Деформация полок лонжерона при клепке

samodelkinn

Хочу в африку!
Откуда
Подмосковье
Пока я отогревал грузовик на дороге, народ в трех соснах заблудился! :D
Я много пропустил, теперь вне себя от ярости. :mad:
А если серьезно.
Отожженный метал в свое исходное состояние никогда не вернется, без последующей закалки. Можете не экспериментировать.
Самозакаливаются- это ваще козец какой то. ;D
Поддержку потяжелей... при обратном методе? Айрат, заеду в Дубну, дам по шее ;D
А в банке с бензином их нафига палить???????
Не форум. а вечер юмора. ;)
Особенно повеселила система 1-5 2- 20
Блин, да я в любой последовательности загну его в бараний рог!


Проблема понятна, причина тоже.
Основные данные прочитал, не видел длину используемой заклепки? Пакет как я понимаю 2мм, 1.5+0.5

Обьясняю.
В результате деформации стенки лонжерона 05мм ее длинна уменьшается, это происходит как будто вы ставите на металле клипсы. Так же меняется расстояние между просверленными отверстиями. При том что уголок остается в прежней длине а полка в длине уменьшается, такой пакет будет деформировать, и теоретически ему можно придать любую форму.

Причина- нарушение технологии клепки.
Вспомните, под клеками, которые не деформируют полку, все было нормально.

Что делать?
Обратный метод, под вопросом. Поддержка для обратного метода должна быть 1.5кг для такой заклепки.
Нужна или строго отрегулированная скоба или прямой метод. Хотя можно конечно и обратный , как более простой. Но мне нужно знать , длину используемой заклепки, и какой диаметр и высота новой головки у вас получилось?


rs При всем уважении к присутствующим, я надеюсь все понимают, что я пишу с изрядной долей юмора! :)
 

АВИ

Я люблю строить самолеты!
rs При всем уважении к присутствующим, я надеюсь все понимают, что я пишу с изрядной долей юмора! 
Юмор в работе только на пользу.  :) Вижу, что Вы поднаторели в работе с клёпкой. Всё верно про то, что тонкий лист потягивает. У меня готовый лонжерон тоже (поэтому) получился слегка серповидный. Сначала расстроился, думал запорол. Когда сличил со снятым с заводского крыла (от "Бекаса") там та же картина. При сборке всё принимает нормальный вид. Но тут человек пишет, что у него ещё и крутка. Видимо это всё таки из-за выпучивания под головкой клёпки. Кстати, выбор для работы листа всего-то на 0,1 мм больше (вместо 0,5 берёте 0,6) существенно меняет картину в лучшую сторону.
 

corner

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Ангарск
Самоделкину
- толщина пакета 2мм действительно.
Заклепки твердые AN470AD 4-4 (диаметр 3,2мм, длина тела заклепки 6,3 мм.)  Т.е. из пакета торчит конец 4 мм. Расклепывал (молоток со стороны шляпки - по нашему это обратный метод кажется) до диаметра 4,8 - 5 мм. Высота новой головки получалась 1,8-2 мм. Вес поддержки 1 кг.
Частную проблему склепать пару лонжеронов я решил ручной скобой.
Но проблема в названии темы актуальна все равно. Было бы здорово получить от Вас рекомендации на будущее.
 

corner

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Ангарск
Кстати в продолжение...
В ответе 40 вы пишете, что при клепке длина стенки 0,5 мм уменьшается - отсюда склепанный лонжерон должен изгибаться в сторону стенки.
Так вот у меня было все наоборот. Лонжерон изгибался от стенки, т.к. длина стенки увеличивалась после клепки. Это хорошо было видно после высверливания всех заклепок.
 

zr18n

Як18т - лучший самолет за эти деньги !<b
Откуда
г.Тольятти
Лонжерон изгибался от стенки, т.к. длина стенки увеличивалась после клепки.
Совершенно правильно,при сильном расклепывании (большая сила удара ) утоньшается стенка (0,5мм) в районе головки заклепки и металл раздаётся в стороны удлинняя линейный размер стенки лонжерона,поэтому и изгиб полки в сторону противоположную стенке.
Если бы полка лонжерона была бы посерьезнее,то лонжерон получился бы прямой,но на стенке были бы хлопуны между заклепок....
Причина явления однозначно превышенная сила удара молотка....и клепать такую стенку с полкой лучше прямым методом ( когда молоток бьёт со стороны противоположной шляпке,а под шляпкой поддержка с углублением под шляпку.
Длина выступающей части заклепки из пакета -1,3 диаметра.
 

