Как правильно считать деньги...

S

staryi

Доброго, сколько умных слов всяких а за станками работать никто не хочет, да и станки на металлом сдали.
И все в стране деньги считать хотят- а их все меньше, потому, что станки на Лом сдали. :IMHO
 

Чечако

Я люблю строить самолеты!
...сколько умных слов всяких а за станками работать никто не хочет...
Ну, кто-то не хочет, а кто-то уже не может. И оборудование есть, и желание, и даже заказы(иногда). Нет-здоровья. Вот и топчу клаву, в надежде на то, что кому-то из молодых и здоровых пригодятся мои знания, наработки и подзатыльники.  ;)
 

Чечако

Я люблю строить самолеты!
Дополнительные пункты к сообщению №37:

7. Организация производства
7.1 На основе имеющегося авиапроизводства
7.2.На основе имеющегося производства не авиационной направленности
7.3 На основе пустующего предприятия (земля, здания, помещения)
7.4 Новое производство на пустовавшем до этого, земельном участке

Без пункта.  Агрегатное производство
  Изготовление узлов, агрегатов и приборов ЛА, для стороннего заказчика. Конверсия узлов, агрегатов и приборов, ранее не предназначавшихся для применения в авиации.

Каждый из разделов влияет на требуемые ресурсы, или на изменения в других разделах.
Наличие повторяющихся пунктов в разных разделах, например-"мастерская", говорит о разветвленном влиянии- одновременно это и ресурс, и расходы, и "коэффициент влияния" в других разделах.
 

Чечако

Я люблю строить самолеты!
Уважаемые форумчане!
То, что выложено на этой ветке, и здесь: http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabbA/YaBB.pl?num=1364938366  - это отдельные сообщения, статьи и расчетные таблицы, которые условно можно назвать " Частные представления об экономике СЛА", причем не только для хобби, но и для бизнеса.
Большая просьба, критикуйте, предлагайте свое видение проблем, статистику, расчеты и т.п., а я буду это редактировать и связывать в единое целое, в "Экономику производства СЛА". Ну невозможно сделать, что-то большое в одиночку. Тем более, в некоторых вопросах-я полный профан, и чтобы разобраться в них, да еще и предложить их Вам, в качестве надежного источника- не хватит ни сил, ни времени, ни ответственности.

Расширение п.1, п.п. 1.1 из сообщения №37:

1. Возможные виды производства:
Определяется исходя из имеющихся (привлекаемых) ресурсов, требуемой прибыли, возможных потребителей продукции.


1.1 Индивидуальное
Есть ограничения по первоначальным ресурсам, ограничение по времени может приниматься в очень широких пределах (от нескольких месяцев, до нескольких лет). Показатель затрат рубль/чел-час  очень низкий.

   1.1.1 Изготовитель, одновременно, является и потребителем . Фактически - строительство и эксплуатация ЛА, как хобби. Культура и качество конструкции низкое. Конструкторская и технологическая документация - в неполном объеме. Качество изготовления - низкое. Квалификация изготовителя - низкая. Оборудование непроизводительное. Комплектующие - неавиационные. Ресурс готового ЛА - низкий. Эксплуатационная поддержка – низкая, большинство ее видов (см. раздел 6) - отсутствуют. Трудоемкость - низкая. Задачи по снижению трудоемкости, улучшению оборудования, использования авиационных материалов и комплектующих - не ставятся. Требуется время и информационная поддержка для самообразования, время и расходные материалы для освоения технологий и получения технологических навыков. Большая доля бракованных деталей.


   1.1.2. Изготовитель не является потребителем. Строительство ЛА – фактически бизнес, с ограниченными начальными ресурсами. Основной потребитель - такой же любитель авиации, только с уклоном в полеты, а не строительство. При соответствующих ТЗ и ТТХ ЛА, потребителем может стать и индивидуальный предприниматель/клуб (покатушки, с/х, парашютер...). В единичных случаях, потребителем может стать и крупный бизнес, например, для изготовления опытного экземпляра ЛА (прототипа). Во всех случаях, будут проблемы  в юридическом обеспечении, ремонте, гарантиях и т.п.  Трудоемкость выше, чем в п.1.1.1. Квалификация изготовителя выше, чем в п.1.1.1.  Задачи по снижению трудоемкости - не ставится. Возможности по улучшению оборудования, освоению новых технологий, использования авиационных материалов и комплектующих, сроках изготовления зависят от заказчика. Стоимость для потребителя, будет существенно выше, чем в п.1.1.1.  Требуется согласование финансирования (поэтапной оплаты) и сроков, а также согласование цен и сроков поставки материалов и покупных агрегатов.
 

