ином случае потребуется написать познавательно-популярную статью с картинками, разъясняющую  читателям подробности тезиса: "...у каждого носителя есть своя ниша использования".
и "...заданое разрешение + перекрытие снимков - высота полёта + скорость полёта."
Сюда необходимо добавить : размер матрицы фотокамеры.

В ближайшее время не готов выдать качественный материал по этому вопросу.

По ходу замечу, что на топографическом плане (напечатан на бумажном носителе) М 1:500 нормируемая точность (разрешение) 0,1 мм будет соответствовать 5-ти см и М 1:1000 - 10 см.
На фотоплане в электронном виде разрешения 5-10 см на 1 пиксель квадратик из 9-ти пикселей (3х3) вполне однозначно позволяет поставить марку измерителя, а квадратик 10х10 пикселей - идентифицировать объект. Соответственно точность такого фотоплана в разы меньше.
Это неизбежно, поскольку фотокамера которой производится съёмка имеет небольшой формат (например 60 мегапикселей). Чем меньше размер матрицы, тем меньше высота и соответственно скорость движения с которой необходимо производить съёмку, чтобы получить фиксированое разрешение. (Читать - качественное изображение, которое можно сопоставить по точности (разрешению) с топопланом).

Преимущество ортофотопланов, построеных на основе аэрофотоснимков проявляется при изготовлении планов большЕго масштаба (М 1: 5000 - М 1:10000) при площадной и протяжённой маршрутной съёмке, которая выполняется с самолёта на скорости более 150 км\ч.
Технология получения фотопланов, сопоставимых по точности с топопланами (получеными результатами наземных измерений - вручную) для объектов небольшой площади и протяжённости, представляет весьма сложную техническую задачу.
Помимо этого ещё необходимо учитывать экономический баланс. Так сказать конечную стоимость "квадратного километра" плана. Применение сложной и дорогостоящей техники для малых площадей либо технически невозможно , либо экономически нецелесообразно (т.с. "из пушки - по воробьям").
 
Вверх