По моему мнению классическая отписка людей уже давно забывших, а может быть и никогда не знавших как проводятся расследования. Ни слова про то, что на земле вообще нет следов поступательного движения и о том что произошло банальное сваливание. А соответственно пользы для меня, как для пилота летающего на однотипном самолете НОЛЬ!
Так что выводы придется делать для себя самому из того что есть.
Начну с экипажа.
Общий налет у обоих ребят, учитывая годы выпуска из училищ, очень небольшой. Налет, на типе просто мизерный, особенно учитывая то, что на самолете было введено еще два инструктора, а общий налет самолета всего 161 час. Что говорит о том, что даже имеющийся налет, скорее всего не весь командирский.
Даже с учетом перегона из Италии в пересчете на количество посадок средняя продолжительность полета получается 0,2 часа. То есть только по кругам.
Теперь непосредственно по обстоятельствам катастрофы.
Самолетами такого класса, с рабочими скоростями от ста до двухсот пятидесяти-трехсот километров в час, уже невозможно управлять без активной работы триммером руля высоты, нагрузки на штурвале меняются очень сильно и при активном пилотировании в большом диапазоне скоростей, что скорее всего и было в данном случае при выходе на горку или боевой разворот, точность управления по тангажу резко снижается при активном пикировании или кабрировании за счет резкой смены нагрузки на штурвале, причем для многих это становится неожиданностью, особенно после самолетов типа Бекас и им подобным.
Взлетный вес.
Эксплуатируемые мной Л-42 и Р-2006 при том, что они очень разные по концепции, имеют одно общее свойство, которое почти никак не проявляется на двухместных машинках при любой загрузке. И если на каком нибудь Евростаре или Аэропракте-22 вам кажется, что самолет перегружен и тяжелый, то это говорит только о том, что вы ничего не знаете о том, что такое перегруженный, тяжелый и с предельной центровкой. Что может очень плачевно закончится при переходе на более тяжелые самолеты с возможностью больших изменений по центровке.
Если летишь один, то и Л-42 и Твин похожи на двухмоторный истребитель, и позволяют при определенных навыках очень много. Вдвоем или даже втроем поведение самолета меняется, вы это чувствуете, но не так критично. Но как только вы садитесь в самолет вчетвером, заправляете полные баки и берете багаж, бойтесь...! Длинна разбега может увеличится от привычной ровно в два раза и любому из одноклассников может не хватить и пятьсот метров ВПП, а если добавить немного инея на крыльях то и большей дистанции может не хватить на вроде бы уже хорошо знакомом самолете. Ну про выполнение горок, боевых разворотов и т.п., даже не хочется говорить. Нельзя этого делать при весах близких к максимальным на таких самолетах, совсем нельзя, никак...! А первые полеты с максимальным весом выполнять только с аэродромов имеющих как минимум двойной запас по длине с очень внимательным отношением к росту скорости на разбеге.
По моему мнению причиной данной катастрофы стал активный пилотаж на тяжелом самолете без достаточного запаса высоты и минимальном налете экипажа на данном типе.
Дополнительным фактором мог стать резкий уход сидения пилота при выполнении горки с замков в положение назад. Конструкция замков точно не предназначена для выполнения пилотажа и на первых самолетах серии, в том числе и у меня были случаи ухода сидения назад, пока мы не выполнили доработки. При выполнении боевого разворота влево, правая рука командира скорее всего лежала на РУДах а левая на штурвале. На большом угле атаки в случае резкого ухода сидения с замков, скорее всего могло дополнительно возникнуть непреднамеренное усилие на штурвал влево и на себя. А с учетом малого запаса высоты и времени, сидящий справа пилот мог просто не успеть вмешаться в управление, если вообще его кресло стояло в рабочем положении для пилотирования. Подтвердить или опровергнуть эту версию невозможно по причине пожара, полностью уничтожившего алюминиевые детали конструкции кресла. А показания свидетелей рассказывающих о резком взмывании, даже не взмывании а дословно "резкое опускание хвостовой части" только убеждает меня в возможности такого развития событий.
Берегите себя...