Чечако

Я люблю строить самолеты!
Расширение п.1.2 к сообщению №37:

1.2 КИТ
Комплект деталей для сборки. КИТы бывают разной степени готовности и соответственно, разной стоимости (при одной и той же модели самолета). Детали планера входят в комплект обязательно, остальные узлы, агрегаты и приборы - по желанию /платежеспособности заказчика, при этом увеличивается стоимость и время ожидания. Часть КИТо-производителей, допускает продажу поагрегатно, часть - только полным комплектом. Как правило, на складе производителя, готовых комплектов нет. Чаще всего, время ожидания поставки (изготовления КИТа), составляет несколько недель, после предоплаты.  К КИТам прилагаются подробные инструкции (рисунки/тексты/фото/видео). КИТо-производитель, как правило, осуществляет широкую, послепродажную поддержку. КИТо-производитель, как правило, имеет 1-2 борта, собранные из КИТа, для отладки технологиии, рекламы и модернизации, а также, может являться владельцем рабочей документации по модели самолета - прототипа, и собственно по КИТу.
Особенности: квалификация сборщика КИТа, трудоемкость, требуемое оборудование зависит от комплектации КИТа (стоимости). Затраты на КИТ выше, чем по п.п. 1.1.1 и 1.1.2, однако, структура затрат совершенно другая.

   1.2.1 Сборка КИТа другого изготовителя, для себя.(хобби)
   1.2.2 Сборка КИТа другого изготовителя, для стороннего заказчика (бизнес)
   1.2.3 Изготовление КИТа аналогичного (замещающего) , КИТу другого изготовителя. Возможность продажи, как КИТом, так и уже готовым ЛА, стороннему заказчику.
   1.2.4 Изготовление КИТа для сборки ЛА собственной конструкции. Возможность продажи как комплектом чертежей, так и  КИТом, или  уже готовым ЛА, стороннему заказчику.

Расширение п.1.6 к сообщению №37:

1.6. КД и ТП (РЧ) (По сути, частное КБ)
Разработка конструкторской документации, технологических процессов, услуги по внедрению новых материалов и технологий, услуги по конструкторскому и технологическому сопровождению серийной продукции, модернизация существующих КД и ТП разработанных другими КБ.
Прим: следует понимать, что КД и ТП, для разной серийности, различны по своей сложности, объему и трудоемкости, и не пропорциональны производительности предприятия. С другой стороны, некоторые их части: комплекты документации сопровождающей изделие и/или комплекты для сертификации изделий, гораздо в меньшей степени зависят от серийности, и больше от сложности изделия и технологии.
  Кроме КД и ТП существует гораздо больший комплект документации, обеспечивающей (обслуживающей) производство: финансовые, на оборудование, на здания и сооружения, договора со сторонними организациями, внутренняя документация и т.п., эти виды документации сильно различаются по объему между классами производства, но внутри класса, их объем практически пропорционален производительности предприятия.
 

Чечако

Я люблю строить самолеты!
Расширение п.2.9, к сообщению №37:

Здесь важно, кто является изначальным калькодержателем/владельцем/совладельцем/разработчиком КД и ТП, от этого зависит возможности передачи, полностью или частично, авторских прав, другим участникам производственной цепочки:
     2.9.1. Физическое лицо
     2.9.2. Клуб
     2.9.3. Малое предприятие
     2.9.4. Крупное авиапредприятие
     2.9.5 Государственная структура
     2.9.6 Иностранный собственник
Не надо путать, инвестора, который финансирует проект, разработчика ТЗ (исходных требований) и разработчика КД и ТП, который его воплощает. Даже в СССР, как правило, все права на документацию (проект), передавались Заказчику, а авторский надзор оформлялся отдельным договором, между Разработчиком КД и ТП и заказчиком, при этом  реальные права собственности на Проект оставались у Министерства, финансирующего проект (тонкость такая, что, как правило, и Разработчик и Заказчик были подчинены Министерству, а оно работало на основе решений кабмина и госплана). Однако, калькодержателем оставался Разработчик, и без него (и соответствующих договоров) никаких изменений в Проект внести было невозможно, а следовательно, любое отступление от Проекта - было незаконным, и ответственность при этом с Разработчика снималась, а вот штрафы, и работы по сравнению Проекта с его реализацией (авторский надзор) - пополняли его бюджет. Смысл в том, что инвестору, важна прибыль и срок окупаемости, заказчику - срок начала производства, его мощность и себестоимость/цена продукции, разработчику - стабильное финансирование проведенной работы- т.е. у каждого участника- свои главные цели! И пересекаются они - в Проекте.

Расширение к п.3.6, сообщения №37:
3.6 Финансы
3.6.1 Источники финансирования
Необходимо понимать, что капиталовложения в Проект будут:
1. Высоко рисковые – те, которые идут на подготовку Проекта: предварительные расчеты, проектные КД и ТП, поиск финансирования, заинтересованность властей, маркетинг и т.п.
(Ликвидность низкая, кроме Вас, эти работы, практически, никому не нужны)
2. Средне рисковые – те, которые направлены на подготовку производства: поиск кадров, рабочие КД и ТП, производство и испытания опытных изделий,  основных поставщиков и подрядчиков, строительство/ремонт помещений, установка оборудования и т.п. (Ликвидность средняя, кое-что можно реализовать, но с убытком)
3. Низко рисковые - собственно производство и продажа изделий и сопутствующих услуг.
(Ликвидность высокая, при реализации, можно даже получить прибыль)
   Все банки, венчурные фонды и большинство спонсоров/инвесторов - это понимают, и соответственно заранее закладывают в Проект свои риски. Например:
- для банков - увеличенный кредитный процент на более рисковые части Проекта, и растягивание сроков. Банкам интересны бо`льшие суммы кредита, бо`льшие сроки кредитования, и в гораздо меньшей степени - процент по обслуживанию счетов, при налаженном производстве. Влезать в управление Вашим предприятием банк не будет;
- для венчурных фондов - наоборот, важно сокращение сроков и сумм, поэтому у них жесткий план по финансированию и срокам этапов работы, а проценты, или ниже чем у банков, или трансформированы в долю прибыли от налаженного производства, или в собственность/лизинг оборудования. Фонд, при большой прибыли Вашего предприятия, постарается сделать так, чтобы Вы стали акционером фонда, а он Вашим акционером;
- спонсоров/инвесторов интересует доля прибыли, а лучше- 51% акций предприятий, «вам - деньги,  мне - возможность порулить»;
- всех интересуют гарантии возврата средств, в виде переоформления прав собственности, на имущество, и в гораздо меньшей степени - на интеллектуальную собственность.
   Если же Вы - делаете самолет «для себя» и «на свои», то Вы больше – спонсор/инвестор, чем банкир, или акционер фонда.
 

Чечако

Я люблю строить самолеты!
Черновик!

