Процедуры оформления СЛГ необходимо законодательно отделить от процедур сертификации.
Это, кстати, тесно согласуется с требованиями ФЗ №184 "О техническом регулировании"(ФЗ ОТР), в соответствии с которым [highlight]решения федеральных органов исполнительной власти в области технического регулирования[/highlight] (аккредитации органов по сертификации, сертификации объектов ГА, оценке соответствия, стандартизации продукции или связанных с ней процессов) [highlight]могут носить только рекомендательный характер[/highlight].
Сегодня в ФАВТ дйствует комиссия по сертифкации. В Органе ГА, имеющем функции по аккредитации, никакой сертификации быть не может. "Рекомендации" упомянутой комиссии носят далеко не рекомендательный результат, ибо чиновники [highlight]обязаны[/highlight] исполнять решения этой комиссии.
У ФАВТ есть еще одна "хитрая" функция - [highlight]организация инспектирования с целью оценки соответствия[/highlight] объектов ГА установленным требованиям. Инспектирование - это функция контроля и надзора. А оценка соответствия - это собственно сама процедура сертификации. Функция названа "хитрой", потому что [highlight]нарушены требования норм ФЗ ОТР: нельзя совмещать в одном органе функции по аккредитации с функциями по контролю и надзору, нельзя совмещать в одном органе функции по аккредитации с функциями по сертификации (оценке соответствия), нельзя функциями по контролю и надзору наделять два и более органов[/highlight] (этими функциями наделен Госавианадзор).
В рамках готовящегося мероприятия необходимо указать чиновникам на их место, обозначенное Федеральным законом "О техническом регулировании". Этот Закон совершил Революцию в современном российском законодательстве. Авиаторам, как наиболее интеллектуально продвинутому, технически грамотному сообществу, необходимо отстаивать незыблемость положений и требований этого, повторю еще раз революционного и по-настоящему антикоррупционного Закона.
Предлагаю лозунги:
1. Чиновники!!! Соблюдайте Федеральный закон "О техническом регулировании"!!!
2. Чиновников, нарушающих ФЗ "О техническом регулировании" - к ответу!!!
3. Сертификацию ЕЭВС - общественным экспертам!!!
4. Перестаньте людям врать!!! Дайте прото нам летать!!!
Чиновники обязаны оформлять СЛГ на основании одного единственного документа - Комплексного заключения, подписанного лицом, имеющим свидетельство авиационного специалиста по ТОиР с квалификационной отметкой "С".
Обладатель такого свидетельства может быть частным лицом или представителем юридического лица любой организационно-правовой формы. Аккредитация должна производиться в строгом соответствии с требованиями ФЗ ОТР. При этом, в соответствии с ФЗ ОТР: [highlight]не допускается ограничение конкуренции при аккредитации и сертификации, не допускается ограничение действия документа по аккредитации на какой-либо одной территории, не допускается введение препятствий к услугам сертификации.[/highlight]
Кстати, [highlight]в соответствии с ФЗ ОТР органом по сертификации может быть физическое лицо (индивидуальный предприниматель)[/highlight]. Аккредитация этого физического лица в качестве органа по сертификации должна производиться при условии его соответствия критериям аккредитации, предусмотренным "ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ (ЦЕНТРОВ), ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ", введенным Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. №163:
...5. Заявитель должен соответствовать следующим критериям аккредитации:
а) наличие системы учета и документирования результатов выполнения работ по подтверждению соответствия, в том числе утвержденных руководителем органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) правил организации делопроизводства, ведения архива по сертификации, исследований (испытаний) (с указанием сроков хранения дел), которые должны содержать документы, касающиеся работ,
выполненных при сертификации, испытаниях;
б) наличие необходимых для осуществления деятельности помещений, оборудования и иных материальных ресурсов;
в) наличие не менее 3 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца, и не менее 3 лет стажа практической работы в области аккредитации, указанной заявителем в заявлении об аккредитации;
г) наличие официально изданных действующих нормативных правовых актов, национальных стандартов и сводов правил, устанавливающих требования к объектам подтверждения соответствия;
д) наличие утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и обеспечении единства измерений методов и правил сертификации, исследований (испытаний) и измерений.
6. Дополнительным критерием аккредитации испытательных лабораторий (центров) является наличие аттестованного испытательного оборудования и поверенных средств измерений, необходимых для проверки соответствия объектов подтверждения соответствия установленным требованиям в области аккредитации, указанной заявителем в заявлении
об аккредитации.
7. Органы по аккредитации не вправе устанавливать в отношении заявителя критерии аккредитации, не предусмотренные пунктами 5 и 6 настоящего Положения...
Здесь единственное коррупционное требование - "наличие для осуществления деятельности иных материальных ресурсов".
Наличие 3-х специалистов (аттестованных экспертов) обеспечивается привлечением к работам необходимого количества специалистов по договору (соглашению о сотрудничестве). Повторю, орган по сертификации в соответствии с ФЗ ОТР может представлять один человек - физическое лицо (индивидуальный предприниматель).
Увы, упомянутое Положение действует в рамках системы обязательной сертификации. А ФАП-118 и им подобные могут действовать только в системе добровольной сертификации. Самоделки не являются продукцией, обращаемой на рынке. Самоделка состоит из набора продукции: планер + двигатель + воздушный винт. Продаже подлежат отдельно планер, отдельно двигатель и отдельно воздушный винт. Двигатели и воздушные винты как продукция сертифицируются в системе обязательной сертификации в АР МАК. Не имеющие сертификатат типа двигатели и воздушные винты сертифицируются в составе ЕЭВС. Сертификацию обеспечивает владелец ЕЭВС, которому выдан акт самостоятельной постройки.
Есть, правда, ещё одна "заморочка", действующая в системе аттестации авиационного персонала (ФАП-147): обладатель свидетельства специалиста с квалификационной отметкой "С" должен в крайние 24 меяца участвовать не менее 3 месяцев в проведении ТО на авиатехнике, на которую он может оформить соответствующее отрицательное заключение или Комплексное заключение о соответствии установленным требованиям. С учетом разнообразия типов, видов и категорий ВС набрать по 3 месяца можно только на 8 разных ВС. Решить сию проблему можно существенным увеличением количества экспертов. В наших российских условиях в число экспертов необходимо включать и летный состав, участвующий в разработке и постройке авиатехники, и разработчиков АТ, и производителей АТ, которым можно засчитать участие в тяжелых формах ТОиР создаваемой ими авиатехники. Независимость экспертов должна обеспечиваться выполнением условия: не допускать эксперта к сертификации конкретного экземпляра ВС, который он сам построил или в котором принимал участие в постройке.