Айрат

Я люблю строить самолеты!
Откуда
г Дубна
Поддержку потяжелей... при обратном методе? Айрат, заеду в Дубну, дам по шее Смех
А в банке с бензином их нафига палить???????
  Виноват, исправлюсь :-[  ну не думал я, что люди тяжёлым молотком клепают тонкие листы, что переклёп идёт сразу было понятно.
  Про банку с бензином, это не моё.

Отожженный метал в свое исходное состояние никогда не вернется, без последующей закалки. Можете не экспериментировать.
Самозакаливаются- это ваще козец какой то. Смех
   Внимательно изучайте материаловедение, в частности термообработку и свойства дюралей. Особенно перед поездкой в Дубну. "Учите матчасть, ребята, там за это бьют"  ;D
         С уважением, Айрат.
 

Айрат

Я люблю строить самолеты!
Откуда
г Дубна
какой диаметр и высота новой головки у вас получилось?
   Очень дельный вопрос-замечание.  Я бы ещё предложил контролировать смещение головок после клёпки, это может влиять на деформации конструкции, особенно если смещение( должно быть не более 0.2мм примерно для вашего случая,- нет под рукой справочника) соседних заклёпок в одну сторону.
           С уважением.
 

Айрат

Я люблю строить самолеты!
Откуда
г Дубна
corner писал(а) Сегодня :: 05:08:15:
Лонжерон изгибался от стенки, т.к. длина стенки увеличивалась после клепки

Так и должно быть. А чтобы получалось без изгиба нужно давать предварительную натяжку листа.
   Так не должно быть!  А по предварительную натяжку, не в этот форум, это скорей тема для диссертации, а здесь за это только  :STUPID.
                               С уважением.
 

samodelkinn

Хочу в африку!
Откуда
Подмосковье
Самоделкину
- толщина пакета 2мм действительно.
Заклепки твердые AN470AD 4-4 (диаметр 3,2мм, длина тела заклепки 6,3 мм.)  Т.е. из пакета торчит конец 4 мм. Расклепывал (молоток со стороны шляпки - по нашему это обратный метод кажется) до диаметра 4,8 - 5 мм. Высота новой головки получалась 1,8-2 мм. Вес поддержки 1 кг.
Частную проблему склепать пару лонжеронов я решил ручной скобой.
Но проблема в названии темы актуальна все равно. Было бы здорово получить от Вас рекомендации на будущее.

Совсем старый стал, математику забыл. ;)
Длинна тела 6.3 пакет 2.0 а торчит 4.0 где косяк не пойму :D
Вроде все верно, но даже для заклепки 3.5 наши справочники дают толщину вновь образуемой головки 1.5 при диаметре 4.8
Проблему скобой решили и не поняли, в чем разница.
Скобой сильно не ударишь, и быстро не расклепаешь.
Вы бы высоту заводской головки замерили. ;)
 

samodelkinn

Хочу в африку!
Откуда
Подмосковье
 

Отожженный метал в свое исходное состояние никогда не вернется, без последующей закалки. Можете не экспериментировать.
Самозакаливаются- это ваще козец какой то. Смех
   Внимательно изучайте материаловедение, в частности термообработку и свойства дюралей. Особенно перед поездкой в Дубну. "Учите матчасть, ребята, там за это бьют"  ;D
         С уважением, Айрат.