Требования к мастерской СЛА

В больших производствах, существуют так называемые СНИПы (строительные нормы и  правила),   СанПиНы (санитарные нормы и правила), ГОСТы и прочие нормативные акты.  Они регламентируют, грубо говоря, связи между человеком и производством. Если бы, самодельщики попытались их выполнять, то на постройку СЛА у них бы не осталось ни времени, ни денег, ни ...хорошего настроения. Поэтому, если желаемое (государством), входит в противоречие с возможностями (СЛАшников), будем исходить из возможностей!
Требования к мастерской определяются изделием, технологией, обитаемостью (условиями работы и климатическими),  магистралями (дороги, электро, вода, канализация, связь...),  удаленностью от места жительства, стоимостью эксплуатации мастерской.
Ресурсы: 
1.      Время,
2.      Финансы,
3.      Человек (субъект)
4.      Люди,
5.      Информационные ресурсы,
6.      Материальные ресурсы
Объект:  СЛА - изделие которое имеет большие габаритные размеры, относительно малую массу и занимаемый объем, легко повреждаемые поверхности, достаточно тяжелые/габаритные комплектующие  и оборудование (заготовки, ВМУ/двигатель, консоли, оснастка...), широкий спектр технологий (механо-, гидро-,электро-сборочные, сварка, окраска, деревообработка...). Отличие от больших производств: в штучном выпуске, в «мягком» планировании рабочего времени, в вариантности привлечения сторонних ресурсов, в длительном цикле изготовления, в  существенно большем влиянии субъективных факторов (например: в ограниченности физической силы, и невозможности замены исполнителя).
Субъект:  СЛАшник - человек, который занимается конструированием, изготовлением и эксплуатацией изделия, а так же эксплуатацией мастерской. Отличие от больших производств:  в требуемой универсальности исполнителя, он и конструктор, и бухгалтер, и рабочий, и сантехник... Универсальность, мера вынужденная – это, превращение одного из ресурсов - времени, в другой ресурс - знания и навыки, и зависящее от ограниченности  третьего ресурса - финансов.
Ресурс время. Подразумевается время потраченное на хобби. Большинство СЛАшников имеют основную работу. Исходя из этого, можно приблизительно рассчитать количество времени, которое можно потратить на хобби. Итак: количество дней в  году 365, рабочих 246, из них отпуск 24. Предположим, что на хобби можно потратить 3 часа в рабочий день и 9часов в нерабочий. Тогда за год: (246-24)*3+(365-246+24)*9=1953 часа/год=163 часа/мес. Т.е. примерно столько же, что и на основной работе. Естественно, что это максимально возможное время. Из него придется вычитать: болезни, в том числе домашних, командировки, родительские собрания, дни рождения, плохую погоду, пробки и проч., и проч., и проч. Предположим, что на все эти «безобразия» уйдет не более 25%. Тогда на хобби останется примерно 120 часов/мес или 1440 час/год. Можно раскидать это время по рабочим и выходным дням, примерно это будет 16 рабочих дня по 3 часа (48 часов/мес), плюс 8 выходных по 9 часов (72 часа/мес), и всего 24 дня/мес.

Следующие временные затраты, это дорога до мастерской, но тут могут появиться и нематериальные проблемы.
Варианты размещения мастерской:
1.      На одном участке с Вашим загородным домом.
2.      Рядом с Вашим местом жительства
3.      Рядом с местом Вашей основной работы
4.      Рядом с местом жительства или работы, Вашего напарника
5.      Рядом с местами базирования поставщиков материалов и услуг
6.      Рядом с аэродромом/ПП
7.      «У черта, на рогах»
Каждый из них имеет +/-  в зависимости от существующих или планируемых взаимоотношений  субъекта  с семьей, соседями, работодателями, сотрудниками, напарником, чиновниками и др. субъектами. Например: просторная оборудованная мастерская, недорогая, но у «черта на рогах», запросто может превратить Ваше хобби: в семейный скандал, разбитую машину, в несоответствие Вашей физиономии «...великой должности Менеджера по работе с Клиентами», и т.п. И в тоже время, они расположены в порядке увеличения суммы непроизводительных расходов: арендной платы, эксплуатационных, транспортных, временных ...

Как перевести, эти умозрительные, в большинстве - потенциальные риски в считабельные величины? Можно только предположить, что коэффициент п.1. «На одном участке с Вашим загородным домом» будет равен 1.0.  Остальное – берете из нормативного справочника «2П4С» (пол, потолок, 4 стены). ;)

Зависимость транспортных расходов и временных затрат от расстояния до мастерской.
Если Вы планируете работать, воспитывать детей, ходить в театры, да еще и 3-4 часа работать в мастерской, то мастерская должна находиться, как наихудший вариант - в получасовой доступности. Иначе - строить самолет будете вечно!
Итак, при получасовой доступности мастерской, время на собственно хобби, сокращается на 24 часа/мес. И остается всего 120-24=96 часов/мес, или около 1150 часов/год. При известных скоростях передвижения: пешком-4,5 км/ч, велосипед 12 км/ч, муниципальный транспорт 15 км/ч, личный автомобиль(по городу) 25 км/ч, получим максимально допустимое расположение мастерской от места жительства или работы, в зависимости от вида используемого транспорта: пешком 2-2,5 км, велосипед 5-6 км, муниципальный транспорт 6,5-7,5 км, личный автомобиль 12-13 км.  Естественно, есть и бонус - при размещении мастерской между домом и работой, временные и финансовые затраты на транспорт, будут ниже. Но, не будем отнимать работу у логистических компаний, нам бы в среднепотолочных величинах разобраться.

