Центробежные силы грузиков затяжеляют воздушный винт,
переводя его на большой шаг. Только проявляются они при наличии
крутящего момента на валу винта - то есть ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ!
Центробежные силы грузиков затяжеляют винт пропорционально квадрату
оборотов, момент на них не влияет.
Аэродинамические силы на лопастях облегчают воздушный
винт, переводя его на малый шаг (когда баланс крутящего момента на валу
винта ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ, то есть когда газ сброшен). То есть при уборке газа
это так сказать "автоматика" переводит винт НА МАЛЫЙ ШАГ.
Именно так, пока винт тянет. А когда он работает в режиме ветряка при
отказе двигателя - аэродинамические силы стремятся повернуть лопасти на
большой шаг.
А такой авторотирующий винт по своему сопротивлению
примерно равноценен диску такого же диаметра (как и сам винт),
поставленному поперёк набегающего потока.
Именно так.
В том-то и беда подобной "автоматики" - хороша лишь при
работающем двигателе. А в случае его отказа - лишь усугубляет плачевную
ситуацию...
И это так.
Если бы она переводила винт на больший шаг, то при даче
газа винт переводился бы на малый. То есть уходил бы в режим раскрутки.
Мотористы бы взвыли от такого издевательства над движком..
Аэромеханический винт-автомат при даче газа шаг уменьшает. Затем
пропорционально квадрату оборотов растут центробежные силы,
увеличивающие шаг. Винт затяжеляется центробежными силами быстрее, чем
растут обороты, поэтому раскрутки не будет. Далее по мере роста скорости
уменьшается угол атаки лопастей, уменьшаются аэродинамические силы и
винт переходит на еще больший шаг.
При сбросе газа, соотв., падают аэродинамические силы и винт
поворачивается на больший шаг, затем падают обороты - шаг уменьшается -
падает скорость - растет угол атаки лопастей - растут аэродинамические
силы - шаг еще более уменьшается.
Все хорошо, пока мотор работает.
При отказе двигателя аэромеханический винт-автомат становится на упор
большого шага. Увы. Это его большой недостаток. Именно из-за этого его и
убрали с Як-18, заменив на винт с гидравлическим регулятором.
К сожалению такой винт-автомат не может сам встать во флюгер. Придется
загонять принудительно. А если есть механизм флюгирования - то теряет
смысл идея простейшего автомата.