Уже бегу покупать Д16АМ (отожженный) и буду ждать пока прочность наберет, как Д16АТ (закаленный и естественно состаренный)
И у вас там в Дубне, заклепки сами в печь прыгают, а потом в купель как после бани. ;D Самозакаливаются!!!!! :D
Срочно изучаю технологию дюралей и еду в Дубну. А пусть побьют. Нас бьют а мы крепчаем. :)
 

АВИ

Я люблю строить самолеты!
А по предварительную натяжку, не в этот форум, это скорей тема для диссертации, а здесь за это только.
С уважением. 
Эх, жаль не подъехали Вы на Саратовский авиационный годков эдак надцать назад. Поучили бы здешних спецов клепать (а это у них я консультировался во время работы). Глядишь и не прихлопнули бы наш неправильный заводик. Но у Вас есть шанс. Вертолёторемонтный в Энгельсе ещё работает.  С уважением. :p
 

samodelkinn

Хочу в африку!
Откуда
Подмосковье
У вас ребята все правильно, и видно что не от фонаря делаете, и наукой интересовались.
Но в двух словах, сильно быстро и очень сильно! Вы сами заставляете металл деформироваться.
Для заклепки 3.2 вновь образуемая головка должна иметь в толщину 1.5- 1.6 и диаметр 4.8- 5мм. Если следовать науке , то торчащий стержень должен иметь 4.8мм но фактическая толщина головки получится больше необходимого. Фактически приходится уменьшать длину стержня.
Если пакет подготовлен хорошо (обжат), вам нужно снизить скорость и силу удара. Никто не говорил что заклепку  нужно расклепывать с большой скоростью. В процессе клепки всегда возникают варианты, когда изменяя угол поддержки, можно исправить положение, но для этого нужно время. Не обязательно использовать слабый молоток, проще снизить давление. И у вашего молотка , скорость удара должна регулироваться курком, не надо пытаться расклепать очень быстро.
И вы не решили проблему скобой. Скоба это лучший выбор!
Всегда, если есть доступ, лучше использовать скобу. Прессовый метод дает лучшее качество, и к тому же скобу очень легко отрегулировать на необходимый размер, чего не скажешь о молотке.
В вашем случае, вы должны вести клепку до того момента как начнет деформироваться тонкий металл. На нем не должно быть еле заметных лунок под головкой заклепки. Точнее , до появления этих лунок, клепка должна быть прекращена. При большой скорости, это невозможно!
Это верно и для молотка и для скобы. Между оправкой молотка и головкой полезно подкладывать полиэтилен.

И поймите такую вещь. Как бы вы не старались, идеально все равно не получится. И если готовый лонжерон принимает нужную геометрию без особых усилий, значит все нормально, и переделывать не нужно! Опыт приходит со временем.

RS Напоследок расскажу одну историю. Когда я закончил свой первый лонжерон, и он свежесклепанный и покрашенный грунтовкой стоял в уголке. Ко мне зашел один знакомый,  со словами "ну покажи что ты там строишь"
Я показываю лонжерон, вот мол, деталь от крыла. Он внимательно посмотрел, и говорит. "Ну это ты купил, видно что на заводе сделано. А ты покажи что ты сам делаешь?"
Вот это и есть СЧАСТЬЕ! ;D
 

АВИ

Я люблю строить самолеты!
P.S. Кстати сказать. У хорошего спеца всегда есть свои приёмы и наработки о которых в справочниках и учебниках не пишут. Они делятся опытом с народом. Поэтому споры на тему "как правильнее" есть и будут.
 

Айрат

Я люблю строить самолеты!
Откуда
г Дубна
   АВИ, Вы бы пояснили, что Вы называете предварительной натяжкой. Как это сделать,  чем обеспечить нужное напряжение материала и каким усилием? Или Вы так называете предварительное сжатие пакета? Или это " растянуть лист (руками) и зафиксировать"?...  А Энгельсу привет ! Проходил там "войсковую практику" в 78м, когда учился в училище.
   Насчёт поучить спецов клепать,- вряд ли, я не клёпальщик, я конструктор, могу быть технологом или контролёром на участке клёпки. А вот руками поработать сам поучусь с удовольствием (у самоделкинна, когда он к нам в Дубну приедет).
Уже бегу покупать Д16АМ (отожженный) и буду ждать пока прочность наберет, как Д16АТ (закаленный и естественно состаренный)
И у вас там в Дубне, заклепки сами в печь прыгают, а потом в купель как после бани. Смех Самозакаливаются!!!!! Очень довольный
  Д16АТ и Д16АМ, мягко говоря, разные сплавы.