Зависимость финансовых расходов от вида используемого транспорта.
Поскольку, ранее были упомянуты: велосипед, муниципальный транспорт и личный автомобиль, рассмотрим, сколько денежек они потребуют из бюджета постройки самолета. Велосипед: предполагаем цена нового 10 тыс руб, полный ресурс 10 тыс.км, получаем амортизационные расходы 1 руб/км. Тогда, при расстоянии 6 км, 24 дня/мес, расходы составят 2*6*24*1=288 руб/мес., или около 3500 руб/год, и соответственно ресурса хватит примерно на три года. Муниципальный транспорт: 30 руб/поездку, 24 дня/мес, расходы 2*30*24=1440 руб/мес, или 17300 руб/год.  Автомобиль: расстояние 12,5 км, средняя скорость 25 км/ч, 24 дня, расходы примерно 300 руб/час (амортизация, налоги, страховка, парковка, горючее, ТО, сё...), 2*12,5*24*300/25=7 200 руб/мес, или почти 86 тыс руб/год, Однако... дороговато. При бюджете от 0,5 до 1миллиона, и двух  годах непосильного труда, выложить 175тысяч, только за то, чтобы добраться до мастерской? Без учета поездок за материалами, комплектующими, к мастерам на завод и т.п.?
Лучше уж пешочком!!!

Технология.  В общем случае, в технологию СЛА входят:
1.      Разработка конструкции СЛА,
2.      разработка технологии изготовления,
3.      разработка и изготовление оснастки,
4.      изготовление узлов,
5.      сборка СЛА,
6.      покраска,
7.      стат.испытания,
8.      разработка сопроводительной документации,
9.      перевозка к месту летных испытаний/базирования.
Эти работы можно проводить как на одной площадке, так и на разных.  Как в одном здании, так и в разных.  Однако, помещения для отдельных работ,  имеют специфические требования, часто несовместимые друг с другом. Например: рабочее место конструктора, не должно находиться в производственных помещениях, особенно там, где идет сварка или окраска. И конструктор, и компьютер, этого могут не перенести. Есть ограничения и  к работе с композитами, деревом  и некоторым другим технологиям и работам.
Основные требования: помещения с разными условиями труда (эксплуатации) должны находиться на одной площадке, Если  это невозможно, то следует оценить,  насколько изменятся расходы, если их разместить на разных площадках,  и связать транспортом, или даже, отдать некоторые «грязные» работы на сторону.  Например,  сварку или окраску. Если мастерская находится далеко от места жительства или основной работы (лучших мест для работы конструктора), то стоит рассмотреть возможность переноса места конструктора в мастерскую, иначе транспортные расходы существенно возрастут.

Требуемая площадь. Зависит от габаритных размеров СЛА, трудоемкости, используемых технологий, количества работающих, оборудования. В меньшей степени: от климатических условий, времени постройки СЛА, программы выпуска, стратегии и автоматизации производства.  В отличии от «большого» производства, может зависеть, и от габаритов исполнителя.
Зависимость от одного фактора, не имеет решающего значения, зато достаточно просто определяется. Но, как правило, несколько факторов действуют одновременно, поэтому часто, выделить каждый из них, и оцифровать зависимость, невозможно. Например:  фактор определяющий ширину помещения - размах крыла. Естественно, необходимо, оставить расстояние от законцовок,  до стен,  для возможности нормальной сборки. Но если не будет учтено, что узел «консоль с лонжеронами» иногда, имеет гораздо большую длину (полуразмах), чем в сборе - ширины помещения может не хватить. Или, если не учесть, что планируется биплан, то можно «попасть» при расчете высоты помещения.  То есть,  конструкционный и технологический факторы сложились, и... появилась проблема! Мало, того, если заранее, на стадии КД и ТП, это предусмотрели, и решили строить мастерскую шире, или выше, то не забыли-ли, пересчитать смету на строительные и эксплуатационные затраты мастерской (отопление, освещение,...)? К чему это все?  ?  К тому, что очень редко, человек является специалистом, и в строительстве, и сметах, и энергетике,... а самое главное, не представляет последовательности работ, и возможных ошибок, а так же, какие из ошибок, могут быть фатальными, а какие-исправимыми, и какие ресурсы потребуются на их исправление.
 

Чечако

Я люблю строить самолеты!
Продолжение

Прямая задача: выбор помещения под мастерскую.
Исходные данные: в наличии чертежи СЛА, технология изготовления, технология окончательной (контрольной) сборки.
Требуется: найти помещение,  или помещение и прилегающую площадку, удовлетворяющую исходным данным.
Особенности: в строительстве зданий, используют расстояния между осями колонн/ стен/балок перекрытий, кратные 1.5, 3.0, 4.5, 6.0, 9.0, 12.0, 18.0, 24.0, 36.0 метров, конструкции и размеры  колонн и стен, могут быть различными, иногда, колонны/стены ставят не по осям, а смещают, поэтому, расстояние между крайними точками соседних колонн могут быть существенно меньше, чем расстояние между стенами. Колонны наружных рядов (внешних стен здания), и колонны на которых закреплены ворота или крановые пути, усиленные, иногда сдвоенные, поэтому расстояние между ними может быть меньше, чем в соседнем (внутреннем) ряду. 
Пример: стандартный железобетонный гараж (6х3 м), в реальности имеет размеры между стенами 2850+/-50 мм, и от внутренней поверхности ворот до тыльной стены 5900+/-50 мм. Ширина проема ворот зависит от конструкции, но в любом случае, она меньше расстояния между стенами на 50-150 мм. Крайние гаражи в секциях (и отдельно стоящие), имеют, как правило, еще меньшую ширину,  на 1-2 толщину стеновой плиты, для нормальной опоры плиты крыши на стеновые, и обеспечения, хотя-бы минимального свеса крыши, над боковой стеной. Поскольку, секционные гаражи, не относятся ни к промышленному, ни к жилищному строительству, (их реальный статус – строение, а не здание, а технология строительства-«шабашка») то разброс размеров, может быть еще хуже.
Какой СЛА, в принципе, можно собрать в гараже? Никакой! Только отдельные узлы одноместного СЛА: фюзеляж, длиной не более 4500 мм,  с центропланом не более 1400 мм, и стабилизатором не более 2600мм размаха,  консоли крыльев с лонжеронами  длиной не более 4500мм и максимальной хордой не более 1400мм. При таких условиях, никакого серьезного оборудования в гараж,  установить уже не удастся. Если же другого помещения нет, то можете смело увеличивать плановую трудоемкость изготовления, и соответственно, отодвигать срок готовности  на 15-20%.
Как, частично, обойти эти ограничения? Использовать высоту помещения, для размещения там готовых узлов.  Проводить полную сборку (разборку) на площадке, перед гаражом. Большинство технологических операций: гибка листов и профилей, деревообработка, сварка, окраска, изготовление матриц - отдать на сторону. В принципе-всё.
Минимальная площадь помещения, для изготовления узлов, полной сборки, размещения оборудования и оснастки: - для одноместного СЛА, 70-80м2; -двухместного 90-110м2,  высотой не менее 3,5 м, и шириной не менее 1.1 размаха.  Только в помещении такого размера, можно сделать выгородку под сварку, окраску, и прочие вредные технологии, а также разместить крупногабаритное оборудование (гибочный станок, болваны и матрицы, склад длинномеров, кран-балку и т.п.), да еще иметь уголок с компьютером, умывальником и микроволновкой.
 