Д16АТ, Д16Т, Д19Т, Д1Т,  и др. подобные, после закаливания до состаривания довольно пластичны и имеют пониженную прочность. Процесс естественного состаривания длится около тридцати суток, прочность и твёрдость "набираются" постепенно...

  Из "твёрдых" заклёпок вроде бы  В65 можно клепать после термообработки и состаривания (неограниченное время использования).
                              С уважением.
 

АВИ

Я люблю строить самолеты!
АВИ, Вы бы пояснили, что Вы называете предварительной натяжкой. Как это сделать,чем обеспечить нужное напряжение материала и каким усилием? 
Здравствуйте, Айрат. Зовут меня Виктор (на будущее). Я в отличие от Вас инженерного образования не имею. Я мастеровой(любитель).  В технических терминах могу ошибаться т.к. владею на уровне дилетанта. Поэтому объясню как могу, своими словами. Когда склепал лонжероны своего крыла они получились слегка выгнутыми в сторону от стенки (серповидными). Расстроился жутко. Сличил с "Бекас"овским который брал за образец, там та же картина. Стал консультироваться со знакомыми спецами. С их слов: это происходит от того, что металл (стенка) предварительно не натянут. Посоветовали перед началом клёпки ленту(стенку) прижимать струбцинами по концам уголков, при этом слегка их выгибая. Напряжённые уголки дадут натяг ленты. После клёпки это напряжение компенсируется тем самим выдавливинием металла из под клёпок. Сам я так не делал, потому как лонжероны были уже готовы. Но считаю вполне логичным (не для всякого случая конечно). Не доверять же словам спецов не вижу основания.                  Что касается Дубны. Это у вас кажется делали "Шмели"? Если знакомы с Келадевым, передавайте привет. Мой безбашенный приятель покупал у него этот самолётик. А последующую печальную историю он знает.   С уважением.  :).      
 

Айрат

Я люблю строить самолеты!
Откуда
г Дубна
Про предварительную "натяжку" я так жёстко отозвался, потому что для самолёта это нехорошо. Остаточные напряжения в конструкции,  после клёпки, сварки снижают ресурс и просчитать это нереально. Например при монтаже гидросистем допускается подгибать трубопроводы руками, но так, чтобы упругих деформаций в конструкции после монтажа не было.
В общем, лучше не допускать расклёпа основного материала конструкции.
               С уважением.
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Эх, жаль не подъехали Вы на Саратовский авиационный годков эдак надцать назад
...Надцать лет назад,т.е.в середине 90-х?
Я приезжал - ужас,ужас...
Четверть века назад,разве что?
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
  Клёпка, как и многие другие тонкие работы в авиации - это виды искусства! ::)

  Как говорится: "хороший сапожник - он тоже поэт!"

Одними справочниками и техдоками не обойтись...

  Знакомый человек, хороший клёпальщик (из "бывших") рассказывал, когда на первом образце Ил-96 клепали, согласно техдокументации, пол в салоне, то, по всей длине, за счёт деформации смятия материала листа заклёпками, набежало 0,5 м (500 мм) избыточной длины! Там, правда,абсолютная длина приличная. В последствии, "натяг" листа не делали, но к каждой конкретной конструкции - свой подход.
 
 

АВИ

Я люблю строить самолеты!
.Да уж! Именно эти слова. И этот ужас закончился буквально пару лет назад летальным исходом. Вот ведь оно как. На комбайновом заводе смогли наладить выпуск самолётов, когда приспичило. А база авиационного "не подошла" для выпуска современных "унитазов". Сровняли с землёй. Разве не УЖАС.
 
Вверх