Чечако

Я люблю строить самолеты!
Стоимость летного часа для СЛА-хобби
А   Методы расчетов, их точность
1.      Расчетный – основан на усредненных статистических данных, предназначен для оценки эффективности эксплуатации СЛА. Не дает высокой точности.
2.      Фактический – основан на реальных затратах,  понесенных при эксплуатации СЛА. Предназначен: для хранения данных за весь срок эксплуатации СЛА, для анализа сегодняшнего состояния и ожидаемых финансовых/материальных расходов в будущем. Требует постоянного заполнения и наличия финансовых документов /ссылок на них. Точность более высокая, чем у расчетного метода. Может быть основой, для статистических расчетов других СЛА.
3.      Комбинированный. Основа – расчетный метод, для уточнения вносятся реальные затраты, связанные с эксплуатацией СЛА. Предназначен, для сравнения расчетных и фактических показателей. Точность расчетов улучшается с увеличением времени эксплуатации, до фактического. Для разных владельцев, даже при однотипных СЛА, расчеты и итоги будут отличаться друг от друга.

Б   Примерный перечень затрат (исходных данных):
1.      Стоимость СЛА в момент покупки, (стоимость аналога по состоянию «на сегодня»)
2.      Стоимость перевозки (перегона) СЛА от места покупки, до места базирования/хранения.
3.      Стоимость перевозки СЛА от места хранения (например- гараж в черте города), до аэродрома.
4.      Затраты на поездку владельца/пилота от места жительства, до места базирования и обратно
5.      Затраты на хранение СЛА (вне места базирования - тот самый гараж в черте города).
6.      Затраты на базирование СЛА (в т.ч. аэродромные сборы)
7.      Затраты на обслуживание СЛА (в т.ч. материалы, ЗИП, работа)
8.      Затраты на обучение (в т.ч., на переучивание на данный аппарат, на инструктора, на испытателя и т.п.)
9.      Затраты на  страховку (в т.ч. аппарата, жизни и здоровья пилота, пассажиров, гражданской ответственности)
10.      Затраты на  гос. регистрацию, СЛГ, пилотское
11.      Налоги и обязательные платежи на СЛА, пилота/владельца
12.      Расходные материалы для полетов (бензин, масло, СОЖ, ...)
13.      Стоимость регламентных работ на паспортизированные агрегаты (двигатель, винт, САС...)
14.      Прочие расходы (например: модернизация, дополнительные агрегаты/приборы, авиапутешествие и др.)
15.      Выплата кредита/займа на покупку СЛА (агрегатов, ЗИП, услуг)
В   Другие исходные данные:
1.      Ресурс основных узлов/агрегатов, их стоимость на момент покупки СЛА/аналогов «на сегодня»
2.      Периодичность обслуживания (с привлечением техника)
3.      Сроки/даты основных затрат
4.      Расчетные периоды (год/месяц/неделя)
5.      Время полетов за прошедшие годы/месяцы
6.      Паспорта на основные узлы/агрегаты (ТХ, ресурс, регламенты)
7.      Прочие

Необходимо так же разделять собственность/бесплатное пользование и аренду/арендную плату.
Некоторые затраты, не входят в перечень. Например: на утилизацию по истечению срока службы (хотя для агрегатов, есть смысл внести), или затраты на подготовку к продаже. Потому, что после отчуждения, бывшему владельцу должно быть «всё равно», сколько будет стоить летный час. ;)
 

r_clone

Россия - родина слонов...
Для тех, кто начинает проектирование и хочет приблизительно узнать, сколько времени займет это "муторное дело"... Замечания- приветствуются!
замечание
чтобы применить Вашу методику необходимо знать трудоемкость проектирования ЛА аналога или прототипа
как/где ее узнать?
допустим попытаться воспользоваться мнениями экспертов, а много ли их отыщешь?
 

Чечако

Я люблю строить самолеты!
замечаниечтобы применить Вашу методику необходимо знать трудоемкость проектирования ЛА аналога или прототипакак/где ее узнать?допустим попытаться воспользоваться мнениями экспертов, а много ли их отыщешь?
В сообщении от 10.2.14 есть приложение, в котором я постарался всё "разжевать", в том числе и об экспертах.
Если без всех оговорок, которые есть в Приложении.
А лишь:
-конструктор-профессионал,
-ЛА для себя, одна штука, ЕЭВС,
-прототип известен, чертежи есть почти все
-детали/узлы аналогичны, но большинство в других размерениях, новых-минимум, но нужна КД на всё+3Д визуализация
-делать ЛА буду сам,  заказы на сторону-минимум
Приближенно: "Тр-ть проектирования"~"Тр-ть изготовления прототипа".
 
Вверх